Таки да, Сергиев Посад -- в некотором смысле судьбоопределяющий
фактор для русского православия и русской державности. Не воодуше-
ви Сергий Радонежский в 1380 году Дмитрия Донского и его воинов на
Куликовскую битву, не было бы потом, может, ни русского государст-
вати, ни РПЦ. И говорили бы сегодня русичи на татарском языке. Или
на украинском. А ещё ж в Лавре спасся от мятежных стрельцов царь
Пётр I -- прорубатель окна в Европу. Не проруби он в своё время
указанного окна, не только Россия, а, может, и мир в целом выгля-
дел бы теперь существенно иначе (вдруг -- лучше, а?).
* * *
Сергиев Посад -- новопридуманное в 1991 году название. В 1782
году указом Екатерины II было учреждено название "Сергиевский
посад" -- безграмотно избыточное. С 1919 г. город назывался
"Сергиев", а с 1930 по 1991 год -- "Загорск". Вовсе не надо бро-
саться искать горы, хотя бы невысокие, между Москвой и Сергиевым
Посадом. "Загорск" -- это в честь московского большевика Загорс-
кого, давно забытого, ну его на фиг (хотя человек он, может, был
в общем-то неплохой). Тем более что "Загорский" -- это была у
него не фамилия: это был псевдоним. По-настоящему его звали Вольф
Михелевич Лубоцкий, очередной революционный еврей. Этот Лубоцкий
погиб ещё в 1919 г., но [его величие открылось] спохватились
только в 1930-м. Может, в порядке издевательства над русским
народом (ну, потомками смеси славян, балтов, тюрок и угро-фин-
нов). Это странное название "Загорск" у города на равнине звуча-
ло по-дурацки. Какой-нибудь "Хейфицск" или "Гинзбургск" (а то и
просто "Гинзбург" -- по аналогии со Шлиссельбургом и пр.) хоть
не дезориентировал бы легкомысленных путешественников типа меня.
Википедия про Лубоцкого:
"Убит 25 сентября 1919 года бомбой, брошенной членами анархист-
ской группировки в помещение Московского комитета РКП(б) в Леон-
тьевском переулке. По словам очевидцев, Загорский из-за стола
президиума бросился в сторону выстрела, к месту падения снаряда,
чтобы предотвратить опасность; на ходу он крикнул: <Спокойнее,
ничего особенного нет, мы сейчас выясним, в чём дело>. Этим он,
по-видимому, внёс некоторое успокоение, чем были предотвращены
сутолока и давка: значительная часть присутствующих успела выйти
из комнаты. Похоронен на Красной площади в Москве."
Припоминаю, что это бросание бомбы я в детстве даже видел сво-
ими глазами в одном советском фильме про революцию. И даже слышал
упомянутое "Спокойно, товарищи!..".
Кстати, гипотеза: антисоветская власть, установившаяся в России
в 1991 году и по [случайному] совпадению оказавшаяся снова дово-
льно еврейской, так резво ринулась возвращать старые названия
Загорскам и Свердловскам отчасти для того, чтобы подзамести следы
особо активного участия евреев в Октябрьской революции 1917 года
и воспоследовавших жутких событиях.
* * *
Изучая топонимы северовосточнее Москвы по "Малому атласу СССР"
1973 года, я обнаружил городок Холуй (менее 10 000 жителей) на
речке Теза, между славными городами Шуя и Гороховец. Этот Холуй
помещают не на всякую карту, чтобы её не портить. Вот пусть бы и
сделали Загорском этот Холуй, а не Сергиев. Но похоже, в своё
время не нашлось ни одного большевика, именем которого решились
бы подправить ситуацию с этим Холуем. Ну, надо было его, может,
Пролетарском назвать. Правда, в таком варианте тоже могли усмо-
треть идеологическую диверсию.
Почему Сергиевский Посад стал в 1919 году просто Сергиевом --
тоже загадка. Либо шибко грамотные посчитали, что посад дорос
уже, наконец, до города, либо стало резать слух и глаз слово
"посад" в связи с начавшимися посадками нелюбителей Советской
власти.
* * *
Главная улица Сергиева Посада почему-то называется не "Советс-
кая" и не "Ленина", а "проспект Красной Армии". Это сначала не-
много выбивает из колеи и заставляет ожидать [подвоха] сюрприза,
но потом постепенно привыкаешь.
* * *
Я обошёл снаружи всю Лавру, но не отыскал НИ ОДНОГО безупречно-
го ракурса: либо башни и колокольни располагаются "неправильно",
либо лезут в кадр всякие заборы, штабеля строительного материала,
кучи строительного мусора, современные сооружения не в стиль, в
лучшем случае просто деревья.
В самой же Лавре бывает, что нет обзора издали и приходится фо-
тографировать снизу вверх -- с соответствующими "перспективными"
искажениями, которые стали меня сильно раздражать аккурат с той
поры, как я научился, наконец, от них избавляться.
Бывает, в кадр лезет непотребный прихрамовый "человеческий мате-
риал", нет бы красотки в коротких юбках.
Вдобавок главный храм -- Успенский собор -- зачем-то убран опять
же в строительные леса, причём со всех сторон.
А ещё ж столбы и провода...
* * *
У лаврских, условно говоря, монахов, -- явный тренд к отгоражи-
ванию себе территорий и запиранию проходов на них. А ведь надо
бы, может, наоборот, проявлять смирение и соответствующее терри-
ториальное ужатие.
С эстетизмом у русской нации явно БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА. Тут надо
почти всех учить жить и строить. Вопиющая эстетическая недоделан-
ность в Сергиевом Посаде бросается в глаза не только в Лавре, но
и по всему городу.
Возле Лавры есть пруд. В него более-менее смотрятся домики (ко-
торые могли быть и поизящнее). Точнее, смотрелись бы. Потому что
какие-то дряни додумались отгородить эти домики от пруда забором.
Теперь в пруд смотрится в основном забор.
В Исфахане иранцы таких дряней, наверное, в пруду бы и утопили,
а забор снесли бы на фиг и постарались скорее о нём забыть.
В ландшафтном отношении Сергиев Посад определённо имеет несла-
бый ПОТЕНЦИАЛ, который тут используется хорошо если на треть. А
остальные две трети, наверное, берегутся для потомков.
* * *
Я обречён на то, чтобы в разговоре путать Сергиев Посад с Пере-
славлем Залесским (и хорошо ещё, что не с Юрьевом Польским вдоба-
вок). В основном из-за двухсловного названия. А ведь отлично
знаю, как они выглядят и чем отличаются.
* * *
В Лавре я обратил внимание на священнослужителя средних лет,
возглавлявшего отряд пожилых паломнц. Этот священнослужитель
заинтересовал меня одеянием зелёновато-синеватого цвета, почти
защитного. Я решил не мучиться и спросить, что это у него за ряса
такая походная. Он оказался отзывчивым приятным человеком и объ-
яснил мне, что это у него никакая не ряса, а подрясник, который
соотносится с рясой, как рубашка с пиджаком. Что же касается цве-
та подрясника, то тут канона нету. И что он, священнослужитель,
действительно в походе: приехал из города Ельца, который аж в 600
км от Сергиева Посада. Я припомнил, что накануне видел другого
священнослужителя в подряснике цвета летней повседневной униформы
СС (= светло-коричневом).
Я бы всё-таки нормировал цвет подрясников. Пусть он будет защит-
ным, ладно. Но для разных ландшафтов: мало ли что. А в связи с
глобальным потеплением, наверное, и вовсе требуется даже светлый
вариант рясы.
Кстати, в Первую Мировую войну довольно многие войсковые священ-
нослужители показали себя храбрецами и даже получили за это воен-
ные награды. Война -- это, конечно, неправильно, но раз уж ты ока-
зался в войсках, то не прятаться за чужие спины -- это хорошо.
* * *
В Успенском соборе Лавры дежурил специфический охранник: круп-
ный мужчина вполне церковной внешности -- весь в чёрном и с боро-
дой. На моих глазах он подошёл к какой-то женщине и попросил её
"на выход". Попросил тихо, но твёрдо, и проводил до дверей. Мне
стало крайне любопытно, а что там случилось. Я решил не утруждать
себя предположениями и обратился к первоисточнику. Охранник был
по-охранничьи сдержан, но по-церковному добр: сказал, что эта
женщина попрошайничала в храме и то они, здешние охранники, уже
знают здешних дам такого типа в лицо.
* * *
Видывал я в Лавре пару-тройку раз, как наведываются к святым
мощам "большие люди" нынешней России. Они реально крупны габари-
тами, жирноваты, на физиономиях написано стремление грести под
себя, повелевать и подавлять. Мне не о чём с ними говорить. Я для
них букашка, они для меня -- бегемоты, вырвавшиеся ненадолго на
простор из своих золотых клеток. Наверное, мне попадались на гла-
за всё-таки не очень крупные деятели, не из первых двух рядов,
иначе маячила бы охрана.
* * *
А ещё я видел, как в Троицком соборе привели к мощам Сергия
Радонежского группку инвалидов, явно фронтовиков. К мощам была
очередь, но этих понимающе пропустили. Подобных сцен я не фото-
графирую даже для истории. Но и не забываю. На украинской стороне
наверняка ходят в Киево-Печерскую лавру такие же калеки. Не будет
моего прощения тем, кто затеяли эту войну.
Мне искалеченных фронтовиков очень жалко, но я [не подаю] не
помогаю им материально. Потому что это была бы косвенная поддерж-
ка войны. И потому что я не знаю конкретных обстоятельств и нико-
му не верю. Когда-то я не выдержал и пару раз подал попрошавшим
-- на улице и в вагоне метро -- но это было ещё до моей оконча-
тельной мизантропизации.
Соль даже не в том, что мне в лом расплачиваться за ваши ура-
патриотские глупости (я и без того страдаю от них изрядно), но
прежде всего в том, что до вас очень плохо доходит, что война --
это недопустимо плохо и что надо использовать почти любые воз-
можности её избежать. Вас надо тыкать носиками в ужасы войны,
тогда вы, может, становитесь чуть сообразительнее.
Эй, какие-то большие дряни будут делать посредством войны карь-
еру и деньги, какие-то дряни помельче будут просто гавкать за
братоубийство и за трату ресурсов на уничтожение материальных
ценностей, а мне -- подкармливать несчастные жертвы, которые
через одну были тоже за эту войну, а может, и теперь за неё -- и
даже, наверное, готовы убить меня за моё нежелание убивать?
Весной 2022-го я разок (но не мелочью) дал деньги музыканту,
игравшему в минском подземном переходе "Дывлюся на нэбо". Можете
меня за это растерзать, но я не железный. Позже у этого музыканта
такой трюк со мной уже не получался: я присмотрелся к поведению
украинцев и нашёл, что оно в целом не лучше, чем у русичей. У ме-
ня даже появилось против них раздражение: сдались бы уже, что ли.
На льготных условиях. Надо ж беречь украинскую кровь, носителей
украинского языка.
* * *
В Сергиевом Посаде [ошивался] жил писатель Михаил Михайлович
Пришвин (1873-1954). Зачем нужны такие писатели, лично мне не
известно. Может быть, для создания информационного шума. Чем он
меня в своё время "достал", я уже не помню. Возможно, тем, что в
школе, в упражнениях по русскому языку, частовато приходилось
что-то там выискивать в нудных цитатах, взятых из его писанины. В
советское время Пршвин концентрировался на описаниях природы (не-
навижу их), а в свободное время вдобавок подпольно строчил анти-
советский дневник, в котором, среди прочего, высказывал страстное
желание победы Гитлера.
* * *
В Сергиевом Посаде цена проезда в городском автобусе -- 32 руб-
ля (при цене доллара 90 рублей), вот только не выдают на руки ни-
какой бумажки, подтверждающей, что я заплатил: перешли на безбу-
мажный способ оплаты. Леса вздохнули с облегчением, о, да. На са-
мом деле тут, наверное изменился способ последующего изъятия денег
у водителя: требуют от него фиксированную сумму, а остальное --
его премия. Такое же безбилетье я наблюдал потом в Рязани, где
пользовался городскими автобусами много.
Ну вот где-то так это там у них смотрится. Основная панорама Сергиева Посада.
То же самое на литографии 1839 года. Художник Луи Бишебуа,
литографская мастерская Лемерсье (Париж).
Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Грешноватый я на фоне святыни. Но грехи
так не смываются, я в курсе.
Лавра, когда её никто не заслоняет.
Базарчик для туристов через дорогу от Лавры.
Портал в русское подсознательное. Путин почему-то уже отдельно от медведя.
Паломнический центр. Насколько можно догадаться - хорошо стилизованный новострой
(вообще, поддельность древностей в Сергиевом Посаде мерещится мне повсюду).
Лавра с тыльной стороны.
Схема Лавры и её ближайших окрестностей.
Лавра, вечерний вид из-под забора. Хоть кому-то от этого забора полегчало?
Без китайцев достопримечательность уже не смотрится: как будто
она какая-то второстепенная, не заслужившая их разборчивого внимания.
В подворотне, под Надвратной церковью.
Один из главных мифов РПЦ: Сергий Радонежский [воодушевляет]
благославляет Дмитрия Донского перед походом к полю Куликову.
Якобы если б не это благословение, то фиг бы русичи победили
братские татарский и монгольский народы. Фреска во всё той же
подворотне [с китайцами].
Стена, ограждающая дополнительную территорию Лавры.
Ну, это хотя бы не новострой.
Две вечнозапертые церкви под стенами лавры. Слева - церковь Параскевы Пятницы
(XVI век), справа - церковь в честь Ввведения во храм Пресвятой Богородицы
(тоже XVI век).
Вечерний Сергиев Посад. На торце здания Сергий [Посадский] Радонежский
[снова] благославляет Дмитрия Донского.
Лавра после умытия её дождём. Слева - церковь преподобного
Сергия Радонежского с Трапезной палатой (Трапезный храм), XVII век.
В Трапезном храме.
Трапезный храм. На переднем плане - Михеевская церковь (XVIII век).
Главная площадь в Лавре. Бело-зелёное прямо по курсу - колокольня (XVIII век).
Усыпальница Годуновых, возле Успенского собора. Царь Борис похоронен здесь.
Троицкий собор в Лавре. XV век. Свет вечерний.
Чёрные семинаристы в Троице-Сергиевой Лавре. Что задумано-то? Постепенная замена
населения России на африканцев или распространение русского православия в Африку?
Подозреваю, что этим неграм всё равно, на кого учиться, лишь бы бесплатно
и побольше еды. И лишь бы не в Африке.
"Внутренний вид церкви преп. Никона и раки над мощами сего святого.
В Троицкой Сергиевой Лавре. Издание в Лит. С. Т. Сергиевы Лавры." 1864 год.
Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
"Вид Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры с полуденной стороны."
Художник П. С. Телицын, 1854. Обращаем внимание на то, что собор
был разрисован (ныне он белый).
Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
"Внутренний вид часовни, устроенной на месте, где была келлия [не "келья"]
преподобнаго Сергия." Литография неизвестного художника, 1864.
Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Бывшие конюшни, в которых теперь исторический музей.
Карета в каретном отделе Исторического музея, который в бывших конюшнях.
Всего-то там три кареты, но продаётся отдельный билет. Не дешёвенький:
100 рублей (больше доллара!). В этой карете, наверное, ездил аж сам Павел I.
Вот это попадается на глаза, если идти [правильным путём] к Черниговскому
(Гефсиманскому) Скиту на восток от Троице-Сергиевой лавры.
Люди занимаются серьёзными исследованиями каких-то волн.
Черниговский (он же Гефсиманский) Скит. Колокольня его реально наклонилась
(из-за мягкости низинного грунта), я тут ни при чём. На переднем плане -
Корбушинскй пруд. На восточной окраине Сергиева Посада.
<
Пещерный храм Архангела Михаила в Гефсиманском Черниговском Ските (точнее,
где-то под ним). Вторая половина XIX века. Вход туда - по дорогим билетам
и только с экскурсоводом. Группа набирается очень медленно, замаешься ждать.
Вдобавок фотографировать в храме запрещено, а это уж слишком. Я и сказал себе:
ну его на фиг. Переснято со стенда.
Гефсиманский Черниговский Скит - разросшаяся база отшельников. Храм -
постройки 1886 года, остальное - примерно того же времени. По меркам
Золотого Кольца - не старина.
Руины дворца на пути к Спасо-Вифанскому монастырю. Всего лишь
1824 год постройки, а уже такой замечательный вид.
Колокольня Спасо-Вифанского монастыря. Восстановленная.
При коммуняках, говорят, на её месте проходила дорога. Слева - храм,
в котором оригинальный пещерный алтарь. Всё тоже восстановленное,
НЕ НАСТОЯЩЕЕ.
Вот этот пещерный алтарь в Спасо-Вифанском монастыре.
Заброшенный шедевр в стиле "руссика", напротив Спасо-Вифанского монастыря.
Вот это - НАСТОЯЩЕЕ. По массивности "руссика" похожа на свой немецкий аналог:
свою ровесницу "вильгельмику". Но "вильгельмика" в целом размашистее и изящее,
если честно. Очень жаль, что две империи так жутко столкнулись в 1914-м: им бы
дружно цвесть, радовать современников и потомков... Местами довольно-таки задри-
панность теперешнего Сергиева Посада - по сути следствие того катастрофического
столкновения. Да-да, Росссия, можно сказать, ДО СИХ ПОР от него не прочухалась.
Потому что и революция 1917 года, и Вторая Мировая война - следствия того, что
два в общем-то неплохих человека - Вильгельм II и Николай II - недооценили
опасности своего негибкого имперства. Махать сабельками надо всегда очень
осмотрительно.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Судьбоопределяющий Сергиев Посад