Александр Бурьяк

О, Русь!

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Россия неимоверно огромна не только своими физическими размера- ми, но и своей культурой. В задрипанной российской провинции это, правда, не заметно, зато в Москве или Петербурге так сильно шиба- ет в глаза, что всякий раз ошеломляет, хотя ты эти города не раз уже видывал, а вдобавок имел воможность сравнивать их с Парижем, Римом, Мадридом, Веной и т. п. В центре Москвы легко уверивается в величие России, в её мощь, потенциал, добротное будущее. Опус- каться на почву скрытой неблистательной реальности тут очень трудно. Ну, многие себя этим и не озадачивают. * * * Не только в архитектуре, но и в живописи Россия представлена блистательно, в том числе картинами на темы своей истории. * * * Византизм, азиатчина и проблемы России. Среди русскоязычных не-совсем-любителей России, которые шибко закультурились, но не прониклись здоровым скептицизмом в отноше- нии интеллигентской галиматьи, распространено мнение, что соци- ально-политические особенности России (недемократичность и в то же время общинность, тяготение к рабогосподским отношениям и т. п.) предопределены её таинственным ВИЗАНТИЗМОМ, хватанутым в IX вместе с православием. Ещё версия: загадочная "азиатчина нас душит". Можно и смешать эти версии: русским мешает хорошо жить якобы их византизмоазиатчина. Между тем, в КАЖДОМ углу Европы люди немножко не такие, как в других её углах (хотя удаётся находить и очень похожих межу собой людей из разных углов), и живут не особо хорошо, потому что хоть что-нибудь им да мешает. Россия особенная, потому что особенной является вообще ЛЮБАЯ страна, даже такая маленькая, как Албания или Эстония. Россия кажется особенно особенной, только если в её специфику пристально всматриваться -- и не обращать внимания на то, насколько различаются друг от друга её соседи. Православие относится к более-менее особенностям России, но оно очень незначительно повлияло на остальные её особенности. Визан- тизм -- это вздорная интеллигентская фикция. Как и азиатчина. Границы преимущественного распространения православия легли одним образом, границы "византийского мира" -- другим, границы расползания славянских языков -- третьим, границы диффузии сла- вянских и тюркских генов -- четвёртым, границы между бедными и богатыми странами Европы -- пятым. Вдобавок эти границы всегда были более-менее нечёткие и/или перемещающиеся. Кстати, в Белоруссии мы можем сравнивать на одном и том же человеческом материале, как что душит: азиатчина, европейщина. Так вот, в Белоруссии католики и православные не отличаются в образе жизни и менталитете ничем, кроме того, что ходят в не совсем одни и те же храмы. Моя супруга была крещена католичкой, дочку крестила в православии (зачем -- не знаю), ставит свечки на всякий случай и в костёлах, и в церквях (что попадётся под настроение) -- потому что не чувствует большой разницы между ними (отмазка: бог всё равно везде тот же самый) -- а лично я, тоже вполне себе белорус по всем параметрам, кроме фамилии, охотнее таскаюсь в мечети и синагоги (лишь бы они были хороши в архитек- турном отношении), но благоговейной дрожи нигде не чувствую, даже в индуистских святилищах перед изображениями Шивы. Раскол на за- падоидов и вестоидов в Белоруссии идёт вовсе не от конфессий: скорее, наоборот, раздувальщики антироссийских настроений стара- ются притягивать к этому делу католицизм, чтобы и он подсобил. Если на западе Белоруссии больше западоидов, а на востоке -- вестоидов, это от того лишь, что на западе проще ездить в Польшу и Литву, а на востоке -- в Россию. А с кем поведёшься, от того и наберёшься. Вдобавок Польша обхаживает свои Kresy Wschodnie и впаривает белорусскому плебсу "карту поляка", а католицизм тут сбоку припёка, тем более что население в Белоруссии по преимущес- тву атеистичное или хотя бы не шибко "воцерквлённое". Валить на византизм, православие, азиатчину -- значит ограничи- ваться мутным псевдообъяснением российских реалий, из которого не следуют никакие толковые рекомендации, а следует только одно: на- до тупо копировать Западную Европу. Кстати, Пётр Чаадаев в своё время настолько взъелся на византизмоазиатчину, что даже перешёл в католичество. И что? От геморроя его это не избавило, как и следовало ожидать. Потому что надо было всего лишь вести здоровый образ жизни, а западнизм располагает к этому не более, чем вес- тизм. Прежде, чем решать, какая страна живёт лучше, надо разобраться с тем, а что такое лучшая жизнь. Скажем, я не считаю, что обиль- ное потребление, продвинутая медицина и "демократия" идут народу на пользу, а кто-то ж считает, что таки идут. Чем комфортнее условия жизни, тем менее живучи пребывающие в них организмы -- и тем более зависимы от разнообразной "поддержки" (таблеток, психо- терапии и т. п.). Вот автомобильство реально и очень жутко вредит (травит, вгоняет в расходы, разрушает биосферу), а византизм и азиатчина -- это чушь собачья, не уводите дискуссии в сторону. Ещё разберитесь с тем, что такое прогресс, а что -- деградация, которую с ним часто путают. А если не разобрались, то -- "вареж- ку" на замок: о феномене России и о судьбе оной вам рассуждать рановато. ................................................................ ................................................................
Россия
"Призвание князя - встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города". А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком". А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Ярослав Мудрый". А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту. А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Церковный собор. 1654 год. Начало раскола." А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Плененного Едигира царя казанского приводят к Ивану IV". А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского". А. Д. Литовченко (1835-1890)
Россия
"Никита Пустосвят. Спор о вере". Василий Перов.
Россия
"Присоединение Великого Новгорода. Высылка" А. Д. Кившенко (1851-1895).
Россия
"Опричники". Н. Неврев
Россия
Российский головной мусор, вываленный на фуфайки. Москва, 2017.
Россия
Сияющее вечернее величие империи. Московский Кремль, 2017.
Россия
"Избранные" отгородили себе кусочек России в самом её сердце. Поцелуй пробой и иди домой. Москва, 2017.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / О, Русь!