Юрьево -- посёлочек южнее Великого Новгорода, ныне, похоже,
считающийся уже частью оного. Добираться туда автобусом №7 от
вокзала или, к примеру, от Петровского кладбища (заодно на клад-
бищенский задрип глянете -- и убедитесь, что старинных надгробий
и склепов там нету). Автобус проезжает Юрьево петелькой, так что
возле монастыря идёт только в одну сторону. Кстати, ходит авто-
бус, может, раз в минут сорок, так что лучше ознакомиться с рас-
писанием.
Монастырь -- Свято-Юрьев [для своих просто Юрьев] -- главное в
посёлочке Юрьево. Что там ещё есть:
- озеро Ильмень, пляжик под стенами монастыря;
- реабилитационный центр Министерства обороны (не приведи
Господь);
- недалече -- музей деревянного зодчества (но меня в него не
потянуло, потому что я уже наслаждался подобным счастьем в
Суздале и Костроме; впрочем, монастыри и отдельностоящие
церкви там тоже имелись, так что пора мне, может, переклю-
чаться на что-то другое);
- лес (болотистый, с комарами);
- Перынский Рождества Богородицы скит на полуострове Перынь
(километрах в двух на юг), бывшее капище Перуна; ныне там
церковь XIII века; прочие постройки когдатошнего тамошнего
монастырька были при большевичке Екатерине II разобраны и
перевезены в Юрьев монастырь (так сказано в моём путеводи-
теле); постройки эти были, наверное, деревянные и позже
погорели от свечек или пошли на дрова.
Побывать в Великом Новгороде и не глянуть на Ильмень-озеро --
это, наверное, неправильно, так что в Юрьево надо ехать. Ну, или
плыть.
В Перынский же скит я не попёрся из-зп нехватки времени: 5 дней
на Великий Новгород -- это не достаточно, чтобы сунуть нос в каж-
дую местную дырку, упомянутую в путеводителе. Возможно, я дал ма-
ху. Но в первую половину дня вдобавок шёл дождь (летом в Новгоро-
де это -- обычное дело, и надо было ещё благодарить Господа за
то, что дождь продлился не весь тот славный день). Да и редкость
движения общественного транспорта не располагала к благодушию. Но
основной причиной моей преждевременной ретирады было то, что за-
порченный в поездках желудок потребовал еды, ссобойный запас её
кончился, а в Юрьевом монастыре не оказалось трапезной, %#$@&, на
которую я [из веры [в людей] в [алчность] предприимчивость церк-
ви] почему-то не по-мизантропски очень рассчитывал. Когда я спро-
сил, как пройти в трапезную, мне ответили, что тут вообще-то му-
зей. Как будто в музее не может быть действующей музейной трапез-
ной со старинной кормёжкой. Или хотя бы [старинного] буфета,
ладно.
Да, я оправдываюсь. Да, мне стыдно. Был пропущен Перынский
скит, а это вам не хаханьки. Впрочем, я ж и Рюриково городище
пропустил -- стартовый пункт русской государственности. На фиг
поездки вообще, если позволяешь себе в них такие чудовищные недо-
смотры?! Единственное утешение -- неисповедимость путей Господ-
них: вдруг в том Перынском ските вдруг упал бы на меня, к приме-
ру, вековой дуб?
В монастыре ныне располагается Новгородское Духовное училище
(но в начале июня, когда я тут болтался, все училищники, навер-
ное, разъехались на летние каникулы).
Из брошюры "Свято-Юрьев мужской монастырь":
"В исторической науке XVIII-XIX веков датой основания монастыря
считался 1030 год, когда князь Ярослав Мудрый в честь своего не-
бесного покровителя святого Великомученика и Победоносца Георгия
основал несколько храмов и монастырей, в том числе и Юрьев монас-
тырь близ Новгорода, так как в крещении князь был наречён Геор-
гием -- Юрием."
"В 1130 г., в день свв. апп. Петра и Павла, новый огрмный ка-
менный собор, увенчанный тремя куполами, был освящён при новго-
родском епископе Иоанне Попьяне (!) и игумене Исайе."
Что означало прозвище "Попьян" в тогдашнее время -- вопрос ин-
тересный, но не ко мне. У меня есть только горячее воображение,
которое подсказывает, что епископ этот пил по-чёрному, а в про-
межутках между запоями соборы освящал.
"После шведского разорения 1611 г. и пожара 1675 г. Георгиевс-
кий собор с другими постройками был восстановлен на государевы
пожалования в 1686 г."
"В середине XVIII построены каменные стены."
"Юрьев монастырь занимал особое место среди многочисленных нов-
городскх монастырей и назыался Лаврой. А настоятели монастыря --
игумены -- с XIII века стали именоваться игуменами. Они считались
старшими духовными лицами после Владыки..."
"Юрьев монастырь всегда являлся крупным культурным центром Нов-
города. Обширна монастырская библиотека содержала ценные рукописи
и первопечатные книги."
"По указу 1764 г. о секуляризации церковных земель Юрьев монас-
тырь теряет значительную часть своих владений, но в то же время
значится третьим среди 15 монстырей России, причисленных к перво-
му классу. Тогда здесь было 33 монаха и 24 наёмных служителя."
(Мной ожидалось число монахов не меньше, чем в сотню. Ну, может
каждый монах тут стоил троих обычных.)
"В XVIII-XIX веках в Юрьев монастрь, как и во многие другие мо-
настыри, заключались некоторые провинившиеся лица. Большую часть
монастырских узников составяло духовенство, ссылаемое за 'непри-
стойные духовному сану поступки'. Это, конечно, не способствовало
духовному благополучию обители."
"В период становления Советской власти монастырь был разграб-
лен."
"В годы Великой Отечественной войны стены монастыря и храмы по-
терпели значительные разрушения."
"В Георгиевском соборе были погребены: у западной стены, на юж-
ной стороне от входа, участвовавшие в создании собора игумены --
Кириак и Исайя (XII в.); князья Изяслав и Ростислав Ярославичи
(конец XII в.), правнуки Мстислава Великого, начавшего постройку
Георгиевского собора, св. князь Фёдор Ярославич, брат Александра
Невского (1233 г.), св. княгиня Феодосия (в иночестве Ефросинья)
-- мать Фёдора и Александра (1244 г.), князь Дмитрий Шемяка
(1453 г.); известный новгородский посадник Мирон Каезнич (1203
г.) и его сын Дмитрий Мирошкинич (1209). В паперть этого храма в
1832 г., по желанию Анны Алексеевны Орловой, были перенесены
останки братьев Орловых, отца граыини Анны -- Алексия, дядей --
Григория и Фёдора (в 1896 г. перезахоронены в имении Отрада в
Подмосковье)." И т. д.
Если честно, то ни княжеских надгробий, ни хотя бы фресок XII
века я в этом соборе не видел. Возможно, что-то имелось в той
его части, доступ в которую был закрыт [убивать надо за такое].
Некоторые надгробия могли поисчезать в славное советское время.
При Советах монастырь активно использовался не по назначению:
"В Настоятельском корпусе размещалось техническое училище, в
Южном корпусе -- мастерские Новгородского Музея Заповедника, в
Северном -- картинная галерея, в здании богадельни -- общежитие
технического училища. Несколько жилых помещений занимали различ-
ные новгородские организации."
"С 1995 г. налаживается монастырская жизнь."
Ни одного монаха я там не заметил. Сплошь затворники, надо
думать. Или же их тут всего человека три, включая игумена.

Фасад Юрьева монастыря. Колокольня воздвигнута по проекту Карла Росси
в 1838-1841 гг. Высота колокольни 52 м. Когда-то на ней были куранты.

Инструкция, приложенная к Юрьеву монастырю.

Крестовоздвиженский собор Юрьева монастыря. Встроен в контур оного.
Фундамент и первый этаж - 1763 года. Прочее перестроено в 1823-1827 гг.

Спасский собор Юрьева монастыря (внутри никакой, если что). Правее - архимандритский корпус.
Обе постройки относятся к 1823 году.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Построен в 1119-1130 гг.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Другой ракурс.

Своды Георгиевского собора.

Посетителей в Георгиевском соборе немного: до этого Юрьева поди ещё доберись.
Тем более что церковного старья хватает и в центре Новгорода.

Киворий (1843 год). Выбивается своей гранитностью
из общего белого ряда монастырской застройки.

Ильмень-озеро. Место вытока из него реки Волхов. Фиксируем:
противоположного берега озера не видать.

Таинственные предметы на берегу озера Ильмень. Похожи на малые подводные лодки,
но это скорее всего поплавки от чего-то там. По-хорошему были бы музейными экспонатами.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Богоугодное Юрьево