Барселона -- столица Каталонии, представляющей собой автономную
область на западе Испании. Барселоняне -- каталонские националис-
ты. Всякие надписи в Барселоне -- зачастую только на каталонском
языке. Иногда, чуть ниже -- на испанском. Ещё реже добавляется
английский вариант. А русский -- почти никогда не добавляется.
Согласно "Малой советской энциклопедии" (1930), каталонцы --
это "романский народ, основная масса которого живёт в Каталонии".
Барселона размашисто и насыщенно архитектурна -- и в этом отно-
шении она уверенно стоит в ряду самых блистательных столиц самого
блистательного континента. Да-да, она ведь тоже столица!
История Барселоны началась около 2000 лет до н. э. с поселения
иберийского племени лайетанов. В 15 г. до н. э. на месте будущей
Барселоны возникла римская колония Юлия Аугуста Патерна Фавенция
Барцино. Из этого последнего слова -- Барцино -- и произошло
нынешнее название города.
С 415 г. Барселона на короткое время стала главным городом вест-
готского королевства.
В VIII веке Барселону захватили арабы и удерживали её около 100
лет.
В середине XII в. Барселония... эээ... Каталония оказалась в
составе королевства Арагон. Короли Арагона (позже -- Испании)
числились графами Каталонии и присягали (!) каталонцам в соблюде-
нии каталонских вольностей.
Во время войны за испанское наследство (1710-1714 гг.) барсе-
лонцы поставили не на ту лошадь: поддержали эрцгерцога Карла
Австрийского -- претендента на испанский трон. Из-за этой ошибки
Барселона в 1714 г. после 13 месяцев осады была взята франко-
испанскими войсками. Филипп V Бурбон, новый король Испании,
упразднил органы государственной власти Каталонии, запретил
употребление каталонского языка, приказал для острастки построить
в городе Цитадель (Сьюдадела, Ciudadela). В Сьюдаделе размести-
лись кастильские войска, и она стала для каталонцев ненавистным
символом кастильского господства. Ради постройки Сьюдаделы
разрушили несколько кварталов домов. В отместку каталонцы в XIX
веке, дождавшись утраты Сьюдаделой военного значения, разрушили
Сьюдаделу. Теперь на месте крепости -- замечательный парк
Сьюдадела. Но лучше бы была крепость. Что касается автономии, то
она была в последний раз возвращена Каталонии в 1976 г. -- после
восстановления монархии и демократии (!) в Испании.
Барселона -- отстойник модернизма. Главные городские герои
здесь -- Антонио Гауди и Пабло Пикассо. Особенно Гауди. Вообще
говоря, достопримечательностей в Барселоне огромное множество, но
архитектурное наследие Антонио Гауди -- одна из самых достойных
внимания. Без творений Гауди Барселона была бы существенно другая
-- и значительно менее интересная.
Великий архитектор из великой архитектурной эпохи Антонио
Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (исп. Antonio Placido Guillermo
Gaudi y Cornet, 1852-1926) трудился в основном в Барселоне.
Далеко не один он её застраивал, но Барселона без Гауди была
бы гораздо менее замечательным городом. Творения Гауди -- это
феномен очень своеобразный, попытка (наверное, даже несколько
попыток!) создания особого архитектурного стиля. Стиль не
сложился, и Гауди остался в архитектуре оригиналом.
Антонио Гауди -- это вызов однообразному и по преимуществу
серому миру. Это гордый поиск ИНОГО. Гауди был сильно припыленным
человеком, то есть вполне выраженным гением, и к его продуктам
надо относиться внимательно, какими бы абсурдными они ни пред-
ставлялись на первый взгляд.
Диалекты архитектурного языка Гауди: дом Гуэлья, дом Висенс,
дом Бальо, дом Мила, храм Саграда Фамилья.
Дом Висенс на улице Каролин.
Построен в 1888 г. Архитектор - великий Гауди.
Дом Бальо ("дом из костей"), 1906 г.
Архитектор -- великий Гауди.
Входной билет в "костяной дом" Гауди стоит 16 евро, в дырявую
Sagrada Familia -- 11 евро. И почти всегда очередь желающих.
Дом из чего-то там (сухого репейника?!).
Он же дом Мила, 1910 г. Архитектор -- великий Гауди.
Храм Sagrada Familia в Барселоне по своему стилю может быть
охарактеризован как, извиняюсь, обосранная готика. Общее впечат-
ление от декорума: готическое облили сверху чем-то коричневым
вязким, и это коричневое вязкое стекало и усыхало.
"Саграда фамилья" ("Святое семейство") --
новый почти-собор Барселоны. Архитектор --
великий Гауди; похоронен в крипте этого храма.
Недостроенные храмы обычно БЕЗБАШЕННЫЕ (или недобашенные -- как
St. Stefan в Вене), Sagrada Familia же -- храм БЕСКУПОЛЬНЫЙ. На
месте купола -- дыра, похожая (на снимках сверху) на кратер взор-
вавшегося чернобыльского реактора. Вообще, в церковной архитекту-
ре недостроенность -- дело типичное, особенно в случае соборов.
Люди замахиваются на что-то очень большое, а потом религиозный
энтузиазм спадает. Соборы ведь очень затратны -- и в процессе
строительства, и впоследствии. Люди вешают себе на шею собор, а
потом столетиями возятся с ним, как с любимым больным ребёнком. И
хорошо ещё, если купол не обрушается. Установить платный вход в
собор -- это, с церковной точки зрения, мера крайняя и очень
некрасивая: храм должен быть приветливо открыт для всех, а если
на входе турникет со щелью для монеток, то какая уж тут приветли-
вость? После такого думаешь не о Боге, а о том окупаются ли
затраты зрелищем.
За время строительства собора Sagrada Familia сменилось не-
сколько поколений подъёмных кранов. Надо думать, что потрясающие
снимки построенной части храма, попавшие в разные путеводители
и т. п., были сделаны во время очередной смены кранов, то есть,
когда старые были убраны, а новых ещё не поставили. Также вполне
возможно, что подъёмные краны убирались со снимков посредством
компьютерного графического редактора (я сам иногда так делаю).
У подножия Sagrada Familia есть какие-то стационарные здания
вспомогательного характера. Если они для строителей, это очень
правильно: ковыряние с собором будет длиться ещё очень и очень
долго, так что ставить для рабочих времянки просто нет смысла.
Sagrada Familia НИКОГДА не будет вполне "в форме": даже если
этот храм со временем всё-таки достроят, его придётся тут же
рестварировать. Точнее, реставрировать его местами приходится
уже сегодня. Удел этого собора -- всегда быть при костылях и с
медицинской поддержкой. Сам по себе он не жилец: перестарались с
непрактичностями.
Парк Гуэлья. Архитектор -- великий Гауди.
Как известно, великий Гауди был сбит трамваем на улице Барсело-
ны и через три дня помер. Наверное, Гауди был уверен, что трамвай
его объедет. Или хотя бы пропустит. Но кондуктор как-то не при-
знал в оборванце знаменитого барселонера. А может, засмотрелся на
какой-нибудь его архитектурный шедевр. А ведь в отношении трамва-
ев есть хотя бы то значительное удобство, что точно знаешь, где
они едут, а где нет. Но великому Гауди и это не помогло. Впрочем,
он уже стариком был.
Уличная скульптура. За обосранным чем-то
там на чём-то там мчится обосранный ангел,
попутно взывая к Небу. Унисон с храмом
Саграда Фамилья.
Что касается второго величайшего героя Барселоны -- Пабло
Пикассо -- то здесь мы имеем дело не только с выдающимся дегене-
ратом, но и с выдающимся деструктором. Пикассо и Гауди -- отнюдь
не одного поля ягоды: Гауди строил дома, и они должны были как
минимум не разваливаться. Другими словами, у Гауди была жёсткая
инженерная практика, верифицировавшая его, удерживавшая в рамках
некоторого здравомыслия. У Пикассо же "практический" тормоз от-
сутствовал, и можно было извращаться, кривляться, позёрствовать,
как этой припыленной душе было угодно. И если у Гауди был тща-
тельный поиск ради привнесения в человечество чего-то нового и
существенного, то у Пикассо -- оригинальничание ради обществен-
ного внимания. Итог у них вполне закономерный: каждый второй
образованный дурак может сказать, кто такой Пикассо, но лишь один
из нескольких сотен -- кто такой Гауди.
Из Википедии:
"Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де
лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио
Руис и Пикассо (исп. Pablo Diego Jose Francisco de Paula Juan
Nepomuceno Maria de los Remedios Cipriano de la Santisima
Trinidad Martyr Patricio Ruiz y Picasso; 25 октября 1881, Малага,
Испания -- 8 апреля 1973, Мужен, Франция) -- испанский художник,
скульптор, график, керамист и дизайнер."
"Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком), в котором
трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд
совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график,
скульптор, керамист, и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и
оказал исключительное влияние на развитие изобразительного
искусства в XX веке."
Причина того, что "кубист" ходит в величайших из величайших,
-- в почти безнадёжной "закатности" нынешней Европы. Героев типа
Пикассо порождает тот самый абсурд, который сначала вылился в две
Мировые войны, а теперь выливается в глобальное разрушение среды
обитания и в вымирание коренных европейских этносов.
У дегенерата Пабло Пикассо и имя было дегенератское. Если
переводить его на русский, получится следующая претенциозная
мешанина: Павел Диего Иосиф Франциск из Паулы Ян Непомук Мария
Утешительница Киприан Святейшей Троицы Мученик Патрисио Руис и
Пикассо.
Наружная канализация. Южная непосредственность.
Не Гауди. Подошло бы Пикассо или Сальвадору Дали.
Где-то в Барселоне.
Окорочки ("хамон"), типичная каталонская еда. 95 евро за штуку.
Магазин на Las Ramblas.
Бомжей, нищих, представителей всяких тёплых недоразвитых стран
в Барселоне немеряно. Это -- плата за благоустроенность и за мяг-
кий климат. Как бы европейский налог на благополучие. Да что
бомжи -- в Барселоне даже беглые канарейки свободно летают по
улицам, хотя и не в изобилии.
На самом деле в Барселоне хорошо далеко не всё. В барселонском
метро жарковато, даже когда снаружи только +18 градусов. Каково
там, когда снаружи, к примеру, +35, мне испытать, к сожалению не
довелось.
На прекрасных улицах Барселоны зачастую воняет канализацией из
люков. Надо бы делать люки герметичными, а взрывоопасные газы
отводить по трубам высоко вверх, а может, даже использовать для
уличного освещения -- в газовых фонарях под старину.
Барселона слишком хороша для того, чтобы можно было ею спокойно
наслаждаться: в этом городе в любое время года полно всяких тури-
стов. Они путаются под ногами, шумят, создают очереди, закупори-
вают собой узкие проходы, набиваются под завязку в дешёвые, но
приличные гостиницы. По ночам они ещё и орут под окнами.
Облегчение наступает, только когда дождь. Вот и Богомил Райнов
написал роман "Нет ничего лучше плохой погоды".
* * *
Голуби с интересом относятся ко всем архитектурным стилям, но,
как и я, отдают наибольшее предпочтение пламенеющей готике и
пышному барокко. Вообще, надо либо куда-то девать голубей, либо
проектировать здания с учётом голубиной угрозы. В настоящее время
против птиц применяются два средства: 1) сетки поверх рельефных
частей декорума, 2) шипованные накладки на карнизы. И то, и другое
портит вид зданий едва ли меньше, чем реставрационные мероприятия,
рекламные плакаты, электрические провода, дорожные знаки, приспо-
собления для инвалидов.
* * *
Барселонский Морской музей. Галера Хуана Астурийского.
Небольшой барселонский Морской музей открыт в 1941 г. Можно
сказать, он создан вокруг галеры Хуана Астурийского: она -- его
единственный значительный экспонат. И она не подлинная, а копия
в натуральную величину той галеры, что возглавила христианский
флот в битве с турками при Лепанто (1571 г.), в которой мало
известный тогда писатель Мигель Сервантес потерял руку.
Военная тема XIX-XX вв. не представлена в музее совсем. У этого
музея только три крупных достоинства:
1) эта самая галера;
2) бесплатный вход (один день в неделю?);
3) расположение в старинных верфях (насколько в них осталось
подлинного -- вопрос деликатный; возможно, всё-таки чуть
больше, чем в галере Хуана Астурийского).
В Морском музее довелось посетить пришпиленную к нему экспози-
цию, посвящённую "переходу" (от "диктатуры" к "демократии"). Я на
этой экспозиции был единственным посетителем: испанцам тема давно
надоела, а иностранцам она не интересна тем более. В начале экс-
позиции -- большое фото генерала Франко в горбу, и по телевизору
постоянно крутят телевизионное сообщение о смерти Каудильо:
"Españoles, Franco a morto" И т. д. Мне было грустно.
* * *
Госпиталь Святого Креста и Святого Павла (на каталонском:
Hospital de la Santa Creu i Sant Pau) в Барселоне -- модернистс-
кие вариации на готической основе. Впечатляющий комплекс зданий.
Архитектор -- Луис Доменик Монтанер. Строительство начато в 1902
г. Чтобы поместиться, снесли (в 1859 г.) часть городской стены. В
комплекс входят 12 зданий, соединённых подземными переходами.
Госпиталь Святого Креста и Святого Павла.
В данном случае как-то обошлись без Гауди.
* * *
Два неприятных барселонских вывиха -- это 1) замусоренность
произведениями архитекторов-скульпторов-художников разных вырож-
денческих направлений; 2) спортивные сооружения, "спортивная
жизнь" (крупнейшим "достижением" в этой области было проведение
в Барселоне в 1992 г. каких-то там по счёту Олимпийских игр).
В путеводителях расточается много восторгов на грани рыданий
по поводу разных барселонских стадионов. А ведь лучше бы вместо
строительства стадионов разобрались с бомжами и с вонью из
канализационных труб.
* * *
Европейское дурное поветрие ломания городских стен заразило в
своё время (середина XIX века) и Барселону. Ушерб был нанесён
непоправимый. Теперь оставшееся тщательно латают. Барселонский
Hausmann носил имя Ильдефонс Серда (Ildefons Cerda, 1815-
1878). Пожелать ему сдохнуть не имеет смысла: он давно уже сдох.
В 1859 году был принят его план переустройства Барселоны,
согласно которому городские стены были снесены почти на всём
своём протяжении и сильно пострадали старые кварталы. Серда был
социалистом и, по-видимому, стремился разрушить "весь мир
насилья" до основания. К счастью, его план не был реализован в
полном объёме.
План "новой Барселоны" градостроителя-социалиста
Ильдефонса Серды. Квадратики поверх исторических кварталов.
Типичный тяжёлый заскок, который надо лечить электрошоком.
С сайта es.wikipedia.org.
Остатки барселонских укреплений. Ворота Святой Мадроны
(Porta de Santa Madrona). XIV век.
Барселонская Триумфальная арка.
Всё как положено столицам. Тоже модернизм, но не очень
выраженный: just few words, высказанных в 1888 г.
В климатическом, ландшафтном и архитектурном отношениях
Барселона -- один из самых удачных городов мира. Она даже более
зрелищна и привлекательна, чем столица Испании Мадрид: в Мадриде
ведь нет ни гор, ни моря, ни Гауди.
* * *
Добавление 2017 года.
К постижению природы западоидского засранства. У западоидских
обезьян их гнусная манера ставить их грязные задне-нижние конеч-
ности на уличные скамейки и на сидения в общественном транспорте,
думаю, находится в глубокой и устойчивой диалектической связи с
их же гнусной манерой сидеть/лежать на тротуарах, ступеньках лес-
тниц и т. п.: для западоида поверхности для сидения-лежания и по-
верхности для хождения в нечистой обуви -- это поверхности одного
и того же назначения: ходильно-сидельного. Кстати, отсюда -- не-
редкая замусоренность сидений и скамеек, хотя можно бросать то же
самое прямо на пол или на тротуар. Загаживая сидение, западоидс-
кая обезьяна считает, что она бросает мусор себе ПОД НОГИ -- и,
конечно же, любезно создаёт рабочие места для несчастных имми-
грантов.
* * *
Лев Троцкий о Барселоне, Каталонии, каталонцах ("Дело было в
Испании", 1916 г.):
"Барселона, столица Каталонии. Большой город испано-французского
склада. Ницца в сочетании с фабричным адом. Много дыма и гари в
одной части, много фруктов и цветов - в другой."
"Уже знакомый нам старый дипломат Бургоен такими словами харак-
теризует каталонцев: 'Тут пахнет добычей - вот слова, которые
приводят каталонца в движение. Дух торговли овладел этой нацией,
не ослабляя, однако, ее упорства... Каталонец - привилегированный
контрабандист Испании; все, что его фабрики не могут произвести,
он покупает за границей и ввозит в свою страну под своей мар-
кой... "Это каталонец", - говорит испанец, - когда хочет охарак-
теризовать человека, не останавливающегося ни перед какими средс-
твами в погоне за деньгами... Каталонцы не утеряли еще воспомина-
ния о своих старых обычаях. Призрак древней свободы живет в их
головах'. Каталония и сейчас остается самой предприимчивой частью
Испании. Барселона - индустриальный город современного типа. В то
же время Каталония и по сей день сохранила свои сепаратистские
тенденции. Исторические традиции живучи не просто вследствие
консерватизма человеческой психики, а потому, что, сохраняя
привычную форму, они незаметно обновляют свое содержание."
Литература:
"Малая советская энциклопедия", 1930.
"Путеводитель по Барселоне", изд. "Escudo de Oro", 2009.
Приложение: По поводу каталанского языка
Каталанский язык (català) располагается где-то между
испанским (кастильским), итальянским и французским языками. Рас-
пространён в Испании (в автономных областях Каталония, Валенсия,
Балеарские острова), Франции (Восточные Пиренеи), государстве
Андорра, Италии (город Альгеро на Сардинии). Близок к окситанс-
кому (провансальскому) и испанскому. Число говорящих 7,8 млн
человек (1990 г.). Литературная версия языка стала развиваться с
середины XIII века.
Некоторые слова и выражения:
en castilà -- по-кастильски, то есть "по-испански";
en català -- по-каталански;
caixa -- безопасность (это же слово на португальском
означает "ящик", "коробка", читается [каиша])
ciutat -- город (cast.: ciudad)
finestra -- окно (cast.: ventana);
sortida -- выход (cast.: salida);
vidre -- стекло (cast.: vidrio);
. . .
Возврат на главную страницу