Земун, -- ныне район Белграда, а прежде самостоятельный город,
причём даже другой страны (Австро-Венгрии). Ехать в него надо из
центра Белграда автобусом №14 от главного базара. Где выходить --
вопрос сложный. Приблизительно после вот этого здания:
Обаятельная архитектура Земуна на улице Главной.
Холм над Дунаем, обусловивший появление Земуна, был заселён ещё
в дикие времена. В античную эпоху на месте Земуна было поселение
Таурунум. Основано оно было фракийцами. В III веке до н. э. его
заняли кельты, в I веке до н. э. -- римляне.
Потом Земун...
был византийским, гепидским, болгарским;
в 1127 стал венгерским;
в 1521 был занят турками;
в 1717 был занят Габсбургами;
с 1881 находился в составе Хорватии, бывшей частью королевства
Венгрия, бывшего частью государства Австро-Венгрия;
с 1918 перешёл в состав Сербии;
с 1934 стал районом Белграда;
с 1941 по 1945 пребывал в составе Независимого государства
Хорватия;
с 1945 снова часть Белграда.
Укрепление, существовавшее на этом месте, в хронике Первого
Крестового похода, составленной Альбетром Аахенским, упоминается
как Mallevilla ("Злой город"). Австрийское название Semlin
появилось в XII веке.
* * *
Историческая область, в которой находится Земун, называется
Срем (не Срём; "срём" будет по-сербски "серем"; ну, что в лоб,
что по лбу).
* * *
Достопримечательности Земуна:
- Земунское кладбище (Земунско гробле);
- церковь Святого Дмитрия рядом с Земунским кладбищем;
- Никольская церковь (1721-1731), старейшая православная
церковь в нынешнем Белграде;
- церковь Рождества Богородицы (1775-1783), главная в Земуне;
- церковь Блаженной Девы Марии, на площади;
- руины замка Гардош;
- Башня тысячелетия (она же Башня Янко Сибинянина);
- Земунская синагога (нач. XX в.);
- набережная.
* * *
Земунский замок назывался Гардош. То, что от него сохранилось
доныне, было построено в XIV-XV вв. для противостояния натиску
турок. Сохранившееся -- это только квадратный контур почти
разрушенных стен на вершине холма с остатками круглых башен по
углам. В центре квадрата -- мемориальная башня смешанного
архитектурного стиля, воздвигнутая в 1896 г. в честь тысячелетия
Венгрии.
* * *
Как и Белградская крепость, земунская крепость располагалась на
холме, только земунский холм менее широкий и менее высокий, чем
белградский. Кстати, в конечном счёте, наверное, именно поэтому
Земун стал районом Белграда, а не Белград -- районом земуна.
Земун был городом на Дунае вблизи места впадения в него Савы, а
не городом на Саве вблизи впадения её в Дунай, как Белград.
Земун отличается архитектурно от Белграда, как малый город от-
личается от большого, а не как австрийский город -- от сербского.
Верю, что в начале XIX века разница была большая, но теперь её
нет, что бы там ни говорили "знатоки". В нынешнем историческом
центре Белграда -- обычная центральноевропейская застройка
(только в отличие от стран, не познавших радостей социализма,
здесь большая примесь лаконичных дешёвеньких многоэтажек преиму-
щественного серого цвета). Разговоры о заметной австрийскости
Земуна --- это попугайские умствования интеллигентствующих особей
с недоразвитым критическим мышлением.
* * *
Кладбище в Земуне размещается на том самом холме, на котором
находятся остатки замка Гардош. Кладбище весьма добротное, с
большим количеством надгробий конца XIX века. На кладбище имеет-
ся, среди прочего, еврейский участок в очень хорошем состоянии,
отреставрированный явно с любовью. Он примечателен тем, что на
нём имеются могилы деда и бабки Теодора Герцля -- того самого
(1860-1904), автора книги "Еврейское государство" и основателя
политического сионизма.
* * *
Главная улица Земуна называется Главной. Она очень длинная и
на своём протяжении очень разная. На ней, среди прочего, распо-
лагается огромное и весьма примечательное в архитектурном отно-
шении здание Штаба военно-воздушных сил и противовоздушной
обороны Сербии.
* * *
Набережная Земуна не особо зрелищная. Рыбаки не тянут из Дуная
сетей, полных рыбы, и вообще не попадаются на глаза.
Одно из достоинств прекрасной Сербии -- относительная малоавтомобильность.
Как в добрые старые времена, можно без большой опаски
ходить в Земуне (районе Белграда!) по проезжей части улиц.
На заднем плане -- колокольня Никольской церкви.
Под закопченными намоленными сводами Никольской церкви.
Такой австрийский вид, что прямо хочется "Heimatslied" запеть.
В упор не вижу различий с сербскими городками, бывшими
в XIX веке под Сербией, а не под Австро-Венгрией.
Земунский must: снимок с холма, на котором размещается
Мемориальная башня в честь 1000-летия Венгрии.
На горизонте -- собственно Белград.
Главная площадь Земуна.
Где ходить по Земуну в первую очередь.
Мемориальная башня в честь 1000-летия Венгрии.
Слева на переднем плане -- фрагмент руин замка Гардош.
Набережная Дуная в районе Земуна. По правде говоря не зрелищная:
чуть не дожали с дизайном. Не Париж.
Улица в Земуне, идущая вдоль Дуная. Основная масса
прибрежных едально-питейных заведений -- здесь.
Цыганский специалист по сортировке отходов.
Честно зарабатывает на пропитание.
Характерный для Земуна водопроводный насос.
Чтобы вода полилась в ведро, надо было покрутить колёса.
Еврейское кладбище в Земуне. Присмотримся к изображению
"растопырки" из пальцев двух ладоней в верхней части надгробия:
это "биркат-коханим", "благославение кохенов".
Надгробие бабушки Теодора Герцля -- Ривки Герцль (1798-1888) --
на еврейском кладбище в Земуне. Обратим внимание
на изображение плакучей ивы в верхней части надгробия.
О символике еврейских надгробий. С сайта www.eleven.co.il:
"В еврейских катакомбах в Риме на надгробиях (закрывающих ниши)
вместе с надписями часто встречаются изображения меноры, свитка
Торы, лулава и этрога, ножа для обряда обрезания, плода граната и
т. д., однако на некоторых саркофагах римские классические
(языческие) мотивы сочетаются с еврейскими символами (например,
менора, поддерживаемая ангелоподобными фигурами в античном стиле;
4 в.)."
"На одном из еврейских надгробий 2-5 вв. близ г. Мцхета (Грузия)
имеются изображения сосуда для елея, чаши, хлеба, пальмовой ветви
- комплект предметов, связанных с храмовой службой (видимо, моги-
ла левита)."
"...на Таманском полуострове на надгробиях, относимых к 8-9
вв., на лицевой стороне выбиты менора, жезл Аарона, шофар, а на
оборотной обнаружены нееврейские племенные знаки тюркских кочев-
ников; предполагается, что это могилы хазар-иудеев."
"Средневековые надгробия, сохранившиеся в Европе (Испания,
Италия), предельно скромны, на них нет даже простого орнамента и
лишь изредка встречается грубо выгравированная менора (свидетель-
ство принадлежности к еврейству и символ вечного света)."
"В эпоху Ренессанса сефардские надгробия в Европе (за исключе-
нием Лондона), а также на Кюрасао, отличались пышностью, украша-
лись барельефами на сюжеты, связанные с библейским героем, имя
которого носил усопший, увенчивались семейными гербами и даже
рыцарскими шлемами и доспехами (у потомков марранов), в то время
как в Северной Африке и на Востоке надгробия продолжали оставать-
ся традиционно скромными. На ашкеназских надгробиях даже аллего-
рические фигуры были чрезвычайно редки, но часто использовались
символы, отражавшие религиозный и общественный статус умершего,
его профессию, личные достоинства и т. д. Выработался лаконичный
язык символов, указывающих на принадлежность могилы: кисти рук
в традиционном благословляющем жесте (см. Биркат-коханим) -
могила кохена; древние музыкальные инструменты или кувшин -
могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в
субботних подсвечниках (см. Каббалат Шаббат) - могила женщины;
стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с
названиями - могила раввина или автора религиозных сочинений;
гусиное перо (отдельно или в руке) - переписчика священных
текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения -
ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука,
подающая милостыню, указывали на щедрость покойного или на то,
что он был габбай-цдака (см. Габбай), и т. д. Изображения
животных служили обозначением личных имен: лев - Лейб (Арье) или
Иехуда; олень - Хирш (Цви), голубь - Иона, рыба - Фишл, птица -
Фейга (Циппора) и т. д. Даже сама смерть обозначалась определен-
ной символикой: разбитые сосуд или лодка, надломленная свеча,
перевернутый погасший светильник, упавшая корона, рука, сломавшая
ветвь (только на надгробиях женщин; количество плодов на ветви
указывало на число детей умершей; на девичьих надгробиях число
цветков соответствовало прожитым годам), и т. д. В Центральной и
Восточной Европе развился своеобразный стиль орнамента с исполь-
зованием растительных и зооморфных мотивов, особенно в рамке во-
круг эпитафии. Но и сама эпитафия, благодаря эмоционально-вырази-
тельному начертанию еврейских букв и варьированию их ширины часто
становилась основным декоративным элементом надгробия. Изображе-
ние на надгробии маген-Давида как символа иудаизма получило
широкое распространение лишь в 19 в. До этого шестиконечная
звезда (за редкими исключениями, например, в Таранто, Южная
Италия, около 3 в., в Бордо, 1736 г.) на надгробиях не
встречалась."
О "биркат-коханим" ("благославении кохенов"):
"В Израиле принято в настоящее время в большинстве конгрегаций
проводить обряд биркат-коханим ежедневно."
"Соблюдается следующий общий порядок совершения этого ритуала:
после повторного чтения вслух третьей бенедикции Амиды ведущим
молитву кохены подготавливаются к благословению, снимают башмаки
и совершают омовение рук с помощью левитов (см. Леви). Если среди
молящихся нет левитов, омовение совершается с помощью членов кон-
грегации, являющихся первенцами в своих семьях; если не оказыва-
ется и таковых, кохены совершают омовение сами. После этого они
восходят на возвышение перед синагогальным ковчегом и становятся
лицом к нему. Затем ведущий читает молитву: 'Боже наш и Боже от-
цов наших! Благослови нас трехкратным благословением, написанным
в Торе рукою Моисея, раба Твоего, произносимым устами Аарона и
сынов его, кохенов'. "
"При упоминании слова 'кохенов' кохены обращаются лицом к
молящимся и покрывают таллитом голову и руки, протянутые вперед
на уровне плеч; ладони их обращены вперед, большие пальцы
касаются друг друга, а указательный и средний пальцы на каждой
руке сдвинуты вместе и держатся отдельно от безымянного пальца и
мизинца, также сдвинутых вместе. Затем кохены произносят особое
благословение, предваряющее биркат-коханим, после чего громко
повторяют за ведущим молитву, произнося отдельно каждое слово
формулы биркат-коханим. В соответствии с устоявшейся традицией,
молящиеся не смотрят на кохенов во время произнесения ими
благословения."
"Специфическая фигура, образуемая ладонями кохена во время
обряда, стала своего рода эмблемой кохенов и часто встречается на
их надгробиях."
Здание в очень своеобразном, но эффектном стиле -- Штаб РВ и ПВО
("Ратно ваздухопловство и противваздушна одбрана") Югославии.
Дыра от НАТО-вской ракеты в стене здания Штаба РВ и ПВО.
Забавный местный чудак, украшающий мир свой автомобиль
(тот некогда был советской "Нивой") всякой деревенской всячиной.
Источники
Vlada Majstorović, Predrag Martić "Srbija. Turisticki vodič",
"Intersistem", Beograd, 2008.
sr.wikipedia.org
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Земун, отстоенный Евгением Савойским