Александр Бурьяк

Ярославль как бывший центр антисоветского мятежа

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Годом основания Ярославля считается 1010-й. До появления Санкт- Петербурга Ярославль был вторым по значимости городом на Руси. Ярославль не знал вражеских нашествий с 1609 года. Правда, он повергался серьёзным немецким бомбардировкам в 1943 году. Основ- ной ущерб ярославльской старине был причинён, по-видимому, боль- шевиками: особенно при артиллерийских обстрелах в период подавле- ния контрреволюционного Ярославского восстания 6-21 июля 1918 г., но также в процессе борьбы с религией Ярославский мятеж -- знаковое событие в советской истории этого города. Аналог Стрекопытовского мятежа в Гомеле. В обоих городах зарубленные еврейские революционные герои (в Ярославле -- Нахим- сон) дали свои имена местным улицам. Ещё сходства: участие латы- шей в подавлении, переход некоторых красных отрядов на сторону [белых и пушистых] врагов Советской власти. * * * Если Ярославль -- в честь князя Ярослава, то почему в честь князя Владимира -- не Владимирль? Чтобы запутывать врагов рус- ского народа? И почему прилагательное от "Ярославль" -- не "ярославльский", а "ярославский"? И кого, кстати, славил Яро- слав: яры, ярость или Ярилу? * * * Главный большевистский борец с религией (и соответственно с церквями, монастырями, иконами и т. п., а ещё с церковной музыкой типа оратории "Мессия" Генделя: хором "Аллилуйя" и пр.) -- Емель- ян Ярославский (1878-1943), фигурирующий в "Малой советской энци- клопедии" 1931 года без отчества как сын крестьянина и дочери ры- бака, а в Википедии -- с отчеством "Михайлович", самообозвался Ярославским в честь организации им стачки ярославских ткачей. На самом деле он был Миней Израилевич Губельман. Похоронен этот Гу- бельман был аж в кремлёвской стене, так что можно предполагать, что Ярославль не стал называться "Губельманль", когда Екатерин- бург стал Свердловском, потому лишь, что Губельман успел переиме- новаться в Ярославского. * * * Волги в районе Ярославля (да и Костромы) теперь как бы нету: вместо неё теперь Горьковское водохранилище (а слово Волга даётся на картах теперь в скобках). Если судить по дореволюционной карте Ярославля, то Волга в результате запруживания расширилась в райо- не этог города не сильно: процентов на 15-20. * * * Ярославль -- это как бы родина общедоступного русского театра, противопоставленного домашним театрам российских богачей. Если в Костроме главная культовая фигура после В. И. Ленина -- Иван Сусанин, то в Ярославле -- похоже, актёр Г. Ф. Волков: тут наличествуют и театр его имени, и площадь, и улица. Но, скажем, улица Нахимсона тоже имеется. Вообще, коммунистические евреи в ярославльской топонимике представлены заметно: есть площадь Карла Маркса, есть улица Мойши Свердлова, Карла Либкнехта, Розы Люксембург и т. д. Догадываюсь, что не дошедшие для нас 15 пьес Волкова [были уни- чтожены Фонвизиным] немножко не дотягивали до шекспировских. Ну, возможно они были слишком злободневными, а злоба дня давно уже сменилась много раз. Кстати, пьес Ломоносова теперь тоже не ста- вят, а человек ведь старался -- и даже оформлял их в стихах. Кстати, о стихах. Маяковский мог бы уж и написать стихи про то, как делать жизнь с товарища Нахимсона, один раз бросившего вызов даже самому Ленину, но в конце концов зарубленного в 34 года [ге- роями ярославского восстания] врагами социалистической революции. * * * Некоторые центральные улицы Ярославля (Советская и др.) с 16 до 19 часов забиты пробками. По Советской мне довелось довольно дол- го перемещаться в указанный промежуток времени со скоростью трол- лейбуса, а ведь я вдобавок отвлекался на фотографирование и этого троллейбуса, и много чего ещё. * * * Я обратил внимание ещё в Костроме вот на что: автоколымаг с "георгиевскими ленточками" довольно мало (может, процентов 10 от общего числа), причём эти ленточки переместились с наружных ан- тенн вовнутрь, на зеркала заднего вида. А что было нехорошо с антеннами? Туристы срывали оттуда ленточки себе на память? Или было жалко смотреть, как замечательные ленточки страдают от кли- матических факторов? И, кстати, нигде на улицах не только Ярославля, но и других городов России я не видел портретов Путина. Впрочем, их и раньше ведь не было -- в отличие, скажем, от Эрдогана в Турции). Брежнев в своё время тоже не совсем редко попадался на глаза. Я даже пом- ню ещё, на каком перекрёстке Минска он висел на огромном стенде, на каких теперь делают рекламу. Культ Путина -- не уличный, а больше телевизионный. Немножко даже жаль: Путин верхом на медведе мне нравился (не на Медведеве же). По-моему, пусть хоть на дикобразе, лишь бы войны не было. * * * По-моему, российское телевидение хорошо только в плане вымари- вания русского народа. Точнее, утилитарного расходования его во вздорных целях. Рисковать бодаться с НАТО при таком телевидении, наверное, не резон. Убедительное объяснение деструктивности рос- сийского телевидения у меня пока только такое: российская верхуш- ка смотрит на русский народ как на манипулируемый расходный мате- риал, а если бабы нового материала не нарожают, так будет завоз нового расходного материала из-за границы. Собственно, бабы УЖЕ недораживают, и завоз нового, нерусского материала уже идёт. * * * Белокаменный или хоть какой-нибудь кремль в Ярославле в насто- ящее время отсутствует, но его там никогда и не было: от попытки построить каменный кремль взамен сгоревшего деревянного остались только две башни [Саурона и Сарумана], остальные же были ярослав- цами ликвидированы. В Зелейной башне недостроенного ярославского кремля хранили в своё время [зелья] порох, а в Знаменской -- [знамёна] не хранили ничего. По правде говоря, меня умиляет манера держать порох сухим в башне, являющейся частью оборонительного периметра: получается, взрывной заряд уже заложен в нужном месте, осталось только под- жечь фитиль -- или уронить какую-нибуд искру. Но стремление пол- нее использовать башни -- разумеется похвальное. Можно было держать там преступнков, пленных, соленья, металлолом, пиво и т. п. А порох помещать не в одном даже месте, а в нескольких, при- чём таких, чтобы был самим соблазн взорвать его при подходе вра- гов -- чтобы сработали поражающие факторы порохового взрыва: адс- кое пламя, ударная волна, град камней, обильный едкий дым. * * * Ярославцы позиционируют свой город как столицу Золотого кольца. Ну, можно с уверенностью говорить, что Ярославль -- самый крупный город в этом условном "золотом (полу)кольце", располагающемся к северу, западу и северо-западу от Москвы. Насколько я понял, никаких сооружений старше XVI века в Яро- славле не сохранилось. Основные местные древности относятся к XVII веку. И такая же ситуация, кстати, не только в Ярославле: XVII век -- можно сказать, время массового строительства каменных церквей и укреплённых монастырей в Московии. А заодно и некоторых крепостных сооружений в средневековом стиле (в Вязьме, к приме- ру). Здешнее "время соборов". Церковно-монастырское строительство захватило даже начало XVIII века, время зрелого прорубателя окна в Европу, зато при Екатерине II принялись разрушать ветхие церкви, ликвидировать монастыри, перестраивать (= разрушать) исторические центры древних городов. * * * Цены на входные билеты во всякие музеи, монастыри и т. п. в пу- тиноидской России таковы, что всякие "культурные объекты" воспри- нимаются скорее как средства для выкачивания из народа денег, а не как инструменты для подтягивания трудящихся в культурном раз- витии и/или для поражения иностранцев зрелищем величия России. В СССР эти цены были, можно сказать, символическими: лишь бы какие- нибудь алкоголики не захаживали и не распивали любимых напитков в "греческом зале" и других удобных местах. * * * Ярославцы считают себя особенными -- самыми [бедовыми] толковы- ми на Руси. А что же каменного кремля не построили?! Мне теперь ЧТО смотреть? Только церкви и митрополичьи палаты? Хоть бы мост какой римского типа сооружили через речку Которосль, так ведь и того нет. О мини-колизеях и уличных общественных туалетах я уже молчу. Только церкви, церкви, церкви, церкви... А они ведь при- едаются, между прочим. * * * Частушки из времён моего октябрятского детства: Ярославские ребята Захотели молока, Не попали под корову, А попали под быка. Валентина Терешкова, Перестала водку пить, Но на двери написала: Без бутылки не входить! * * * В Ярославле очень хорошо поставлено клумбовое дело: некоторые местные клумбочки лично меня потрясают, хотя я в общем-то больше тяготею к руинам, оружию, военной технике, старым транспортным средствам... * * * Ярославль теряет приблизительно 50% своей зрелищности из-за то- го, что многие прекрасные здания здесь довольно-таки заслонены деревьями, столбами, проводами, дорожными знаками, а также строи- тельными лесами. Я очень не люблю, когда спиливают деревья, но в данном случае я готов скрепя сердце признать спиливание деревьев меньшим злом. Ландшафтным дизайнерам надо над Ярославлем ещё очень много рабо- тать, потому что огромный потенциал этого города существенно недо- раскрыт. По-моему, ярославское Заволжье смотрится так себе. И вообще Ярославль в районе своих рек довольно посредственен: немножко не Будапешт и даже не Кутаиси. Здесь предлагают прогулку по Волге на стареньком советском теп- лоходе, вот только зачем? Чтобы посмотреть теплоход? Дело хоро- шее, вот только я эту серию речных судов неплохо знаю с детства. * * * Ярославль начинался с места, где в Волгу впадает река Которосль (мнемоника: коты рослые). Я думал, что названия этой реки я никог- да не запомню, ан вот поди ж ты, оно мне уже почти родное. Анало- гичное место в Кобленце (там река Мозель вливается в реку Рейн) очень эффектное и даже носит отдельное название -- Deutsche Ecke ("Немецкий угол"). Оно облагорожено огромным памятником Вильгель- му I, выполненным в югендштиле. А вот место впадения реки Которо- сли в реку Волгу выглядит очень так себе. А я не думаю, что там совсем ничего нельзя было сделать. Просто зажались в своё время меценаты всякие. А ведь можно было выстроить даже что-то утили- тарное, только крупное и эффектное. * * * Ярославль vs. Кострома. Старина в Ярославле -- разве что чуть обильнее, чем в Кстроме, но к этой старине -- значительно больший современный привесок со всякими вытекающими из него неудобствами, как то: обильное движе- ние автотранспорта и менее чистый воздух. Понаехи с Кавказа и из Средней Азии [кишат] попадаются на глаза одинаково часто в обоих этих городах. Рельефистость обоих городов одинакова. Оба города немного освоили другой берег Волги -- и оба со сто- роны ВОлги не смотрятся. Река Кострома значительно шире реки Которосли. * * * От Москвы до Ярославля всего лишь четыре часа поездом. Этот го- род ну просто ждёт нас всех, а мы в него всё не едем и не едем. Правда, я бы не сказал, что в Ярославле благодать с отелями. По- знакомился я с одной дамой, так она и вовсе, работая в Москве, жила в Ярославле. Правда, работа у неё была специфическая: на reception в гостинице, сутки дежуришь, потом трое суток отдыха- ешь. Автобусная "засада" Ярославля состоит в том, что фактический основной автовокзал тут совмещён с железнодорожным вокзалом, именуемым "Ярославль Главный", и на картах никак не обозначен. Ноинальный же автовокзал, на который я прибыл автобусом из Кост- ромы, располагается много южнее, по адресу Московский проспект 80. В Рыбинск и Углич я уезжал из Ярославля автобусом с автовокза- ла, замаскированного под железнодорожный вокзал "Ярославль Глав- ный". По-видимому, это в России теперь такой тренд -- добавлять ав- товокзалы к железнодороджным вокзалам и никак специально не обо- значать [чтобы хохляцкие шпионы запутывались, тратили время на распутывание и палились дурацких на вопросах аборигенам, задава- емых с "южнорусским" акцентом]. * * * Я застал Ярославль обвешанным плакатами с таким содержанием: 405 000 рублей (это приблизительно 4150$) единовременной выплаты тем, кто [согласятся идти на фронт] запишутся контрактниками в Вооружённые силы РФ. С этим у меня непонятка: кто кому должен платить за право отстрела хохлов? Российские мегапатриоты местами в интернете так мощно лязгают зубами против Украины, что склады- вается впечатление, что это С НИХ надо брать деньги за возмож- ность дорваться, наконец, до мест совершения воинских подвигов. * * * В Москве, Костроме, Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове Вели- ком (мой маршрут!) мне ни разу не попадались на глаза российские сетевые магазины дешёвой всячины "Три цены" и "Fixed price", ко- торых в Минске немало. Даже трэшевый "Светофор" (или какой-то ему подобный) оказался на пути только раз -- в Угличе. Зато хватало алкогольных магазинов "Бристоль" и "Красное и белое". Что бы это значило? Что я болтался в основном по центральным улицам? * * * Почему в России кремли кое-где худо-бедно имеются (но не обиль- но), а феодальных замков, как в Европе, нету, похоже, совсем? В России (ну, на Руси) был неправильный феодализм? Варианты объяс- нения: 1. Замки (или что-то вроде них) когда-то были, но деревянные [как и почти всё на Руси]. Скорее, укреплённые дворы. Не про- ходные же. 2. Русские феодалы меньше боялись собственного народа, а друг с дружкой в основном кое-как договаривались. Но в это верится как-то особенно слабо. Я скорее поверю в беспечность. 3. Русский как бы феодализм был коллективным: дружина постоянно держалась при князе и время от времени скопом выезжала из города в дальний путь [собирать подать] наказывать за неупла- ту налога. Город выполнял функцию замка. 4. Русские профессиональные воины были особо качественными и, как правило, не очень нуждались в оборонительных стенах. К приме- ру, у Спарты тоже не было стен. Но правильнее, наверное, гово- рить не о повышенном качестве воинов, а о привычной тактике боевых действий, дававшей в среднем не совсем плохие резуль- таты. 5. Основной противник (кочевники) вторгался крупными массами, обороняться в относительно небольших замках не имело смысла. И напомним себе, что феодализм был в общем-то европейским явле- нием, а на Руси такого феодализма, как в Европе, можно сказать, не было, а было немножко другое. И князья (рюриковичи по крайней мере) сначала даже не имели постоянных частных владений, а гос- подствовали как одно целое, переводились главным князем из города в город. Где не было замков, там не было Европы в узком смысле -- как социальной общности. Замки на востоке заканчивались приблизитель- но по линии Днепра. Там же, наверное, заканчивалась и Европа. Да и сегодня она заканчивается в определённом смысле более-менее там же, только очень размыто. Боюсь переумничать, но, по-моему, на Руси придавалось меньшее значение постоянству жилища. Наверняка из-за влияния кочевников Великой Степи. И в Европе предпочитали каменное строительство деревянному даже крестьяне по деревням не потому, что из-за отно- сительно высокой плотности населения не вполне уже хватало леса (хотя это тоже, наверное, имело значение), а потому что дом мыс- лился как что-то стабильное, прочное (мой дом -- моя крепость). Вспомним ферму, за которую зачем-то бились англичане и францу- зы в 1815 году под Ватерлоо. Эта ферма была построена как почти замок. Всего лишь зажиточным крестьянином. Кстати, не понятно из нынешнего далека, почему французы попросту не разнесли её вдре- безги артиллерией. У бывших советских народов есть жёсткая установка на обретение собственной постоянной жилплощади. Немцы же зачастую обитают в арендованном жилье. Американцы своё жильё нередко меняют -- и пе- резжают в другой город. Довольно многие монголы до сих пор живут в юртах. А евреи в юртах не живут, зато имеют наклонность переез- жать и страны в страну. В общем, кто как привык. А как лучше -- вопрос сложный. То же в отношении средневековых укреплённых со- оружений на Руси. Иное дело, что лично мне замки очень нравятся. И вообще долговечные каменные постройки: Колизей, Пантеон, Айя София, остаток замка Андрея Боголюбского и т. п.
Ярославль
Спасский монастырь в центре Ярославля - заменитель кремля. Во всяком случае, стоит на более-менее "кремлёвском" месте.
Ярославль
Вид на церковь Ильи Пророка.
Ярославль
Такого вот типа видами ввергал меня в безумный восторг Ярославль.
Ярославль
Ярославский областной драматический театр им. Ф. Г. Волкова (1729-1763) - первого русского актёра, основателя русского национального театра.
Ярославль
Ярославль
Церковь Спаса на Городу.
Ярославль
Ярославское образцовое отношение к России. Всю страну надо бы обустраивать по данному примеру. И тогда потянутся к ней народы... Церковь Спаса на Городу, если что.
Ярославль
Ярославль
На Волге.
Ярославль
Богоявленская площадь. Слева направо: Ярослав Мудрый, Спасский монастырь, церковь Богоявления (построена в 1684-1693 гг).
Ярославль
Спасо-Афанасьевский монастырь. Основан в 1615 г. в честь святителей Афанасия и Кирилла - патриархов александрийских (от обоих имеются в монастыре частицы мощей).
Ярославль
Картина в трапезной Спасо-Афанасьевского монастыря. Там и поесть можно с видом на эту картину, только порции маловатые.
Ярославль
Власьевская башн. Она же Знаменская. 1658-1669 гг. К ней пристроена Знаменская церковь, XIX век. В 1658 г. сгорели деревянные башни и стены Ярославля. Стены были восстановлены деревянные, а башни были построены каменные. Только две из них уцелели.
Ярославль
Наверное, самое красивое здание Ярославля. Но оно болеет.
Ярославль
Чем пичкают ярославцев. Меня эта Бикмаметова раздражает своим нерусским псевдонимом. Россия бьётся насмерть с Западом (пусть и не в полную силу), а некоторые тут позволяют себе заменять нормальные тюркские фамилии на какую-то западоидскую хрень.
Ярославль
Берегите Яросла от коммуняк - самой противной партии современной России.
Ярославль
Возле ярославского Музея военной славы.
Ярославль
Ага, якобы не на фронт. А сами потом сформируют сводный ударный полк - и в окопы.
Ярославль
Ярославльский железнодорожный вокзал. Он же по совместительству автобусный.
Ярославль
Храмовый ансамбль в Коровниках. Церковь Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божьей Матери. 1649-1654 гг.
Ярославль, Александр Бурьяк
На фоне церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Молчание - золото.
Ярославль
Возбуждение русской ненависти к загранице, наверное, получается не очень.
Ярославль
Военная голодуха в Ярославле.
Ярославль
Церковь Ильи Пророка.
Ярославль
Церковь Ильи Пророка в профиль.
Ярославль
В церкви Ильи Пророка.
Ярославль
Пожарная каланча. Вид с улицы Советской.
Ярославль
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. 1671-1687 гг.
Ярославль
В церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.
Ярославль
Храм святых апостолов Петра и Павла. XVIII век.
Ярославль, Александр Бурьяк
В лесах в районе храма святых апостолов Петра и Павла.
Ярославль
Церковь Николы Мокрого. 1665-1672 гг. С 1892 г. была полковым храмом Фанагорийского полка.
Ярославль
Потрясный блеск ярославской архитектуры.
Ярославль
Ярославль
Ярославская Афродита на речке Которосль. Запасная Афродита на носу катера греется под полотенцем.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Ярославль как бывший центр антисоветского мятежа