Александр Бурьяк

Довольно русская Рязань

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Переславль Залесский когда-то назывался Переяславлем ("я" до- бавлялось) Залесским, а Рязань до Екатерины II соответственно была Переяславлем Рязанским. Оба Переяславля почему-то распо- лагались на речках с названием "Трубеж" [и люди наверняка пута- лись, особенно Екатерина II, которой это в конце концов, в 1778 году, похоже, надоело совсем]. Насколько помнится, прежде существовало Рязанское княжество. Но если Переяславль Рязанский не был Рязанью, То что же тогда было Рязанью, от которой произвели определение "рязанский"? Ларчик открылся вот как. Википедия: "Старая Рязань (до 1778 года - Рязань) - один из крупнейших древнерусских городов XII-XIII веков, столица Великого Рязанского княжества. Площадь одних только укреплений Старой Рязани во второй половине XII века, не считая городских посадов, достигает более 60 га, с предместьями - 75 га. К началу XIII века в городе проживало около 8 тыс. человек. У подножья городских валов распо- лагается современное село Старая Рязань. Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Батыя, а все его постройки, включая каменные храмы, разрушены." Замечу, что назначенный новой Рязанью город Переславль Рязанс- кий НЕ ПОЛУЧИЛ древней благодати старой Рязани. Эта благодать не передаётся по воле Екатерин: требуются доподлинные руины в грун- те. На восстановление когдатошней Рязани, наверное, в своё время попросту не хватило людей. А что касается ужасов уничтожения, так они случались неоднократно в любом древнем городе. Всякий совре- менный город с историей стоит частью на костях, на кладбищах. Сценами из некоторых фильмов ужасов это вроде как не грозит, хотя инстинктивное неприятие этого, конечно, присутствует. Лично я очень не хотел бы жить в доме, под которым остатки древних за- хоронений. На не занятой мертвецами территории мне как-то спокой- нее, хотя заслуживающие внимания историческе кладбища я посещать не преминываю. Полагаю, отказ от старой Рязани дался легко, потому что она была в основном деревянной. Будь там много камня в постройках и будь у русских издревле наклонность к каменному строительству, они предпочли бы использовать старый камень в новых сооружениях, и доподлинная Рязань возродилась бы элементарно. Короче, нынешняя Рязань -- в некотором смысле ненастоящая. Лич- но мне это мешает воспринимать её благоговейно. Пусть бы эта шус- трая понаехавшая Екатерина II позаботилась о возрождении прежней аутентичной Рязани, а Переяславль Рязанский остался бы Переяслав- лем Рязанским. Или она посчитала, что для русских И ТАК СОЙДЁТ? Впрочем, города ведь подавляют рост друг дружки -- как тесно соседствующие деревья в лесу. Переяславль успел пойти в рост -- и сделал такой рост невозможным для доподлинной Рязани. Что, он не был разрушен монголо-татарами? Может, они сохранили его себе [на память], чтобы им самим в случае чего было где останавливаться в этих краях? Кстати, Батый ведь захватил и разрушил Рязань, говорят, ЗИМОЙ. Город Владимир монголо-татары тоже зимой брали (февраль 1238 го- да). Чем их ранняя осень не устраивала? Сложностью переправ через реки? * * * У меня наметился нехороший тренд: путать Рязань с Казанью. Чуть расслаблюсь -- и готово. В оба города ведь надо ехать с Казанско- го вокзала, который к тому же до некоторых пор назывался Рязанс- ким. * * * Новорязанцами их город позиционируется как "душа России". Из-за Есенина, конечно. Не из-за рязанского же училища ВДВ, хотя и оно добавляет. Насчёт души я не уверен, а вот душевность в городе ЕСТЬ. Впечатляющего старья тут много, хорошей еды хватает, зелень обильна, рельеф не гладок, весомая уникальность налицо. Опять же Москва относительно Рязани -- не чёрт знает где: за [3-4 часа] полдня доехать до неё можно (автобусом, электричкой) без перена- пряга. Не пресытился [понаехами] русскостью в Рязани -- допресы- ться в Москве. Или наоборот. На полпути от Рязани к Москве ещё Коломна имеется. А в ней недо- разрушенный кремль -- на этот раз каменный, как мы и ожидаем от правильного кремля. Рязань со своим недокремлём смогла превзойти Коломну наверняка потому лишь, что расположенная близко Москва вытягивала из Коломны "жизненные соки". Появившийся на территории рязанского кремля Спасо-Преображенс- кий мужской монастырь с белокаменными стенами по контуру (низки- ми, на крепостные не тянущими) на всю территорию Кремля не замах- нулся, да и ладно. Рязанский кремль мог бы, конечно, благодаря монастырю и обзавестись, наконец, каменными стенами, но это обо- шлось бы очень дорого, а смотрелось бы всё равно не аутентично. И пострадали бы аутентичные земляные валы. Строить каменные стены рязанского кремля следовало СВОЕВРЕМЕННО: тогда же, когда и стены коломенского кремля. Потом бы они и монастырю пригодились. А уж сколько бы туристов напритягивали... Главным для них было бы пе- режить [сраную] эпоху Екатерины II -- [хреновой] модернизаторши. У большевиков, впрочем, верхние конечности тоже чесались на непо- требство. * * * Планировка Рязани невнятная, плохо укладывающаяся в таких моз- гах, как мои. Какие планировки я назвал бы внятными: - в историческом районе города -- кольцо бульваров на месте когдатошних укреплений; древние улицы расходятся радиально от центра, в котором собор; - в историческом районе -- полукольцо бульваров, потому что город -- на берегу широкой реки; - город -- по берегам реки: широкой (как Будапешт или Прага) или не широкой, зато извилистой (как Суздаль, Кутаиси, Вуп- перталь); - в городе есть главная улица, проходящая через него из края в край (примеры: Переславль Залесский, Сергиев Посад); - в центре города регулярная прямоугольная разметка улиц (пример: Сиань). У Рязани же -- земляной мини-кремлёк на отшибе, на берегу речу- шки, текущей через заросли. Солидная река Ока -- где-то вдалеке, её тут видно. Улицы в районе кремлька проходят и так, и этак. Хо- рошо, что хотя бы имеется улица Ленина: если она ещё сохранилась в каком-то городе, то она главная или одна из главных, на неё можно мысленно нанизывать остальное. Есть, правда, на свете такое недоразумение, как город Минск: в нём улица Ленина -- маленькая второстепенная, хотя и в центре. Когда-то это было терпимо, по- скольку имелся Ленинский проспект -- главная улица Минска -- но потом пошли (точнее, продолжились) его переименования. * * * Великие люди земли рязанской: - Евпатий Коловрат (герой борьбы с монголо-татарскими народа- ми; см. "Повесть о разорении Рязани Батыем"); - князь Олег Рязанский (1350-1402); - писатель М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) -- вице-губерна- тор Рязани в 1858-1860 гг.; - поэт С. А. Есенин (1895-1925), родился и вырос в селе Константиново Рязанской губернии; - физиолог И. П. Павлов (1849-1936); родился в Рязани, здесь же закончил духовное училище и духовную семинарию; - генерал армии В. Ф. Маргелов (1908-1990), когда-то коман- довавший Воздушно-десантными войсками (дольше всех -- 23 года; другие командующие менялись, как перчатки). Особенное в Рязани: - "столица ВДВ"; тут есть высшее военное училище ВДВ, музей ВДВ и т. п.; - культ грибов [не галлюциногенных, а шляпочных вообще]. * * * В июне 2024 года в рязанском кремле на "летней сцене" выступал Московский народный хор. Название хора звучит официозно, на самом деле это коллектив любителей -- частично студентов, получающих музыкальное образование в Москве. И до недавних пор в этом кол- лективе не было ни одного москвича. Китайцев в нём нет и теперь. Хор исполнял русские народные песни и похожие на них. Пара пе- сен в конце выступления была в современном энергичном исполнении -- по типу "Касiў Ясь канюшыну". Мулявина не превзошли, но вещь "Во дворе сосна", по-моему, вполне себе шлягер. Я едва удерживал- ся от танца (не поймут-с). На концерте я узнал, что такое "распев". Это вариант аранжиров- ки народной песни. Думаю, это слово применимо только к русским на- родным песням в классическом исполнении, иначе -- стилистическая ошибка. До концерта у меня была возможность наблюдать и слушать также короткую репетицию этого хора на той же сцене. Заглянул, так ска- зать, на кухню. Впечатлила тщательность хормейстера. Мне он пока- зался вообще умным и тонким человеком. Даже немножко жаль, что он вперился в такую мелочь, как русское народное хоровое пение. Впрочем, как знать: может, там есть потенциал возрождения здоровой русскости. И никаких пошлых частушек этот хор ведь не исполнял. Этот человек держит свой участочек фронта, по-моему, достойно. * * * Текущая мода на планировку небольшой квартиры: кухни нет, а вместо неё есть большая комната с кухонным углом; туалет и ван- ная совмещены (но хотя бы не ванна с унитазом). В Рязани я жил в такой вот квартире, в "крутом" аккуратно сделанном и чистом 25- этажном человейнике на улице Мервинской, 37. Забавно, что в 1960-х появившийся в хрущёвках "совмещённый сан- узел" рассматривался как советское убожество для простых трудя- щихся, а ныне он считается более удобным, чем раздельные ванная и сортир. * * * Очередной разительный пример счастья от псевдопрогресса. 13 ию- ня 2024 года в Рязани был ливень Почему-то из-за этого местами исчез "свет" и/или перестал работать интернет. В магазине "Пятё- рочка" возле автовокзала сказали, что могут "пробивать" на кассе тоько те товары, которые на развес или на которых нет квадратика QR-кода, а используется "старый" код -- полосочный. QR-код, ока- зывается, требует доступа в интернет. В итоге я не смог купить в этом магазине сметану к замечательным пельменям "Цезарь" (Гаю Юлию они бы наверняка понравились) и воду в бутылке (купил их в вино-водочном магазине "Красное и чёрное": эта торговая сеть для алкоголиков выручила меня в который уже раз). В России, оказывается, вводят этот паскудный западоидский QR- код, на многих товарах он уже присутствует в дополнение к штрих- коду и имеет приоритет над ним. Я этот QR-код ненавижу -- хотя бы за то уже, что он визуально не расшифровывается и соответственно увеличивает зависимость человека от устройств. QR-код -- ещё одно гвоздище в гроб человеческой цивилизации, в котором машины похо- ронят её живьём. * * * Обедал я в забегаловке у сирийца, возле торгового центра "Мали- на". Огромная порция отличного плова за 250 рублей. Мне бы её хватило на два раза. Не детская доза от российского общепита. По-моему, сириец там зря стесняется своей сирийскости и выдаёт себя просто за восточного человека. На его месте, я бы нахально делал уголок Сирии: с большими фотографиями дамаскских мечетей и т. п. Говорят, довоенный Алеппо был местами тоже очень красив. ХОЧУ В СИРИЮ. Но не в такую, какая она в текущий момент. В этой забегаловке помимо арабов работала китаянка, и я с ней перекинулся несколькими словами на своём свежесделанном китайс- ком. Она была рада [услышать родную речь], а я так и вовсе счаст- лив. Кстати, поскольку китайцы теперь везде, есть смысл подучи- вать китайский язык в качестве дежурного. Арабский, впрочем, тоже: мало ли что у кого доведётся спрашивать. Вот что-то не хочется мне в России бойкотировать ни арабов, ни китайцев, хотя русских, конечно, жалко. Когда я во время ливня отсиживался (скорее даже отлёживался) в "Малине" на третьем этаже, на кожаном диване у входа в кинотеатр, рядом околачивалась группка русской молодёжи с помятыми физионо- миями (диванов там несколько, место тусовочное): мат-перемат и прочая интеллектуальщина. Мне было невтерпёж убивать, если чест- но. Просто уйти я не мог: диван был больно хорош. * * * Рязанцам тема Есенина, как я догадываюсь, давно надоела. Име- нем Есенина тут назван даже Рязанский государственный университет (РГУ). По-моему, назвать таким именем ресторан или пивную -- ещё куда ни шло. Максимум -- небольшую библиотеку. Хорошо, что хотя бы рязанское воздушно-десантное училище не поименовали Есенинс- ким: если московский Шереметьевский аэропорт недавно стал имени Пушкина (тот самолёты хоть видел, эй?!), то могли бы заодно и Есенина сделать десантником. Но мне понравился девиз Рязанского университета имени забулдыги Есенина: "Поступай правильно!" Всё-таки не как Есенин, значит. Полагаю, Есенина расшифровывают неправильно, с уклоном в "отго- ворила роща золотая" и т. п. Его программное стихотворение, по- моему, следующее: Я московский озорной гуляка, По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою лёгкую походку... А наиболее трогающее меня там вот это: Не злодей я и не грабил лесом НЕ ДУШИЛ НЕСЧАСТНЫХ ПО ТЕМНИЦАМ, Я весёлый уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Тверской околоток я тоже люблю. Правда, его нынче жутко пере- страивают -- враги здравой культуры, подлинного прогресса и исконной русскости. * * * Вот долго я затаивал одну мысль, но больше не выдержу. Скажу прямо, как перед Богом, -- и будь, что будет. По-моему, лампады перед иконами в православных церквях вешаются НЕПРАВИЛЬНО: засло- няют лики Бога, Богородицы и Святых, а главное -- затрудняют фо- тографирование. Я считаю, что вешать лампады надо СБОКУ. Можно даже по две лампады на икону: слева и справа. То же о люстрах в храмах. Они бывают очень эффектные, но они мешают фотографировать потолочную роспись. Боковые светильники в этом отношении были бы, наверное, много удобнее. Когда не было электронных фотоаппаратов (а то и вообще никаких), это было более-менее терпимо. Но ТЕПЕРЬ... А ещё мне не нравятся протирочные тряпочки на видных местах при целовальных иконах и мощах. Протирать-то надо (лучше каждому -- СВОЕЙ тряпочкой или даже одноразовой влажной салфеткой, если так уж тянет лобызать), но это очень неэстетично -- держать тряпочку на виду, а то и вовсе класть её на рамку иконы. Один раз мне до- велось даже УБИРАТЬ такую тряпочку с глаз долой, чтобы нормально сфотографировать гроб с мощами, сорри. Заодно о женщинах, моющих полы в церквях. Эти дамы не так уж невинны: нередко они очень некстати лезут в кадр своими не самыми лучшими фигурами и одеяниями. А вдобавок заставляют неприятно ду- мать о том, сколько грязи ты натащил на своей стоптанной обуви в "дом Бога". И о необходимости компенсировать это храму покупкой в нём свечи и т. д. Далее, всякие вёдра, тряпки и швабры должны быть в храме НЕ НА ВИДУ, а в шкафчиках непонятного назначения, сделанных единостиль- но с храмом. Или же надо хотя бы прятать их за святыми мощами и т. п. В храме вообще не должно быть на виду ничего постороннего, из повседневного обихода, из соседнего магазина. Даже стул какой-ни- будь должен быть особенным, ХРАМОВЫМ. Но от женщин-поломоек зато есть вот какая польза: влажные полы ОТРАЖАЮТ (окна, горящие свечи, золото алтарей и т. п.) и соответ- ственно дают красивые оптические эффекты, хоть ты сам эти полы смачивай. * * * В Рязани, в кремлёвском монастырском Преображенском соборе, я заловил прислужницу на том, что она ТУШИЛА СВЕЧИ, поставленные прихожанами. Сильнейше подозреваю, что эти потушенные свечи идут потом в переплавку, а не зажигаются снова во время службы, как уверяла меня другая прислужница в одном храме в Сергиевом Посаде, которая и вовсе попросила НЕ ЗАЖИГАТЬ СВЕЧЕЙ, а только втыкать их в подсвечник. Незажжённые свечи можно снова пускать в продажу, не заморачиваясь переплавкой: сберегать окружающую среду. Покупка свечи -- это жертвование храму. А от сжигания свечи храму получается чад. Плюс ущерб окружающей среде. Не думаю, что Бог вообще обращает внимание на то, поставил ли ты ему свечку. Типа если ты её не поставил, то не отметился [в ведомости], и фиг будет обращено внимание на твои [отчаянные мольбы] старательные искренние молитвы, богоугодные (= добрые) дела и т. п. Как будто Бог нуждается в СОГРЕВЕ от свеч. Лично я покупаю в храме свечу (или бросаю денежку для пожертвований), чтобы поддержать храм как произведение искусства и памятник архитектуры, а не чтобы напомнить небесам о себе. Разумеется, какие-то свечи в храме должны гореть -- чтобы храм выглядел классичнее и чтобы посетители подталкивались к мысли, что им надо бы тоже купить и поставить свечку. Кстати, в Кафедральном соборе Мадрида, помнится, свечи были электрические. Бросаешь денежку -- лампочка загорается на некото- рое время, тебе становится спокойнее, потому что церковь уверяет, что твой сигнал Господу был таким образом послан, а копоти и по- жароопасности оказывается меньше. Возможно, изначально зажигание в храмах свеч было лишь соучас- тием в освещении этих храмов (когда-то частью пещерных и катаком- бных). А представление о том, что ты своей свечкой посылаешь сиг- нал о себе небесной канцелярии или как-то подсобляешь Господу, сложилось позже. Ну а церкви как организации лишь бы деньги выду- рить. * * * Ещё о храмах. Чтобы русичи не вымирали, надо, наверное, строить на Руси побольше церквей -- Покровских, Введенских и Зачатьевс- ких, а не Успенских. А то в какой российский город ни приедешь, там главный религиозный объект -- Успенский собор, в крайнем слу- чае просто Успенская церковь. И где ж тут с размножением-то раз- гонишься? На подсознание ведь всякое такое влияет наверняка. Надо бы культивировать ЖИЗНЬ, а православие культивирует в основном смерть и мучения. В православии что ни святой, то почти наверняка мученик. Кстати, этим вбивается мысль, что если ты будешь особо хорошо себя вести, тебя, наверное, тоже замучают до смерти. Спа- сибо, очень привлекательная перспектива. Люди попросту БОЯТСЯ не грешить. Фиг с ним, с риском попадания в ад: как-нибудь, может, отмажутся. Лишь бы не попасть в святые.
Рязань
Особо рязанистый рязанский ракурс. Перефотографировано со стенда в Переславле Залесском. В самом же рязанском кремле я застал Успенский собор в лесах. Справа - "дворец Олега", на самом деле архиерейский дом, памятник архитектуры XVII-XVIII вв. Одна из наиболее крупных гражданских построек России своего времени.
Рязань
Рязанки в своей народной [финно-угорской] одежде. Перефотографировано со стенда в Переславле Залесском. В самом же рязанском кремле такие замечательные дамы мне не позировали.
Рязань
Перефотографировано со стенда в Переславле Залесском, на выставке традиционного рязанского костюма. Это к вопросу о пресловутых рязанских физиономиях (см. фильм "Парень из нашего города"). Простите, каких именно: славянских, угро-финских или татарских? И это если свежих понаехов игнорировать. Скажем, я отобедал три раза в прекрасной забегаловке у сирийца (и хочу ещё). Думаете, этот сириец - временный?
Рязань
Улица Мервинская - мой район. Вот так - КРАСИВО - я жил в Рязани.
Рязань
Чем они в своей Рязани дышат, эти рязанцы.
Рязань
В зеркальном стекле.
Рязань
Я и плавучая бронетехника. Перед Музеем ВДВ.
Рязань
Фрагмент диарамы "Вяземская воздушно-десантная операция" в Музее ВДВ. Десантники сражались с 27 января по 28 июня 1942 года. Всего было выброшено около 10 000 человек, к 1 марта в строю оставалось около 3 000 человек. Множество бойцов погибло ещё при высадке. Снабжение и поддержка десанта (авиацией, артиллерией) осуществлялись [отвратительно] в недостаточной мере. Наступление основных сил в район высадки десанта не получилось. Остатки десанта пробились к своим.
Рязань
Местный великий человек - князь Олег Рязанский.
Рязань
Сергей Есенин и церковь над кручей.
Рязань
Дореволюционные здания на улице Ленина. Их успели построить до того, как Ленин взял власть, поэтому они и прекрасны.
Рязань
Торговые ряды в начале (или конце?) улицы Соборной.
Рязань
Улица Почтовая - местный как бы Арбат.
Рязань
Четыре подряд образчика прекрасного старья. Улица Почтовая.
Рязань
Дореволюционная промышленная архитектура не ударяет фасадом в грязь. Бывшая электростанция на улице Некрасова.
Рязань
Тут тоже Олег Рязанский, но главное тут - театр.
Рязань
На валу рязанского кремля. На переднем плане - монастырь.
Рязань
Всехсвятская церковь в рязанском кремле.
Рязань
Слева - архиерейский дом, справа - Певческий корпус (XVII век), изначально жилище архиерейского эконома и архиерейского казначея. Всё - в рязанском кремле.
Рязань
Роспись в архиерейской домовой церкви. Уровень классиков эпохи Возрождения вообще-то. Рафаэлево качество композиции, цветов и деталей. Ну так НОСИТЕСЬ с этим, а не со всякой ерундой.
Рязань
Церковь Святого духа (1642 год) на задворках архиерейского дома.
Рязань
Репетиция Московского народного хора в рязанском кремле.
Рязань
Рязань в шоколаде. На второй и третьей слева шоколадках в верхнем ряду - бывшая усадьба фон Дервиза. Она не в самой Рязани, как [не сразу] понял.
Рязань
Последождёвый сталинский ампир на улице Соборной.
Рязань
Лапша по-сирийски в Рязани. От настоящего сирийца, если что (люблю, когда готовят СВОЁ). Забегаловка - возле торгового центра "Малина" (внутри квартала между улицами Соборной, Почтовой и Ленина).
Рязань
Шаурма по-сирийски. В той же забегаловке.
Рязань
Плов по-сирийски. Всё там же [а где ж ещё?!]. В основном, конечно, вариации на тему лепёшки, соуса, резаных огурцов и морковки. Кстати, соус прекрасен: гвоздь кулинарной программы.
Рязань
Дореволюционное здание ликёро-водочного завода.
Рязань
Советский автомобиль "Москвич", перешедший на работу в рекламе. Конструкция была передрана с какого-то немецкого автомобиля в порядке репараций. ТАКУЮ рекламу я приветствую. Не важно, ЧТО они там рекламируют: важно - ЧЕМ.
Рязань
В таком же стиле был выстроен "Двор славы" в здании Рейхсканцелярии в Берлине. Можно считать, что стиль заимствовали тоже в порядке репараций.
Рязань
Яркое пятно в серых буднях: Рязанский драматическй театр.
Рязань
Мне понравился гордый девиз Рязанского государственного университета (РГУ): "ПОСТУПАЙ ПРАВИЛЬНО". Да, именно так поступать и будем.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Довольно русская Рязань