Главное об Эль Джеме: приезжать сюда всего лишь на несколько
часов -- это очень неправильно. Три дня, не меньше. Это же кон-
центрат арабики, тунисики, магрибики, исламики и римики. Да и
эльджемцы явно алчут, чтобы мы, ездуны, задерживались тут по-
дольше: большинство забегаловок ведь стоит почти пустыми, нерас-
купленных сувениров -- залежи, солнце палит почти зря. Подозре-
ваю, что в двух шагах от амфитеатра есть улицы, которые не виде-
ли иностранцев годами. Ну так подарим же им себя!
* * *
Когда я рассматриваю свои фотоснимки Эль Джема, я прихожу в во-
сторг (может, потому что научился, наконец, фотографировать). Но
мои заметки, сделанные ещё в Тунисе, по свежим впечатлениям, как-
то менее энтузиазмичны:
"Толстожопые тунисские матроны со своими шумными выводками, по-
хоже, не вполне понимающие, зачем они здесь. Тунисские сопляки,
припёршиеся сюда, чтобы бросать куда попадя свои опустошённые
пластиковые бутылки. Детишки лезут вверх по камням, детишкам
скучно просто глазеть на руины."
* * *
В Эль Джем я ездил из Сусса на поезде. ТУДА поезд стартовал с
задержкой не 40 минут, зато ОТТУДА -- с опережением аж на 30
минут. Я пришёл на вокзал загодя, услышал, что на перроне выкри-
квают "Сусс", устремился к кассе, а мне кассир махнул рукой в
сторону поезда: типа купишь билет у контролёра (такое тут практи-
куется).
Поскольку поезда там ходят всего несколько раз в день, я не
стал проверять степень своей удачливости и возвратился не послед-
ним поездом, а предпоследним. Но, возможно, это был несколько
задержавшийся пред-предпоследний.
Тунисские поезда мне ужасными не показались. Особенно в срав-
нении с индийскими и шриланкийскими. Сидения, как в самолёте. На
окнах есть опускающиеся шторы. Кондиционер не работает, но я жару
переношу хорошо. В Эль Джем я ехал в полупустом вагоне, обратно
-- в почти полном.
В Суссе мне сначала продали билет 2-го класса, я присмотрелся к
шибко чернявому контингенту на перроне и попросил кассира поме-
нять мне билет на 1-й класс.
* * *
Амфитеатр в Эль Джеме -- это не просто первоклассные руины, но
вдобавок руины, до которых можно относительно легко добраться об-
щественным транспортом. Я очень не прочь посмотреть ещё 3-5 руи-
нистых городов в Тунисе, но от одного только начала размышлений
о том, каким образом я до них доеду, у меня начинает ощущаться
напряжённость в области желудка и наверняка повышается кровяное
давление.
* * *
Эль Джем -- вполне себе город, а не посёлок [тунисцам размно-
житься -- раз плюнуть]. Амфитеатр -- в его [концептуальном] цент-
ре. Амфитеатр виден уже на выходе из вокзала.
В амфитеатре я имел возможность наблюдать забавную сцену: араб-
ский гид впаривал туристической группе на русском языке, а одна
дама из этой группы переводила на итальянский. То ли не нашлось
итальянского гида, то ли группа была смешанной. Вот что я успел
услышать от этого гида: во время Второй Мировой войны в амфитеатр
попала союзническая бомба, и часть его периметра теперь низенькая
как раз поэтому. А отделочный мрамор был растащен уже после обре-
тения Тунисом независимости. Не думаю, что этого мрамора тут было
сплошняком: стены -- из песчаника -- снаружи и внутри выглядят
так, что их поверхности явно были лицевыми.
Подозреваю, что на союзническую бомбу сваливают многовато.
На рекламных фотографиях, какие я видел, представляют эльджемс-
кий амфитеатр с его неразрушенной стороны. Что касается кольца
трибун, то оно тут, по-моему, более пострадавшее, чем в Колизее.
Зато тут уцелели своды подземных помещений.
Вот зря арабы не устроили тут мечети в VIII веке: поместили бы
в центре арены копию Каабы и/или чей-нибудь мавзолей и ходили бы
потом вокруг них. Всех учи...
Также можно было держать тут стада овец и коз или устраивать
большие базары. А то и просто дивиться чуду, появившемуся навер-
няка по воле Аллаха. Не понимаю, зачем надо было разрушать?
Впрочем, уже в более-менее культурное время разрушили ведь, к
примеру, Рейхсканцелярию Гитлера. А могли ведь и починить её, как
починили Рейхстаг. А в ещё более культурное время разрушили гости-
ницу "Россия" в Москве. Да и гостиницу "Москва" возле Кремля (что-
бы заменить её на копию). Я это к тому, что магрибцы, арабы -- не
такие уж великие разрушители в сравнении с остальными.
В амфитеатре имеются подземные помещения, доступные для визитё-
ров. Вход туда неприметненький, но он есть.
Старейшее датированное граффити, какое я различил, значится
всего лишь 1835 годом.
* * *
Кстати, называть тунисцев арабами -- это большая натяжка: тут
на самом деле тот ещё намес, с присутствием даже германского эле-
мента (от вандалов -- знаменитых путешественников). Получается,
немцы в Тунисе в 1940-1943 гг. немножко "возвращали своё". Италь-
янцы, впрочем, тоже.

Очень магрибистый эльджемский железнодорожный вокзал.

Вот на таком поезде приезжают люди в Эль Джем.

Где тут что. Планировка улиц обещает высокую степень аутентизма.

Нечто декоративное с аллюзией на античность.

Опаньки. Наконец-то. Оно того явно стоило. Праздник состоявшейся жизни.
Есть, чем украсить свой день, месяц, даже год.

[Другой край медали.] Тот же верблюд, но с другого ракурса.
Хорошо видно, что справа передняя часть сооружения "куда-то пропала",
как будто её срезали. Ну, Колизей в Риме тоже ведь немножко не комплектен.

Очень тунисистый домик правее амфитеатра. Люди старались,
а мы пробегаем мимо, едва скользя взглядом.

Но надо ведь скорее сюда! Тёмные прямоугольники на арене - это решётки,
через которые поступает свет в подземные помещения. Слева - кусочек
современных трибун, влепленных сюда по либерастской моде
на представления на руинах.

Тут всё прекрасно, только носятся шумные тунисята. И лезут
с ногами на священные камни. Ну, можно похвалить тунисцев за стремление
культурить своих чад.

Огромная масса высококачественной римскости по сравнительно дешёвым входным билетам.
Да и публики тут в октябре сравнительно немного: если прийти пораньше,
не так уж трудно ловить совсем безлюдные ракурсы.

Южная сторона.

В коридорах времени.

В подземельях.

Граффити. Я вот что думаю: если оно сегодня так интересно,
то, может, всё-таки и нам надо что-то оставлять для потомков?!
Не лишь бы где, разумеется. А я ж хотел убивать за такое...

Вон тот разрыв в кольце постройки - результат британской бомбардировки
во Вторую Мировую войну. Убивать надо за такое [сказал Роммель].

Самый верх. Стены кое-где почти как новые.

Милые незнакомки. Высокое тунисское качество.

А вот тут мы, кажется, прорываемся к одной из причин того,
что многое пообваливалось: часть сводов - из необработанного
лишь бы какого камня. Держалась только на связующем растворе.
Такой камень и повыкрошивался.

Северная сторона амфитеатра.

Пробую эстетствовать.

Может быть, лучший ракурс. Кстати, бомбленная англичанами сторона.
Они обеспечили нам хороший вид, да?!

Нас тут ждут. Правда, еда у них по большей части острая
и непонятно какой свежести.

И тут нас ждут тоже. Хоть разорвись.

Интересный местный декорум сравнительно недавнего происхождения.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Эль Джем, зрелищный не только римским амфитеатром