Монастир особенен тем, что тут и родился, и похоронился первый
президент Туниса Хабиб Бургиба.
Метро "Сахель": в поезде часть окон имеет потрескавшееся после
ударов стекло, часть и вовсе [заколочена] закрыта фанерой. Прав-
да, на окнах имеются шторы, и в вагонах работают кондиционеры.
Чистенько, схема пути висит над каждыми дверями. Но нет ничего,
указывающего, в какой части пути ты находишься. И стоит галдёж.
Но хотя бы не курят.
Люди пишут, что тунисцы своим "метро" гордятся. Чем тут гор-
диться, я ещё вясняю. По-моему, это обычная пригородная электрич-
ка, только подпорченная потомками вандалов. Виды из незаколочен-
ных окон по большей части вполне [ужасные] тунисские.
В Суссе станция "метро" находится между мединой и морем, ближе
к югу. От площади с конным Бургибой туда ведут неиспользуемые
рельсы (по их продолжению и ездят поезда метро "Сахель"). Я так
понимаю, что поезда когда-то проходили через центр города, под
стенами медины, но потом железную дорогу куда-то перенесли. А
старый путь разрезали на две части, исключив полкилометра. На
севере крайняя точка -- железнодорожный вокзал, на юге -- стан-
ция метро "Сахель". Поезда "метро" и просто поезда выглядят не-
сколько различно. Зачем-то понадобилось выделять это "метро".
Может, для показухи.
В Монастир я ездил из Сусса на "метро", а в Эль Джем -- на
поезде.
Монастир -- 10-я станция "метро", если считать от Сусса. 30
минут езды, цена билета -- 1 динар. Для отсчитывания станций,
может, нужны какие-то чётки.
* * *
Первое впечатление от Монастира (вокзальное и привокзальное)
-- очень положительное: типа вот уже, наконец, и тунисская бла-
годать. На самом деле это, конечно, не она ещё, но но всё же
что-то довольно близкое.
* * *
Хабиб Бургиба (1903-2000) -- первый президент Туниса, правил с
1957 по 1987 г.
К АТАТЮРКУ турецкий народ тянется, к Бургибе -- тунисский --
нет. Со стенда в мавзолее Бургибы понятно, что статус Бургибы на-
зывался "Leader", то есть "фюрер".
Физиономия у Бургибы запоминающаяся, наверное, только для ту-
нисцев.
Если бы не Бургиба (наверняка поджучивавшийся Советским Сою-
зом), были бы сегодня тунисцы практически французами, что очень
многих из них, полагаю, устроило бы вполне.
* * *
Если какой-нибудь тунисец тебе помогает, ты напрягаешься: сей-
час он потребует за это деньги. На самом деле он требует их да-
леко не всегда.
Если какой-нибудь тунисец к тебе обращается, ты тоже напряга-
ешься: сейчас он начнёт клянчить у тебя деньги или заманивать те-
бя в свою лавку. На самом деле это тоже случается не всегда.
* * *
По-моему, Тунис -- это печальное будущее заиммигрантившейся Ев-
ропы. Если я этого ещё не говорил, то скажу вот теперь, прямо
тут. А если и повторюсь [раз в пятый], не беда: такое важное не
грех повторить и раз пятьдесят.

На этом поезде я приехал в Монастир из Сусса. На первый взгляд
аккуратный вагон. Но если присмотреться, то обнаружите, что окна битые:
стекло - в мелкую сеточку. Если его бить, оно трескается, а не разлетается.

На перроне. Пока что ничего страшного. Короткоштанники - туристня.

Вполне приличный снаружи вокзал. Внутри - тоже.

Оригинальное оформление привокзальной площади.

Ближайшие к вокзалу ворота медины.

В медине. Галереи, как в Болонье.

Ещё ворота медины.

В лавке столяра.

Большая мечеть и поданная карета.

Во дворе Большой мечети.

Рибат.

Малый двор рибата - "женский рибат" (Ribat des Femmes).

План монастирского рибата. При моём посещении вход был не там,
где написано "Entree", а в самом низу.

Большой двор в рибате.

Я в рибате. Жара зачётная. Самое то. Хоть ощущается Африка. [Всегда бы так.]

Вид с башни на Большую мечеть.

Вид с башни на кладбище и мавзолей Хабиба Бургибы.

В помещениях рибата.

Вид на рибат с кладбища.

Мавзолей Хабиба Бургибы.

Мавзолей Хабиба Бургибы с близкого расстояния.

Кенотаф захоронения Хабиба Бургибы.

Коридор мавзолея Хабиба Бургибы.

Территория мавзолея Хабиба Бургибы.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Монастир как альфа и омега Хабиба Бургибы