На выходе из тунисского аэропорта Cartage ("Карфаген") меня
встретил мой новый друг до гроба Philippe -- помогальник, стри-
гущий приезжих лохов. Он взялся проводить меня до стоянки авто-
бусов. Она там есть, но задвинутая чёрт знает куда, и указатели
на неё отсутствуют. Я догадываюсь, что администрация аэропорта
таки пробует эти указатели ставить, но таксисты, предводительст-
вуемые Филиппом, раз за разом сковыривают их начисто.
По дороге к остановке Филипп втирался мне в доверие бойким
рассказом по-французски о себе и Родине. Он наполовину то ли
француз, то ли итальянец (я уже не помню). Обкурок лет сорока
пяти.
На автобусной остановке чалилась пара рюкзачников, а неподалё-
ку кучковались таксисты. Флипп деликатно потёр пальчиками, и я
отслюнявил ему местных [тугриков] динариев, выменянных в аэропор-
ту. Кто ж пожалеет мелочь для друга? Потом Филипп сдал меня так-
систам на руки, наверняка подав тайный знак, что лох я ещё тот.
Из аэропорта до Баб эль Бхар (Морских ворот) я доехал на такси
за 20 динаров. Конечно, можно было и дождаться автобуса -- до
станции Тунис-Марина, полагаю (куда ж ещё?). А от этой станции
можно до Баб эль Бхара и пешком пройтись. Но я это понял, лишь
освоившись в городе.
По счётчику там выходило около 14 динаров. Позже, от Баб эль
Бхара до аэропорта я доехал за 12 динаров. А по счётчику получа-
лось около 7.
Ну, ситуация с таксистами -- это часть исследуемой местной
реальности. А как ещё её исследовать, если не вступать с ними в
деловые отношения?
Расходы типа таксишных и на Филиппа я отношу к закяту и больше
им не заморачиваюсь: считаю, что перед Аллахом я по этой части
чист. Никто не может сказать, что я совсем уж не помогал бедным.
А сколько я помогал малоимущим торговцам -- своими переплатами --
так лучше об этом не вспоминать, особенно на ночь.
* * *
Застройка района восточнее Медины, действительно, когда-то была
европейского качества, но с конца 1950-х она сильно пооблупилась.
Медина в своей основной части отнюдь не зрелищна: улочки в виде
кривых коридоров, на которые выходит очень небольшое количество
дверей и окон -- в основном ничем не примечательных. А на уровне
земли -- мусор и голодные кошки, какающие где попадя (зарывать
результаты у них там не получается). Ну какая тут к чертям "Тыся-
ча и одна ночь"?!
Вдобавок тунисцы, в отличие от турок, плохо переносят фотогра-
фирование: норовят ускользнуть, уклониться, кричат "no photo"!,
хотя ты вроде бы довольно убедительно делаешь вид, что фоткаешь
не их, а что-то рядом. А поскольку путешественникам вдобавок не-
льзя внутри мечетей не только фотографировать, но даже появлять-
ся, а ещё запрещено фотографировать военные объекты, полицейские
участки, полицейских, парламент, президентский дворец, президента
и т. п., то закономерно возникает вопрос: [а что я тут делаю?!]
а что же там фотографировать вообще? Котиков и бесчисленные об-
шарпанные здания французской постройки?
По-моему, Бухара много зрелищнее тунисской Медины: в ней есть
хавузы и тики, в ней мечети, медресе и макбары размещаются так,
что их удобно фотографировать. Старая Бухара в сравнении с тунис-
ской Мединой -- это даже не следующая ступень древнеисламского
архитектурного развития, а ещё на ступень выше.
Снова и снова приходит крамольная мысль, что с путешествиями
над бы уже заканчивать. Во всяком перестать ездить в один и тот
же регион снова и снова. В самом деле, какой смысл фотографиро-
вать однотипный задрип, однотипных котиков? Не увидел ты, скажем,
Марракеша -- и Аллах с ним.
* * *
Две главные улицы, пересекающие Медину с востока на запад (или
наоборот?), легко идентифицируются по вымощенности большими ба-
зальтовыми плитами. Это чуть облегчает ориентацию в центре Меди-
ны.
* * *
Отель "Marhaba" ("Привет"). Полагаю, очень арабский. Вывеску
его разместили так, что уничтожили своё существенное преимущест-
во: хороший вид с плоской крыши на Bab El Bhar, Морские ворота.
По ночам ревел кондиционер то в одном, то в другом номере: ка-
кие-то неправильные арабы выражали недовольство местной жарой.
Лично я включал для себя кондиционер только в одной своей поезд-
ке, в Бухаре, где я валялся несколько дней с высокой температу-
рой, а жара стояла такая, что стены в гостиничном номере были ещё
горячее, чем я.
Если совсем честно, то я [презираю] испытываю чувство превос-
ходства над теми, кто используют кондиционеры для охлаждения воз-
духа (для нагревания ещё куда ни шло, хотя бывает проще ведь чуть
теплее одеться). Особенно если это представители "южных" народов.
Если гостиница располагается на узкой пешеходной улице в Меди-
не, то автотранспорт по ночам под окнами не шастает. В принципе
могут протискиваться мотоциклы, но в моём случае обошлось без
этой напасти.
Окно было в одно стекло: от внешнего шума защищало незначитель-
но.
Площадь Баб Эль Бхар -- тихая: ночные мероприятия типа хасидс-
ких плясок на ней не устраиваются.
Один москит в номере эпизодически барражировал, но разве за ним
угонишься?
* * *
На улицах немало попрошаек. Половина из них -- чёрные.
Котов много, собаки попадаются на глаза изредка, в сравнении с
турецкими мелковаты размерами и боятся людей. Несколько собак
прикормилось на территории музея Карфагена на холме Byrse, но
это, похоже, было сделано ради туристов.
* * *
"Aziza" -- по-русски будет "спасительница". Теперь "Азиза" -
моё либимое арабское женское имя. Без сетевых продовольственных
магазинов "Азиза" я бы в Тунисе мог и не выжить.
* * *
Поезда тунисского трамвая, metro legere ("лёгкого метро") ходят
невыносимо редко: один -- в 10-30 минут. Когда я двинулся общест-
венным транспортом на Карфаген, на моём поезде на маршруте №1 бы-
ло написано не "Marina" (куда мне требовалось), а конечная стан-
ция обратного направления, хотя поезд шёл потом пошёл именно в
сторону вокзальчика Marina. Никого, кроме меня, это не смущало:
люди тут привыкли к своей арабской безалаберности.
На пересадочной площади Barcelona, где я садился, много плат-
форм, разобраться в них не так-то просто, но я верю, что некото-
рые особо одарённые путешественники разгадывают подобные африкан-
ские ребусы на раз-два, причём даже не особо задумываясь.
Я потратил много времени на то, чтобы от Bab El Bhar добраться
до Marina посредством трамвая (повёлся на "инструкции" от пред-
шественников), а потом увидел, что там запросто можно ходить пеш-
ком. Ну, зато хоть довелось на местном трамвае проехать.
* * *
Со стенда в музее Кафедрального собора:
"Святой Киприан, епископ Карфагена, был замучен в Карфагене 16
сентября 256 года. Его называли 'папой Африки', и он часто гово-
рил: 'Никто не может иметь Бога в качестве Отца, если он не име-
ет церкви в качестве Матери.'
Несколько римских пап происходили из Тунисии.
Святой Виктор, бывший папой в 189-198 гг., родился в Тунисии.
Умер мученической смертью.
Святой Мильтиад, бывший папой в 311-314 гг., родился в Тунисии.
Покоится на кладбище Saint-Calixte в Риме, возле Аппиевой дороги.
Святой Геласиус I, бывший папой в 492-496 гг., родился в Риме,
но в тунисской семье.
* * *
Подумалось тут, что по совокупности разумных показателей (то
есть без учёта "демократии" и "свободы") Беларусь в бытовом отно-
шении, наверное, самая комфортная страна в мире (причём в основ-
ном благодаря советскому наследию). Единственное, что испортилось
в последнее время, так это возможность выезда/вылета за кордон. С
этим нам шибко нагадили соседи с востока (может, частью из завис-
ти). Конечно, надо много ещё что подшлифовать. От мизантропского
идеала страна ещё очень далеко, но я тут говорю об относительных
РЕАЛИЯХ. Эмигрировать меня не тянет: [я и без того во внутренней
эмиграции] таки поездил уже, насмотрелся.
Конечно, такое восприятие Беларуси возникает лишь при посещении
стран типа Туниса. Скажем, из Польши отечество видится уже не так
оптимистично. И Беларусь портится на глазах:
- население уже ходит татуированное;
- разноцветных понаехов с каждым годом всё больше;
- женоподобики множатся неимоверно;
- молодёжь уже не способна самовыражаться без матерщины;
- напрягают на тротуарах всякие самокаты и велосипеды;
- [выбешивает] возмущает реклама алкоголя;
- и т. д.
Между прочим, по ряду параметров (к примеру, по самокатам и
велосипедам на тротуарах) Тунис комфортнее Минска.
* * *
Довольно многие тунисцы в общении со мной вели себя доброжела-
тельно, помогали бесплатно. Но что-то многовато попадалось мне
злобных физиономий. Стычки случались из-за фотографирования, при-
чём даже не этих ненавистников. Одному не понравилось, что я фот-
каю двор через открытую настежь дверь, хотя этот двор наверняка
был не его единоличный (а то и вовсе чужой) и этот ненавистник
находился не в запечатлеваемом мною дворе. Ещё один возмутился,
когда я пробовал фотографировать большую кучу мусора напротив
прекрасного здания наверняка французской постройки (меня привлёк
контраст: типа до чего дошли после того, как выжили французов).
Тунисское отродье стало между мной и мусорной кучей и начало ка-
чать права ("это Тунисия, это Тунисия") -- типа ему тут решать,
какие объекты мне можно фотографировать. Мне надо было ответить:
да, эта мусорная куча -- Тунисия (кстати, её ты и прибрать мо-
жешь, в ней всё -- тунисское, не моё же), а это красивое здание
-- Франция. Не сказал не потому, что [не хватило запаса слов] не
хотелось драки, а потому что мусорные кучи попадаются тут [на
каждом шагу] достаточно часто, чтобы сколько-нибудь переживать
из-за данной конкретной. Я даже поленился возвращаться к ней.
Подумалось вот что: вот в это же самое они превратят и Европу,
когда в ней чуть больше накопятся. Уже помаленьку превращают.
Без туристов они тут отощают ещё сильнее. А туристы ездят сюда
смотреть в основном то, что оставлено пришлыми: финикийцами, рим-
лянами, арабами, французами и т. п. Собственно тунисское, бербер-
ское -- это троглодитские пещерки и глинобитные сараи: тоже инте-
ресное, но располагающееся в труднодоступным местах.
Понимаю, от туристов непосредственно кормятся лишь относительно
немногие, а остальных многочисленные туристы разве что раздража-
ют (приезжают из довольно ещё чистеньких и богатеньких стран
праздные состоятельные сволочи побродить и пофотографировать, а
люди тут за кусочки еды борются). А прижимистые туристы типа меня
раздражают, наверное, даже тех, кто от туристов кормятся: не ку-
пил ты тут на фиг нужного тебе ковра ручной работы -- значит,
гад. Не стал портить себе желудок их ресторанными жирно-жарено-
перченными деликатесами -- гад в двойне.
Кстати, СССР в своё время сильно нагадил разным угнетённым на-
родам тем, что поддерживал (а то и провоцировал) антиколониальное
движение. Народы, оставшиеся колониальными, теперь сравнительно
процветают, а всякие "освободившиеся" Тунисии, попавшие под гос-
подство собственных "верхушек", эксплуатируют и добивают остатки
благостного колонизаторского наследия: железные дороги, прекрас-
ные здания, археологические площадки (я имею в виду разрушающуюся
мозаику).
* * *
Чтобы оправдать у всяких непроцветающих народов их неспособ-
ность хорошо обустраиваться, придумали термин "неоколониализм":
оказывается, европейские народы продолжают сосать кровь у афри-
канцев и пр. неявными способами и поэтому по-прежнему не дают им
"подняться". Подталкивают эти народы к сверх-размножению, к бро-
санию мусора куда попало (а потом мешают убирать мусорные кучи),
загаживают стены всякими граффити и даже плодят голодных кошек на
улицах. А чуть заведутся среди этого говна "мозги", их сманивают,
европеят и позже выдают за свои.
Западоиды, разумеется, концептуально гадят всему человечеству,
но скорее не с эксплуататорскими или подрывными целями, а по ду-
рости (у них её тоже хватает). И кто кого больше эксплуатирует --
вопрос не простой: "бремя белых" -- это не хаханьки, это тяжело.
Больших богатеньких вилл в Тунисии в районе Сахеля (= побе-
режья) немеряно. И это в основном виллы местных, а не иностранцев
(иностранцы предпочитают Испанию и Италию, а не африканский бар-
дак). Думаю, на эти виллы в основном и уходит психическая энергия
тунисского "высшего общества".
Кстати, если, к примеру, немецкий особнячок в каком-нибудь
Кёльне всенепременно выходит фасадом на улицу и соответственно
украшает её ДЛЯ ВСЕХ, то тунисский особнячок по большей части
прячется за унылой каменной оградой, а перед ней хорошо если нет
кучи мусора. Особнячковые районы в Тунисии -- это каменные огра-
ды, смотреть нечего, забегаловок и магазинов нет, общественный
транспорт не ходит. А ещё ведь немецкие особнячки вдобавок стоят
плотненько, являют себя миру концентрированно, а тунисские --
нет.
* * *
Всё равно хочу туда снова. Увижу Филиппа -- [прибью] обниму,
как старого друга.

Оливковая мечеть (Зитуна), она же Большая, в 7 часов утра.

Улица в медине.

В правительственном квартале медины.

Касба на площади Касбы.

Я. Где-то в медине.

Баб эль Бхар (Морские Ворота). Тут немножко даже виден "пентхаус",
в котором я обитал в отеле "Мархаба". Он точно за ближайшим фонарным столбом.

Мечеть Hammouda Pacha (Хаммуда паши). Видно же, что в принципе чистота тунисцам не чужда.

В мечети Hammouda Pacha (Хаммуда паши).

В дебрях Большого базара. Здесь очень магрибисто.

Площадь, на которой часовая башня и конный Бургиба (они справа за кадром).

Ищем 20 отличий от Парижа. С каждым годом делать это всё труднее.

Кафедральный собор в честь святого Викентия де Поля.

В Кафедральном соборе в честь святого Викентия де Поля.

В небольшом, но весьма содержательном музее Кафедрального собора.

Пикет в защиту "палестинцев" на ступенях театра. Выступал очень технично,
по отшлифованной технологии.

На площади чуть южнее южной конечности медины.

Тунис в разрезе. Довольно трущобистая южная часть медины.

Баб Джедид (Bab Djedid), южная граница медины. Видно, что выступающая часть постройки
была разрушена ради прокладки улицы. Ну, радуемся тому, что осталось.

Мавзолей тунисских беев в южной части медины.

В мавзолее тунисских беев. Зала беев.

У болгар был царь-еврей: Иван Шишман. А у тунисцев, получается,
был бей-еврей? Сарра, ты можешь это как-то объяснить?

Аниткварная магрибика. Вывозить её за границу будет сложно.

Тунисский трамвай, ездящий тут под названием ""лёгкое метро".
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Тунис как магрибский город с трамваем