Яркая, как приманка,
Отсюда почти не видна,
Снилась ему Шри-Ланка --
Солнечная страна...
Канди (Kandy) -- город в центре Шри-Ланки на брегах реки
Махавели (Mahaweli) среди лесистых невысоких гор. В прошлом был
поочерёдно столицей нескольких королевств, последнее из которых
англичане захватили в 1815 г. (в результате чего остров оказался
полностью у них в подчинении).
Основная достопримечательность Канди -- храм (точнее, храмовый
комплекс) Зуба Будды. Когда Будду сожгли (после смерти, чего уж
там), в углях были найдены четыре его зуба. Трёх уже нет, один
теперь в Канди. Этот зуб -- всё, что сохранилось от тела великого
человека. Зуб стал одной из важнейших реликвий буддизма.
Храмовый комплекс Зуба Будды (Шри Далада Малигава, Sri Dalada
Maligawa) внешне не сильно впечатляет ни размерами, ни формами,
ни декорумом. Он окружён рвом с водой. Ров хорошо смотрится.
Наверное, он имел не только декоративное, но и оборонительное
значение: буддистам приходилось и приходится бороться за сохране-
ние своей святыни. Последнее покушение на Зуб имело место со
стороны тамильских террористов в 1998 г. -- посредством взрывного
устройства. Храм был повреждён, а Зуб в который раз уцелел.
Кстати, на Шри-Ланке водоёмы -- нередкий элемент оформления
буддистских храмов. Объяснить это можно отчасти тем, что у буд-
дистов цветок лотоса ассоциируется с Буддой, а лотос -- водяное
растение.
Храмовый комплекс является местом интенсивного паломничества
буддистов. Ходить по территории храмового комплекса разрешается
только босиком или в носках. Обувь сдаётся в специальное
хранилище.
Зуб Будды спрятан в особой нише в стене и извлекается оттуда
только по чрезвычайным поводам. Паломники сидят перед этой стеной
с Зубом и медитируют. Стену можно фотографировать, но нельзя
поворачиваться к ней спиной. Но за нечаянным поворотом изгнание
из храма не следует: буддисты -- люди очень толерантные, хотя и
разбили в войне индуистов (тамильских сепаратистов Севера) --
в 2009 г.
Зуб Будды был тайно доставлен в 371 году из Индии принцем и
принцессой, детьми короля государства Калинга. Король опасался
за сохранность Зуба в условиях боевых действий и отправил его
шри-ланкийским буддистам на сохранение. В дороге принцесса
прятала Зуб в своих волосах.
В новом храме храмового комплекса вывешена на стенах серия
картин, изображающая историю обретения храмом Зуба Будды.
При храме обитал Священный Слон. Слона использовали по большим
праздникам для вывоза Зуба Будды за пределы храма. Когда слон
умер, его мумифицировали. В настоящее время мумия Священного
Слона выставлена за стеклом в специальном здании. Её можно
смотреть, но нельзя поворачиваться к ней спиной. В этом же здании
выставлены фотографии, отражающие процесс мумификации.
* * *
История ботанического сада в Канди начинается в 1371 г., когда
король Викрамабаху Третий (Wickramabahu III) воссел на трон и
завёл себе в районе нынешнего сада резиденцию. Местность называ-
ется Перадения (Peradeniya).
Как это ни странно, сад кочевал. В 1810 под названием Кью (Kew)
он был открыт на Острове рабов (Slave Island). В 1813 г. этот сад
был перемещён в Калутару (Kalutara), покольку остров нашли слиш-
ком маленьким для реализации большого ботанического плана. В 1821
сад -- под надзором великого шри-ланкийского ботаника Александра
Муна (Alexander Moon) -- был переселён на своё нынешнее место в
Перадению. В 1824 году Мун опубликовал свой "Каталог растений
Цейлона" ("Catalogue of Ceylon Plants"), в котором описал 1127
видов местной флоры. Ныне сад занимает 59 гектаров, омывается с
трёх сторон рекой Махавели, посещается в год 1.2 миллионами
визитёров.
Местная танцевальная труппа готовится тихим вечером
показывать ужасные трюки с огнём: хождение босиком
по углям, поджигание собственной руки, огненное дыхание.
На заднем плане -- гористый Канди.
Типичная улица в районе проживания простонародья.
Спросить о назначении мешков с песком (?), разложенных
вдоль некоторых тротуаров, как-то не пришлось к слову.
На подходе к храму Зуба Будды.
Крепость, не крепость, а ров с водой
вокруг храма Зуба Будды имеется.
Старейшее здание храмового комплекса.
Ныне под стеклянной крышей.
На заднем плане -- ниша с Зубом Будды.
Буддисты медитируют перед нишей с Зубом Будды.
В храме Зуба Будды.
Герои, доставившие Зуб Будды на Шри-Ланку.
Новый храм Зуба Будды. Статуи Будды.
Картины, показывающие историю Зуба Будды.
Сцена из истории Зуба Будды. Подпись:
"Введенный в заблуждение император Пандийя решил уничтожить
Зуб-реликвию пятью различными способами, второй
из которых состоял в сокрушении реликвии молотком,
и когда его попробовали, молитва благородного
Субхадды привела к тому, что Зуб поднялся в небо
и засветился, как яркая звезда."
Мумия Священного Слона. Табличка: "Пожалуйста,
воздержитесь от фотографирования, будучи провёрнутыми
спиной к 'Rajha'." (Английский язык у шри-ланкийцев
немножко не такой, как в Англии, но они друг друга
в основном понимают.)
Вид на реку Махавели со стороны храма Зуба Будды.
Магазин при древорезной фабрике.
Цены -- для состоятельных людей из Европы.
Заклинатель змей показывает артистке,
как надо делать стойку на хвосте,
когда хозяин приказывает.
Тропические плоды в ботаническом саду.
Стояние под ними было большой ошибкой.
Нет, в тот раз повезло.
Железное дерево в ботаническом саду, посаженное
в 1891 г. будущим государем всея Руси Николаем II.
Кстати, не так уж всё было однозначно плохо в колонизации
европейцами всяких разноцветных народов. К примеру, английские
сахибы наустраивали шри-ланкийцам чайных плантаций и обеспечили
им таким образом основную статью нынешнего экспорта. А ещё они
наладили на острове выращивание ананасов и т. п. Вообще, Шри-
Ланка немало получила от белых колонизаторов: язык межнациональ-
ного общения, зоопарк, Коломбо, Галле, железную дорогу, основы
политического устройства и пр.
* * *
Кстати, о шри-ланкийском чае сегодня. Сколько ни бились всякие
пророки над формулировками заповедей, чтобы сделать их попроник-
новеннее, а люди эти заповеди всё нарушают и нарушают, куда ни
приедь. И христиане, и мусульмане, и иудеи, и даже вот буддисты
-- туда же. Купить на Цейлоне приличный чай -- это та ещё пробле-
ма. Завозят тебя на чайную фабрику, дают в охмуряльном зале по-
пробовать божественно ароматный напиток, потом показывают полки,
на которых громоздится якобы то же самое, а когда приезжаешь до-
мой и завариваешь -- о Господи! Толчёную кору они, что ли, туда
примешивают?! Ведь если просто подметать полы на чайной фабрике,
а потом паковать сор, столько дряни не наберётся. Мне думается,
такое дерьмо получается, когда выкорчёвывают старую чайную
плантацию и всё выкорчеванное отправляют в дробилку.
Ну, как вы к нам, так и мы к вам. А хоть бы и "чаевые" придер-
жим.
Единственный способ приобрести в Шри-Ланке качественный чай --
это, наверное, сперва купить пробную пачку, сразу же вскрыть её,
сразу же занюхать, сразу же устроить скандальчик и потребовать
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ ЧАЙ.
Чай должен выразительно пахнуть чаем. Если это чёрный чай, в
его сухой массе не дролжно быть коричневых включений и разных там
стебельков. Всякие ароматические добавки могут быть способом
скрыть неполноценность собственно чая, так что уж лучше без них.
Если чай дорогой, это ещё не значит, что он хороший: это может
означать и то, что производители решили поэксплуатировать массо-
вое мнение, что более дорогое имеет качество повыше.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Канди как город с Зубом