У толковых предшественников я вычитал, что в Карфаген надо
ехать поездом, со станции Marina. А до этой станции добираться
трамваем (ну, metro legere) №1 от площади Барселоны. Я так и
сделал. И ошибся. Причём дважды. Из-за чего потерял несколько
часов драгоценного "карфагенского" времени.
Во-первых, до станции Marina быстрее, дешевле и интереснее
добираться пешком. От Морских Ворот (Bab Bhar), по крайней мере,
как это требовалось в моём случае. Зато я опробовал metro lege-
re.
Во-вторых поезд дошёл только до La Gouletta, потом я был вынуж-
ден брать такси до Карфагена, точнее, до терм Антонина, а можно
было сразу ехать туда автобусом -- с автобусной станции, которая
рядом с железнодорожной станцией Marina. С этой автобусной стан-
ции я потом ездил в Sidi Bou Said. Зато я немножко посмотрел La
Gouletta -- малую родину красотки Клаудии Кардинале.
Там изолированная железная дорожка. Поезда ходили от станции
Marina до La Marsa. При мне эта железнодорожная линия была пре-
рвана сразу за La Gouletta (временно или насовсем, я узнать не
успел; есть у меня опасение, что это -- начало её конца).
Билетёр в La Gouletta сказал [на ломанном французском], что
можно пройтись до следующей станции и там снова сесть на поезд,
но он идёт до La Marsa без остановок. Прыгать на ходу из поезда
-- это не для меня, так что я выбрал такси.
* * *
Билет на археологические площадки стоил 12 динаров (= 3$) и
требовался один для всех площадок. После неимоверной турецкой до-
роговизны (20 евро за вход на какую-нибудь Галатскую башню) это
очень радовало.
Неудобство Карфагена: археологическх площадок тут много, они
довольно удалены одна от другой, а указатели к ним минимальны,
так что без карты тут большие трудности с поиском, тем более что
и спросить дорогу тут не у кого, потому что всюду виллы, прохожих
почти нету (магазинов и забегаловок -- тоже).
* * *
Руины терм Антонина близки к шедевральным. Рядом с термами есть
впечатляющие некрополи -- карфагенский и римский -- но при попыт-
ках ещё более раздвинуть горизонты познания ты сталкиваешься с
автоматчиками, вежливо предлагающими тебе умерить свой исследова-
тельский пыл. Дело в том, что рядом обитают в своих виллах первые
люди государства, а на самом берегу моря располагается аж вилла
президента. По разным признакам раньше было доступным для посети-
телей несколько более обширное пространство.
Кстати, территория и застройка президентской виллы, на мой эга-
литаристский взгляд, излишне размашисты. Но я понимаю, что в ус-
ловиях здешней культуры при меньшей широте подхода будет меньше
инстинктивного уважения к главе государства, а значит, меньше по-
рядка и соответственно возможностей для путешественников типа ме-
ня. Пусть прирежут президенту ещё территории, лишь бы было тихо.
Другими словами, причина избыточного размаха у социальной верхуш-
ки -- не только в этой верхушке, но и в подначаленном народе, не-
правильно охмуряемом интеллигенцией: если бы народ уважал малопо-
требляющих лидеров, лидеры имели бы возможность позволять себе
бытовую скромность без риска потерять всё, включая жизнь.
Руины римских вилл не лишены шарма, хотя и не блистательны.
Античный театр в Карфагене паскудный, испорченный современными
добавками, сделанными для того, чтобы в нём снова что-то показы-
вать (это у западоидов такой новый мерзкий тренд). Да и без доба-
вок он, похоже, выглядел скромненько (точнее, растащенно).
Пунический квартал на холме Byrsa довольно зрелищен (не сведен
к фундаментам) и впечатляет уже одной только своей пуничностью.
Собор Святого Людовика внутри довольно-таки так себе, хотя и не
совсем лишь бы что. Как я понимаю, он стилизован под местное. Ин-
терьер испорчен утилитарным барьером, отгораживающим туристичес-
кую часть от молельщицкой. Можно ведь было сделать этот барьер, к
примеру, в виде деревянной балюстрады в восточном стиле.
Музей Карфагена в моё посещение был закрыт на какие-то "работы"
(закрытие по частям, чтобы покупатели билетов получали хотя бы
часть обещанного, тунисцы ещё не вполне освоили).
Хорошо осмотреть за день все руинные площадки Карфагена в прин-
ципе можно, но только при наличии толковой карты местности. После
наведывания в здешний порченный театр я пристроился за французс-
кой парой, у которой такая карта имелась, и только поэтому я до-
брался до холма Byrsa, да и то после пары неудачных попыток фран-
цузов правильно свернуть в здешнем лабиринте.
* * *
Наверное, не будет большой ошибкой сказать, что значительная
часть руин пунического и римского Карфагенов ныне находится под
виллами современной тунисской знати, а то даже была разрушена при
строительстве этих вилл. Или укатана под асфальт новых широких
улиц.
Я думаю, тунисское общество выглядит бедным в сравнении с бело-
русским не только потому, что тут не было светлой эпохи социализ-
ма, но и потому что "общественное богатство" и национальный ин-
теллектуальный ресурс в немалой степени расходуются на строитель-
ство таких вот вилл, а не на наведение культурного порядка в
стране. Порядок тут наводится в основном полицейский, то есть
чтобы никто не рыпался и каждый сверчок знал свой шесток.
* * *
Почему руины Карфагена особенные? Руинистых городов ведь в Сре-
диземноморье хватает. Есть более обширные, с более впечатляющими
остатками. Тот же Эфес, к примеру. Или Джераш. Чтобы далеко не
ходить, в самом городе Риме сохранилось много что (уже один лишь
непревзойдённый Колизей затмит уйму всякого).
Сказать, что о Карфагене много трындят, бурно рекламируют его
на всех туристических углах, -- тоже не убедительно.
К тому же руины-то Карфагена -- в основном не пунические, а
римские.
Но лично у меня было так: сколько бы руинистых городов я не
обследовал, у меня всегда сохранялось мнение, что НАДО БЫ УВИДЕТЬ
И КАРФАГЕН -- и только после этого, может, тема античности будет
в основном ухвачена и появится зачаток чувства удовлетворённости.
Карфаген, разумеется, на слуху ещё со школьных лет. В моём,
советском случае -- с 5-го класса средней школы, с прекрасного
учебника "Истории Древнего мира", где даже была картинка послед-
него боя на плоских карфагенских крышах. Мне было жалко карфаге-
нян. Кстати, и Ганнибал ведь фигурировал в этом учебнике как поч-
ти положительный персонаж.
Знал ли я в детстве о существовании, к примеру, таких древних
городов, как Аспендос, Перге, Приена? Нет, понятия не имел. А на
Карфагене я, можно сказать вырос.
"Карфаген" -- это звучит величественно и немножко даже грозно.
"Карфаген" -- это ЧУДО и ТАЙНА. Это когдатошний вызов грандиозно-
му Риму. Альтернативная ветвь развития европейской цивилизации.
Чуть-чуть дожми Ганнибал со своими боевыми слонами, и половина
мира теперь, может, использовала бы финикицу вместо латиницы. И
значительная часть словарного запаса даже в русском языке была бы
финикийского, а не латинского происхождения.
Я тут всего лишь пытаюсь понять притягучесть руин Карфагена.
Кстати, не только для нас -- "потомков": древние римляне ведь то-
же вскоре пришли на место разрушенного ими города и даже посели-
лись тут. Надо думать, их тоже впечатляло, что глобальная миссия
латиницы одно время висела на волоске.
* * *
Две высокие колонны, возвышающиеся над руинами терм Антонина,
поставлены на новоделанные бетонные основания, и понятно, что это
НЕ ИХ основания и что колонны эти были худо-бедно подняты для
того, чтобы руины лучше смотрелись. Действительно, без этих ко-
лонн тут было бы чёрт знает что. Дизайн руин -- это не мелочь. На
правильных античных руинах что-то должно заметно торчать вверх.
На очень правильных руинах следует иметь даже не отдельно стоящие
колонны, а РЯД их, и чтобы вдобавок сверху них что-то было: фриз,
фронтон, просто какой-то каменный блок. Какие-то обломки могут и
вовсе быть притащенными из другого места, если они понадобились
для придания руинам лучшего вида: археологическая площадка, на
которую пускают за не совсем малые деньги, это в первую очередь
предприятие, а оно должно давать прибыль -- и побольше. А для
этого руины должны ВПЕЧАТЛЯТЬ. Если ради вящего впечатления по-
требуется что-то достроить, достроят всенепременно -- и постара-
ются выдать за старину. Подделывают ведь и не такое: подделывают
даже доллары, о, Господи. А ты ж, бывает, чуть ли не рыдаешь от
счастья, что добрался, наконец, через моря и горы, до наиаутен-
тичнейшей (5 гласных подряд!) аутентичности.
В постижении древнего хватает сложности и без подсовываемых
тебе подделок, отражающих чьи-то мнения о том, как что выглядело.
Оттого я так сильно ненавижу реставрации и реконструкции. Выстра-
иваешь себе [в поте лица] какие-то объяснительные схемы, а потом
оказывается, что они основаны на фикциях, бр-р-р-р.
* * *
Ну, конечно же, в рассуждениях о всяких Карфагенах я дилетантс-
ки иду по вершкам и вдобавок делаю при этом кучу ошибок. Но я так
действовать вынужден, потому что от спецов нет ни помощи, ни тол-
ку.
Ставлю вопрос ребром: можно ли хоть что-то существенное выжать
по делу -- для нашей трудной современности -- из великой истории
государства Карфаген? А заодно и из истории постпунического, рим-
ского Карфагена?
В интернете в ответ -- тишина (ладно, информационный мусор).
Спецы-то по теме Карфагена -- и Рима -- наверняка имеются, вот
только они забились под шконку и не отсвечивают. А это правильно?
Империи грохались и грохаются одна за другой, а должные практи-
ческие выводы не делались и не делаются: нет ПРОГРЕССА.
Если я ввожу в поисковике слово "Карфаген", мне выдаётся в пер-
вой же строке ссылка на Википедию. А что так? Почему не ссылка на
строго научный аналог этой Википедии? Она ведь, как известно, за-
частую являет собой чёрт знает что, даже по части знаков препина-
ния. Получается, в области информирования вольных граждан одна
какая-то Википедия перевешивает всю научную отрасль, поскольку та
не смогла родить ничего своего, строго научного, имеющего то же
назначение. Виикпедия -- не проект научной отрасли: это проект ВНЕ
научной отрасли; это гражданская вненаучная инициатива, имеющая
целью компенсировать недоработку научных работников.
Мы имеем как бы две трактовки истории -- поверхностную "википе-
дийную" (это немножко не то же, что "попкультурная", но близко) и
спецовскую, научную. "Википедийная" общедоступна, спецовская --
поди ещё откопай. Быстро откапывать не получится: надо знать, где
рыть, а это -- тоже дело спецов. А он не торопятся облегчать до-
ступ посторонних на свою кухню.
И вот тут мы ухватываем за кончик хвоста одну очень большую про-
блему современности. А именно следующую. Научная отрасль -- это
большая собака на сене: закрытый клуб, в котором очень не любят
посторонних, потому что те мешают коллективно разводить общество
на [бабки] денежки.
Получается, параллельно существуют ДВА массива представлений
научного типа (и приближенных к нему): таковые в научной отрасли
и таковые вне её, для посторонних по отношению к профессиональной
научной деятельности.
Если вы, статусные работники науки, такие правильные и могучие,
как нам на то настоятельно намекается, обеспечьте всеобщий лёгкий
доступ к своим правильностям, хотя бы там, где речь не идёт о
коммерческих, военных и т. п секретах. Или научной отрасли не
хватает на такое умищ? Или вы попросту темните, как любые жрецы?
Почему википедисты свели всё в "одно окно", а у вас такое не по-
лучается?
Значительная часть того, что научная отрасль выдаёт на гора, --
это либо халтура, либо вредная хрень. И эта отрасль уж точно не
справляется со своим назначением. Доказательство этого тезиса
очень простое: "человеческий материал" становится всё хуже, био-
сфера -- тоже. РАЗВИТИЕ общества по сути не происходит, а проис-
ходит накопление ненужных сложностей, всё более превосходящих
способность общества работать с ними.
Когда я слышу фразу "научный работник", моя рука тянется к [ду-
бинке и касторке] [пистолету] клавиатуре, чтобы накропать что-то
типа вышесказанного. Но я верю, что добросовестные толковые науч-
ные работники в принципе бывают -- и делают что-то реально полез-
ное; правда, им в их профессиональной среде наверняка приходится
трудновато.
* * *
По отношению к пуническому Карфагену хвалёные римляне поступили
не как культурные люди, а как варвары в дурном смысле. А почему?
Ну ЗАЧЕМ уничтожать чужую собственность, если её можно присвоить
в качестве военной добычи? Хвастались бы потом добычей, а не тем,
как ровняли с землёй Карфаген. Не понимаю, как это так получа-
лось: начитаться Аристотеля, Фукидида и/или Аристофана (а римс-
кая верхушка наверняка заглядывала в греческих писателей) -- и
потом отдавать приказ крушить памятники архитектуры. Может быть,
это шло от бездумного подражательства: от подчинения нравам эпо-
хи. O tempora, o mores!
Карфаген сегодня - это далеко не только руины. Скорее, руины - это вкрапления
в современный город. Точнее, в застроенный виллами пригород Туниса.
Где там что историческое.
Остатки пунических захоронений недалеко от терм Антонина.
Термы Антонина.
Ищу самое-самое [не туалет]. Левее меня - римская дренажная канавка.
Может, это фригидарий (ну, помещение под ним), а может, что-то другое.
Теперь уже всё равно.
Всякого такого мраморного в руинах терм Антонина раньше наверняка было
много больше, а потом это растащили любители старины (если пошёл растаск,
то сдерживаться нет смысла [надо тоже тащить], а сидеть в засаде и
отстреливать воров - это практически невозможно).
Римский склеп недалеко от терм Антонина.
В римском склепе. Район терм Антонина.
Типичный объектик некрополя. Саркофажец с крышечкой? Круглое углубление
загибается и выходит в основное "отделение". Район терм Антонина.
Мозаичный пол в склепе Астериуса. Сфотографировано
через световое отверстие в потолке. Район терм Антонина.
Реконструкция римской виллы.
Гибнущая под открытым небом доподлинная мозаика на римской вилле.
Что-то дренажное от римлян?! Район римских вилл.
Римский канализационный люк. Как из каменного века.
Но люки - круглые, как и в наше время. И крышки аккуратно
подогнаны, чтобы быть заподлицо. Римская культура
канализации не менее грандиозна, чем римская культура
водоснабжения. Кстати, канализационные сооружения - в
числе наиболее сохранившихся: хоть снова используй,
чуть расчистив. Район римских вилл.
Загадка истории: почему римляне так неровно мостили свои дороги? Дутых шин
ведь в те времена, вроде, не было. Крепкой обуви - тоже. Объяснение:
на мощение дорог шли разные обломки. Укладывать их совсем ровно было
очень затруднительно. Вдобавок за сотни лет накапливались микросмещения.
Район римских вилл.
Рельеф в карфагенском театре.
Испорченный карфагенскй театр. Так делать НЕЛЬЗЯ.
Собор Святого Людовика на холме Бирса, Карфаген. Обратим внимание
на отсутствие крестов на куполах.
В соборе Святого Людовика. Интерьер в общем-то сдержанный.
Святая святых современного Карфагена: пунический квартал.
Ищем отличия от римских построек. По-моему, это часто расположенные
каменные столбы в стенах. Между столбами - полигональная кладка
из мелкого камня.
То же святое место, только другой ракурс. Пунический квартал.
Сохранившаяся пуническая штукатурка?!
И снова пунический квартал. По этой улице прогуливался Ганнибал, быть может.
Место, в котором положено хотя бы немножко трепетать каждому
полноценному французу. Кенотаф Святого Людовика. Где-то здесь Людовик
погиб в бою, воюя за европейские ценности.
Кенотаф Святого Людовика. О портретном сходстве наверняка речь не идёт.
Вечерний вид с холма Бирса. Он прекрасен, но надо сматываться
до наступления часа пик.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Карфаген как что-то особенно особенное