Город Дамбулла находится в 148 км к северо-востоку от Коломбо.
Основная достопримечательность города -- пещерный храмовый комп-
лекс. Располагается на/в скале, имеющей высоту 160 м над окружаю-
щей местностью. В храмовом комплексе 5 основных пещер, в пещерах
-- статуи и настенные рисунки, относящиеся к I в. до н. э. (153
статуи Будды, 3 статуи королей, 4 статуи индуистского бога Вишну
и индуистской богини Ганеш; считать настенные рисунки затрудни-
тельно; иногда их измеряют в квадратных метрах). Все статуи дере-
вянные, некоторые позолочены. Фасады пещерных зал выстроены в
XVIII в.
Пещерный храм Дамбулла местом массового паломничества верующих
не является, хотя в нём и проводится служба. Он является местом
умеренного паломничества туристов.
Естественная основа храма -- скорее не пещера, а горизонтальная
щель в скале, превращённая в закрутое пространство рукотворной
стеной.
История возникновения храма такова. Сначала в пещерах на скале
просто ютились буддистские монахи. Однажды, в I веке до н. э.,
они дали на 14 лет прибежище королю-изгнаннику Валагамбе. Благо-
получно вернувшись на трон, король отблагодарил монахов и Будду
постройкой сего храма.
Индуистский уголок в буддистском храмовом комплексе был создан
для королев-индуисток, чтобы они молились своим богам в то время,
когда посетивший храм король обращался к Будде.
Можно обратить внимание на множество "параллельных мест" в буд-
дизме и христианстве (католицизме, православии). Одно из таких
мест -- изображение нимба (свечения) над головами особых людей.
Правда, у христиан нимбы изображаются над головами многих святых,
а у буддистов -- только над головой Будды.
* * *
Шри-Ланка -- бастион буддизма: здесь проводились буддистские
"вселенские соборы" в 220 и 27 годах до н. э., в 90, 1044 и 1865
годах н. э.
Буддизм -- религия без бога: "a tradition of thought and
practice".
Будизм доминирует в Шри-Ланке, Тибете, Монголии, Бурятии,
Калмыкии, Бутане, Бирме, Таиланде, Кампучии, Лаосе, Вьетнаме. В
каждой стране -- свои особенности культа. Тибетский далай-лама --
старший только над тибетскими буддистами. В других буддистских
странах такая религиозная централизация, как в Тибете, отсутст-
вует.
Воевать и убивать буддизм мешает обитателям буддистских стран
не больше, чем обитателям христианских стран мешает это делать
христианство.
"Золотой храм", ныне музей.
Обезьяний патруль на пути к пещерному храму.
Фасад одной из пещерных зал.
Шри-ланкийское барокко.
Ступни 14-метрового лежащего Будды. То,
что большие пальцы сдвинуты один относительно другого,
означает, что Будда изображён живым, а не мёртвым.
Будда на троне. Вилкообразный вырост
над головой Будды - нимб (так его изображают буддисты).
Образчик шри-ланкийской фурнитуры:
ручка двери пещерного храма Дамбулла.
Король Валагамба (Valagamba), в I веке до н. э.
распорядившийся выстроить храмовый комплекс.
Индуистский закуток в буддистском
храмовом комплексе. Верхом на павлине обычно изображается
бог Сканда (он же Картиккея), сын бога Шивы. Павлин, похоже,
чем-то не доволен.
Буддистский пёс-вегетарианец, обитающий
при храмовом комплексе и практикующий принцип ахимсы
(непричинения зла другим существам, даже заедующим тебя блохам).
Возврат на главную страницу