Александр Бурьяк

Богоугодное Юрьево

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Юрьево -- посёлочек южнее Великого Новгорода, ныне, похоже, считающийся уже частью оного. Добираться туда автобусом №7 от вокзала или, к примеру, от Петровского кладбища (заодно на клад- бищенский задрип глянете -- и убедитесь, что старинных надгробий и склепов там нету). Автобус проезжает Юрьево петелькой, так что возле монастыря идёт только в одну сторону. Кстати, ходит авто- бус, может, раз в минут сорок, так что лучше ознакомиться с рас- писанием. Монастырь -- Свято-Юрьев [для своих просто Юрьев] -- главное в посёлочке Юрьево. Что там ещё есть: - озеро Ильмень, пляжик под стенами монастыря; - реабилитационный центр Министерства обороны (не приведи Господь); - недалече -- музей деревянного зодчества (но меня в него не потянуло, потому что я уже наслаждался подобным счастьем в Суздале и Костроме; впрочем, монастыри и отдельностоящие церкви там тоже имелись, так что пора мне, может, переклю- чаться на что-то другое); - лес (болотистый, с комарами); - Перынский Рождества Богородицы скит на полуострове Перынь (километрах в двух на юг), бывшее капище Перуна; ныне там церковь XIII века; прочие постройки когдатошнего тамошнего монастырька были при большевичке Екатерине II разобраны и перевезены в Юрьев монастырь (так сказано в моём путеводи- теле); постройки эти были, наверное, деревянные и позже погорели от свечек или пошли на дрова. Побывать в Великом Новгороде и не глянуть на Ильмень-озеро -- это, наверное, неправильно, так что в Юрьево надо ехать. Ну, или плыть. В Перынский же скит я не попёрся из-зп нехватки времени: 5 дней на Великий Новгород -- это не достаточно, чтобы сунуть нос в каж- дую местную дырку, упомянутую в путеводителе. Возможно, я дал ма- ху. Но в первую половину дня вдобавок шёл дождь (летом в Новгоро- де это -- обычное дело, и надо было ещё благодарить Господа за то, что дождь продлился не весь тот славный день). Да и редкость движения общественного транспорта не располагала к благодушию. Но основной причиной моей преждевременной ретирады было то, что за- порченный в поездках желудок потребовал еды, ссобойный запас её кончился, а в Юрьевом монастыре не оказалось трапезной, %#$@&, на которую я [из веры [в людей] в [алчность] предприимчивость церк- ви] почему-то не по-мизантропски очень рассчитывал. Когда я спро- сил, как пройти в трапезную, мне ответили, что тут вообще-то му- зей. Как будто в музее не может быть действующей музейной трапез- ной со старинной кормёжкой. Или хотя бы [старинного] буфета, ладно. Да, я оправдываюсь. Да, мне стыдно. Был пропущен Перынский скит, а это вам не хаханьки. Впрочем, я ж и Рюриково городище пропустил -- стартовый пункт русской государственности. На фиг поездки вообще, если позволяешь себе в них такие чудовищные недо- смотры?! Единственное утешение -- неисповедимость путей Господ- них: вдруг в том Перынском ските вдруг упал бы на меня, к приме- ру, вековой дуб? В монастыре ныне располагается Новгородское Духовное училище (но в начале июня, когда я тут болтался, все училищники, навер- ное, разъехались на летние каникулы). Из брошюры "Свято-Юрьев мужской монастырь": "В исторической науке XVIII-XIX веков датой основания монастыря считался 1030 год, когда князь Ярослав Мудрый в честь своего не- бесного покровителя святого Великомученика и Победоносца Георгия основал несколько храмов и монастырей, в том числе и Юрьев монас- тырь близ Новгорода, так как в крещении князь был наречён Геор- гием -- Юрием." "В 1130 г., в день свв. апп. Петра и Павла, новый огрмный ка- менный собор, увенчанный тремя куполами, был освящён при новго- родском епископе Иоанне Попьяне (!) и игумене Исайе." Что означало прозвище "Попьян" в тогдашнее время -- вопрос ин- тересный, но не ко мне. У меня есть только горячее воображение, которое подсказывает, что епископ этот пил по-чёрному, а в про- межутках между запоями соборы освящал. "После шведского разорения 1611 г. и пожара 1675 г. Георгиевс- кий собор с другими постройками был восстановлен на государевы пожалования в 1686 г." "В середине XVIII построены каменные стены." "Юрьев монастырь занимал особое место среди многочисленных нов- городскх монастырей и назыался Лаврой. А настоятели монастыря -- игумены -- с XIII века стали именоваться игуменами. Они считались старшими духовными лицами после Владыки..." "Юрьев монастырь всегда являлся крупным культурным центром Нов- города. Обширна монастырская библиотека содержала ценные рукописи и первопечатные книги." "По указу 1764 г. о секуляризации церковных земель Юрьев монас- тырь теряет значительную часть своих владений, но в то же время значится третьим среди 15 монстырей России, причисленных к перво- му классу. Тогда здесь было 33 монаха и 24 наёмных служителя." (Мной ожидалось число монахов не меньше, чем в сотню. Ну, может каждый монах тут стоил троих обычных.) "В XVIII-XIX веках в Юрьев монастрь, как и во многие другие мо- настыри, заключались некоторые провинившиеся лица. Большую часть монастырских узников составяло духовенство, ссылаемое за 'непри- стойные духовному сану поступки'. Это, конечно, не способствовало духовному благополучию обители." "В период становления Советской власти монастырь был разграб- лен." "В годы Великой Отечественной войны стены монастыря и храмы по- терпели значительные разрушения." "В Георгиевском соборе были погребены: у западной стены, на юж- ной стороне от входа, участвовавшие в создании собора игумены -- Кириак и Исайя (XII в.); князья Изяслав и Ростислав Ярославичи (конец XII в.), правнуки Мстислава Великого, начавшего постройку Георгиевского собора, св. князь Фёдор Ярославич, брат Александра Невского (1233 г.), св. княгиня Феодосия (в иночестве Ефросинья) -- мать Фёдора и Александра (1244 г.), князь Дмитрий Шемяка (1453 г.); известный новгородский посадник Мирон Каезнич (1203 г.) и его сын Дмитрий Мирошкинич (1209). В паперть этого храма в 1832 г., по желанию Анны Алексеевны Орловой, были перенесены останки братьев Орловых, отца граыини Анны -- Алексия, дядей -- Григория и Фёдора (в 1896 г. перезахоронены в имении Отрада в Подмосковье)." И т. д. Если честно, то ни княжеских надгробий, ни хотя бы фресок XII века я в этом соборе не видел. Возможно, что-то имелось в той его части, доступ в которую был закрыт [убивать надо за такое]. Некоторые надгробия могли поисчезать в славное советское время. При Советах монастырь активно использовался не по назначению: "В Настоятельском корпусе размещалось техническое училище, в Южном корпусе -- мастерские Новгородского Музея Заповедника, в Северном -- картинная галерея, в здании богадельни -- общежитие технического училища. Несколько жилых помещений занимали различ- ные новгородские организации." "С 1995 г. налаживается монастырская жизнь." Ни одного монаха я там не заметил. Сплошь затворники, надо думать. Или же их тут всего человека три, включая игумена.
Юрьево
Фасад Юрьева монастыря. Колокольня воздвигнута по проекту Карла Росси в 1838-1841 гг. Высота колокольни 52 м. Когда-то на ней были куранты.
Юрьево
Инструкция, приложенная к Юрьеву монастырю.
Юрьево
Крестовоздвиженский собор Юрьева монастыря. Встроен в контур оного. Фундамент и первый этаж - 1763 года. Прочее перестроено в 1823-1827 гг.
Юрьево
Спасский собор Юрьева монастыря (внутри никакой, если что). Правее - архимандритский корпус. Обе постройки относятся к 1823 году.
Юрьево
Георгиевский собор Юрьева монастыря. Построен в 1119-1130 гг.
Юрьево
Георгиевский собор Юрьева монастыря. Другой ракурс.
Юрьево
Своды Георгиевского собора.
Юрьево
Посетителей в Георгиевском соборе немного: до этого Юрьева поди ещё доберись. Тем более что церковного старья хватает и в центре Новгорода.
Юрьево
Киворий (1843 год). Выбивается своей гранитностью из общего белого ряда монастырской застройки.
Юрьево
Ильмень-озеро. Место вытока из него реки Волхов. Фиксируем: противоположного берега озера не видать.
Юрьево
Таинственные предметы на берегу озера Ильмень. Похожи на малые подводные лодки, но это скорее всего поплавки от чего-то там. По-хорошему были бы музейными экспонатами.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Богоугодное Юрьево