Эзани (Aizanoi в греческой транскрипции латинскими буквами;
собствено латинский вариант -- Aezani) -- руины большого антично-
го города, расположенные примерно в часе езды (60 км) на юго-за-
пад от Кютахьи долмушем на юго-запад с автовокзала и ныне относя-
щиеся к турецкому городку Чавдархисар ("крепость Чавдара").
Руины античных храмов, театров, стадионов и бань прочно ассоци-
ируются с жарой, горячими камнями, оливами и муками жажды, а тут,
в Aizanoi, я застал снег, и у меня мёрзли ноги в летних берцовках.
Скажите, зачем вам зализанный Парфенон с его толпами счастливых
недоумков и дорогими входными билетами? Подлинная незатоптанная
античность -- она ведь здесь, в таких вот недораскопанных местах,
как этот Эзани.
* * *
Эзани -- фригийский город, располагавшийся на реке Пенкалас
(ныне она Бэдир Чай) -- притоке реки Финдакос (которая теперь
Коджа Чай). Расцвета он достиг после включения его в II веке в
состав римской провинции Азия, в области Фригия Эпиктетус (лат.
Phrygia Epiktetus). Он торговал зерном, вином и шерстью. Укреп-
ленные каменными блоками берега реки Финдакос соединялись четырь-
мя мостами, два из которых уцелели.
К VII веку звезда Эзани стала закатываться, а в XIII веке его
заняли сельджуки во главе с неким Чавдаром Татарлары, оборудовав-
шим здесь свой форпост на тогдашней границе с Византией.
* * *
Пятиарочный римский мост II века до сих пор в работе. А вот ещё
один римский пятиарочный мост, в 290 м выше по течению, -- в мой
визит был на серьёзном ремонте.
Работающий эзанийский мост когда-то располагался на древней до-
роге в Kotiaion, ныне Кютахью. Согласно сообщению европейского
путешественнка из 1829 года, античная бортовка моста в то время
ещё держалась. Ныне же она частично заменена стальными перилами,
ни разу не похожими на римские. На мосту более-менее сохранилась
римская надпись, я самолично пытался её читать, но ничего не
понял.
* * *
Эзанийский храм Зевса начали строить при при императоре Домици-
ане (81-96 годы н. э.), а завершили при императоре Адриане (117-
138 гг. н. э.). В устройстве храма имеются pronaos, naos и opis-
todomos. И есть огромное подземелье со сводом, освещаемое через
окна (ныне закрытые сетками, чтобы туристы не падали с большой
высоты).
Колонны храма относятся к ионическому ордеру. Их было по 8 штук
с узкой стороны здания, по 15 с широкой. Размеры подиума -- 53 на
35 м.
Раскопки в районе храма привели к обнаружению керамики, относя-
щейся к раннему бронзовому веку (2 800 - 2 500 лет до н. э.).
На той же площадке, где находится храм Зевса, располагается
большой лапидарий, на котором представлена богатая коллекция фри-
гийских надгробий со специфической символикой, из местного некро-
поля. В таких вот местах надо собирать материал для прорывов в
тайны античного сознания и подсознания.
* * *
Aizanoi явно имел хорошо оформленную набережную в районе своих
уцелевших римских мостов. Крупные каменные блоки, из которых она
была сложена, всё ещё частично на своих местах. Наверное, здесь
когда-то и декорум какой-то имелся, даже статуи. По-прежнему по-
ражаюсь тому, что всё это однажды стало ненужным и вступило в
стадию деградации. Поддерживать в хорошем состоянии уже построен-
ное, тем более римское (= из тех ещё глыб), -- это ведь было не-
сложно. Но поддерживались тут, похоже, только мосты.
* * *
Эзанийский стадионотеатр (объединение театра и стадиона в один
комплекс) уникален в античном мире. Строился с I по III век н. э.
Считается не вполне законченным объектом в рамках большого
плана развития города. План относят к эпохе Домициана (81-96 годы
н. э.). По этому плану сооружали и храм Зевса.
Архитектурный декорум театра считается происходящим из эпохи
Адриана (117-138 гг. н. э.). Внепроектные достройки датируются
концом II века. Как спецы отличают в руинах когдатошние проектные
достройки от внепроектных, я не знаю, но так написано на стенде
при стадионотеарте.
Сцена театра была отделана мрамором, но всё пообрушалось из-за
землетрясений.
Вместимость театра -- 20 000 зрителей. Ширина сцены -- 56 м.
Вместимость стадиона -- 13 500 зрителей. Размеры стадиона -- при-
близительно 220 на 50 м.
Предреставрационные работы в театре были начаты в 2013 г.
* * *
Задача археологов -- не только откопать всякие каменные оскол-
ки разрушенных построек, но и убедительно сложить потом эти
осколки обратно в конструкции, где это худо-бедно получается.
Что меня беспокоит: выкопанные из земли фрагменты каменных по-
строек лишаются грунтовой защиты и начинают подвергаться эрозии
и "антропогенному воздействию".
* * *
Факторы, определяющие состояние останков древнего города:
- материал построек;
- землетрясения;
- поднятия и опускания земной поверхности;
- морозы (переходы через 0 градусов ведут к росту трещин);
- уровень влажности (древесная растительность своими корнями
распирает всякие щели);
- речные наносы;
- ветряные наносы;
- антропогенные наносы;
- последующие поселения на том же месте или поблизости от
него (у человечков есть дурная наклонность использовать в
новых постройках материал из старых построек и т. д.).
* * *
По Эзани я лазал в сопровождении скромного собачьего эскорта:
большого пса и похожего на него щенка, ещё только осваивавшего
искусство сопровождения туристов.
По-моему, собачий вопрос зимой стоит много острее, чем летом:
летние собаки -- ленивые, разморенные жарой, бросаться на тебя им
лень. Зимние же собаки -- бодренькие, радующиеся любому поводу
пробежаться и [укусить] погавкать.
* * *
Культурный абориген Сулейман, мой приблизительный ровесник, но
с усами-бакенбардами в стиле XVIII века (которыми он косил под
какого-то султана и которыми явно гордился), поработавший 5 лет в
Германии водителем автобуса и соответственно немного освоивший
немецкий язык, поведал мне в каптёрке местного долмушного коопе-
ратива (в которую он меня вежливо пригласил подождать рейса на
Кютахью вместо того, чтобы ловить автобус на трассе), что Эзани
раскопан лишь процентов на 10%, а остальное терпеливо ждёт свое-
го часа.
С Сулейманом я в принципе мог пересекаться и в Германии, но мы
друг друга как-то не вспомнили. На почве общей симпатии к Герма-
нии мы почувствовали и симпатию один к другому. Прощались, как
приятели. Сулейман попросил у меня адрес моего e-mail , но что-то
не пишет.
Самое-самое в Эзани - храм Зевса с уцелевшим подземельем.
На преднем плане - якобы сам Зевс. Почему-то ещё безбородый. Может, молодой ещё.
И тут вам не Парфенон: можно подходить и трогать, но - чистыми сухими руками.
Эзанийский храм Зевса с другого ракурса. Отсюда он ещё эффектнее.
Это я наслаждаюсь.
Прекрасное небо Греции Турции. Всё тот же храм Зевса.
Вид снизу вверх.
Автопортрет со свастиками (ну какая античность без них?!).
На фоне храма Зевса.
В подвале храма Зевса. Небольшая выставка надгробий с местного некрополя.
Ещё ракурс. По-моему, на переднем плане - остатки ещё одного Зевса.
Остатки банно-гимнастического комплекса. Вторая половина II века.
Поскольку имеются вдобавок руины театростадиона, подозреваю
что гиганты местной градостроительной мысли увлекались совмещениями.
Остатки стадиона.
Обломки потрясающего декорума стадиона. А может, театра.
Вот так стадионная часть эзанийского стадионотеатра стыкуется с его же
театральной частью: стадионные трибуны упираются в тыльник сцены.
Зрители театральной галёрки могли обозревать стадион.
Театр в Эзани. Немножко не прибрано.
А вот тот же театр на фото из турецкой Википедии.
Состояние до небольшой реставрации. Паззл ещё не начали складывать.
Это к вопросу, насколько аутентичны руины, которые мы, как правило,
видим и которым умиляемся. Но мне это дорого всё равно.
Это - МОЁ: мой Рим, моя древняя цивилизация, моя Турция и т. п.
Мацеллум (организованный рынок). А может, античная биржа.
Улица с колоннадами. Была перпендикулярна набережной и вела к ней.
Баня. Здание на заднем плане прикрывает уцелевшие мозаичные полы.
Римский мост через реку Квай. Всё ещё действующий.
По берегам видны остатки набережных, наверняка когда-то прекрасных:
со всякими статуями, свастиками и т. п.
Эзанийская агора в процессе раскапывания и сборки паззла.
Вдалеке - храм Зевса. На среднем плане - турецкая крестьянская старина,
которой жертвуют ради реконструкции античного слоя.
Мой эскорт-пёс на фоне театральных обломков.
Ходил со мной часа два от нечего делать. Типичнейшая турецкая овчарка.
Вполне камуфляжный окрас на фоне местных камней.
Античное надгробие во фригийском стиле. Символическая дверь
в загробный мир, разделённая на 4 части. В верхней левой четверти
- цветок с четырьмя лепестками. Что он символизирует, не известно.
Правее - замочная скважина. В двух нижних четвертях -
дверные колотушки. Это типичные символы на местных
надгробиях. Есть и другие типичные символы.
Ещё один римский мост через ту же речку. Он немножко на лечении.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Эзани, или Заснеженная античность