Александр Бурьяк

Сверхзащищённый Псков

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Псков насыщен историческими достопримечательностями, особенно фортификационными и церковными, так что даже надоедает их смот- реть. Кроме того, он хорош в ландшафтном отношении: есть здесь и реки (три), и скалистые кручи, и мощная парковая зона. В целом это очень русский, очень замечательный город, не приобщившись к которому, думаю, нельзя считать себя русским по духу. А ещё он благоприятно расположен: из него недалеко до Санкт-Петербурга, Новгорода, Риги, Таллинна. Если жить в России, то лучше в таком городе, как Псков. Кстати, дешёвого жилья там скоро будет много, потому что в настоящее время население Псковской области сокращается более чем на 1% в год. Особенность Пскова -- его бесчисленные однотипные старинные церквушки (впрочем, несколько различающиеся между собой). Псков оцерквился в очень давние времена, так что позже почти не было культовой необходимости добавлять к набору псковских храмов ещё что-нибудь с использованием новых веяний. Может, и хотелось псковичам чего-то более нарядного и более крупного -- а хоть бы и в стиле петербургского Спаса на Крови -- но жаль было ломать намоленное наследие. Вот поэтому и получилось, что большой храм теперь в Пскове только один: Троицкий кафедральный собор. * * * Что может быть осмотрено в Пскове: - Псковский кремль (он здесь называется "Кром"); - Троицкий кафедральный собор на территории Псковского кремля; - частично восстановленные второй и третий пояса укреплений; - Мирожский монастырь (XII век, при впадении реки Мирожи в реку Великую); - Поганкины палаты (1670-1679 гг. постройки; названы по фамилии "основателя" -- купца Поганкина Сергея Ивановича); - палаты Поздноевых (рядом с Поганкиными); - палаты купца Меншикова (XVII век); - Дмитриевское кладбище; - Богословское кладбище; - множество всяких церквей XV-XVII веков. * * * Не главные, но тоже заслуживающие внимания достопримечательнос- ти Пскова: - двор купца Батова (ул. Ленина (бывш. Архангельская), 8, левый берег Великой, возле Ольгинского моста); кон. XVII - нач. XX век; - Мироносицкое кладбище (расположено напротив Крома по другую сторону реки Великой, но не на берегу, а чуть дальше); впервые упомянуто в 1536 г.; - храм Александра Невского (Завеличье, ул. Мирная, 1.); "построен в 1907-1908 гг. для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 г." (Википедия) - деревянный дом вице-губернатора Льва Перовского, отца Софьи Перовской (ул. Советская, 42); построен в 1-й половине XIX в. по серийному проекту. - Дом Масона (пер. Златоустовский (Комсомольский), 6); построен в 1909-1910 гг. - здание Псковского кадетского корпуса (ул. Некрасова, 23), ныне админимтративное; построено в 1784. - Снетогорский женский монастырь; в нём -- собор Рождества Пресвятой Богородицы, построен в 1311 г., расписан в 1313 г., роспись частично сохранилась -- единственный дошедший до нас памятник древнерусской монументальной живописи начала XVI века (адрес: Снятая гора, 1; правый берег реки Великой на западе Пскова). * * * Псковские церкви с забавными названиями: - Церковь Образская с Жабьей лавицы (Запсковье, ул. Первомайская, 27); XVI век, местами сохранились фрески; - Церковь Георгия со Взвоза (ул. Георгиевская (Урицкого), 1); XVI век; рядом проходила древняя стена Окольного города (участок возле храма был разобран в 1860-х); - Церковь Петра и Павла с Буя (ул. Карла Маркса, д. 2., Средний город, левый берег Псковы); XVI век; - Церковь Покрова и Рождества от Пролома (ул. Свердлова (бывш. Стенная), д. 1., возле Покровской башни); пролом -- это брешь в стене, проделанная войском Стефана Батория в 1581 г. - Церковь Успения у парома ("с пароменья") на Завеличье; XVI век; названа по парому, на месте которого теперь мост; - Церковь Николы со Усохи (ул. Советская, 19), XVI век; место, где находится церковь, ранее было болотом и потому называлось 'усохою', отсюда название храма; - церковь Димитрия в поле (Димитриевское кладбище); 1534 г.; - Церковь Преполовения Пятидесятницы (ул. Детская, д. 2); XV в. * * * К тонкостям псковской топонимики. Купца псковского, оставившего нам белый дом, звали не Подзоев и не Поздноев, а Подзноев: под зноем, значит. Пристройка к Крому -- это "город" не Довлатов и не Долматов, а Довмонтов. Революционер, именем которого длинную улицу назвали, был не Подземский, а Поземский. Не из подпольщиков, значит. * * * Исторические части Пскова: - Кром; - Довмонтов город -- расширение Крома, XIII век; Довмонтова стена -- 2-й пояс обороны (если считать изнутри, из Крома); в южную часть стены встроена Приказная палата оборонительного типа (1692-1693 гг.); - Средний город, XIV век; имел несколько стен, образовывавших 3-й и 4-й поясы обороны; от укреплений сохранилась Мстиславская башня на берегу реки Великой; - Окольный город, XVI век; 5-й пояс обороны (если считать из Крома); стены в основном сохранились, но местами зареставри- рованы; уцелели башни: Покровская, Петровская (ул. Карла Маркса) Михайловская (берег Псковы) и др. * * * Покровская башня -- самая мощная в укреплениях Пскова и одна из крупнейших в Европе. Диаметр башни -- около 30 м. У башни пять ярусов (этажей с бойницами, из которых можно было стрелять чем- нибудь в проходивших мимо людей). * * * Снетогорский монастырь не особо зрелищен: это чтоб монахини и паломницы не слишком пялились по сторонам, а больше о душе забо- тились. Монастырь стоит на скалистой горке над рекой Великой. Материал горки -- серый известняк. Река горку понемногу размывает, горка обрушается, и одна башенка монастырской ограды уже оказалась в опасном положении. По этому поводу начали сооружать снизу бетон- ную подпорку к скале, но недосоорудили. Под скалой на берегу реки сидеть приятно, но тревожно: как бы чего сверху не упало. Главное в рассматриваемом монастыре -- собор(чик) Рождества Пресвятой Богородицы. Крыльцо этого храма, похоже, сохранило из- начальный полуварварский декорум. Внутри храма довелось забирать- ся по очаровательному узкому ходу в стене на второй уровень -- к фрескам. Фрески блеклые (их в своё время скрыли побелкой), лица едва просматриваются. Ясное дело, что реставраторы добавят резко- сти и поубирают "белые пятна", но я успел посмотреть доподлинное. Ну, фрески как фрески: чтобы выявить их особенность, надо быть специалистом по древнерусскому фресочному делу. * * * Автобус №1 ходит -- и часто! -- от железнодорожного вокзала к Снетогорскому монастырю и обратно, останавливаясь по пути много где, в том числе возле ворот в Кром. * * * Если удалось добраться до Пскова, то надо попробовать доехать ещё до двух мест (оба -- менее чем в 50 км от оного): - до деревни (бывшего города) Изборск; там -- очень неплохо сохранившаяся средневековая крепость; - до города Печоры; там -- очень неплохо сохранившийся Псково- Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в XV веке; с пещерами. Автобус на Печору отправляется приблизительно каждый час и идёт через Изборск. Можно прямо с железнодорожного вокзала двигаться на автобусный (он рядом). * * * На псковских православных храмах бывает по две шильды: одна -- от государства, другая -- от РПЦ. Типа бдят с двух сторон. Под- сказываю: можно добавить третью шильду -- от партии "Единая Россия". * * * Россия, может, уже не немытая, но в очень многих местах далеко ещё не ухоженная. Понятное дело, на уход не хватает средств и душевных сил: надо ж и Украйну воевать, и Сирию, и в столице имперский глянец наводить, и спортом плебс охмурять. * * * В Пскове большевикам более-менее удавалось унимать свой церкве- взрывательский зуд. Наверное, была идея сделать здесь заповедник дремучей русской старины. Случился компромисс между Луначарскими и Троцкими. * * * Я думаю, что в советское время начали восстанавливать средневе- ковые укрепления Пскова, потому что напрашивалось неприятное сравнение со средневековыми укреплениями не так уж далеко отсюда расположенного Таллинна. Получалось, что русские -- хуже эстон- цев-датчан-немцев-шведов, потому что псковские укрепления в основ- ном рассыпались, а таллиннские в основном держались. Причина псковских потерь -- наверное, в худшем качестве местного камня (известняка), использованного при строительстве. Известняк известняку рознь. Псковские укрепления не растаскивались на камни горожанами, возможно, потому, что были слишком рассыпчатыми. Правда, их можно было растаскивать на щебёнку, сгребая её под стенами. Полагаю, её и сгребали. * * * Название речки "Пскова" (ударение на "ва") -- вроде, из того же ряда, что и "Москва", "Непрядва", Даугава, "Волотова" (?!), а не из того же ряда, что "Иванова", "Петрова", "Кузнецова". Морфема "ва" -- на древнем балтском (?) языке значит "вода". * * * Полиции в Пскове мало, но, я полагаю, это отчасти всего лишь потому, что функцию сторожения всяких объектов попередавали част- ным охранным предприятиям, да и у тех сотрудники больше пялятся в видеомониторы, чем фигурируют на открытых местах. Эх, когда-то было много проще и зрелищнее: квартальные надзиратели в белом, вооружённые револьверами, саблями и свистками; на подхвате у них -- дворники в фартуках, тоже со свистками, а ещё с бляхами и мётлами.
Псков, Ленин
Мудрый взгляд Ильича. Говорить про транзитную GLORIA MUNDI, однако, рано: GLORIA как раз не прошла, а всего лишь изменилось отношение. Во дворе ремонтируемой 19-й школы.
Псков, детский сад 23
А вот это очень трогает. Люди стараются посредством самоделок из подручных средств хоть немного отгородить детей от неприглядностей современной России. Кстати, обратим внимание: песочница прикрыта, чтобы экскременты животных туда не попадали. Новое веяние. Но червячкам и букашкам по-прежнему можно.
Псков, автобусная остановка
Характерное для Пскова -- обклеенность остановок общественного транспорта. Плохо ли это -- не знаю. Есть ведь и плюсы.
Псков, псковское подполье
Ещё характерное для Пскова -- такие вот напоминания о войне в разных местах города. Псковское подполье.
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища), XVI век. Типичное для древних псковских церквей устройство: два толстых коротких столба на входе, колокольня в виде ряда из 3-6 столбиков (колокола в данном случае украдены большевиками).
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища) изнутри. Иконостас. Обратим внимание на два толстых коротких столба: они для древних псковских церквей характерны.
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища) изнутри. Вид снизу вверх.
Псков
Ещё храм чего-то там. В Пскове их немеряно. Ярковыраженная Русь назло монголо-татарам и немцам.
Псков, дом Софьи Перовской
И улица Советская в Пскове держится, и дом Софьи Перовской всё ещё находится под государственной охраной. Софья Перовская (1853-1881) непосредственно руководила убийством царя Александра II ("Освободителя").
Псков, Поганкины палаты
Палаты купца Поганкина (1670-1679 гг.)
Псковский кремль
Псковский кремль в месте слияния двух рек: Псковы (слева) и Великой (справа).
Псковский кремль
Древняя Русь отражается в реке Пскове.
Псков, Троицкий кафедральный собор
Троицкий кафедральный собор на территории Псковского кремля.
Псков, третий пояс укреплений
Третий пояс укреплений. Берег реки Великой. Место стыка реставрированного (справа) и нереставрированного (слева) участков. Нереставрированные участки стен -- это в основном чуть больше, чем груды щебня.
Псков
Башня на берегу реки Псковы. К башне примыкает слева крепостная стена. Это то ли третья, то ли четвёртая линия укреплений. Река Пскова -- её в тылу.
Псков, Мирожский монастырь
Мирожский монастырь и кусочек реки Мирожи.
Псков, река Великая
Живописный заброшенный промышленный объект в разрыве третьего пояса укреплений. Средневековый Псков был огромным: настолько огромным, что теперь вот в разрывах его тогдашних укреплений помещаются целые промышленные объекты.
* * * Из дневника (надеюсь, не последняя запись): "08.08.2013. В Пскове на меня набросился кровососущий клещ. По- дозреваю, что это произошло, когда я по острой необходимости по- общался с природой в зарослях возле речки Пскова за Дмитриевским кладбищем. Если я в ближайшие полгода умру от страшной болезни, то, значит, допутешествовался. Но я предпочитаю думать, что этот клещ -- хороший: больных туляремией крыс, бешеных собак и псковс- ких алкоголиков, страдающих энцефалитом от рождения, он обходил стороной, а западал только на симпатичных женщин, как и я. В са- мом деле, не прерывать же экспедицию. Теперь с беспокойством прислушиваюсь ко всяким новым ощущениям в теле. Клеща я посадил под арест в пластиковый пакетик и предполагаю сдать в лабораторию для проверки его на вшивость заразность. Напоминаю себе: перед тем, как лезть в кусты, надо заправить рубашку в штаны, штаны -- в носки, а после того, как лезть в кусты, надо осмотреть себя, а также вытащить штанины из носков. Господи! Может, пронеси мимо меня чашу сию! Я ж всё-таки витаминизировался, ел пшеничные проростки, чистил зубы и т. д., а в храмах никогда не бросал посторонних предметов в ящики для пожертвований." * * * Весьма известные в своё время советские писатели Юрий Тынянов (1894-1943) и Вениамин Каверин (1902-1989) учились в Псковской гимназии. О псковских евреях вообще и о Тынянове с Кавериным в частности. Левин Н. Ф., статья "Евреи в губернском Пскове" (отрывки): "Разнообразные сведения о составе населения были получены во время Первой (оставшейся и единственной) всеобщей переписи насе- ления Российской Империи, состоявшейся 28 января 1897 года. Тогда в Пскове проживали 30478 человек. Из них 1415 жителей назвали еврейский язык своим родным. Однако следует учитывать, что в трёх пехотных полках, стоявших в Пскове, служили примерно 3300 солдат, в том числе 231 еврей. Так что постоянно жили в городе 1184 еврея (4,4 % населения), и они находились на третьем месте после 22000 русских и 1312 немцев. За исключением 14 православных, остальные евреи исповедовали иудейскую веру. Из 1415 евреев грамотными оказались только 816 (47 %), в том числе 587 обучались на русском языке и 155 - на других, кроме еврейского. Только 74 получили образование выше начального. По этим показателям псковские евреи находились на последнем месте, т. к. у немцев грамотность составляла 86 %, у латышей 83 %, у эстонцев 74 %, у поляков 69 %, у русских 52,4 %. И социальное положение псковских евреев было низким. Дворянином никто из них не стал. Лишь 5 человек, включая членов семьи, удостоились включения в сословие почётных граждан. В семьях купцов, выбравших гильдейские свидетельства, оказалось только 30 человек. Основная масса евреев (1098 постоянных жителей, не считая солдат) числилась мещанами, т. е. ремесленниками, мелкими торговцами, рабочими, служащими и членами их семей. Среди евреев-мещан большинство составляли ремесленники. Сами занимались различными ремёслами 251 человек (217 мужчин и 34 женщины) и в их семьях насчитали 504 иждивенца. Таким образом, за счёт ремесла жили 755 человек или почти 64 % псковских евреев. Более половины из них занимались пошивом одежды: 128 мужчин и 30 женщин зарабатывали им средства существования для себя и 290 неработающих членов семьи." "...Исаак Михайлович Руммель в советские годы руководил Комму- нальным театром в Пушкинском доме, организовал выступление в нём 21-22 мая 1920 года Ф. И. Шаляпина. Рассказ Руммеля 'Концерты в Пскове' вошёл в трёхтомник воспоминаний о великом певце. В годы НЭПа И. М. Руммелю принадлежал бывший кинотеатр 'Модерн', переименованный в 'Коммуну'. И. М. Руммель женился на Мирре Зильбер - старшей дочери Абеля Абрамовича и Ханны Гиршевны Зильбер, известных музыкальных деятелей Пскова. Они давали уроки музыки, открыли здесь в 1900 году магазин музыкальных инструментов и нот. Абель Абрамович служил капельмейстером 96-го пехотного Омского полка. Анна Григорьевна (так её обычно звали в городе), как антрепренёр, приглашала сюда на гастроли лучших артистов. В декабре 1912 года Зильберы открыли на имя Мирры Абелевны ещё один музыкальный магазин 'Граммофон', торговавший с 1916 года и пишущими машинками. А двумя годами раньше брат Абеля аптекарский помощник Сахн Абрамович и его жена Рахиль-Лея Кивелевна Зильбер основали Специальный магазин игр и игрушек 'Эврика'. Вторая дочь Зильберов Лея (Елена Абелевна) стала женой известного писателя Юрия Николаевича Тынянова, выпускника Псковской мужской гимназии, большого друга её брата Льва Зильбера, ставшего академиком, известным вирусологом. 12 глав истории жизни семьи Зильберов в Пскове газета 'Псковская губерния' опубликовала в марте-июне 2002 года к столетию со дня рождения их сына, писателя Вениамина Каверина. Мемориальные доски в память о Льве Зильбере, Юрии Тынянове и Вениамине Каверине украшают бывшее здание мужской гимназии (ныне средняя школа N 1 г. Пскова)." * * * О теперешнем положении дел с евреями в Пскове. Из новостей (lenta.ru, 19.12.2006): "ПСКОВСКИХ ЕВРЕЕВ ОТРАВИЛИ ГАЗОМ ВО ВРЕМЯ ХАНУКИ. В Пскове неизвестные распылили газ в помещении еврейского общинного центра 'Хесед' во время празднования иудейского праздника Хануки, передает агентство 'Интерфакс' во вторник. Как сообщили представители Федерации еврейских общин России, инцидент произошел в минувшую пятницу, когда гости сели за праздничную трапезу. После молитвы сидящие недалеко от входных дверей начали кашлять и задыхаться. В воздухе сильно запахло перцем, самочувствие гостей ухудшилось. По версии сотрудников центра, злоумышленники направили баллон- чик в отверстие замочной скважины. Прибывшие на место происшест- вия сотрудники милиции составили акт о случившемся. По информации 'Агентства еврейских новостей', помещение общины находится в одном здании с общежитием техникума, студенты которого были неоднократно замечены в агрессивном поведении по отношению к посетителям центра." * * *
Псков, Мирожский монастырь
"Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы!" Псковско-рижская газета "За Родину", номер за 3 декабря 1942 г., с фотографиями экзарха-митрополита Сергия. Из Википедии.
В 1941-1944 гг. ведомство Розенберга проводило в Пскове и Псковской области эксперимент по возрождению русского православия в интересах Великой Германии. Из Википедии: "Псковская православная миссия - пастырско-миссионерское учреж- дение, ставившее задачу возрождения православной церковной жизни на северо-западе оккупированной Вермахтом территории РСФСР; со- здано в августе 1941 года при содействии германской администрации митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским), кото- рый, сохраняя номинальное пребывание в юрисдикции Московского патриархата, осуждал сотрудничество последнего с советским режи- мом в борьбе против Германии, с самого начала немецкой оккупации занял антикоммунистическую позицию и принял курс на сотрудничест- во с оккупационными властями." "Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат, вывезена в Псков и передана Церкви немцами." О деятельности Псковской православной миссии снят в 2009 г. ре- жиссёром Владимиром Хотиненко по заказу РПЦ художественный фильм "Поп" -- по роману "Поп" Александра Сегеня, тоже заказанному РПЦ. Фильм "Поп" сделан в стиле фильма "Остров" (2006) Павла Лунгина -- говорят, не заказанного РПЦ (или же заказанного тайком). "Поп" очень слезоточив (не меньше, чем "Остров"), местами похож на ре- альные события (= довольно лжив) и являет собой весьма эффектную игру на душевных струнах истинно русских людей -- более-менее честных и очень доверчивых -- в интересах церкви и государства. Русская православная церковь во время Великой Отечественной войны, можно сказать, обслуживала -- идеологически и пропаган- дистски -- обе воюющие стороны. То есть, была не за конкретную власть, а за власть вообще. И не за конкретную Россию, а за Россию вообще. За свою кормушку. За паству, которую можно стричь. Подвижников-мучеников в своих рядах РПЦ специально не готовила, но если кто рвался сам, относилась к этому снисходительно: улуч- шала свой имидж и заодно очищала ряды от хлопотного элемента. * * * В туалете на псковском железнодорожном вокзале ужасно тесные кабинки: для людей телосложением, как у Путина и Медведева. Псковские десантники мне, кстати, тоже показались мелковатыми (при Советах, вроде, крупнее были). Попался на глаза старлей, который и вовсе был НИЖЕ МЕНЯ РОСТОМ. Правда, свирепый физионо- мией, тогда как моя -- обманчиво-добрая. Кстати, мужчинок, кото- рые меньше меня вертикальным размером, я не могу воспринимать без насмешки: у меня -- нижний допустимый предел (170 см), установ- ленный, разумеется, мною. * * * Отель "Колос" на улице Красных Партизан настолько хорош, что из-за него у меня почти уже возродилась вера в Россию. В номере было тихо -- несмотря на то, что окна выходили на улицу. Завтрак был блистателен (уже ради одних только завтраков такого уровня есть смысл туда заселяться), хотя я добавил бы ещё маринованных огурчиков. Гвоздём программы в мой приезд были блинчики, полива- емые сгущёным молоком. Так держать, колосовцы! Единственная не вполне решённая проблема -- комары: откуда-то возникали, несмотря на сетки на окнах. Думаю, их назапускали какие-то бестолочи, про- ветривавшие номер не через сетку. Холодильник в номере отсутство- вал, ну и чёрт с ним: был повод вспомнить молодость человечества, когда прекрасно справлялись и так. Здание двухэтажное, поэтому вероятность получить шумного соседа сверху очень невелика. Толщина наружных стен -- не менее 60 см, что тоже напоминало о героическом прошлом. Подоконники настолько широки, что на них можно спать -- или хотя бы вдоволь разложиться с вещичками. В номере имелась электросушилка для одежды, а это бывает даже поважнее холодильника. Недостатки номера были мелкие и вполне совместимые с жизнью. К примеру, был неудобно расположен телевизор: для смотрения с кро- вати -- слишком далеко, а из положения сидя за столом -- слишком близко. В общем, покидать отель -- и город -- совсем не хотелось, но было надо.

Возврат на главную страницу           Александр Бурьяк / Сверхзащищённый Псков