Годом основания Ярославля считается 1010-й. До появления Санкт-
Петербурга Ярославль был вторым по значимости городом на Руси.
Ярославль не знал вражеских нашествий с 1609 года. Правда, он
повергался серьёзным немецким бомбардировкам в 1943 году. Основ-
ной ущерб ярославльской старине был причинён, по-видимому, боль-
шевиками: особенно при артиллерийских обстрелах в период подавле-
ния контрреволюционного Ярославского восстания 6-21 июля 1918 г.,
но также в процессе борьбы с религией
Ярославский мятеж -- знаковое событие в советской истории этого
города. Аналог Стрекопытовского мятежа в Гомеле. В обоих городах
зарубленные еврейские революционные герои (в Ярославле -- Нахим-
сон) дали свои имена местным улицам. Ещё сходства: участие латы-
шей в подавлении, переход некоторых красных отрядов на сторону
[белых и пушистых] врагов Советской власти.
* * *
Если Ярославль -- в честь князя Ярослава, то почему в честь
князя Владимира -- не Владимирль? Чтобы запутывать врагов рус-
ского народа? И почему прилагательное от "Ярославль" -- не
"ярославльский", а "ярославский"? И кого, кстати, славил Яро-
слав: яры, ярость или Ярилу?
* * *
Главный большевистский борец с религией (и соответственно с
церквями, монастырями, иконами и т. п., а ещё с церковной музыкой
типа оратории "Мессия" Генделя: хором "Аллилуйя" и пр.) -- Емель-
ян Ярославский (1878-1943), фигурирующий в "Малой советской энци-
клопедии" 1931 года без отчества как сын крестьянина и дочери ры-
бака, а в Википедии -- с отчеством "Михайлович", самообозвался
Ярославским в честь организации им стачки ярославских ткачей. На
самом деле он был Миней Израилевич Губельман. Похоронен этот Гу-
бельман был аж в кремлёвской стене, так что можно предполагать,
что Ярославль не стал называться "Губельманлем", когда Екатерин-
бург стал Свердловском, потому лишь, что Губельман успел переиме-
новаться в Ярославского [молодец, спасибо].
* * *
Волги в районе Ярославля (да и Костромы) теперь как бы нету:
вместо неё теперь Горьковское водохранилище (а слово Волга даётся
на картах теперь в скобках). Если судить по дореволюционной карте
Ярославля, то Волга в результате запруживания расширилась в райо-
не этого города не сильно: процентов на 15-20.
* * *
Ярославль -- это как бы родина общедоступного русского театра,
противопоставленного домашним театрам российских богачей.
Если в Костроме главная культовая фигура после В. И. Ленина --
Иван Сусанин, то в Ярославле -- похоже, актёр Г. Ф. Волков: тут
наличествуют и театр его имени, и площадь, и улица. Но, скажем,
улица Нахимсона тоже имеется. Вообще, коммунистические евреи в
ярославльской топонимике представлены заметно: есть площадь
Карла Маркса, есть улица Мойши Свердлова, Карла Либкнехта, Розы
Люксембург и т. д.
Догадываюсь, что не дошедшие для нас 15 пьес Волкова [были уни-
чтожены Фонвизиным] немножко не дотягивали до шекспировских. Ну,
возможно они были слишком злободневными, а злоба дня давно уже
сменилась много раз. Кстати, пьес Ломоносова теперь тоже не ста-
вят, а человек ведь старался -- и даже оформлял их в стихах.
Кстати, о стихах. Маяковский мог бы уж и написать стихи про то,
как делать жизнь с товарища Нахимсона, один раз бросившего вызов
даже самому Ленину, но в конце концов зарубленного в 34 года [ге-
роями ярославского восстания] врагами социалистической революции.
* * *
Некоторые центральные улицы Ярославля (Советская и др.) с 16 до
19 часов забиты пробками. По Советской мне довелось довольно дол-
го перемещаться в указанный промежуток времени со скоростью трол-
лейбуса, а ведь я вдобавок отвлекался на фотографирование и этого
троллейбуса, и много чего ещё.
* * *
Я обратил внимание ещё в Костроме вот на что: автоколымаг с
"георгиевскими ленточками" довольно мало (может, процентов 10 от
общего числа), причём эти ленточки переместились с наружных ан-
тенн вовнутрь, на зеркала заднего вида. А что было нехорошо с
антеннами? Туристы срывали оттуда ленточки себе на память? Или
было жалко смотреть, как замечательные ленточки страдают от кли-
матических факторов?
И, кстати, нигде на улицах не только Ярославля, но и других
городов России я не видел портретов Путина. Впрочем, их и раньше
ведь не было -- в отличие, скажем, от Эрдогана в Турции). Брежнев
в своё время тоже не совсем редко попадался на глаза. Я даже пом-
ню ещё, на каком перекрёстке Минска он висел на огромном стенде,
на каких теперь делают рекламу.
Культ Путина -- не уличный, а больше телевизионный. Немножко
даже жаль: Путин верхом на медведе мне нравился (не на Медведеве
же). По-моему, пусть хоть на дикобразе, лишь бы войны не было.
* * *
Считаю, что российское телевидение хорошо только в плане выма-
ривания русского народа. Точнее, утилитарного расходования его во
вздорных целях. Рисковать бодаться с НАТО при таком телевидении,
наверное, не резон. Убедительное объяснение деструктивности рос-
сийского телевидения у меня пока только такое: российская верхуш-
ка смотрит на русский народ как на манипулируемый расходный мате-
риал, а если бабы нового материала не нарожают, так будет завоз
нового расходного материала из-за границы, только и всего. Собст-
венно, бабы УЖЕ недораживают, и завоз нового, нерусского материа-
ла уже идёт.
* * *
Белокаменный или хоть какой-нибудь кремль в Ярославле в насто-
ящее время отсутствует, но его там никогда и не было: от попытки
построить каменный кремль взамен сгоревшего деревянного остались
только две башни [Саурона и Сарумана], остальные же были ярослав-
цами ликвидированы.
В Зелейной башне недостроенного ярославского кремля хранили в
своё время [зелья] порох, а в Знаменской -- [знамёна] не хранили
ничего. По правде говоря, меня умиляет манера держать порох сухим
в башне, являющейся частью оборонительного периметра: получается,
взрывной заряд уже заложен в нужном месте, осталось только под-
жечь фитиль -- или уронить какую-нибуд искру. Но стремление пол-
нее использовать башни -- разумеется похвальное. Можно было
держать там преступников, пленных, соленья, металлолом, пиво и т.
п. А порох помещать не в одном даже месте, а в нескольких, при-
чём таких, чтобы был самим соблазн взорвать его при подходе вра-
гов -- чтобы сработали поражающие факторы порохового взрыва: адс-
кое пламя, ударная волна, град камней, обильный едкий дым.
* * *
Ярославцы позиционируют свой город как столицу Золотого кольца.
Ну, можно с уверенностью говорить, что Ярославль -- самый крупный
город в этом условном "золотом (полу)кольце", располагающемся к
северу, западу и северо-западу от Москвы.
Насколько я понял, никаких сооружений старше XVI века в Яро-
славле не сохранилось. Основные местные древности относятся к
XVII веку. И такая же ситуация, кстати, не только в Ярославле:
XVII век -- можно сказать, время массового строительства каменных
церквей и укреплённых монастырей в Московии. А заодно и некоторых
крепостных сооружений в средневековом стиле (в Вязьме, к приме-
ру). Здешнее "время соборов". Церковно-монастырское строительство
захватило даже начало XVIII века, время зрелого прорубателя окна
в Европу, зато при Екатерине II принялись разрушать ветхие церкви,
ликвидировать монастыри, перестраивать (= разрушать, чего уж там)
исторические центры древних городов.
* * *
Цены на входные билеты во всякие музеи, монастыри и т. п. в пу-
тиноидской России таковы, что всякие "культурные объекты" воспри-
нимаются скорее как средства для выкачивания из народа денег, а
не как инструменты для подтягивания трудящихся в культурном раз-
витии и/или для поражения иностранцев зрелищем величия России. В
СССР эти цены были, можно сказать, символическими: лишь бы какие-
нибудь алкоголики не захаживали и не распивали любимых напитков в
"греческом зале" и других удобных местах.
* * *
Ярославцы считают себя особенными -- самыми [бедовыми] толковы-
ми на Руси. А что же каменного кремля не построили?! Мне теперь
ЧТО смотреть? Только церкви и митрополичьи палаты? Хоть бы мост
какой римского типа соорудили через речку Которосль, так ведь и
того нет. О мини-колизеях и уличных общественных туалетах я уже
молчу. Только церкви, церкви, церкви, церкви... А они ведь при-
едаются, между прочим.
* * *
Частушки из времён моего октябрятского детства:
Ярославские ребята
Захотели молока,
Не попали под корову,
А попали под быка.
Валентина Терешкова,
Перестала водку пить,
Но на двери написала:
Без бутылки не входить!
* * *
В Ярославле очень хорошо поставлено клумбовое дело: некоторые
местные клумбочки лично меня потрясают, хотя я в общем-то больше
тяготею к руинам, оружию, военной технике, старым транспортным
средствам...
* * *
Ярославль теряет приблизительно 50% своей зрелищности из-за то-
го, что многие прекрасные здания здесь довольно-таки заслонены
деревьями, столбами, проводами, дорожными знаками, а также строи-
тельными лесами.
Я очень не люблю, когда спиливают деревья, но в данном случае я
готов скрепя сердце признать спиливание деревьев меньшим злом.
Ландшафтным дизайнерам надо над Ярославлем ещё очень много рабо-
тать, потому что огромный потенциал этого города существенно недо-
раскрыт.
По-моему, ярославское Заволжье смотрится так себе. И вообще
Ярославль в районе своих рек довольно посредственен: немножко не
Будапешт и даже не Кутаиси.
Здесь предлагают прогулку по Волге на стареньком советском теп-
лоходе, вот только зачем? Чтобы посмотреть теплоход? Дело хоро-
шее, вот только я эту серию речных судов неплохо знаю с детства.
* * *
Ярославль начинался с места, где в Волгу впадает река Которосль
(мнемоника: коты рослые). Я думал, что названия этой реки я никог-
да не запомню, ан вот поди ж ты, оно мне уже почти родное. Анало-
гичное место в Кобленце (там река Мозель вливается в реку Рейн)
очень эффектное и даже носит отдельное название -- Deutsche Ecke
("Немецкий угол"). Оно облагорожено огромным памятником Вильгель-
му I, выполненным в югендштиле. А вот место впадения реки Которо-
сли в реку Волгу выглядит очень так себе. А я не думаю, что там
совсем ничего нельзя было сделать. Просто зажались в своё время
меценаты всякие. А ведь можно было выстроить даже что-то утили-
тарное, только крупное и эффектное.
* * *
Ярославль vs. Кострома.
Старина в Ярославле -- разве что чуть обильнее, чем в Кстроме,
но к этой старине -- значительно больший современный привесок со
всякими вытекающими из него неудобствами, как то: обильное движе-
ние автотранспорта и менее чистый воздух.
Понаехи с Кавказа и из Средней Азии [кишат] попадаются на глаза
одинаково часто в обоих этих городах.
Рельефистость обоих городов одинакова.
Оба города немного освоили другой берег Волги -- и оба со сто-
роны Волги не смотрятся.
Река Кострома значительно шире реки Которосли.
* * *
От Москвы до Ярославля всего лишь четыре часа поездом. Этот го-
род ну просто ждёт нас всех, а мы в него всё не едем и не едем.
Правда, я бы не сказал, что в Ярославле благодать с отелями. По-
знакомился я с одной дамой, так она и вовсе, работая в Москве,
жила в Ярославле. Правда, работа у неё была специфическая: на
reception в гостинице, сутки дежуришь, потом трое суток отдыха-
ешь.
Автобусная "засада" Ярославля состоит в том, что фактический
основной автовокзал тут совмещён с железнодорожным вокзалом,
именуемым "Ярославль Главный", и на картах никак не обозначен.
Номинальный же автовокзал, на который я прибыл автобусом из Кост-
ромы, располагается много южнее, по адресу Московский проспект
80.
В Рыбинск и Углич я уезжал из Ярославля автобусом с автовокза-
ла, замаскированного под железнодорожный вокзал "Ярославль Глав-
ный".
По-видимому, это в России теперь такой тренд -- добавлять ав-
товокзалы к железнодороджным вокзалам и никак специально не обо-
значать [чтобы хохляцкие шпионы запутывались, тратили время на
распутывание и палились дурацких на вопросах аборигенам, задава-
емых с "южнорусским" акцентом].
* * *
Я застал Ярославль обвешанным плакатами с таким содержанием:
405 000 рублей (это приблизительно 4150$) единовременной выплаты
тем, кто [согласятся идти на фронт] запишутся контрактниками в
Вооружённые силы РФ. С этим у меня непонятка: кто кому должен
платить за право отстрела хохлов? Российские мегапатриоты местами
в интернете так мощно лязгают зубами против Украины, что склады-
вается впечатление, что это С НИХ надо брать деньги за возмож-
ность дорваться, наконец, до мест совершения воинских подвигов.
* * *
В Москве, Костроме, Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове Вели-
ком (мой маршрут!) мне ни разу не попадались на глаза российские
сетевые магазины дешёвой всячины "Три цены" и "Fixed price", ко-
торых в Минске немало. Даже трэшевый "Светофор" (или какой-то ему
подобный) оказался на пути только раз -- в Угличе. Зато хватало
алкогольных магазинов "Бристоль" и "Красное и белое". Что бы это
значило? Что я болтался в основном по центральным улицам?
* * *
Почему в России кремли кое-где худо-бедно имеются (но не обиль-
но), а феодальных замков, как в Европе, нету, похоже, совсем? В
России (ну, на Руси) был неправильный феодализм? Варианты объяс-
нения:
1. Замки (или что-то вроде них) когда-то были, но деревянные
[как и почти всё на Руси]. Скорее, укреплённые дворы. Не про-
ходные же.
2. Русские феодалы меньше боялись собственного народа, а друг с
дружкой в основном кое-как договаривались. Но в это верится
как-то особенно слабо. Я скорее поверю в беспечность.
3. Русский как бы феодализм был коллективным: дружина постоянно
держалась при князе и время от времени скопом выезжала из
города в дальний путь [собирать подать] наказывать за неупла-
ту налога. Город выполнял функцию замка.
4. Русские профессиональные воины были особо качественными и, как
правило, не очень нуждались в оборонительных стенах. К приме-
ру, у Спарты тоже не было стен. Но правильнее, наверное, гово-
рить не о повышенном качестве воинов, а о привычной тактике
боевых действий, дававшей в среднем не совсем плохие резуль-
таты.
5. Основной противник (кочевники) вторгался крупными массами,
обороняться в относительно небольших замках не имело смысла.
И напомним себе, что феодализм был в общем-то европейским явле-
нием, а на Руси такого феодализма, как в Европе, можно сказать,
не было, а было немножко другое. И князья (рюриковичи по крайней
мере) сначала даже не имели постоянных частных владений, а гос-
подствовали как одно целое, переводились главным князем из города
в город.
Где не было замков, там не было Европы в узком смысле -- как
социальной общности. Замки на востоке заканчивались приблизитель-
но по линии Днепра. Там же, наверное, заканчивалась и Европа. Да
и сегодня она заканчивается в определённом смысле более-менее там
же, только очень размыто.
Боюсь переумничать, но, по-моему, на Руси придавалось меньшее
значение постоянству жилища. Наверняка из-за влияния кочевников
Великой Степи. И в Европе предпочитали каменное строительство
деревянному даже крестьяне по деревням не потому, что из-за отно-
сительно высокой плотности населения не вполне уже хватало леса
(хотя это тоже, наверное, имело значение), а потому что дом мыс-
лился как что-то стабильное, прочное (мой дом -- моя крепость).
Вспомним ферму, за которую зачем-то бились англичане и францу-
зы в 1815 году под Ватерлоо. Эта ферма была построена как почти
замок. Всего лишь зажиточным крестьянином. Кстати, не понятно из
нынешнего далека, почему французы попросту не разнесли её вдре-
безги артиллерией.
У бывших советских народов есть жёсткая установка на обретение
собственной постоянной жилплощади. Немцы же зачастую обитают в
арендованном жилье. Американцы своё жильё нередко меняют -- и пе-
резжают в другой город. Довольно многие монголы до сих пор живут
в юртах. А евреи в юртах не живут, зато имеют наклонность пересе-
ляться и страны в страну. В общем, кто как привык. А как лучше --
вопрос сложный. То же в отношении средневековых укреплённых со-
оружений на Руси. Иное дело, что лично мне замки очень нравятся.
И вообще долговечные каменные постройки: Колизей, Пантеон, Айя
София, остаток замка Андрея Боголюбского и т. п.

Спасский монастырь в центре Ярославля - заменитель кремля. Во всяком случае,
стоит на более-менее "кремлёвском" месте.

Вид на церковь Ильи Пророка.

Такого вот типа видами ввергал меня в безумный восторг Ярославль.

Ярославский областной драматический театр им. Ф. Г. Волкова (1729-1763) -
первого русского актёра, основателя русского национального театра.


Церковь Спаса на Городу.

Ярославское образцовое отношение к России. Всю страну надо бы
обустраивать по данному примеру. И тогда потянутся к ней народы...
Церковь Спаса на Городу, если что.


На Волге.

Богоявленская площадь. Слева направо: Ярослав Мудрый, Спасский монастырь,
церковь Богоявления (построена в 1684-1693 гг).

Спасо-Афанасьевский монастырь. Основан в 1615 г. в честь святителей
Афанасия и Кирилла - патриархов александрийских (от обоих
имеются в монастыре частицы мощей).

Картина в трапезной Спасо-Афанасьевского монастыря. Там и поесть можно
с видом на эту картину, только порции маловатые.

Власьевская башн. Она же Знаменская. 1658-1669 гг. К ней пристроена Знаменская церковь,
XIX век. В 1658 г. сгорели деревянные башни и стены Ярославля. Стены были восстановлены
деревянные, а башни были построены каменные. Только две из них уцелели.

Наверное, самое красивое здание Ярославля. Но оно болеет.

Чем пичкают ярославцев. Меня эта Бикмаметова раздражает своим
нерусским псевдонимом. Россия бьётся насмерть с Западом (пусть и
не в полную силу), а некоторые тут позволяют себе заменять нормальные
тюркские фамилии на какую-то западоидскую хрень.

Берегите Яросла от коммуняк - самой противной партии современной России.

Возле ярославского Музея военной славы.

Ага, якобы не на фронт. А сами потом сформируют сводный ударный полк
- и в окопы.

Ярославльский железнодорожный вокзал. Он же по совместительству автобусный.

Храмовый ансамбль в Коровниках. Церковь Иоанна Златоуста и Владимирской
иконы Божьей Матери. 1649-1654 гг.

На фоне церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.
Молчание - золото.

Возбуждение русской ненависти к загранице, наверное, получается не очень.

Военная голодуха в Ярославле.

Церковь Ильи Пророка.

Церковь Ильи Пророка в профиль.

В церкви Ильи Пророка.

Пожарная каланча. Вид с улицы Советской.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. 1671-1687 гг.

В церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Храм святых апостолов Петра и Павла. XVIII век.

В лесах в районе храма святых апостолов Петра и Павла.

Церковь Николы Мокрого. 1665-1672 гг. С 1892 г. была
полковым храмом Фанагорийского полка.

Потрясный блеск ярославской архитектуры.

Красно-белый насыщенный русский классицизм в моём вкусе.

Ярославская Афродита на речке Которосль. Запасная Афродита
на носу катера греется под полотенцем.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Ярославль как бывший центр антисоветского мятежа