Александр Бурьяк

Подзадрипевший Великий Новгород как колыбель импортной русской государственности

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Не надо заключать из названия этой статьи, что Великий Новгород мне не понравился: у меня всего лишь стиль с подковыром. Разоча- рования у меня не было, потому что ещё на стадии подготовки экс- педиции я, присмотревшись к фотографиям детинца, догадался, что тот не совсем в моём вкусе. Вдобавок я вычитал, что Новгород был "почти полностью" разрушен во время Великой Отечественной войны, а я не любитель новостроев и реконструкций. И у древних русских городов есть та добавочная печалька, что застройка в них была по преимуществу деревянная, неоднократно выгоравшая ещё в древности. Короче, в Новгороде я увидел приблизительно то, что и ожидал: много хрущобин и брежневёбин, ободранные большевиками церквушки. (Конечно же, я люблю, когда действительность превосходит эстет- ские ожидания. Зато если она приблизительно соответствует им, я получаю удовлетворение от уровня своей провидчивости.) Достаточно красноречив факт, что за десять с лишним веков своей истории новгородцы так и не сподобились построить в центре города приличный каменный мост арочного типа, хотя древние римляне пода- ли им кучу блистательных примеров ещё во времена оные. Мост у древних русичей тут был подстать детинцу [и всему остальному]. Его нынешний вариантик -- неисторичный модерн: ходить можно, лю- боваться -- извините, нет. Великая Новгородская республика, такая и растакая, гигантская для своего времени, могла ведь выписать мастеров из Италии, Богемии, Византии, Персии и т. п., и те по- строили бы мост, как следует, ан вот поди ж ты. В сравнении со своими европейскими и азиатскими приблизительны- ми ровесниками Великий Новгород по части древностей простоват, но у очень многих народов нет и такого. Псков и Смоленск нравятся мне больше, чем Великий Новгород: по- моему, они заметно ландшафтистее и архитектуристее. Роскошный же НИЖНИЙ Новгород -- это и вовсе путешественническая благодать. Новгородский детинец (= кремль) в плане -- ни разу не "непра- вильный овал", а скорее что-то фасолистое: имеется вогнутый учас- ток [а вогнули-то его зачем?!]. И если в башнях детинца ещё про- сматривается старинность, то стены его выглядят почти сплошь ре- конструированными. Длиннющая супер-пряслина (ну, стена между башнями) вдоль Волхо- ва выглядит ужасно: и слишком зареставрированная, и очень нефото- геничная. Нет, я в курсе, что башни там были, но сплыли. И подозреваю, что у древних русичей не было понимания того, что чем укрепление ближе в плане к кругу, тем оно экономичнее по час- ти затрат на постройку. По части фортификации Великий Новгород -- мало что в сравнении с Псковом: новгородцы, похоже, стремились брать пример со спар- танцев (у тех их великий город совсем не имел укреплений). У Пскова было ПЯТЬ поясов обороны -- и все каменные. У Великого Новгорода -- только два пояса, причём один из них -- [халтурный] деревянно-земляной (правда, с каменными башнями, одна из которых более-менее уцелела). Но лучше сравнить Великий Новгород не с Псковом, а с Торунью или Таллинном: тогда уж точно будет убийственно. Со стороны Волхова детинец выглядит отвратительно: сказывается "утрата" башен. Вдобавок из-за стен не поднимается ничего значи- тельного, в Волхове не отражается, закатным солнцем при случае не окрашивается. Ой, я догадываюсь, что Волхов подмывал укрепления детинца, ну так надо было принимать против этого меры: вбивать дубовые сваи, натаскивать всякий булыжник на берег. Голландцы вон ОТВОЁВЫВАЛИ сушу, причём у моря, а здешние лоботрясы не смогли защитить от средней по качествам реки даже то, что получили в готовом виде. В придачу к деревянно-земляному убожеству основных укреплений была в основном деревянной и внутренняя застройка Новгорода. Мож- но и из дерева строить так, чтобы не горело [или хоть горело по- меньше: чердак собора Нотр-Дам-де-Пари, датируемый XII веком, сгорел вон только в 2019 году -- после захвата города афроазиа- тами], но здешним мастерам такие чудесные вещи не приходили в косматые гловёнки. По-моему, лучше уж тогда юрты: юртовый город не выгорал бы, потому что быстро бы сворачивался и эвакуировался. Я очень не уважаю деревянную застройку: воспринимаю её как эфе- мерную, наполовину уже дрова. Курильщиков, правда, в древности не было, но разгильдяев имелось даже больше, чем теперь. * * * В Софийском соборе туристы фотографируют прямо во время церков- ной службы, и никто против них не вякает. Может, тем, кто прежде вякали, было чётко указано, что нефиг отваживать кормильцев. Я тоже фотографировал во время службы, но не в наглую: по чуть- чуть, изподтишка, перемещался по храму медленно, чинно, стараясь иметь на физиономии постное выражение. Иногда на всякий случай крестился. Вообще, только в одном новгородском храме -- Петра и Павла -- раскрыл против меня варежку какой-то склочный активист. "А кто вы такой?" -- спросил я его строго. "Сотрудник!" -- ответил тот. "Нет в нашей в церкви такой должности!" -- заявил я ему уверенно, и он [задумался] заткнулся. В самом деле, за год до того я сфото- графировал в одной церкви Переславля Залесского плакат "Иерархия Русской православной церкви", и никакие сотрудники на этом плака- те не значились (правда, имелись какие-то "трудники" и "служащие храма"). * * * Церковь Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище -- возможно, самая архаистая на Руси. Во всяком случае выглядит она соответст- венно. Важен (= информативен) ведь не номинальный возраст, а ВИД. Нештукатуренная, небеленная церковь не скрывает своих строитель- ных тайн от наблюдателя: можно видеть и материал, и кладку, и по- вреждения, и содержание ремонта. По храмам XII века в Великом Новгороде хорошо видно, что древ- ние строители не очень заморачивались не только прямыми углами, но и вертикальностью стен. Довольно большая приблизительность то- го и другого вполне устраивала тогдашее население. По цельности кладки видно, что эти церкви не покосившиеся и не расползшиеся, а изначально построенные [небрежно] приблизительно. * * * Цены на входные билеты во всякие микромузейчики в Великом Новго- роде приблизительно такие же кошмарные, как в Санкт-Петербурге. Нет, я понимаю, конечно, что кое-кому очень деньги нужны, но и мне они не мешают. Короче, музейчики я в основном игнорировал. Можно сказать, из принципа. Тем более что кое-что осталось недосмотрен- ным даже наружно, а там, куда мне хотелось попасть, двери раз за разом всё равно оказывались запертыми (народ не ломит, да?). * * * Главное, что надо держать в уме, когда отправляетесь в Великий Новгород: места эти летом дождистые, причём процедура сплошного естественного полива запросто может растягиваться даже не на один день, а на несколько. Под июньским новгородским дождём, как-то особенно охотно вспо- минался безоблачный октябрьский Тунис. Смысл таких реминесценций, наверное, следующий: зачем ехать в места, где погода может нага- дить, если ты ещё не всё облазал там, где она почти не подводит? И где вдобавок много экзотичнее? Я это к тому, что Великий Новго- род борется за туристов слабовато. Дождевых туч не разгоняет -- это ещё ладно. Но вот цены на всякие входные билеты могли бы быть и поменьше. В советское время билеты стоили, как правило, 10 ко- пеек, и я от этого ещё не отвык. Далее, за дальним бугром неболь- шие экспозиции и исторические площадки бывают и вовсе бесплатны- ми, путиноидская же Россия люто неистовствует в выкачивании денег из своих и чужих граждан. * * * Лучшая забегаловка города -- по информации от инсайдеров -- это кафе ["Красная Шапочка"] "Колобок" на Большой Московской улице с восточной её стороны, чуть севернее Ярославова Дворища. В обеден- ное время народ туда так ломит, что можно и не втиснуться. Мне втиснуться удалось, и репутацию заведения я подтверждаю. * * * Чего из храмов большевики не разрушили в 1920-х, 1930-х, то они охотно пораскорячивали бомбами и снарядами в 1941-1944 гг. Если был повод шарахнуть по церкви какой или колоколенке на прифронто- вой временно оккупированной территории -- не останавливались на достигнутом. Если имели место колебания, то комиссары приходили на помощь. Так вот, как бы не оказалось, что новгородскую старину покрушила в основном РККА, а не Вермахт, Ваффен СС и Люфтваффе. Причём покрушила без острой необходимости, тем более что по здра- вому смыслу надо было, наоборот, ложиться костями "за родные ал- тари". Это не к тому, что нацисты были хорошими и щадили архитек- туру (скорее, берегли боеприпасы и старались проехаться на РПЦ), а к тому, что большевики (не все: феномен был неоднородный) явля- ли собой тупых злобных заскочников с мощной деструктивной наклон- ностью. Кстати, слова их партийного гимна "Интернационал" очень инфрмативны и выражают суть их подхода, их видение мира, их взгляд на инструментарий социальных преобразований. * * * Новейшие телевизоры во всяких отелях и апартаментах меня очень напрягают: каждый -- со своей сложной заумью, со своими причуда- ми. Чтобы добраться до какого-нибудь телеканала приходится напря- гать соображалку, а мне это в лом. Некоторые сдатчики помещений даже снимают микрокино для таких, как я, про пользование телеви- зорами, и потом пересылают клиентам через "мессенджеры", посколь- ку иначе не прорваться никак. Если это "прогресс", то на кой он ляд? Доберёшься до телеканала, а там тоже дерьмо -- вдобавок преры- ваемое дерьмовой рекламой. В Великом Новгороде я столкнулся с такой вот говенной новинкой на некоторых российских телеканалах: пока крутится реклама, не- возможно переключить телеканал. Но пока ещё получается выключать на время рекламы звук. По-моему, российское телевидение становится с каждым годом всё хуже: примитивнее и дегенератистее контентом, рекламистее, лжи- вее, манипулянтистее. * * * Пока я ехал автобусом из Санкт-Петербурга в Великий Новгород, наслушался громкого телефонного трындёжа соседа сзади. Насколько я понял, этот сопляк записался добровольцем убивать хохлов. Так вот, он жаловался приятелю, что приходится покупать снаряжение за собственные деньги: бронежилет, обувь, даже униформу, причём всё это значительно подорожало, так что несколько первых зарплат ухо- дят на вынужденные закупы, а если не закупишься, то на фронте долго не протянешь. То-то единоразовое вступительное пособие кон- трактникам выросло за год с 400 000 рублей до 1 800 000. Могу представить себе, как было обидно тем, кто раньше других отклик- нулись на призыв Родины. Новый мотив вербовочных плакатов в России, попадавшихся на гла- за: "Победа близко. Получи статус ветерана". По-моему, это мерзко, а русичи тут такой мерзостности уже не замечают. Воевать надо не ради статусов. В Великом Новгороде частовато попадались на глаза субъекты с душманской внешностью. Это когда не просто борода, а борода без усов -- с выбритостью вокруг рта. Это так надо по инструкции от Пророка Мухаммеда. Все они смотрели на меня с какой-то недоброй исламской бдительностью. Нет бы широко улыбаться мне и говорить "Ассаляму алейкум!" Я им, правда, тоже ничего такого не говорил. По-моему, подобные бороды отращиваются с вызовом: с намёком на то, что резня таки будет. * * * В Великом Новгороде на остановках городских автобусов нет не то, что расписания этих автобусов, но даже номеров маршрутов. Возможно, так делается для защиты от украинских шпионов и дивер- сантов: те оказываются вынуждены спрашивать местных жителей и "палятся" на южнорусском "г". Ещё вариант объяснения: экономия бюджетных средств. В Великом Новгороде новая коттеджная застройка зачастую прекрасна, прямо-таки германского качества, а на всякое ж такое чиновникам требуются деньги. * * * Великие люди Великого Новгорода: - Александр Невский; - композитор Рахманинов; - [авантюрист] купец-путешественник Садко. Во всяком случае, памятники им тут имеются. Про композитора Рахманинова. Ни одной его вещи я удержать в па- мяти не способен. Для меня это лишний композитор, пардон. Ещё один лишний -- Мусоргский. Нелюбимые, но хоть чем-то застрявшие в памяти: Римский-Корсаков, Чайковский. Нелишние композиторы из классиков: Бах, Вивальди, Моцарт, Бетховен, Бизе, Брамс, Гендель, Берлиоз. * * * Из позитивного. Густой нестриженой зелени в Новгороде летом очень много, что лично для меня было весьма удобно в связи с по- вышенным потреблением мной воды. Нетоптанность трав вокруг некоторых замечательных церквей в Ве- ликом Новгороде говорит о том, что люди к ним особо не ходят. Ту- ристы толкаются в основном на нескольких "пятачках", а доподлин- ные шедеврики, расположенные чуть в стороне хорошо если фотогра- фируются хотя бы издали. Скоростных туристов я не уважаю, но люб- лю: они быстро проваливают с нравящихся мне объектов, а на неко- торые и не суются вовсе.
Великий Новгород
Новгородский детинец (= кремль). Самое-самое в Великом Новгороде. Юго-западная сторона. Слева направо башни Покровская, Кокуй и Княжья.
Великий Новгород
Ещё новгородский детинец. Южная сторона. Слева направо башни Спасская и Дворцовая. С башнями этого детинца всегда вот какая проблема: ты не можешь определить на снимках, криво ли ты сфотографировал эти башни или же они покосились на самом деле. Так вот, на самом.
Великий Новгород
Новгородский детинец, севаро-западная сторона. Слева направо башни Фёдоровская и Митрополичья.
Великий Новгород
Владимирская башня детинца. Северно-восточная его сторона.
Великий Новгород
Церковь Покрова, прилепившаяся к стене детинца.
Великий Новгород
В церкви Покрова. Глубокое проникновение в суть.
Великий Новгород
Церковь Андрея Стратилата в детинце. Она действительно такая кособокая: скорее не от возраста даже, а от того, что предки не заморачивались с вертикалями, парллелями, прямыми углами.
Великий Новгород
Софийский собор. Вид с южной стороны.
Великий Новгород
Софийскй собор. Вид с восточной стороны.
Великий Новгород
Софийский собор, вид с западной стороны. Магдебургские ворот(ц)а.
Великий Новгород
Магдебургске ворота Софийского собора. Фрагмент. Ворота открываются только по особо торжественным дням.
Великий Новгород
Успенский иконостас Софийского собора. Он там главный. Был закончен 1528 году.
Великий Новгород
Остатки изначальных фресок, XII век. Под стеклом - император Константин и его мамочка императрица Елена.
Великий Новгород
Шибко зареставрированная Грановитая палата, XV век.
Великий Новгород
Часозвоня (это которая башня, XVII век) и Грановитая палата.
Великий Новгород
Софийская звонница. 1439 год. Предыдущая обрушилась в 1437 году вместе с примыкающей стеной детинца из-за подмытия рекой Волхов.
Великий Новгород
Концептуалистый памятник "Тысячелетие России". Сооружён в 1862 году (годом основания Русского государства считается 862-й). Как он пережил большевиков - хороший вопрос.
Великий Новгород
Новгородский флот на приколе.
Великий Новгород
Белая башня, она же Алексеевская. Единственная сохранившаяся от Земляного города. XV век. Располагается на остатках земляного вала, над как бы рвом с водой, который вроде как ручей Осоковец. В несколько не совсем уже аутентичной башне ныне музейчик с муляжами и дорогими билетами.
Великий Новгород
Составная Троицкая церковь в Ямской слободе. Старая часть - 1356 года. Колокольня - 1832 года. Улица Троицкая.
Великий Новгород
Ярославово дворище. Из крупного, слева направо: Никольский собор (1113-1136 гг.), колокольня (XIX в.), Воротная башня Гостиного двора (конец XVII в.).
Великий Новгород
Ярославово дворище. Слева направо: церковь святого Прокопия (1529), церковь святых Жён-Мироносиц (1510).
Великий Новгород
Ярославово дворище. Церковь Параскевы Пятницы (1156) [и Робинзона Крузо].
Великий Новгород
Церковь Параскевы Пятницы. Изрядно подмазанная, но старинность тут так и прёт.
Великий Новгород
Церковь Параскевы Пятницы - моя первая настоящая любовь в Великом Новгороде. ДОМОНГОЛЬСКОЕ качество. Женщины мне больше нравятся, когда они помоложе, а церкви, когда пооблупленнее. Такая вот непоследовательность, сорри.
Великий Новгород
Яркий Великий Новгород. Выезд на Софийскую площадь со стороны Сенной площади.
Великий Новгород
Великий человек Великого Новгорода - композитор Рахманинов. Его тут много.
Великий Новгород
Мой район. Можно сказать, аж немецкое качество. Это к тому, что в Новгороде есть не только задрип.
Великий Новгород
Церковь Петра и Павла в Кожевниках (на самом деле в Великом Новгороде, в километре севернее детинца, на улице со странным названием Бредова-Звериная). Одна из трёх самых любимых мной в Новгороде. Построена в 1406-м году.
Александр Бурьяк
Счастье селфкания на фоне [1406-го года] любимой церкви Петра и Павла.
Великий Новгород
Типичная архитектурная деталь новгородских старинных церквей. В данном случае церкви Петра и Павла в Кожевниках. Круглое окошко со стилизованным кельтским крестом.
Великий Новгород
Церковь Троицы когдатошнего монастыря Святого Духа, 1557 год. Третья из самых любимых мной в Новгороде. Не супер-старьё, но тут хоть есть, на чём застревать взглядом.
Великий Новгород
Застава на улице Большой Санкт-Петербургской в разрыве Земляного вала. Приятная мелочь.
Великий Новгород
Знаменский собор. Был построен в 1682-1688 гг. под икону Богоматери "Знамение" (ныне она в Софийском соборе). Был блистательно расписан в 1702 году бригадой мастеров из Москвы, Костромы и Ярославля. Серьёзно пстрадал в Великую Отечественную войну.
Великий Новгород
Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374 год. Отличается повышенной внешней декорированностью. Вдобавок примечательна фресками Феофана Грека.
Великий Новгород
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.). Пишут, что там внутри замечательная роспись. Вот только храм почти всё время заперт. В Великом Новгороде имеется ещё церковь Фёдора Стратилата не на Ручью, а на другой, Софийской стороне от Волхова.
Великий Новгород
Церковь Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 год.
Великий Новгород
Роспись конца XIX века в церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря.
Великий Новгород
Остатки росписи XII века в "святая святых" церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря. Справа видна граница между старой росписью и новой - там, где крепился иконостас.
Великий Новгород
Фасад "Центра современного искусства".
Александр Бурьяк
На фоне церкви Михаила Архангела на Торгу. Прикид вообще-то в основном для Греции и для южного берега Турции, но совсем хорошо всё равно практически не бывает.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Подзадрипевший Великий Новгород как колыбель импортной русской государственности