Pupput (он же Put Put [но Путин тут вряд ли при чём-то]) --
якобы предок Хаммамета. По каменным блокам, использованным в
хаммаметских постройках -- наверняка ДА.
Руины Путпута не то чтобы шибко эффектные, но и не совсем за-
дрипанные. Лично я по ним шатался больше часа. Колоннад тут, пра-
вда, нету. Арок -- тоже. Зато хватает мозаики. Но главное ведь --
вкус подлинности. Он тут есть. Реконструкторы тут не резвились.
Пуппут локально известен мозаичными полами в руинах зданий.
Лучшие мозаики Пуппута были выковыряны и перевезены в музей Набу-
ля. Оставшиеся мозаики разрушаются от топтания по ним туристов. Я
не топтался.
В руинах нескольких зданий мозаичные полы немного удалены в
уголках, и под этими полами, ниже сантиметров на 20, видны...
другие мозаичные полы -- не худшие. Думаю, настилка новых мозаич-
ных полов делалась не потому, что изначальные надоели, а потому
что эти старые полы теряли ровность (местами частично опускались)
из-за мягкости грунта под ними.
Что Пуппут раскопан мало -- это хорошо: может, что-то дождётся
под землёй того времени, когда люди всё-таки поумнеют -- и, среди
прочего, станут обращатьс с древностями бережнее.
Пуппут примечателен в первую очередь своим названием. Пройти
мимо я не смог. Полагаю, вариант "Put Put" -- исконнее, тогда как
"Pupput" -- это результат "притирания".
Самое-самое на руинах Путпута -- это наверняка свастика в моза-
ике пола одного из зданий. Она тут есть и правосторонняя, и лево-
сторонняя: на любой вкус. Чёрная, чёткая, печально известных про-
порций, только что не в белых кругах на красном фоне.
Полагаю, территория бывшего Пуппута нынче в основном занята
отелями, так что вскрытие форума, нимфеума, via decumanis и т. п.
тут немножко практически невозможна, а, скажем, театра тут и во-
все никогда не было, потому что местность тут плоская, как блин.
В Пуппуте просматривается одно подземное помещение (провал его
свода, дырка в земле), но толком раскрыть эту тему, наверное, по-
ленились. И мозаик надо бы всё же как-то защитить от "эрозии".
Или хотя бы немножко "подклеивать".
Вообще, руины Пуппута пребывают в некотором пренебрежении: хам-
маметцы, похоже, не чувствуют своего духовного сродства с ними.
Надо думать, его и нету.
Пуппут подаётся неправильно.
Для руин важен фон. На археологической площадке Пуппута он в
основном неправильный: небрежные зады каких-то строений, моря не
видать. При надлежащем подходе руины Пуппута располагались бы в
прекрасном парке, и я фотографировал бы не только камни.
А ещё там гавкучая собачка завелась. А у неё оказались щенки-
подростки, за которых она всё ещё переживала, так что был момент,
когда мне пришлось на всякий случай вооружиться обломками древних
строений. В принципе же собачки в Тунисе (в отличие от Турции) не
докучают. Когда много лазаешь по задворкам, заброшкам, пустынным
пляжам, это немалый позитив.
* * *
Мозаики -- это римское. Так же, как арки и бани. У финикийцев и
греков мозаики не практиковались. Византийцы же -- далеко не со-
всем греки.
* * *
От Путпута до Медины Хаммамета -- километров 5. Метрах в 500 от
археологической площадки есть русло речки. Полагаю, из-за этой
речки Путпут тут и образовался (другие причины не просматривают-
ся: нет тут ни бухточки, ни холма хоть какого-нибудь).
До Пуппута я добирался пешком из Hammamet-Yasmina. Не сказал
бы, что это было легко. Попытка срезать путь закончилась упирани-
ем в огороженную отельную застройку и бдительных охранников. Луч-
ше было бы сразу идти по главной прямой улице (на неё я в конце
концов и вернулся, потеряв драгоценные полчаса). К Медине Хамма-
мета я уезжал потом на такси, стартанув в пешем порядке, но натк-
нувшись на стояночку таксистов и блистательно ввдержав торг с ни-
ми: затребовали аж 15 динариев, я показал свой бодрый вид и го-
товность прошвырнутьс пешком, после чего нашёлся дедок, согласив-
шийся, скрипя зубами, везти меня по счётчику -- a compteur -- что
обошлось всего лишь в 7 динариев, а могло быть и меньше, потому
что сначала таксист подвёз меня к неправильному отелю Residence
(их там, оказывается, как минимум, два; надо было требовать прос-
то Медину).

Баня.

Нечто.

Беззащитная мозаика.

Два слоя мозаики.

Ещё двухслойная мозаика.

На этом фото [изначальная] яркость мозаики [восстановлена] обеспечена "фотошопом".
Текущая реальность выглядит скромнее.

Тут я тоже сильно подкрутил цветность и контрастность.
Но думаю, что когда-то, при римлянах, это так и смотрелось.

А вот тут я свастик не дорисовывал.

Пропадающие красоты Пуппута.

Как говорится, геометрический узор.

Читаем на латинице. Что-то про Марка Аврелия.

Таинственное римское подземелье.

Таинственная римская канализация.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Разрушающийся на глазах Пуппут