Александр Бурьяк

Тунис как магрибский город с трамваем

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
На выходе из тунисского аэропорта Cartage ("Карфаген") меня встретил мой новый друг до гроба Philippe -- помогальник, стри- гущий приезжих лохов. Он взялся проводить меня до стоянки авто- бусов. Она там есть, но задвинутая чёрт знает куда, и указатели на неё отсутствуют. Я догадываюсь, что администрация аэропорта таки пробует эти указатели ставить, но таксисты, предводительст- вуемые Филиппом, раз за разом сковыривают их начисто. По дороге к остановке Филипп втирался мне в доверие бойким рассказом по-французски о себе и Родине. Он наполовину то ли француз, то ли итальянец (я уже не помню). Обкурок лет сорока пяти. На автобусной остановке чалилась пара рюкзачников, а неподалё- ку кучковались таксисты. Флипп деликатно потёр пальчиками, и я отслюнявил ему местных [тугриков] динариев, выменянных в аэропор- ту. Кто ж пожалеет мелочь для друга? Потом Филипп сдал меня так- систам на руки, наверняка подав тайный знак, что лох я ещё тот. Из аэропорта до Баб эль Бхар (Морских ворот) я доехал на такси за 20 динаров. Конечно, можно было и дождаться автобуса -- до станции Тунис-Марина, полагаю (куда ж ещё?). А от этой станции можно до Баб эль Бхара и пешком пройтись. Но я это понял, лишь освоившись в городе. По счётчику там выходило около 14 динаров. Позже, от Баб эль Бхара до аэропорта я доехал за 12 динаров. А по счётчику получа- лось около 7. Ну, ситуация с таксистами -- это часть исследуемой местной реальности. А как ещё её исследовать, если не вступать с ними в деловые отношения? Расходы типа таксишных и на Филиппа я отношу к закяту и больше им не заморачиваюсь: считаю, что перед Аллахом я по этой части чист. Никто не может сказать, что я совсем уж не помогал бедным. А сколько я помогал малоимущим торговцам -- своими переплатами -- так лучше об этом не вспоминать, особенно на ночь. * * * Застройка района восточнее Медины, действительно, когда-то была европейского качества, но с конца 1950-х она сильно пооблупилась. Медина в своей основной части отнюдь не зрелищна: улочки в виде кривых коридоров, на которые выходит очень небольшое количество дверей и окон -- в основном ничем не примечательных. А на уровне земли -- мусор и голодные кошки, какающие где попадя (зарывать результаты у них там не получается). Ну какая тут к чертям "Тыся- ча и одна ночь"?! Вдобавок тунисцы, в отличие от турок, плохо переносят фотогра- фирование: норовят ускользнуть, уклониться, кричат "no photo"!, хотя ты вроде бы довольно убедительно делаешь вид, что фоткаешь не их, а что-то рядом. А поскольку путешественникам вдобавок не- льзя внутри мечетей не только фотографировать, но даже появлять- ся, а ещё запрещено фотографировать военные объекты, полицейские участки, полицейских, парламент, президентский дворец, президента и т. п., то закономерно возникает вопрос: [а что я тут делаю?!] а что же там фотографировать вообще? Котиков и бесчисленные об- шарпанные здания французской постройки? По-моему, Бухара много зрелищнее тунисской Медины: в ней есть хавузы и тики, в ней мечети, медресе и макбары размещаются так, что их удобно фотографировать. Старая Бухара в сравнении с тунис- ской Мединой -- это даже не следующая ступень древнеисламского архитектурного развития, а ещё на ступень выше. Снова и снова приходит крамольная мысль, что с путешествиями над бы уже заканчивать. Во всяком перестать ездить в один и тот же регион снова и снова. В самом деле, какой смысл фотографиро- вать однотипный задрип, однотипных котиков? Не увидел ты, скажем, Марракеша -- и Аллах с ним. * * * Две главные улицы, пересекающие Медину с востока на запад (или наоборот?), легко идентифицируются по вымощенности большими ба- зальтовыми плитами. Это чуть облегчает ориентацию в центре Меди- ны. * * * Отель "Marhaba" ("Привет"). Полагаю, очень арабский. Вывеску его разместили так, что уничтожили своё существенное преимущест- во: хороший вид с плоской крыши на Bab El Bhar, Морские ворота. По ночам ревел кондиционер то в одном, то в другом номере: ка- кие-то неправильные арабы выражали недовольство местной жарой. Лично я включал для себя кондиционер только в одной своей поезд- ке, в Бухаре, где я валялся несколько дней с высокой температу- рой, а жара стояла такая, что стены в гостиничном номере были ещё горячее, чем я. Если совсем честно, то я [презираю] испытываю чувство превос- ходства над теми, кто используют кондиционеры для охлаждения воз- духа (для нагревания ещё куда ни шло, хотя бывает проще ведь чуть теплее одеться). Особенно если это представители "южных" народов. Если гостиница располагается на узкой пешеходной улице в Меди- не, то автотранспорт по ночам под окнами не шастает. В принципе могут протискиваться мотоциклы, но в моём случае обошлось без этой напасти. Окно было в одно стекло: от внешнего шума защищало незначитель- но. Площадь Баб Эль Бхар -- тихая: ночные мероприятия типа хасидс- ких плясок на ней не устраиваются. Один москит в номере эпизодически барражировал, но разве за ним угонишься? * * * На улицах немало попрошаек. Половина из них -- чёрные. Котов много, собаки попадаются на глаза изредка, в сравнении с турецкими мелковаты размерами и боятся людей. Несколько собак прикормилось на территории музея Карфагена на холме Byrse, но это, похоже, было сделано ради туристов. * * * "Aziza" -- по-русски будет "спасительница". Теперь "Азиза" - моё либимое арабское женское имя. Без сетевых продовольственных магазинов "Азиза" я бы в Тунисе мог и не выжить. * * * Поезда тунисского трамвая, metro legere ("лёгкого метро") ходят невыносимо редко: один -- в 10-30 минут. Когда я двинулся общест- венным транспортом на Карфаген, на моём поезде на маршруте №1 бы- ло написано не "Marina" (куда мне требовалось), а конечная стан- ция обратного направления, хотя поезд шёл потом пошёл именно в сторону вокзальчика Marina. Никого, кроме меня, это не смущало: люди тут привыкли к своей арабской безалаберности. На пересадочной площади Barcelona, где я садился, много плат- форм, разобраться в них не так-то просто, но я верю, что некото- рые особо одарённые путешественники разгадывают подобные африкан- ские ребусы на раз-два, причём даже не особо задумываясь. Я потратил много времени на то, чтобы от Bab El Bhar добраться до Marina посредством трамвая (повёлся на "инструкции" от пред- шественников), а потом увидел, что там запросто можно ходить пеш- ком. Ну, зато хоть довелось на местном трамвае проехать. * * * Со стенда в музее Кафедрального собора: "Святой Киприан, епископ Карфагена, был замучен в Карфагене 16 сентября 256 года. Его называли 'папой Африки', и он часто гово- рил: 'Никто не может иметь Бога в качестве Отца, если он не име- ет церкви в качестве Матери.' Несколько римских пап происходили из Тунисии. Святой Виктор, бывший папой в 189-198 гг., родился в Тунисии. Умер мученической смертью. Святой Мильтиад, бывший папой в 311-314 гг., родился в Тунисии. Покоится на кладбище Saint-Calixte в Риме, возле Аппиевой дороги. Святой Геласиус I, бывший папой в 492-496 гг., родился в Риме, но в тунисской семье. * * * Подумалось тут, что по совокупности разумных показателей (то есть без учёта "демократии" и "свободы") Беларусь в бытовом отно- шении, наверное, самая комфортная страна в мире (причём в основ- ном благодаря советскому наследию). Единственное, что испортилось в последнее время, так это возможность выезда/вылета за кордон. С этим нам шибко нагадили соседи с востока (может, частью из завис- ти). Конечно, надо много ещё что подшлифовать. От мизантропского идеала страна ещё очень далеко, но я тут говорю об относительных РЕАЛИЯХ. Эмигрировать меня не тянет: [я и без того во внутренней эмиграции] таки поездил уже, насмотрелся. Конечно, такое восприятие Беларуси возникает лишь при посещении стран типа Туниса. Скажем, из Польши отечество видится уже не так оптимистично. И Беларусь портится на глазах: - население уже ходит татуированное; - разноцветных понаехов с каждым годом всё больше; - женоподобики множатся неимоверно; - молодёжь уже не способна самовыражаться без матерщины; - напрягают на тротуарах всякие самокаты и велосипеды; - [выбешивает] возмущает реклама алкоголя; - и т. д. Между прочим, по ряду параметров (к примеру, по самокатам и велосипедам на тротуарах) Тунис комфортнее Минска. * * * Довольно многие тунисцы в общении со мной вели себя доброжела- тельно, помогали бесплатно. Но что-то многовато попадалось мне злобных физиономий. Стычки случались из-за фотографирования, при- чём даже не этих ненавистников. Одному не понравилось, что я фот- каю двор через открытую настежь дверь, хотя этот двор наверняка был не его единоличный (а то и вовсе чужой) и этот ненавистник находился не в запечатлеваемом мною дворе. Ещё один возмутился, когда я пробовал фотографировать большую кучу мусора напротив прекрасного здания наверняка французской постройки (меня привлёк контраст: типа до чего дошли после того, как выжили французов). Тунисское отродье стало между мной и мусорной кучей и начало ка- чать права ("это Тунисия, это Тунисия") -- типа ему тут решать, какие объекты мне можно фотографировать. Мне надо было ответить: да, эта мусорная куча -- Тунисия (кстати, её ты и прибрать мо- жешь, в ней всё -- тунисское, не моё же), а это красивое здание -- Франция. Не сказал не потому, что [не хватило запаса слов] не хотелось драки, а потому что мусорные кучи попадаются тут [на каждом шагу] достаточно часто, чтобы сколько-нибудь переживать из-за данной конкретной. Я даже поленился возвращаться к ней. Подумалось вот что: вот в это же самое они превратят и Европу, когда в ней чуть больше накопятся. Уже помаленьку превращают. Без туристов они тут отощают ещё сильнее. А туристы ездят сюда смотреть в основном то, что оставлено пришлыми: финикийцами, рим- лянами, арабами, французами и т. п. Собственно тунисское, бербер- ское -- это троглодитские пещерки и глинобитные сараи: тоже инте- ресное, но располагающееся в труднодоступным местах. Понимаю, от туристов непосредственно кормятся лишь относительно немногие, а остальных многочисленные туристы разве что раздража- ют (приезжают из довольно ещё чистеньких и богатеньких стран праздные состоятельные сволочи побродить и пофотографировать, а люди тут за кусочки еды борются). А прижимистые туристы типа меня раздражают, наверное, даже тех, кто от туристов кормятся: не ку- пил ты тут на фиг нужного тебе ковра ручной работы -- значит, гад. Не стал портить себе желудок их ресторанными жирно-жарено- перченными деликатесами -- гад в двойне. Кстати, СССР в своё время сильно нагадил разным угнетённым на- родам тем, что поддерживал (а то и провоцировал) антиколониальное движение. Народы, оставшиеся колониальными, теперь сравнительно процветают, а всякие "освободившиеся" Тунисии, попавшие под гос- подство собственных "верхушек", эксплуатируют и добивают остатки благостного колонизаторского наследия: железные дороги, прекрас- ные здания, археологические площадки (я имею в виду разрушающуюся мозаику). * * * Чтобы оправдать у всяких непроцветающих народов их неспособ- ность хорошо обустраиваться, придумали термин "неоколониализм": оказывается, европейские народы продолжают сосать кровь у афри- канцев и пр. неявными способами и поэтому по-прежнему не дают им "подняться". Подталкивают эти народы к сверх-размножению, к бро- санию мусора куда попало (а потом мешают убирать мусорные кучи), загаживают стены всякими граффити и даже плодят голодных кошек на улицах. А чуть заведутся среди этого говна "мозги", их сманивают, европеят и позже выдают за свои. Западоиды, разумеется, концептуально гадят всему человечеству, но скорее не с эксплуататорскими или подрывными целями, а по ду- рости (у них её тоже хватает). И кто кого больше эксплуатирует -- вопрос не простой: "бремя белых" -- это не хаханьки, это тяжело. Больших богатеньких вилл в Тунисии в районе Сахеля (= побе- режья) немеряно. И это в основном виллы местных, а не иностранцев (иностранцы предпочитают Испанию и Италию, а не африканский бар- дак). Думаю, на эти виллы в основном и уходит психическая энергия тунисского "высшего общества". Кстати, если, к примеру, немецкий особнячок в каком-нибудь Кёльне всенепременно выходит фасадом на улицу и соответственно украшает её ДЛЯ ВСЕХ, то тунисский особнячок по большей части прячется за унылой каменной оградой, а перед ней хорошо если нет кучи мусора. Особнячковые районы в Тунисии -- это каменные огра- ды, смотреть нечего, забегаловок и магазинов нет, общественный транспорт не ходит. А ещё ведь немецкие особнячки вдобавок стоят плотненько, являют себя миру концентрированно, а тунисские -- нет. * * * Всё равно хочу туда снова. Увижу Филиппа -- [прибью] обниму, как старого друга.
Тунис
Оливковая мечеть (Зитуна), она же Большая, в 7 часов утра.
Тунис
Улица в медине.
Тунис
В правительственном квартале медины.
Тунис
Касба на площади Касбы.
Александр Бурьяк, Тунис
Я. Где-то в медине.
Тунис
Баб эль Бхар (Морские Ворота). Тут немножко даже виден "пентхаус", в котором я обитал в отеле "Мархаба". Он точно за ближайшим фонарным столбом.
Тунис
Мечеть Hammouda Pacha (Хаммуда паши). Видно же, что в принципе чистота тунисцам не чужда.
Тунис
В мечети Hammouda Pacha (Хаммуда паши).
Тунис
В дебрях Большого базара. Здесь очень магрибисто.
Тунис
Площадь, на которой часовая башня и конный Бургиба (они справа за кадром).
Тунис
Ищем 20 отличий от Парижа. С каждым годом делать это всё труднее.
Тунис
Кафедральный собор в честь святого Викентия де Поля.
Тунис
В Кафедральном соборе в честь святого Викентия де Поля.
Тунис
В небольшом, но весьма содержательном музее Кафедрального собора.
Тунис
Пикет в защиту "палестинцев" на ступенях театра. Выступал очень технично, по отшлифованной технологии.
Тунис
На площади чуть южнее южной конечности медины.
Тунис
Тунис в разрезе. Довольно трущобистая южная часть медины.
Тунис
Баб Джедид (Bab Djedid), южная граница медины. Видно, что выступающая часть постройки была разрушена ради прокладки улицы. Ну, радуемся тому, что осталось.
Тунис
Мавзолей тунисских беев в южной части медины.
Тунис
В мавзолее тунисских беев. Зала беев.
Тунис
У болгар был царь-еврей: Иван Шишман. А у тунисцев, получается, был бей-еврей? Сарра, ты можешь это как-то объяснить?
Тунис
Аниткварная магрибика. Вывозить её за границу будет сложно.
Тунис
Тунисский трамвай, ездящий тут под названием ""лёгкое метро".

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Тунис как магрибский город с трамваем