Александр Бурьяк

Как бы город-музей Суздаль

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Из такого города, как Суздаль, путешественнический репортаж никак не может быть хотя бы более-менее приближенным к исчерпы- вающему, если только не занимает собой как минимум одного книж- ного тома. В таких местах очень к месту задумываться над тем, на- сколько ограничена человеческая возможность по усвоению и пере- работке исторического информационного материала, которого навалом и в котором явно хватает всяких важных тайн, имеющих практическое значение для нас, ныне живущих грешников. Мы, страдальцы от информационных перегрузок, как правило, лишь скользим по поверхности наблюдаемого, едва успевая хотя бы дога- дываться, что тут и там насокрыто существенное. А надо ж останав- ливаться и углубляться, иначе толку не будет. * * * Сказ о том, как я ездил Суздальский кремль искать... Главное, что надо знать о Суздале: на самом деле кремля в этом городе нет. И никогда не было. Каменного, во всяком случае. Тако- го, как, например, в Казани или Нижнем Новгороде. То, что называют "суздальским кремлём", -- на самом деле лишь земляной вал -- местами уже не особо высокий, а то и вовсе сры- тый. Во Владимире как бы тоже был всего лишь вал и кое-где он чуть-чуть сохранился, и даже на месте стоят Золотые ворота, раз- рывавшие этот вал, но никто почему-то не говорит о теперешнем "владимирском кремле". Как же так?! Такого типа вал, как в Суздале, имеется, к примеру, в деревне Малышки Вилейского района Минской области. В этой деревне роди- лась моя лучшая половина, так что к тёще на блины я несколько раз наведывался, по валу лазал, крутизне его над речкой Сервечь ди- вился. Но про "малышкинский кремль" почему-то никто не говорит, а говорят только про суздальский, а в Малышках у нас лишь "городи- ще", во как. Разумеется, в Суздале есть что посмотреть помимо не существую- щего кремля, но всё равно за город обидно. Бескремлевый он. А мне ж почему-то вбилось в голову, что режиссёр Леонид Гайдай снимал свой шедевральный фильм "Иван Васильевич меняет профессию" в Суздале (на самом деле в Ростове). Я помнил потрясающую сцену выезда стрельцов из кремлёвских ворот в этом фильме и рыскал по суздальскому "кремлю" в поисках того, что хотя бы после добавле- ния чего-нибудь фанерного можно было выдать издалека за те воро- та. Как бы не так. То-то и не снимал Гайдай упомянутого фильма в Суздале (а снимал он тут только "Женитьбу Балзаминова"). Конечно, всякое такое про кино элементарно отыскивается в интернете, но я-то посчитал, что у меня всё же есть встроенная память и т. д. В итоге -- очередное разочарование (а сколько их ещё будет!). Бескремлевость для старинного русского города -- почти как бес- панцырность для моллюска: ну зачем нужна такая недоделанность?! Не смотрится она, вызывает сострадание. То-то так упорно трындят про "суздальский кремль" и уверяют себя и других, что он есть. НЕТУ ЕГО. * * * Из построенного ранее XVI века в Суздале, похоже, ничего нет. Сколько-нибудь значительны массив старины относится к XVII веку. Из древних нецерковных сооружений есть всего лишь один небольшой домик конца XVII или начала XVIII века на улице Ленина. * * * И какой же русский не знает про подвиг гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского? А каждый ли русский знает, как обошлась с ними Родина после их смерти? Википедия: "Кузьма Минин был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви. Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым нижего- родским митрополитом Филаретом. К 1830-м годам собор обветшал и был снесён по указанию нижего- родского губернатора М. П. Бутурлина. В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье. В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-запо- ведник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижего- родского кремля. По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спа- со-Преображенский собор." Другими словами, вместо того чтобы сразу же похоронить Минина наидостойнейше, его сначала закопали в какой-то деревне, потом перетаскивали туда-сюда и в конце концов, похоже, потеряли со- всем. Не лучше было и с князем Пожарским. Благодарное Отечество сначала бездумно уничтожило фамильный склеп князей Пожарских и родственных им Хованских, потом в сере- дине XIX века спохватилось, отыскало могилки, построило склеп, но после Октябрьской революции 1917 года, ну очень Великой, зачем-то уничтожило его (в 1934 г.), а в 2009 году восстановило по сохра- нившимся чертежам и фотографиям, и этот новый вариант пока что держится, тьфу-тьфу. Википедия: "...многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанс- ком соборе, первостроителем которого он был. Современные исследо- вания показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смер- тью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и сломана (1765—1766) 'за ветхостью'." * * * Автовокзал маленького Суздаля засунут к чёрту на кулички: он даже не на окраине, а нескольких километрах от города. Я думаю, в данном случае замысел врагов народа состоял в отваживании русских людей от их старины, а ещё в склонении их к богомерзкому автомо- бильству. Автобусы ходят из Владимира в Суздаль каждый час, но плата дей- ствует только до суздальского автовокзала, а далее надо доплачи- вать, потому что автобус таки заезжает потом в собственно Суздаль, но уже в статусе городского автобуса, и делает в городе несколько остановок. Кто вовремя не сообразит по поводу этой "засады", тот будет добираться от автовокзала в Суздаль на такси. Я-то сообра- зил (в последний момент: подозрительно было что не все пассажиры вывалили на автовокзале из автобуса), но неприятное впечатление осталось: многое же вот делается для того, чтобы возбуждать в лю- дях неприязнь к стране. Чем больше такого дискомфорта, мелких бытовых напрягов, тем больше отторжения себя от неё, не так ли, подрывники? Кстати, обратно из Суздаля во Владимир мне тоже пришлось доби- раться через известное место: городской автобус, в который я ра- достно уселся на остановке недалеко от своей гостинцы, довёз меня почему-то лишь до автовокзала, а не до Владимира, и мне пришлось ждать ПРОХОДЯЩЕГО автобуса, не заезжающего в собственно Суздаль. И ещё деталь. В тех местах кассирши в кассах автовокзалов зача- стую не продают билетов на автобусы, а отправляют договариваться с водителями. Как я понимаю, это такой сговор, чтобы не финанси- ровать "спецоперации" в/на Украине. Оно бы, может, и хорошо, но я в Белоруссии привык к тому, что у меня в руках появляется бумаж- ка, подтвержающая заключение сделки между мной и автотрансом. Мне бумажка или ехать? Мне и то, и другое: при наличии бумажки меня не так сильно тревожит неопределённость ближайшего будущего. Бу- мажка, конечно, мала размерами, но иногда бываешь рад и такой. С другой стороны, русский способ расплачивания за проез основывает- ся на доверии людям, а белорусский (немецкий и т. п) -- это фор- мализм и дополнительные издержки. И меня ж на российских дорогах никто ни разу не "забыл" на промежуточной станции. И рюкзака мое- го не спёр (я прижимал его всё время к себе).
Суздаль
Вид на Гостиный двор и пр. с кремлёвского вала.
Суздаль
Женский Александровский монастырь. Был основан в 1240 г. Александром Невским. "В древности монастырь именовался Большою Лаврою и служил усыпальницей суздальских княгинь."
Суздаль
Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Один из древнейших русских монастырей. Был местом иноческих подвигов преподобной Ефросиньи. Вот эти Святые врата и каменная стена вокруг монастыря были построены в 1688 г.
Суздаль
Лазаревская (1667 год) и Антипиевская (1745 год) церкви.
Суздаль
Слева - Гостиный двор (1811 год), справа - Воскресенская церковь (1720 год).
Суздаль
Сложность в том, что ездить в Суздале особо незачем: всё тут - в пределах пешей досягаемости, а ходить полезно.
Суздаль
Жизнь по-суздальски. Вид с кремлёвского вала.
Суздаль
Суздальская пожарная часть. В городе очень много деревянных построек, так что надо бдеть и бдеть. Вид с кремлёвского вала. Слева - купола Богородице-Рождественского собора.
Суздаль
башня Спасо-Евфимиева монастыря в лучах восходящего солнца.
Суздаль, Александр Бурьяк
Автопортрет на фоне стены Спасо-Евфимиева монастыря.
Суздаль
Спасо-Преображенский собор (XVI век) Спасо-Евфимиева монастыря.
Суздаль
Роспись Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря.
Суздаль
Колокольня Спасо-Преображенского собора.
Суздаль
Восстановленная усыпальница князя Пожарского возле Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря.
Суздаль
Архиерейский дом (XVI-XVIII вв.), ныне музей церковной и прочей всячины.
Суздаль
И вот раз за разом такое случается: приходишь в православный храм, а он заперт. На ступеньках деревянной Никольской церкви (1766 год), перенесённой на территорию суздальского кремля из села Глотово Юрьев- Польского района в 1961 г.
Суздаль
Древняя роскошь Богородице-Рождественского собора, который в суздальском как бы Кремле.
Суздаль
Фрагмент западных Златых Врат Богородице-Рождественского собора (1230-е годы).
Суздаль
Потрясающий фрагментик росписи Богородице-Рождественского собора. Располагается чуть выше пола. Художник, наверное, рисовал лёжа.
Суздаль
Загадочная книжка, изданная Екатериной II. Какой-то супер-проект. С параллельным текстом на четырёх языках: русском, латинском, немецком и французском (английский, видать, котировался не высоко). Екатерина либо рекламировалась, либо рассчитывала на широкое обсуждение в узких образованных кругах Европы.
Суздаль
Изразцовая печь в Крестовой палате (это я попал на юбилейное собрание коллектива по поводу возраждения указанной палаты. Таких печей в музее несколько. Я бы их назвал кафельной энциклопедией чего-то там.
Суздаль
Фрагмент информативной кафельной печи. Как я понимаю, сложность формы усиливала отдачу печью тепла.
Суздаль
Блистательная русская реклама.
Суздаль
Готовлюсь бабахнуть по разгильдяйству, бюрократизму, рвачеству и т. п. Это приблизительно напротив кремля на другом берегу речки Каменки.
Суздаль
В Суздале повсюду церкви. Приходишь в Музей деревянного зодчества - здесь тоже они.
Суздаль
Завораживающая пестрота русских платков в Суздале. Каждый узор - какой-то код: зашифрованный прорыв чего-то из чьего-то подсознания. Даже если узор просто скопирован у турок или иранцев, это всего лишь означает, что данный код у русских с ними общий и что русское подсознание на него отзывается тоже.
Суздаль
Покровский монастырь. Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью были построены в 1615 г.
Суздаль
Покровский собор Покровского монастыря. Построен в 1510-1514 гг. В подклете этого собора - усыпальница, "в которой нашли вечный покой более 20 именитых инокинь, ставших невольными жертвами политических интриг". Вход в вечнозапертую усыпальницу - в центре нижней части этой фотографии.
Суздаль
Архаичный декорум портала Покровского собора Покровского же монастыря. Тоже код и тоже прорыв из подсознания. Яркий вызов серости будней.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Как бы город-музей Суздаль