До Сусса я добирался из Туниса-города на каком-то "левом" мик-
роавтобусе, привлечённый туда зазывалой. Я сидел между водителем
и прекрасной местной девицей в джинсах, которая ни в малейшей
степени не стеснялась контакта со мной и не обращала на меня вни-
мания (это к вопросу о степени европейнутости тунисцев). В сало-
не, со "своими" она ехать не захотела: предпочла соседство с ев-
ропейским джентльменом [пусть и в походном задрипе], я был не-
множко польщён. Кстати, понятие "левый" в приложении к Тунисии
(Египту и т. п.) нуждается в уточнении: по-моему, тут даже и не
ожидают от наёмных работников, что те не будут при случае подра-
батывать левым образом.
* * *
Рибат и касба в Суссе находятся в противоположных углах медины:
Рибат -- внизу, в северо-восточной стороне, возле Большой мечети,
касба -- на возвышенности, в юго-западной стороне.
Рибат имеет довольно зрелищные стены, в том числе во внутреннем
дворе, но помимо стен в нём ничего нет (если не считать туалета,
но он ведь всегда очень кстати). Башня рибата -- не минарет, а
сторожевая -- "надор".
Касба крупна, но не зрелищна. Внутри неё располагается неболь-
шой археологический музей, в котором основные экспонаты -- римс-
кие мозаики, а гвоздь программы -- отделанная мозаикой фигурная
купальня.
Со стен касбы виден размах мелких достроек в медине, делающих
её менее историчной, менее интересной.
Зрелищных мест на улочках медины маловато (если не считать, не-
которых "торговых точек" и кафе). Ну, может, я [совсем уж обор-
зел] немножко придираюсь.
* * *
Южная часть касбы Сусса занята военными, доступа туда нет. Во-
обще, зачем тунисцам столько военных -- хороший вопрос. Может, их
много потому, то быть военными тут хорошо. Вид у военных бравый,
агрессивный. Кого-нибудь всенепременно порвут, если это будет
нужно.
* * *
В почти сплошняком замощённой медине и вокруг неё у котов нет
зарывать свои возможности "отходы жизнедеятельности", так что
коты невольно добавляют тут антисанитарии и вони. И орут, и тре-
буют ещё еды.
* * *
Для любителей (может быть, латентных) грязи, беспорядка и урод-
ства страна Тунисия -- очень даже ОК. А по мне можно было бы тут
кое-что и подправить.
Олива -- благороднейшее из деревьев -- могла бы стать базовым
элементом эстетизации Тунисии.
Эстетика деревьев. Более-менее красиво, наверное, ЛЮБОЕ дерево,
которому не мешают расти. Но особо могут быть выделены...
- красиво цветущие деревья;
- деревья с красивыми листьями, иголками;
- деревья с красивыми плодами (цитрусовые, гранат и др.);
- деревья с красиво желтеющими (или краснеющими) листьями
(клён, берёза, ясень др.);
деревья с красивыми стволами (олива, фикус, берёза, платан,
ясень, можжевельник и др.);
- деревья с красивыми голыми ветвями (видными зимой).
* * *
Довольно многие местные мужчины тут ходят в штанах, заканчиваю-
щихся внизу в районе коленей, а некоторые даже в том, что можно
без преувеличения назвать трусами. Короче, тут пошла европейская
разболтанность.
Местные женщины пока ещё не ходят в шортах, но штаны у них (а
то и трико) зачастую бывают настолько облегающими, что, может,
лучше бы эти дамы ходили в шортах.
* * *
Под стенами медины, у её юго-восточного угла, работает по вос-
кресеньям рыночек "домашних любимцев" и прочих мелких животных:
попугаев и т. п. Удивило, что продают и собак (тунисцы же -- поч-
ти арабы). А вот коты в продаже, вроде, не попадались: их тут на
улицах немеряно, любой раскраски, бери бесплатно, какого хочешь,
он будет только рад.
* * *
У себя на районе я присмотрелся к жилищам местных небогатых
тунисцев. У них нередко дверь в дом ведёт прямо с улицы -- и пря-
мо в жилую комнату, то есть прихожая в доме отсутствует. Со сто-
роны улицы такая дверь прикрывается занавеской (не лишь бы ка-
кой, а хорошо выглядящей), потому что днём в жаркую погоду дверь
зачастую держится открытой.
* * *
В Суссе я познакомился с Кунио-саном, 75-летним японским живчи-
ком, который самостоятельно путешествовал по Тунису с таким же
приятелем. Мои крохи японского языка оказались кстати. Но японец
немножко говорил по-английски.
Столкнулись мы перед посадкой в поезд на Эль Джем, потом в Эль
Джеме, потом по возвращении из Эль Джема, и я предложил сходить
вместе в катакомбы de Bon Pasteur ("Доброго пастора"). Приятель
Кунио-сана дезертировал в отель, а Кунио-сан промаршировал со
мной по жаре до катакомб, но они оказались запертыми (охрана со-
кратила себе рабочий день?). Мне было очень неловко перед япон-
цем. Тунисская подстава.
Кунио летел из Японии в Тунис аж 13 часов. Для меня это запре-
дельно: не та у меня усидчивость. Больше 7 часов я, наверное ни-
когда не летал.
* * *
По пути от непосмотренных катакомб я наткнулся на тележку, с
которой задёшево (нетуристический район!) распродавали плоды
опунции. Я затесался в группу местных любителей деликатесов и на-
выбирал себе аж полкило. Иголки навпивались мне в ладони и пооб-
ламывались. В отеле я за эти опунции уже не брался, не помыв их
тщательно через пластиковый пакет. По-хорошему следовало и наби-
рать их себе пластиковым пакетом. Часть иголок извлечь из кожи
ладоней не удалось, и они выходили потом, может, неделю.

Я еду в Сусс. Из Туниса-города.

Дворик моего отельчика Dar Hkaiem. Дверь и окно на правой стене - мои.

Типичный тунисский декорум в моём отельчике.
Ясное дело, что тут СИМВОЛЫ. Может, что-то
от злых духов или на удачу. Ну, не помешало бы
и то, и другое.

Конница всегда радует глаз. Мой район.

Ящик для предложений и замечаний в магазине "Aziza" напоминает
о наших советских временах. Справа - контейнерчик с дезинфектором,
пережиток страшной ковидной эпошки.

В Суссе я начал коллекционировать узоры тунисских надверных занавесок.

А коллекционировать образчики тунисского уличного кафеля я начал ещё в столице.
В Суссе продолжил.

Трудно поверить глазам, но это уличный шкаф для ненужных книг.
Возле него я почувствовал лёгкое распухание от гордости за свой сусский район.
В моём минском районе такого нету. Книжки в этом шкафу оказались, правда, такие,
что ни одной не захотелось спереть. Мне нужны с хорошими картинками.

Вечером на районе.

Мозаика возле административного здания в моём районе. Вообще-то мессидж.
Слева на картине - дама с традиционной заплечной корзиной. С такой вот корзиной
приезжала к нам из деревни в середине 1960-х моя белорусская бабушка.

Я [дорвался] добрался, наконец, до медины.

Это еда.

Одинокий всадник Хабиб Бургиба.

Кошачий домик на входе в медину.

В медине.

Коллекция тунисских дверей у меня тоже понемногу расширяется.

В забегаловке. Медина.

На базаре в медине.

В медине.

Гвоздь экспозиции музея мозаики - мозаичная купальня.

Ещё одна потрясающая мозаика, потрясаться которой недосуг.
Такое надо бы воспроизводить в виде фотообоев.

Касба, в которой музей мозаики.

Как бы двор в касбе. Прекрасное место с хорошим обзором [через амбразуры].
Музей мозаики - под этим двором.

Слева - Большая мечеть.

[Сиеста] Кейф в Большой мечети. Нет бы некоторым Коран почитать, пользуясь свободной минуткой.

Большая мечеть, вид из рибата.

Вход в рибат.

На стенах рибата.

В магазине недалеко от рибата.

На пляже в моём районе.

Заброшка по пути берегом из моего района в сторону медины. Тут бы жить и жить.
Долгое время у меня не было даже такого. Наверное, я ещё не понял про человеков
чего-то существеного. Мебель тут, правда, стационарная бетонная (встречаю такую
в первый раз).

Талантливая молодёжь моего района.

Утренняя идиллия в парке недалеко от железнодорожного вокзала. Изыск и покой,
тишь да гладь.

Коренной обитатель Сусса. Может, надо было и мне тут как-то так...

Viva Italia! Мототуристо итальяно на фоне касбы. Уж итальянцам-то добираться
до Тунисии легко: можно даже [вплавь] на пароме.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Сусс, бывший античный Hadrumetum