Россия неимоверно огромна не только своими физическими размера-
ми, но и своей культурой. В задрипанной российской провинции это,
правда, не заметно, зато в Москве или Петербурге так сильно шиба-
ет в глаза, что всякий раз ошеломляет, хотя ты эти города не раз
уже видывал, а вдобавок имел воможность сравнивать их с Парижем,
Римом, Мадридом, Веной и т. п. В центре Москвы легко уверивается
в величие России, в её мощь, потенциал, добротное будущее. Опус-
каться на почву скрытой неблистательной реальности тут очень
трудно. Ну, многие себя этим и не озадачивают.
* * *
Не только в архитектуре, но и в живописи Россия представлена
блистательно, в том числе картинами на темы своей истории.
* * *
Византизм, азиатчина и проблемы России.
Среди русскоязычных не-совсем-любителей России, которые шибко
закультурились, но не прониклись здоровым скептицизмом в отноше-
нии интеллигентской галиматьи, распространено мнение, что соци-
ально-политические особенности России (недемократичность и в то
же время общинность, тяготение к рабогосподским отношениям и т.
п.) предопределены её таинственным ВИЗАНТИЗМОМ, хватанутым в IX
вместе с православием. Ещё версия: загадочная "азиатчина нас
душит". Можно и смешать эти версии: русским мешает хорошо жить
якобы их византизмоазиатчина.
Между тем, в КАЖДОМ углу Европы люди немножко не такие, как в
других её углах (хотя удаётся находить и очень похожих межу собой
людей из разных углов), и живут не особо хорошо, потому что хоть
что-нибудь им да мешает. Россия особенная, потому что особенной
является вообще ЛЮБАЯ страна, даже такая маленькая, как Албания
или Эстония. Россия кажется особенно особенной, только если в её
специфику пристально всматриваться -- и не обращать внимания на
то, насколько различаются друг от друга её соседи.
Православие относится к более-менее особенностям России, но оно
очень незначительно повлияло на остальные её особенности. Визан-
тизм -- это вздорная интеллигентская фикция. Как и азиатчина.
Границы преимущественного распространения православия легли
одним образом, границы "византийского мира" -- другим, границы
расползания славянских языков -- третьим, границы диффузии сла-
вянских и тюркских генов -- четвёртым, границы между бедными и
богатыми странами Европы -- пятым. Вдобавок эти границы всегда
были более-менее нечёткие и/или перемещающиеся.
Кстати, в Белоруссии мы можем сравнивать на одном и том же
человеческом материале, как что душит: азиатчина, европейщина.
Так вот, в Белоруссии католики и православные не отличаются в
образе жизни и менталитете ничем, кроме того, что ходят в не
совсем одни и те же храмы. Моя супруга была крещена католичкой,
дочку крестила в православии (зачем -- не знаю), ставит свечки
на всякий случай и в костёлах, и в церквях (что попадётся под
настроение) -- потому что не чувствует большой разницы между ними
(отмазка: бог всё равно везде тот же самый) -- а лично я, тоже
вполне себе белорус по всем параметрам, кроме фамилии, охотнее
таскаюсь в мечети и синагоги (лишь бы они были хороши в архитек-
турном отношении), но благоговейной дрожи нигде не чувствую, даже
в индуистских святилищах перед изображениями Шивы. Раскол на за-
падоидов и вестоидов в Белоруссии идёт вовсе не от конфессий:
скорее, наоборот, раздувальщики антироссийских настроений стара-
ются притягивать к этому делу католицизм, чтобы и он подсобил.
Если на западе Белоруссии больше западоидов, а на востоке --
вестоидов, это от того лишь, что на западе проще ездить в Польшу
и Литву, а на востоке -- в Россию. А с кем поведёшься, от того и
наберёшься. Вдобавок Польша обхаживает свои Kresy Wschodnie и
впаривает белорусскому плебсу "карту поляка", а католицизм тут
сбоку припёка, тем более что население в Белоруссии по преимущес-
тву атеистичное или хотя бы не шибко "воцерквлённое".
Валить на византизм, православие, азиатчину -- значит ограничи-
ваться мутным псевдообъяснением российских реалий, из которого не
следуют никакие толковые рекомендации, а следует только одно: на-
до тупо копировать Западную Европу. Кстати, Пётр Чаадаев в своё
время настолько взъелся на византизмоазиатчину, что даже перешёл
в католичество. И что? От геморроя его это не избавило, как и
следовало ожидать. Потому что надо было всего лишь вести здоровый
образ жизни, а западнизм располагает к этому не более, чем вес-
тизм.
Прежде, чем решать, какая страна живёт лучше, надо разобраться
с тем, а что такое лучшая жизнь. Скажем, я не считаю, что обиль-
ное потребление, продвинутая медицина и "демократия" идут народу
на пользу, а кто-то ж считает, что таки идут. Чем комфортнее
условия жизни, тем менее живучи пребывающие в них организмы -- и
тем более зависимы от разнообразной "поддержки" (таблеток, психо-
терапии и т. п.). Вот автомобильство реально и очень жутко вредит
(травит, вгоняет в расходы, разрушает биосферу), а византизм и
азиатчина -- это чушь собачья, не уводите дискуссии в сторону.
Ещё разберитесь с тем, что такое прогресс, а что -- деградация,
которую с ним часто путают. А если не разобрались, то -- "вареж-
ку" на замок: о феномене России и о судьбе оной вам рассуждать
рановато.
................................................................
................................................................
"Призвание князя - встреча князя с дружиной, старшинами
и народом славянского города".
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха
с князем Святополком".
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Ярослав Мудрый".
А. Д. Кившенко (1851-1895).
Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту.
А. Д. Кившенко (1851-1895).
Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство.
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Церковный собор. 1654 год. Начало раскола."
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Плененного Едигира царя казанского приводят к Ивану IV".
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский,
у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского".
А. Д. Литовченко (1835-1890)
"Никита Пустосвят. Спор о вере".
Василий Перов.
"Присоединение Великого Новгорода. Высылка"
А. Д. Кившенко (1851-1895).
"Опричники".
Н. Неврев
Российский головной мусор, вываленный на фуфайки.
Москва, 2017.
Сияющее вечернее величие империи.
Московский Кремль, 2017.
"Избранные" отгородили себе кусочек России
в самом её сердце. Поцелуй пробой и иди домой.
Москва, 2017.
Из анекдотов о России, русских, русском языке.
«Замолаживает», – сказал ямщик. Даль достал свою записную
книжку и написал: «Замолаживать – пасмурнеть, заволакиваться
тучками, клониться к ненастью».
«Да, молоз… Не замёлнзуть бы, блин!» – добавил ямщик...
"Собр. соч. Ивана Сусанина":
Том 1: "Как завести друзей".
Том 2: "Российские полупроводники".
Том 3. "Леса России".
Том 4: "Сборник польского мата".
Иностранная делегация посетила советский завод. Мастер и
рабочий темпераментно беседуют, никого не замечая. Один из
иностранцев знает русский и переводит беседу остальным:
- Мастер предлагает рабочему обработать деталь, ссылаясь на то,
что он состоит в интимных отношениях с матерью рабочего. Рабочий
отказывается обрабатывать деталь, ссылаясь на то, что он состоит
в интимных отношениях с матерью мастера, с начальником цеха, с
директором завода и с самой деталью.
Один немецкий переводчик хвастался, что идеально знает русский
язык, переведет любую фразу. Ну, ему и предложили перевести на
немецкий: "Косил косой косой косой".
Беседуют англичанин, француз и русский. Англичанин:
- У нас произношение трудное. Мы говорим "Инаф", а пишем
"Enough".
Француз:
- О-ля-ля, у нас-то как сложно! Мы говорим "Бордо" а пишем
"Bordeaux".
Русский:
- Да это всё пустяки. Мы говорим: "Чё?", а пишем: "Повторите,
пожалуйста".
Странный этот русский язык! Пирожок - единственное число, а
полпирожка - множественное. Смотри: "Нафига мне ТВОЙ пирожок?"
и "Нафига мне ТВОИ полпирожка?"
Исключительно русское словосочетание: "Да нет".
Если бы русские любили работать, они не назвали бы включатель
выключателем.
В зависимости от интонации одно матерное слово автомеханика
Петрова может означать до 50 различных деталей и приспособлений.
Пример из области достижений русского языка - осмысленное пред-
ложение, в котором подряд идут пять глаголов неопределенной фор-
мы: Пора собраться встать пойти купить выпить!
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / О, Русь!