Александр Бурьяк

Карфаген как что-то особенно особенное

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
У толковых предшественников я вычитал, что в Карфаген надо ехать поездом, со станции Marina. А до этой станции добираться трамваем (ну, metro legere) №1 от площади Барселоны. Я так и сделал. И ошибся. Причём дважды. Из-за чего потерял несколько часов драгоценного "карфагенского" времени. Во-первых, до станции Marina быстрее, дешевле и интереснее добираться пешком. От Морских Ворот (Bab Bhar), по крайней мере, как это требовалось в моём случае. Зато я опробовал metro lege- re. Во-вторых поезд дошёл только до La Gouletta, потом я был вынуж- ден брать такси до Карфагена, точнее, до терм Антонина, а можно было сразу ехать туда автобусом -- с автобусной станции, которая рядом с железнодорожной станцией Marina. С этой автобусной стан- ции я потом ездил в Sidi Bou Said. Зато я немножко посмотрел La Gouletta -- малую родину красотки Клаудии Кардинале. Там изолированная железная дорожка. Поезда ходили от станции Marina до La Marsa. При мне эта железнодорожная линия была пре- рвана сразу за La Gouletta (временно или насовсем, я узнать не успел; есть у меня опасение, что это -- начало её конца). Билетёр в La Gouletta сказал [на ломанном французском], что можно пройтись до следующей станции и там снова сесть на поезд, но он идёт до La Marsa без остановок. Прыгать на ходу из поезда -- это не для меня, так что я выбрал такси. * * * Билет на археологические площадки стоил 12 динаров (= 3$) и требовался один для всех площадок. После неимоверной турецкой до- роговизны (20 евро за вход на какую-нибудь Галатскую башню) это очень радовало. Неудобство Карфагена: археологическх площадок тут много, они довольно удалены одна от другой, а указатели к ним минимальны, так что без карты тут большие трудности с поиском, тем более что и спросить дорогу тут не у кого, потому что всюду виллы, прохожих почти нету (магазинов и забегаловок -- тоже). * * * Руины терм Антонина близки к шедевральным. Рядом с термами есть впечатляющие некрополи -- карфагенский и римский -- но при попыт- ках ещё более раздвинуть горизонты познания ты сталкиваешься с автоматчиками, вежливо предлагающими тебе умерить свой исследова- тельский пыл. Дело в том, что рядом обитают в своих виллах первые люди государства, а на самом берегу моря располагается аж вилла президента. По разным признакам раньше было доступным для посети- телей несколько более обширное пространство. Кстати, территория и застройка президентской виллы, на мой эга- литаристский взгляд, излишне размашисты. Но я понимаю, что в ус- ловиях здешней культуры при меньшей широте подхода будет меньше инстинктивного уважения к главе государства, а значит, меньше по- рядка и соответственно возможностей для путешественников типа ме- ня. Пусть прирежут президенту ещё территории, лишь бы было тихо. Другими словами, причина избыточного размаха у социальной верхуш- ки -- не только в этой верхушке, но и в подначаленном народе, не- правильно охмуряемом интеллигенцией: если бы народ уважал малопо- требляющих лидеров, лидеры имели бы возможность позволять себе бытовую скромность без риска потерять всё, включая жизнь. Руины римских вилл не лишены шарма, хотя и не блистательны. Античный театр в Карфагене паскудный, испорченный современными добавками, сделанными для того, чтобы в нём снова что-то показы- вать (это у западоидов такой новый мерзкий тренд). Да и без доба- вок он, похоже, выглядел скромненько (точнее, растащенно). Пунический квартал на холме Byrsa довольно зрелищен (не сведен к фундаментам) и впечатляет уже одной только своей пуничностью. Собор Святого Людовика внутри довольно-таки так себе, хотя и не совсем лишь бы что. Как я понимаю, он стилизован под местное. Ин- терьер испорчен утилитарным барьером, отгораживающим туристичес- кую часть от молельщицкой. Можно ведь было сделать этот барьер, к примеру, в виде деревянной балюстрады в восточном стиле. Музей Карфагена в моё посещение был закрыт на какие-то "работы" (закрытие по частям, чтобы покупатели билетов получали хотя бы часть обещанного, тунисцы ещё не вполне освоили). Хорошо осмотреть за день все руинные площадки Карфагена в прин- ципе можно, но только при наличии толковой карты местности. После наведывания в здешний порченный театр я пристроился за французс- кой парой, у которой такая карта имелась, и только поэтому я до- брался до холма Byrsa, да и то после пары неудачных попыток фран- цузов правильно свернуть в здешнем лабиринте. * * * Наверное, не будет большой ошибкой сказать, что значительная часть руин пунического и римского Карфагенов ныне находится под виллами современной тунисской знати, а то даже была разрушена при строительстве этих вилл. Или укатана под асфальт новых широких улиц. Я думаю, тунисское общество выглядит бедным в сравнении с бело- русским не только потому, что тут не было светлой эпохи социализ- ма, но и потому что "общественное богатство" и национальный ин- теллектуальный ресурс в немалой степени расходуются на строитель- ство таких вот вилл, а не на наведение культурного порядка в стране. Порядок тут наводится в основном полицейский, то есть чтобы никто не рыпался и каждый сверчок знал свой шесток. * * * Почему руины Карфагена особенные? Руинистых городов ведь в Сре- диземноморье хватает. Есть более обширные, с более впечатляющими остатками. Тот же Эфес, к примеру. Или Джераш. Чтобы далеко не ходить, в самом городе Риме сохранилось много что (уже один лишь непревзойдённый Колизей затмит уйму всякого). Сказать, что о Карфагене много трындят, бурно рекламируют его на всех туристических углах, -- тоже не убедительно. К тому же руины-то Карфагена -- в основном не пунические, а римские. Но лично у меня было так: сколько бы руинистых городов я не обследовал, у меня всегда сохранялось мнение, что НАДО БЫ УВИДЕТЬ И КАРФАГЕН -- и только после этого, может, тема античности будет в основном ухвачена и появится зачаток чувства удовлетворённости. Карфаген, разумеется, на слуху ещё со школьных лет. В моём, советском случае -- с 5-го класса средней школы, с прекрасного учебника "Истории Древнего мира", где даже была картинка послед- него боя на плоских карфагенских крышах. Мне было жалко карфаге- нян. Кстати, и Ганнибал ведь фигурировал в этом учебнике как поч- ти положительный персонаж. Знал ли я в детстве о существовании, к примеру, таких древних городов, как Аспендос, Перге, Приена? Нет, понятия не имел. А на Карфагене я, можно сказать вырос. "Карфаген" -- это звучит величественно и немножко даже грозно. "Карфаген" -- это ЧУДО и ТАЙНА. Это когдатошний вызов грандиозно- му Риму. Альтернативная ветвь развития европейской цивилизации. Чуть-чуть дожми Ганнибал со своими боевыми слонами, и половина мира теперь, может, использовала бы финикицу вместо латиницы. И значительная часть словарного запаса даже в русском языке была бы финикийского, а не латинского происхождения. Я тут всего лишь пытаюсь понять притягучесть руин Карфагена. Кстати, не только для нас -- "потомков": древние римляне ведь то- же вскоре пришли на место разрушенного ими города и даже посели- лись тут. Надо думать, их тоже впечатляло, что глобальная миссия латиницы одно время висела на волоске. * * * Две высокие колонны, возвышающиеся над руинами терм Антонина, поставлены на новоделанные бетонные основания, и понятно, что это НЕ ИХ основания и что колонны эти были худо-бедно подняты для того, чтобы руины лучше смотрелись. Действительно, без этих ко- лонн тут было бы чёрт знает что. Дизайн руин -- это не мелочь. На правильных античных руинах что-то должно заметно торчать вверх. На очень правильных руинах следует иметь даже не отдельно стоящие колонны, а РЯД их, и чтобы вдобавок сверху них что-то было: фриз, фронтон, просто какой-то каменный блок. Какие-то обломки могут и вовсе быть притащенными из другого места, если они понадобились для придания руинам лучшего вида: археологическая площадка, на которую пускают за не совсем малые деньги, это в первую очередь предприятие, а оно должно давать прибыль -- и побольше. А для этого руины должны ВПЕЧАТЛЯТЬ. Если ради вящего впечатления по- требуется что-то достроить, достроят всенепременно -- и постара- ются выдать за старину. Подделывают ведь и не такое: подделывают даже доллары, о, Господи. А ты ж, бывает, чуть ли не рыдаешь от счастья, что добрался, наконец, через моря и горы, до наиаутен- тичнейшей (5 гласных подряд!) аутентичности. В постижении древнего хватает сложности и без подсовываемых тебе подделок, отражающих чьи-то мнения о том, как что выглядело. Оттого я так сильно ненавижу реставрации и реконструкции. Выстра- иваешь себе [в поте лица] какие-то объяснительные схемы, а потом оказывается, что они основаны на фикциях, бр-р-р-р. * * * Ну, конечно же, в рассуждениях о всяких Карфагенах я дилетантс- ки иду по вершкам и вдобавок делаю при этом кучу ошибок. Но я так действовать вынужден, потому что от спецов нет ни помощи, ни тол- ку. Ставлю вопрос ребром: можно ли хоть что-то существенное выжать по делу -- для нашей трудной современности -- из великой истории государства Карфаген? А заодно и из истории постпунического, рим- ского Карфагена? В интернете в ответ -- тишина (ладно, информационный мусор). Спецы-то по теме Карфагена -- и Рима -- наверняка имеются, вот только они забились под шконку и не отсвечивают. А это правильно? Империи грохались и грохаются одна за другой, а должные практи- ческие выводы не делались и не делаются: нет ПРОГРЕССА. Если я ввожу в поисковике слово "Карфаген", мне выдаётся в пер- вой же строке ссылка на Википедию. А что так? Почему не ссылка на строго научный аналог этой Википедии? Она ведь, как известно, за- частую являет собой чёрт знает что, даже по части знаков препина- ния. Получается, в области информирования вольных граждан одна какая-то Википедия перевешивает всю научную отрасль, поскольку та не смогла родить ничего своего, строго научного, имеющего то же назначение. Виикпедия -- не проект научной отрасли: это проект ВНЕ научной отрасли; это гражданская вненаучная инициатива, имеющая целью компенсировать недоработку научных работников. Мы имеем как бы две трактовки истории -- поверхностную "википе- дийную" (это немножко не то же, что "попкультурная", но близко) и спецовскую, научную. "Википедийная" общедоступна, спецовская -- поди ещё откопай. Быстро откапывать не получится: надо знать, где рыть, а это -- тоже дело спецов. А он не торопятся облегчать до- ступ посторонних на свою кухню. И вот тут мы ухватываем за кончик хвоста одну очень большую про- блему современности. А именно следующую. Научная отрасль -- это большая собака на сене: закрытый клуб, в котором очень не любят посторонних, потому что те мешают коллективно разводить общество на [бабки] денежки. Получается, параллельно существуют ДВА массива представлений научного типа (и приближенных к нему): таковые в научной отрасли и таковые вне её, для посторонних по отношению к профессиональной научной деятельности. Если вы, статусные работники науки, такие правильные и могучие, как нам на то настоятельно намекается, обеспечьте всеобщий лёгкий доступ к своим правильностям, хотя бы там, где речь не идёт о коммерческих, военных и т. п секретах. Или научной отрасли не хватает на такое умищ? Или вы попросту темните, как любые жрецы? Почему википедисты свели всё в "одно окно", а у вас такое не по- лучается? Значительная часть того, что научная отрасль выдаёт на гора, -- это либо халтура, либо вредная хрень. И эта отрасль уж точно не справляется со своим назначением. Доказательство этого тезиса очень простое: "человеческий материал" становится всё хуже, био- сфера -- тоже. РАЗВИТИЕ общества по сути не происходит, а проис- ходит накопление ненужных сложностей, всё более превосходящих способность общества работать с ними. Когда я слышу фразу "научный работник", моя рука тянется к [ду- бинке и касторке] [пистолету] клавиатуре, чтобы накропать что-то типа вышесказанного. Но я верю, что добросовестные толковые науч- ные работники в принципе бывают -- и делают что-то реально полез- ное; правда, им в их профессиональной среде наверняка приходится трудновато. * * * По отношению к пуническому Карфагену хвалёные римляне поступили не как культурные люди, а как варвары в дурном смысле. А почему? Ну ЗАЧЕМ уничтожать чужую собственность, если её можно присвоить в качестве военной добычи? Хвастались бы потом добычей, а не тем, как ровняли с землёй Карфаген. Не понимаю, как это так получа- лось: начитаться Аристотеля, Фукидида и/или Аристофана (а римс- кая верхушка наверняка заглядывала в греческих писателей) -- и потом отдавать приказ крушить памятники архитектуры. Может быть, это шло от бездумного подражательства: от подчинения нравам эпо- хи. O tempora, o mores!
Карфаген
Карфаген сегодня - это далеко не только руины. Скорее, руины - это вкрапления в современный город. Точнее, в застроенный виллами пригород Туниса.
Карфаген
Где там что историческое.
Карфаген
Остатки пунических захоронений недалеко от терм Антонина.
Карфаген
Термы Антонина.
Карфаген, Александр Бурьяк
Ищу самое-самое [не туалет]. Левее меня - римская дренажная канавка.
Карфаген
Может, это фригидарий (ну, помещение под ним), а может, что-то другое. Теперь уже всё равно.
Карфаген
Всякого такого мраморного в руинах терм Антонина раньше наверняка было много больше, а потом это растащили любители старины (если пошёл растаск, то сдерживаться нет смысла [надо тоже тащить], а сидеть в засаде и отстреливать воров - это практически невозможно).
Карфаген
Римский склеп недалеко от терм Антонина.
Карфаген
В римском склепе. Район терм Антонина.
Карфаген
Типичный объектик некрополя. Саркофажец с крышечкой? Круглое углубление загибается и выходит в основное "отделение". Район терм Антонина.
Карфаген
Мозаичный пол в склепе Астериуса. Сфотографировано через световое отверстие в потолке. Район терм Антонина.
Карфаген
Реконструкция римской виллы.
Карфаген
Гибнущая под открытым небом доподлинная мозаика на римской вилле.
Карфаген
Что-то дренажное от римлян?! Район римских вилл.
Карфаген
Римский канализационный люк. Как из каменного века. Но люки - круглые, как и в наше время. И крышки аккуратно подогнаны, чтобы быть заподлицо. Римская культура канализации не менее грандиозна, чем римская культура водоснабжения. Кстати, канализационные сооружения - в числе наиболее сохранившихся: хоть снова используй, чуть расчистив. Район римских вилл.
Карфаген
Загадка истории: почему римляне так неровно мостили свои дороги? Дутых шин ведь в те времена, вроде, не было. Крепкой обуви - тоже. Объяснение: на мощение дорог шли разные обломки. Укладывать их совсем ровно было очень затруднительно. Вдобавок за сотни лет накапливались микросмещения. Район римских вилл.
Карфаген
Рельеф в карфагенском театре.
Карфаген
Испорченный карфагенскй театр. Так делать НЕЛЬЗЯ.
Карфаген
Собор Святого Людовика на холме Бирса, Карфаген. Обратим внимание на отсутствие крестов на куполах.
Карфаген
В соборе Святого Людовика. Интерьер в общем-то сдержанный.
Карфаген
Святая святых современного Карфагена: пунический квартал. Ищем отличия от римских построек. По-моему, это часто расположенные каменные столбы в стенах. Между столбами - полигональная кладка из мелкого камня.
Карфаген
То же святое место, только другой ракурс. Пунический квартал. Сохранившаяся пуническая штукатурка?!
Карфаген
И снова пунический квартал. По этой улице прогуливался Ганнибал, быть может.
Карфаген
Место, в котором положено хотя бы немножко трепетать каждому полноценному французу. Кенотаф Святого Людовика. Где-то здесь Людовик погиб в бою, воюя за европейские ценности.
Карфаген
Кенотаф Святого Людовика. О портретном сходстве наверняка речь не идёт.
Карфаген
Вечерний вид с холма Бирса. Он прекрасен, но надо сматываться до наступления часа пик.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Карфаген как что-то особенно особенное