Александр Бурьяк

Судьбоопределяющий Сергиев Посад

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Таки да, Сергиев Посад -- в некотором смысле судьбоопределяющий фактор для русского православия и русской державности. Не воодуше- ви Сергий Радонежский в 1380 году Дмитрия Донского и его воинов на Куликовскую битву, не было бы потом, может, ни русского государст- вати, ни РПЦ. И говорили бы сегодня русичи на татарском языке. Или на украинском. А ещё ж в Лавре спасся от мятежных стрельцов царь Пётр I -- прорубатель окна в Европу. Не проруби он в своё время указанного окна, не только Россия, а, может, и мир в целом выгля- дел бы теперь существенно иначе (вдруг -- лучше, а?). * * * Сергиев Посад -- новопридуманное в 1991 году название. В 1782 году указом Екатерины II было учреждено название "Сергиевский посад" -- безграмотно избыточное. С 1919 г. город назывался "Сергиев", а с 1930 по 1991 год -- "Загорск". Вовсе не надо бро- саться искать горы, хотя бы невысокие, между Москвой и Сергиевым Посадом. "Загорск" -- это в честь московского большевика Загорс- кого, давно забытого, ну его на фиг (хотя человек он, может, был в общем-то неплохой). Тем более что "Загорский" -- это была у него не фамилия: это был псевдоним. По-настоящему его звали Вольф Михелевич Лубоцкий, очередной революционный еврей. Этот Лубоцкий погиб ещё в 1919 г., но [его величие открылось] спохватились только в 1930-м. Может, в порядке издевательства над русским народом (ну, потомками смеси славян, балтов, тюрок и угро-фин- нов). Это странное название "Загорск" у города на равнине звуча- ло по-дурацки. Какой-нибудь "Хейфицск" или "Гинзбургск" (а то и просто "Гинзбург" -- по аналогии со Шлиссельбургом и пр.) хоть не дезориентировал бы легкомысленных путешественников типа меня. Википедия про Лубоцкого: "Убит 25 сентября 1919 года бомбой, брошенной членами анархист- ской группировки в помещение Московского комитета РКП(б) в Леон- тьевском переулке. По словам очевидцев, Загорский из-за стола президиума бросился в сторону выстрела, к месту падения снаряда, чтобы предотвратить опасность; на ходу он крикнул: <Спокойнее, ничего особенного нет, мы сейчас выясним, в чём дело>. Этим он, по-видимому, внёс некоторое успокоение, чем были предотвращены сутолока и давка: значительная часть присутствующих успела выйти из комнаты. Похоронен на Красной площади в Москве." Припоминаю, что это бросание бомбы я в детстве даже видел сво- ими глазами в одном советском фильме про революцию. И даже слышал упомянутое "Спокойно, товарищи!..". Кстати, гипотеза: антисоветская власть, установившаяся в России в 1991 году и по [случайному] совпадению оказавшаяся снова дово- льно еврейской, так резво ринулась возвращать старые названия Загорскам и Свердловскам отчасти для того, чтобы подзамести следы особо активного участия евреев в Октябрьской революции 1917 года и воспоследовавших жутких событиях. * * * Главная улица Сергиева Посада почему-то называется не "Советс- кая" и не "Ленина", а "проспект Красной Армии". Это сначала не- много выбивает из колеи и заставляет ожидать [подвоха] сюрприза, но потом постепенно привыкаешь. * * * Я обошёл снаружи всю Лавру, но не отыскал НИ ОДНОГО безупречно- го ракурса: либо башни и колокольни располагаются "неправильно", либо лезут в кадр всякие заборы, штабеля строительного материала, кучи строительного мусора, современные сооружения не в стиль, в лучшем случае просто деревья. В самой же Лавре бывает, что нет обзора издали и приходится фо- тографировать снизу вверх -- с соответствующими "перспективными" искажениями, которые стали меня сильно раздражать аккурат с той поры, как я научился, наконец, от них избавляться. Бывает, в кадр лезет непотребный прихрамовый "человеческий мате- риал", нет бы красотки в коротких юбках. Вдобавок главный храм -- Успенский собор -- зачем-то убран опять же в строительные леса, причём со всех сторон. А ещё ж столбы и провода... * * * У лаврских, условно говоря, монахов, -- явный тренд к отгоражи- ванию себе территорий и запиранию проходов на них. А ведь надо бы, может, наоборот, проявлять смирение и соответствующее терри- ториальное ужатие. С эстетизмом у русской нации явно БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА. Тут надо почти всех учить жить и строить. Вопиющая эстетическая недоделан- ность в Сергиевом Посаде бросается в глаза не только в Лавре, но и по всему городу. Возле Лавры есть пруд. В него более-менее смотрятся домики (ко- торые могли быть и поизящнее). Точнее, смотрелись бы. Потому что какие-то дряни додумались отгородить эти домики от пруда забором. Теперь в пруд смотрится в основном забор. В Исфахане иранцы таких дряней, наверное, в пруду бы и утопили, а забор снесли бы на фиг и постарались скорее о нём забыть. В ландшафтном отношении Сергиев Посад определённо имеет несла- бый ПОТЕНЦИАЛ, который тут используется хорошо если на треть. А остальные две трети, наверное, берегутся для потомков. * * * Я обречён на то, чтобы в разговоре путать Сергиев Посад с Пере- славлем Залесским (и хорошо ещё, что не с Юрьевом Польским вдоба- вок). В основном из-за двухсловного названия. А ведь отлично знаю, как они выглядят и чем отличаются. * * * В Лавре я обратил внимание на священнослужителя средних лет, возглавлявшего отряд пожилых паломнц. Этот священнослужитель заинтересовал меня одеянием зелёновато-синеватого цвета, почти защитного. Я решил не мучиться и спросить, что это у него за ряса такая походная. Он оказался отзывчивым приятным человеком и объ- яснил мне, что это у него никакая не ряса, а подрясник, который соотносится с рясой, как рубашка с пиджаком. Что же касается цве- та подрясника, то тут канона нету. И что он, священнослужитель, действительно в походе: приехал из города Ельца, который аж в 600 км от Сергиева Посада. Я припомнил, что накануне видел другого священнослужителя в подряснике цвета летней повседневной униформы СС (= светло-коричневом). Я бы всё-таки нормировал цвет подрясников. Пусть он будет защит- ным, ладно. Но для разных ландшафтов: мало ли что. А в связи с глобальным потеплением, наверное, и вовсе требуется даже светлый вариант рясы. Кстати, в Первую Мировую войну довольно многие войсковые священ- нослужители показали себя храбрецами и даже получили за это воен- ные награды. Война -- это, конечно, неправильно, но раз уж ты ока- зался в войсках, то не прятаться за чужие спины -- это хорошо. * * * В Успенском соборе Лавры дежурил специфический охранник: круп- ный мужчина вполне церковной внешности -- весь в чёрном и с боро- дой. На моих глазах он подошёл к какой-то женщине и попросил её "на выход". Попросил тихо, но твёрдо, и проводил до дверей. Мне стало крайне любопытно, а что там случилось. Я решил не утруждать себя предположениями и обратился к первоисточнику. Охранник был по-охранничьи сдержан, но по-церковному добр: сказал, что эта женщина попрошайничала в храме и то они, здешние охранники, уже знают здешних дам такого типа в лицо. * * * Видывал я в Лавре пару-тройку раз, как наведываются к святым мощам "большие люди" нынешней России. Они реально крупны габари- тами, жирноваты, на физиономиях написано стремление грести под себя, повелевать и подавлять. Мне не о чём с ними говорить. Я для них букашка, они для меня -- бегемоты, вырвавшиеся ненадолго на простор из своих золотых клеток. Наверное, мне попадались на гла- за всё-таки не очень крупные деятели, не из первых двух рядов, иначе маячила бы охрана. * * * А ещё я видел, как в Троицком соборе привели к мощам Сергия Радонежского группку инвалидов, явно фронтовиков. К мощам была очередь, но этих понимающе пропустили. Подобных сцен я не фото- графирую даже для истории. Но и не забываю. На украинской стороне наверняка ходят в Киево-Печерскую лавру такие же калеки. Не будет моего прощения тем, кто затеяли эту войну. Мне искалеченных фронтовиков очень жалко, но я [не подаю] не помогаю им материально. Потому что это была бы косвенная поддерж- ка войны. И потому что я не знаю конкретных обстоятельств и нико- му не верю. Когда-то я не выдержал и пару раз подал попрошавшим -- на улице и в вагоне метро -- но это было ещё до моей оконча- тельной мизантропизации. Соль даже не в том, что мне в лом расплачиваться за ваши ура- патриотские глупости (я и без того страдаю от них изрядно), но прежде всего в том, что до вас очень плохо доходит, что война -- это недопустимо плохо и что надо использовать почти любые воз- можности её избежать. Вас надо тыкать носиками в ужасы войны, тогда вы, может, становитесь чуть сообразительнее. Эй, какие-то большие дряни будут делать посредством войны карь- еру и деньги, какие-то дряни помельче будут просто гавкать за братоубийство и за трату ресурсов на уничтожение материальных ценностей, а мне -- подкармливать несчастные жертвы, которые через одну были тоже за эту войну, а может, и теперь за неё -- и даже, наверное, готовы убить меня за моё нежелание убивать? Весной 2022-го я разок (но не мелочью) дал деньги музыканту, игравшему в минском подземном переходе "Дывлюся на нэбо". Можете меня за это растерзать, но я не железный. Позже у этого музыканта такой трюк со мной уже не получался: я присмотрелся к поведению украинцев и нашёл, что оно в целом не лучше, чем у русичей. У ме- ня даже появилось против них раздражение: сдались бы уже, что ли. На льготных условиях. Надо ж беречь украинскую кровь, носителей украинского языка. * * * В Сергиевом Посаде [ошивался] жил писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Зачем нужны такие писатели, лично мне не известно. Может быть, для создания информационного шума. Чем он меня в своё время "достал", я уже не помню. Возможно, тем, что в школе, в упражнениях по русскому языку, частовато приходилось что-то там выискивать в нудных цитатах, взятых из его писанины. В советское время Пршвин концентрировался на описаниях природы (не- навижу их), а в свободное время вдобавок подпольно строчил анти- советский дневник, в котором, среди прочего, высказывал страстное желание победы Гитлера. * * * В Сергиевом Посаде цена проезда в городском автобусе -- 32 руб- ля (при цене доллара 90 рублей), вот только не выдают на руки ни- какой бумажки, подтверждающей, что я заплатил: перешли на безбу- мажный способ оплаты. Леса вздохнули с облегчением, о, да. На са- мом деле тут, наверное изменился способ последующего изъятия денег у водителя: требуют от него фиксированную сумму, а остальное -- его премия. Такое же безбилетье я наблюдал потом в Рязани, где пользовался городскими автобусами много.
Сергиев Посад
Ну вот где-то так это там у них смотрится. Основная панорама Сергиева Посада.
Сергиев Посад
То же самое на литографии 1839 года. Художник Луи Бишебуа, литографская мастерская Лемерсье (Париж). Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад
Грешноватый я на фоне святыни. Но грехи так не смываются, я в курсе.
Сергиев Посад
Лавра, когда её никто не заслоняет.
Сергиев Посад
Базарчик для туристов через дорогу от Лавры.
Сергиев Посад
Портал в русское подсознательное. Путин почему-то уже отдельно от медведя.
Сергиев Посад
Паломнический центр. Насколько можно догадаться - хорошо стилизованный новострой (вообще, поддельность древностей в Сергиевом Посаде мерещится мне повсюду).
Сергиев Посад
Лавра с тыльной стороны.
Сергиев Посад
Схема Лавры и её ближайших окрестностей.
Сергиев Посад
Лавра, вечерний вид из-под забора. Хоть кому-то от этого забора полегчало?
Сергиев Посад
Без китайцев достопримечательность уже не смотрится: как будто она какая-то второстепенная, не заслужившая их разборчивого внимания. В подворотне, под Надвратной церковью.
Сергиев Посад
Один из главных мифов РПЦ: Сергий Радонежский [воодушевляет] благославляет Дмитрия Донского перед походом к полю Куликову. Якобы если б не это благословение, то фиг бы русичи победили братские татарский и монгольский народы. Фреска во всё той же подворотне [с китайцами].
Сергиев Посад
Стена, ограждающая дополнительную территорию Лавры. Ну, это хотя бы не новострой.
Сергиев Посад
Две вечнозапертые церкви под стенами лавры. Слева - церковь Параскевы Пятницы (XVI век), справа - церковь в честь Ввведения во храм Пресвятой Богородицы (тоже XVI век).
Сергиев Посад
Вечерний Сергиев Посад. На торце здания Сергий [Посадский] Радонежский [снова] благославляет Дмитрия Донского.
Сергиев Посад
Лавра после умытия её дождём. Слева - церковь преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой (Трапезный храм), XVII век.
Сергиев Посад
В Трапезном храме.
Сергиев Посад
Трапезный храм. На переднем плане - Михеевская церковь (XVIII век).
Сергиев Посад
Главная площадь в Лавре. Бело-зелёное прямо по курсу - колокольня (XVIII век).
Сергиев Посад
Усыпальница Годуновых, возле Успенского собора. Царь Борис похоронен здесь.
Сергиев Посад
Троицкий собор в Лавре. XV век. Свет вечерний.
Сергиев Посад
Чёрные семинаристы в Троице-Сергиевой Лавре. Что задумано-то? Постепенная замена населения России на африканцев или распространение русского православия в Африку? Подозреваю, что этим неграм всё равно, на кого учиться, лишь бы бесплатно и побольше еды. И лишь бы не в Африке.
Сергиев Посад
"Внутренний вид церкви преп. Никона и раки над мощами сего святого. В Троицкой Сергиевой Лавре. Издание в Лит. С. Т. Сергиевы Лавры." 1864 год. Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад
"Вид Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры с полуденной стороны." Художник П. С. Телицын, 1854. Обращаем внимание на то, что собор был разрисован (ныне он белый). Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад
"Внутренний вид часовни, устроенной на месте, где была келлия [не "келья"] преподобнаго Сергия." Литография неизвестного художника, 1864. Музей в бывших конюшнях в Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад
Бывшие конюшни, в которых теперь исторический музей.
Сергиев Посад
Карета в каретном отделе Исторического музея, который в бывших конюшнях. Всего-то там три кареты, но продаётся отдельный билет. Не дешёвенький: 100 рублей (больше доллара!). В этой карете, наверное, ездил аж сам Павел I.
Сергиев Посад
Вот это попадается на глаза, если идти [правильным путём] к Черниговскому (Гефсиманскому) Скиту на восток от Троице-Сергиевой лавры.
Сергиев Посад
Люди занимаются серьёзными исследованиями каких-то волн.
Сергиев Посад
Черниговский (он же Гефсиманский) Скит. Колокольня его реально наклонилась (из-за мягкости низинного грунта), я тут ни при чём. На переднем плане - Корбушинскй пруд. На восточной окраине Сергиева Посада.
<
Сергиев Посад
Пещерный храм Архангела Михаила в Гефсиманском Черниговском Ските (точнее, где-то под ним). Вторая половина XIX века. Вход туда - по дорогим билетам и только с экскурсоводом. Группа набирается очень медленно, замаешься ждать. Вдобавок фотографировать в храме запрещено, а это уж слишком. Я и сказал себе: ну его на фиг. Переснято со стенда.
Сергиев Посад
Гефсиманский Черниговский Скит - разросшаяся база отшельников. Храм - постройки 1886 года, остальное - примерно того же времени. По меркам Золотого Кольца - не старина.
Сергиев Посад
Руины дворца на пути к Спасо-Вифанскому монастырю. Всего лишь 1824 год постройки, а уже такой замечательный вид.
Сергиев Посад
Колокольня Спасо-Вифанского монастыря. Восстановленная. При коммуняках, говорят, на её месте проходила дорога. Слева - храм, в котором оригинальный пещерный алтарь. Всё тоже восстановленное, НЕ НАСТОЯЩЕЕ.
Сергиев Посад
Вот этот пещерный алтарь в Спасо-Вифанском монастыре.
Сергиев Посад
Заброшенный шедевр в стиле "руссика", напротив Спасо-Вифанского монастыря. Вот это - НАСТОЯЩЕЕ. По массивности "руссика" похожа на свой немецкий аналог: свою ровесницу "вильгельмику". Но "вильгельмика" в целом размашистее и изящее, если честно. Очень жаль, что две империи так жутко столкнулись в 1914-м: им бы дружно цвесть, радовать современников и потомков... Местами довольно-таки задри- панность теперешнего Сергиева Посада - по сути следствие того катастрофического столкновения. Да-да, Росссия, можно сказать, ДО СИХ ПОР от него не прочухалась. Потому что и революция 1917 года, и Вторая Мировая война - следствия того, что два в общем-то неплохих человека - Вильгельм II и Николай II - недооценили опасности своего негибкого имперства. Махать сабельками надо всегда очень осмотрительно.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Судьбоопределяющий Сергиев Посад