Александр Бурьяк

Эль Джем, зрелищный не только римским амфитеатром

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Главное об Эль Джеме: приезжать сюда всего лишь на несколько часов -- это очень неправильно. Три дня, не меньше. Это же кон- центрат арабики, тунисики, магрибики, исламики и римики. Да и эльджемцы явно алчут, чтобы мы, ездуны, задерживались тут по- дольше: большинство забегаловок ведь стоит почти пустыми, нерас- купленных сувениров -- залежи, солнце палит почти зря. Подозре- ваю, что в двух шагах от амфитеатра есть улицы, которые не виде- ли иностранцев годами. Ну так подарим же им себя! * * * Когда я рассматриваю свои фотоснимки Эль Джема, я прихожу в во- сторг (может, потому что научился, наконец, фотографировать). Но мои заметки, сделанные ещё в Тунисе, по свежим впечатлениям, как- то менее энтузиазмичны: "Толстожопые тунисские матроны со своими шумными выводками, по- хоже, не вполне понимающие, зачем они здесь. Тунисские сопляки, припёршиеся сюда, чтобы бросать куда попадя свои опустошённые пластиковые бутылки. Детишки лезут вверх по камням, детишкам скучно просто глазеть на руины." * * * В Эль Джем я ездил из Сусса на поезде. ТУДА поезд стартовал с задержкой не 40 минут, зато ОТТУДА -- с опережением аж на 30 минут. Я пришёл на вокзал загодя, услышал, что на перроне выкри- квают "Сусс", устремился к кассе, а мне кассир махнул рукой в сторону поезда: типа купишь билет у контролёра (такое тут практи- куется). Поскольку поезда там ходят всего несколько раз в день, я не стал проверять степень своей удачливости и возвратился не послед- ним поездом, а предпоследним. Но, возможно, это был несколько задержавшийся пред-предпоследний. Тунисские поезда мне ужасными не показались. Особенно в срав- нении с индийскими и шриланкийскими. Сидения, как в самолёте. На окнах есть опускающиеся шторы. Кондиционер не работает, но я жару переношу хорошо. В Эль Джем я ехал в полупустом вагоне, обратно -- в почти полном. В Суссе мне сначала продали билет 2-го класса, я присмотрелся к шибко чернявому контингенту на перроне и попросил кассира поме- нять мне билет на 1-й класс. * * * Амфитеатр в Эль Джеме -- это не просто первоклассные руины, но вдобавок руины, до которых можно относительно легко добраться об- щественным транспортом. Я очень не прочь посмотреть ещё 3-5 руи- нистых городов в Тунисе, но от одного только начала размышлений о том, каким образом я до них доеду, у меня начинает ощущаться напряжённость в области желудка и наверняка повышается кровяное давление. * * * Эль Джем -- вполне себе город, а не посёлок [тунисцам размно- житься -- раз плюнуть]. Амфитеатр -- в его [концептуальном] цент- ре. Амфитеатр виден уже на выходе из вокзала. В амфитеатре я имел возможность наблюдать забавную сцену: араб- ский гид впаривал туристической группе на русском языке, а одна дама из этой группы переводила на итальянский. То ли не нашлось итальянского гида, то ли группа была смешанной. Вот что я успел услышать от этого гида: во время Второй Мировой войны в амфитеатр попала союзническая бомба, и часть его периметра теперь низенькая как раз поэтому. А отделочный мрамор был растащен уже после обре- тения Тунисом независимости. Не думаю, что этого мрамора тут было сплошняком: стены -- из песчаника -- снаружи и внутри выглядят так, что их поверхности явно были лицевыми. Подозреваю, что на союзническую бомбу сваливают многовато. На рекламных фотографиях, какие я видел, представляют эльджемс- кий амфитеатр с его неразрушенной стороны. Что касается кольца трибун, то оно тут, по-моему, более пострадавшее, чем в Колизее. Зато тут уцелели своды подземных помещений. Вот зря арабы не устроили тут мечети в VIII веке: поместили бы в центре арены копию Каабы и/или чей-нибудь мавзолей и ходили бы потом вокруг них. Всех учи... Также можно было держать тут стада овец и коз или устраивать большие базары. А то и просто дивиться чуду, появившемуся навер- няка по воле Аллаха. Не понимаю, зачем надо было разрушать? Впрочем, уже в более-менее культурное время разрушили ведь, к примеру, Рейхсканцелярию Гитлера. А могли ведь и починить её, как починили Рейхстаг. А в ещё более культурное время разрушили гости- ницу "Россия" в Москве. Да и гостиницу "Москва" возле Кремля (что- бы заменить её на копию). Я это к тому, что магрибцы, арабы -- не такие уж великие разрушители в сравнении с остальными. В амфитеатре имеются подземные помещения, доступные для визитё- ров. Вход туда неприметненький, но он есть. Старейшее датированное граффити, какое я различил, значится всего лишь 1835 годом. * * * Кстати, называть тунисцев арабами -- это большая натяжка: тут на самом деле тот ещё намес, с присутствием даже германского эле- мента (от вандалов -- знаменитых путешественников). Получается, немцы в Тунисе в 1940-1943 гг. немножко "возвращали своё". Италь- янцы, впрочем, тоже.
Эль Джем
Очень магрибистый эльджемский железнодорожный вокзал.
Эль Джем
Вот на таком поезде приезжают люди в Эль Джем.
Эль Джем
Где тут что. Планировка улиц обещает высокую степень аутентизма.
Эль Джем
Нечто декоративное с аллюзией на античность.
Эль Джем
Опаньки. Наконец-то. Оно того явно стоило. Праздник состоявшейся жизни. Есть, чем украсить свой день, месяц, даже год.
Эль Джем
[Другой край медали.] Тот же верблюд, но с другого ракурса. Хорошо видно, что справа передняя часть сооружения "куда-то пропала", как будто её срезали. Ну, Колизей в Риме тоже ведь немножко не комплектен.
Эль Джем
Очень тунисистый домик правее амфитеатра. Люди старались, а мы пробегаем мимо, едва скользя взглядом.
Эль Джем
Но надо ведь скорее сюда! Тёмные прямоугольники на арене - это решётки, через которые поступает свет в подземные помещения. Слева - кусочек современных трибун, влепленных сюда по либерастской моде на представления на руинах.
Эль Джем
Тут всё прекрасно, только носятся шумные тунисята. И лезут с ногами на священные камни. Ну, можно похвалить тунисцев за стремление культурить своих чад.
Эль Джем
Огромная масса высококачественной римскости по сравнительно дешёвым входным билетам. Да и публики тут в октябре сравнительно немного: если прийти пораньше, не так уж трудно ловить совсем безлюдные ракурсы.
Эль Джем
Южная сторона.
Александр Бурьяк, Эль Джем
В коридорах времени.
Эль Джем
В подземельях.
Эль Джем
Граффити. Я вот что думаю: если оно сегодня так интересно, то, может, всё-таки и нам надо что-то оставлять для потомков?! Не лишь бы где, разумеется. А я ж хотел убивать за такое...
Эль Джем
Вон тот разрыв в кольце постройки - результат британской бомбардировки во Вторую Мировую войну. Убивать надо за такое [сказал Роммель].
Эль Джем
Самый верх. Стены кое-где почти как новые.
Эль Джем
Милые незнакомки. Высокое тунисское качество.
Эль Джем
А вот тут мы, кажется, прорываемся к одной из причин того, что многое пообваливалось: часть сводов - из необработанного лишь бы какого камня. Держалась только на связующем растворе. Такой камень и повыкрошивался.
Эль Джем
Северная сторона амфитеатра.
Эль Джем
Пробую эстетствовать.
Эль Джем
Может быть, лучший ракурс. Кстати, бомбленная англичанами сторона. Они обеспечили нам хороший вид, да?!
Эль Джем
Нас тут ждут. Правда, еда у них по большей части острая и непонятно какой свежести.
Эль Джем
И тут нас ждут тоже. Хоть разорвись.
Эль Джем
Интересный местный декорум сравнительно недавнего происхождения.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Эль Джем, зрелищный не только римским амфитеатром