Если как на духу, то Свияжск несколько разочаровал, но местами
немножко и порадовал.
Хотя Свияжск расположен номинально всего лишь в 30 км от Каза-
ни, самостоятельно добираться до него общественным транспортом
трудновато. Рейсовые автобусы туда не ходят. Речные суда туда как
бы ходят (ну, плавают, конечно; я самолично видел в Свияжске при-
бытие одного из них), но с не понятно какого причала. И Казань --
это вам не Стамбул, в котором паромы по Босфору и Мраморному морю
так и шастают. И может, эти суда в Свияжск даже не рейсовые, а
экскурсионные, а я экскурсионные поездки воспринимаю очень плохо.
Можно ехать в Свияжск на электричке (она приманивает наличием
маршрута с конечной остановкой "Свияжск"), но этот вариант кова-
рен. Во-первых, электричка идёт с кучей остановок и потому мед-
ленно (1 час 10 минут). Во-вторых, возвращаться ею же проблема-
тично, поскольку что в самое нужное вам для этого время (с 13 до
17 часов: полдня в Свияжске -- и обратно в потрясающую Казань!)
там наблюдается странный перерыв. В-третьих, от станции "Сви-
яжск", относящейся, так сказать, к "Новосвияжску", до "Старосви-
яжска" ещё километров 15, причём отнюдь не по липовой аллее, а по
какому-то шоссе, вдобавок зигзагами. Главное: эти 15 км зигзагами
ехать не на чём. Автобус отменили за малым спросом, маршрутки не
наблюдаются, добрые частники берут по 500 рублей за рейс в одну
сторону. Шанс скооперироваться с кем-то из других бедолаг-путеше-
ственников и соответственно сэкономить имеется, но не очень
большой.
* * *
Кстати, почему "Свияжск", а не просто "Свияж" (по аналогии с
"Воронеж", "Велиж", "Китеж" и т. п.)?
* * *
"Новосвияжск" (или как его там) -- это та ещё унылая дыра, рос-
сийский вариант оной. "Старосвияжск", фигурирующий тут как "ост-
ров" (на самом деле давно уже ПОЛУ-остров), отнюдь не напрашива-
ется на название "заповедник русской старины": основная застройка
там хорошо если 100-летней давности, а шибко старое сильно заре-
ставрировано, да и немного его.
Вообще-то Свияжск оказался в положении приблизительно Венеции:
- кругом вода, расширяться особо некуда;
- к новому строительству ничто сильно не располагало.
Но русский эквивалент Венеции из Свижска не получился. Отчасти
наверняка сказалась в этом близость Казани: Казань оттягивала на
себя внимание, людей и ресурсы. Вторая причина -- дурная наклон-
ность предков строить из дерева. Да, это было дёшево, и запах хо-
роший шёл, но зато и горело это при случае -- и вдобавок не нака-
пливалось.
Любое деревянное строение рассматривается как очень временное,
даже нет смысла серьёзно его декорировать. Каменные же строения
при надлежащем к ним подходе могли держаться тысячелетиями (в XVI
веке руские люди таки имели уже возможность убеждаться в этом на
примерах Стамбула и Рима).
Я понимаю, что Свияжск для Ивана Грозного был временным решени-
ем, и строить каменные городские укрепления тут не имело смысла,
так что ограничились остениванием Успенского монастыря, ставшего
как бы цитаделью Свияжска. Но без каменных укреплений этот остро-
вной городок в целом не смотрится, а смотрится (немного) только
Успенский монастырь.
* * *
Старая застройка на острове относится в основном к XIX веку, да
и той мало.
Если без музеев, но с перерывом на трапезу, то весь остров мож-
но довольно тщательно облазать часа за 4.
Лично я трапезничал в женском Иоанно-Предтеченском монастыре:
[не потому, что я бабник, а потому что] там на такие дела устрое-
на специальная "трапезная" для туристов, в старом здании, по
большому счёту недурственная.
Окружающие остров пейзажики приятны, но не потрясающи. Река,
частично омывающая остров, назвается Щука.
В Свияжске имеется штук 5 музейчиков, из которых 2 -- основные.
По-моему, в них почти никто не ходит -- а хоть бы и потому, что
цена билетов неадекватно высокая. В то, что там есть отдельные
интересные экспонаты, я верю.
Я бы сказал, что Свияжск вполне состоялся как туристическое
место, если бы в нём имелись ещё штук пять старинных палат типа
таких, какие в Гороховце, плюс пара улочек симпатичных каменных
особнячков конца XIX века. Без каменных городских стен можно и
перебиться, ладно, но тогда нужны в компенсацию хоть какие-то
размашистые руины. Большой супер-парк со столетними дубами, ка-
навками, мостиками, гранитными лестницами к самой воде и т. п.
тоже впечатлил бы, но и с этим пролёт. Эй, вы бы там хоть диких
кроликов каких завели, что ли. Пусть бы они бегали по газонам.
Ладно, заводите ёжиков, а то кролики, может, вам тут огороды
опустошат.
* * *
Жемчужина Свияжска мужской Успенский монастырь сильно не заре-
ставрирован даже, а зареконструирован: презентуемое тут фото
"Братского корпуса" на момент передачи его в руки сердобольных
специалистов являет нам каркас ободранных стен, "без всего". Ми-
лые крылечки в волнующем древнерусском стиле и оконный декрум в
оном же -- это накладные элементы от реконструкторов.
Основатель этого монастыря -- церковный деятель с простым русс-
ким именем Герман. От этого Германа сохранилась в Никольской цер-
кви подземная келья, ныне слишком уж зареставрированная. А ещё в
церкви выставлены его мощи в упакованном виде (в саркофаге), но
они признанной целебной силой, по-видимому, не обладают.
В этом монастыре тупое и злобное большевичьё разместило сначала
тюрьму, потом психиатрическую больницу: света души Луначарского на
все российские углы, конечно же, не хватало, и по многим из этих
углов какие только мерзости не вытворялись.

На подходе к Свияжску со стороны суши. Успенский монастырь.

Свияжск - это много воды и неба отличного качества.

Если искать у Свияжска фасад, то, наверное, будет вот это. Свияжский мужской Успенский монастырь.

Никольская церковь с колокольней. Высота колокольни 43 м.
На колокольню пускают за 100 рублей. Церковь построена в 1555-1556 гг.
Успенский монастырь.

Русская благодать в Успенском монастыре. Здесь Русью пахнет.

Успенский монастырь. Боевой ход на монастырской стене.

Здесь пропитываются русскостью со всех сторон. Галерея надвратной церкви.
Успенский монастырь.

Братский корпус Успенского монастыря.

Тот же братский корпус Успенского монастыря до реставрации. Вот что случается,
когда большевиков пускают в монастыри.
Фото со стенда в Успенском монастыре.

Успенский собор в середине сентября.

Успенский собор Успенского же монастыря.

Фрески Успенского собора.

Дверь Успенского собора.

Слева - Братский корпус Успенского монастыря, в центре - ворота
с надвратной церковью, в галерее которой хорошо пропитываться русскостью.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

К вящей радости православных сердец выстроили на входе
в Иоанно-Предтеченский женский монастырь ещё и деревянную церковь.

Внутри деревянной церкви.

Сергиевская церковь Иоанно-Предтеченского монастыря. XVII век.

Собор иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость"
Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен в 1898-1906 гг.

Роспись собора иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость".
Много сцен из жизни Богородицы.

Иконостас до реставрации.
Фотография со стенда в соборе.

Святая Троица до и после реставрации. Сможете взглянуть без стыда в глаза триединому Богу?
Фотография со стенда в соборе.

В монастырской трапезной. На стене почему-то картина "Тайная вечеря".

Что бог послал. Мой скромный перекус в монастырской трапезной:
похлёбка с курятиной, эчпочмак, котлета [по-путински] по-киевски,
облепиховый морс.

Свияжские руины.

Свияжская пожарная часть, свияжская каланча.

Волга рядом. На местном торжище, остро заточенном под туристов.

"Свияжская основная общеобразовательная школа,
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".

Музей Гражданской войны [в Свияжске].

Ленин и Троцкий. Плакат на заборе музея
Гражданской войны.

Вид на речной вокзал.

Свежая партия любителей Суздаля... эээ... Свияжска прибыла водным путём.

"Копия двенадцативёсельного катера, на котором 24 мая 1798 г.
император Павел I отбыл из Свияжска в Казань для осмотра воинских частей."
На заднем плане - речной вокзал.

Наверное, старейший сохранившийся жилой дом в Свияжске. Слева на заднем плане -
церковь Елены и Константина. К ней идёт улица Еленинская.

Стильный жилой новодел.

Доподлинный Свияжск, до которого ещё не добрались
реставраторы-разрушители.
Н. М. Карамзин об основании города Свияжска ("История государс-
тва Российского", том VIII, глава III):
"Князь Серебряный первый распустил знамя на Круглой горе 16
Маия, при закате солнца; отпел там вечернюю молитву и рано, 18
Маия, нечаянно ударил на посад Казанский: истребив около тысячи
сонных людей, более ста Князей, Мурз, знатных граждан, освободил
многих пленников Российских, возвратился к устью Свияги и ждал
главного войска. Оно прибыло на судах 24 мая и, радостными клика-
ми приветствуя землю, которой надлежало быть новою Poccueю. С
торжеством вышло на берег, где полки Князя Серебряного-Оболенско-
го стояли в рядах и показывали братьям свои трофеи. Густой лес
осенял гору: оставив мечи, воины взяли секиры, и в несколько ча-
сов ее вершина обнажилась. Назначили, размерили место, обошли во-
круг оного с крестами, святили воду, основали стены, церковь во
имя Рождества Богоматери и Св. Сергия и в четыре недели совершили
город Свияжск, к изумлению окрестных жителей, которые, видя сию
грозную твердыню над главою ветхого Казанского Царства, смиренно
просили Шиг-Алея взять их под державу Иоаннову. Вся Горная сторо-
на - Чуваши, Мордва, Черемисы - идолопоклонники Финского племени,
некогда завоеванные Татарами и не привязанные к ним ни единством
Веры, ни единством языка - послали своих знатных людей в Москву,
дали клятву в верности к России, получили от Царя жалованную гра-
моту с золотою печатию, были приписаны к новому городу Свияжскому
и на три года освобождены от ясаков, или дани. Чтобы удостове-
риться в их искренности, Иоанн велел им воевать Казань..."
Обратим внимание, что у Карамзина речка называетс Свияга, а не
Щука, и что русичи у него прибыли водным путём на место будущего
Свияжска не с готовыми срубами, а только с [топорами] секирами. И
у Карамзина чуваши -- почему-то финского племени, а не помесь тю-
рок с угро-финнамио, говорящая (ладно, говорившая) на языке, от-
носящемся к тюркской языковой семье.
Н. М. Карамзин о наконец-то появлении царя Иоанна Васильевича в
Свияжске (тот же источник, глава IV):
"Августа 13 открылся Свияжск: с любопытством и с живейшим удо-
вольствием Царь увидел сей юный, его велением созданный град,
знамение победы и торжества Христиан в пределах зловерия. Ду-
ховенство с крестами, Князь Петр Шуйский и Боярин Заболоцкий с
воинскою дружиною приняли Иоанна в вратах крепости. Он пошел в
Соборную церковь: там Диаконы пели ему многолетие, а Бояре по-
здравляли его как завоевателя и просветителя земли Свияжской.
Осмотрев крепость, богатые запасы ее, красивые улицы, домы,
Государь изъявил благодарность Князю Симеону Микулинскому и
другим начальникам; любовался живописными видами и говорил Вель-
можам, что нет в России иного, столь счастливого местоположения.
Для него изготовили дом. 'Мы в походе', - сказал Иоанн, сел на
коня, выехал из города и стал в шатрах на лугу Свияги."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Почти островной Свияжск