Александр Бурьяк

Эзани, или Заснеженная античность

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Эзани (Aizanoi в греческой транскрипции латинскими буквами; собствено латинский вариант -- Aezani) -- руины большого антично- го города, расположенные примерно в часе езды (60 км) на юго-за- пад от Кютахьи долмушем на юго-запад с автовокзала и ныне относя- щиеся к турецкому городку Чавдархисар ("крепость Чавдара"). Руины античных храмов, театров, стадионов и бань прочно ассоци- ируются с жарой, горячими камнями, оливами и муками жажды, а тут, в Aizanoi, я застал снег, и у меня мёрзли ноги в летних берцовках. Скажите, зачем вам зализанный Парфенон с его толпами счастливых недоумков и дорогими входными билетами? Подлинная незатоптанная античность -- она ведь здесь, в таких вот недораскопанных местах, как этот Эзани. * * * Эзани -- фригийский город, располагавшийся на реке Пенкалас (ныне она Бэдир Чай) -- притоке реки Финдакос (которая теперь Коджа Чай). Расцвета он достиг после включения его в II веке в состав римской провинции Азия, в области Фригия Эпиктетус (лат. Phrygia Epiktetus). Он торговал зерном, вином и шерстью. Укреп- ленные каменными блоками берега реки Финдакос соединялись четырь- мя мостами, два из которых уцелели. К VII веку звезда Эзани стала закатываться, а в XIII веке его заняли сельджуки во главе с неким Чавдаром Татарлары, оборудовав- шим здесь свой форпост на тогдашней границе с Византией. * * * Пятиарочный римский мост II века до сих пор в работе. А вот ещё один римский пятиарочный мост, в 290 м выше по течению, -- в мой визит был на серьёзном ремонте. Работающий эзанийский мост когда-то располагался на древней до- роге в Kotiaion, ныне Кютахью. Согласно сообщению европейского путешественнка из 1829 года, античная бортовка моста в то время ещё держалась. Ныне же она частично заменена стальными перилами, ни разу не похожими на римские. На мосту более-менее сохранилась римская надпись, я самолично пытался её читать, но ничего не понял. * * * Эзанийский храм Зевса начали строить при при императоре Домици- ане (81-96 годы н. э.), а завершили при императоре Адриане (117- 138 гг. н. э.). В устройстве храма имеются pronaos, naos и opis- todomos. И есть огромное подземелье со сводом, освещаемое через окна (ныне закрытые сетками, чтобы туристы не падали с большой высоты). Колонны храма относятся к ионическому ордеру. Их было по 8 штук с узкой стороны здания, по 15 с широкой. Размеры подиума -- 53 на 35 м. Раскопки в районе храма привели к обнаружению керамики, относя- щейся к раннему бронзовому веку (2 800 - 2 500 лет до н. э.). На той же площадке, где находится храм Зевса, располагается большой лапидарий, на котором представлена богатая коллекция фри- гийских надгробий со специфической символикой, из местного некро- поля. В таких вот местах надо собирать материал для прорывов в тайны античного сознания и подсознания. * * * Aizanoi явно имел хорошо оформленную набережную в районе своих уцелевших римских мостов. Крупные каменные блоки, из которых она была сложена, всё ещё частично на своих местах. Наверное, здесь когда-то и декорум какой-то имелся, даже статуи. По-прежнему по- ражаюсь тому, что всё это однажды стало ненужным и вступило в стадию деградации. Поддерживать в хорошем состоянии уже построен- ное, тем более римское (= из тех ещё глыб), -- это ведь было не- сложно. Но поддерживались тут, похоже, только мосты. * * * Эзанийский стадионотеатр (объединение театра и стадиона в один комплекс) уникален в античном мире. Строился с I по III век н. э. Считается не вполне законченным объектом в рамках большого плана развития города. План относят к эпохе Домициана (81-96 годы н. э.). По этому плану сооружали и храм Зевса. Архитектурный декорум театра считается происходящим из эпохи Адриана (117-138 гг. н. э.). Внепроектные достройки датируются концом II века. Как спецы отличают в руинах когдатошние проектные достройки от внепроектных, я не знаю, но так написано на стенде при стадионотеарте. Сцена театра была отделана мрамором, но всё пообрушалось из-за землетрясений. Вместимость театра -- 20 000 зрителей. Ширина сцены -- 56 м. Вместимость стадиона -- 13 500 зрителей. Размеры стадиона -- при- близительно 220 на 50 м. Предреставрационные работы в театре были начаты в 2013 г. * * * Задача археологов -- не только откопать всякие каменные оскол- ки разрушенных построек, но и убедительно сложить потом эти осколки обратно в конструкции, где это худо-бедно получается. Что меня беспокоит: выкопанные из земли фрагменты каменных по- строек лишаются грунтовой защиты и начинают подвергаться эрозии и "антропогенному воздействию". * * * Факторы, определяющие состояние останков древнего города: - материал построек; - землетрясения; - поднятия и опускания земной поверхности; - морозы (переходы через 0 градусов ведут к росту трещин); - уровень влажности (древесная растительность своими корнями распирает всякие щели); - речные наносы; - ветряные наносы; - антропогенные наносы; - последующие поселения на том же месте или поблизости от него (у человечков есть дурная наклонность использовать в новых постройках материал из старых построек и т. д.). * * * По Эзани я лазал в сопровождении скромного собачьего эскорта: большого пса и похожего на него щенка, ещё только осваивавшего искусство сопровождения туристов. По-моему, собачий вопрос зимой стоит много острее, чем летом: летние собаки -- ленивые, разморенные жарой, бросаться на тебя им лень. Зимние же собаки -- бодренькие, радующиеся любому поводу пробежаться и [укусить] погавкать. * * * Культурный абориген Сулейман, мой приблизительный ровесник, но с усами-бакенбардами в стиле XVIII века (которыми он косил под какого-то султана и которыми явно гордился), поработавший 5 лет в Германии водителем автобуса и соответственно немного освоивший немецкий язык, поведал мне в каптёрке местного долмушного коопе- ратива (в которую он меня вежливо пригласил подождать рейса на Кютахью вместо того, чтобы ловить автобус на трассе), что Эзани раскопан лишь процентов на 10%, а остальное терпеливо ждёт свое- го часа. С Сулейманом я в принципе мог пересекаться и в Германии, но мы друг друга как-то не вспомнили. На почве общей симпатии к Герма- нии мы почувствовали и симпатию один к другому. Прощались, как приятели. Сулейман попросил у меня адрес моего e-mail , но что-то не пишет.
Эзани, храм Зевса
Самое-самое в Эзани - храм Зевса с уцелевшим подземельем. На преднем плане - якобы сам Зевс. Почему-то ещё безбородый. Может, молодой ещё. И тут вам не Парфенон: можно подходить и трогать, но - чистыми сухими руками.
Эзани, храм Зевса
Эзанийский храм Зевса с другого ракурса. Отсюда он ещё эффектнее. Это я наслаждаюсь.
Эзани, храм Зевса
Прекрасное небо Греции Турции. Всё тот же храм Зевса. Вид снизу вверх.
Эзани, Александр Бурьяк
Автопортрет со свастиками (ну какая античность без них?!). На фоне храма Зевса.
Эзани, храм Зевса
В подвале храма Зевса. Небольшая выставка надгробий с местного некрополя.
Эзани, храм Зевса
Ещё ракурс. По-моему, на переднем плане - остатки ещё одного Зевса.
Эзани
Остатки банно-гимнастического комплекса. Вторая половина II века. Поскольку имеются вдобавок руины театростадиона, подозреваю что гиганты местной градостроительной мысли увлекались совмещениями.
Эзани, стадион
Остатки стадиона.
Эзани
Обломки потрясающего декорума стадиона. А может, театра.
Эзани, стадион
Вот так стадионная часть эзанийского стадионотеатра стыкуется с его же театральной частью: стадионные трибуны упираются в тыльник сцены. Зрители театральной галёрки могли обозревать стадион.
Эзани, театр
Театр в Эзани. Немножко не прибрано.
Эзани
А вот тот же театр на фото из турецкой Википедии. Состояние до небольшой реставрации. Паззл ещё не начали складывать. Это к вопросу, насколько аутентичны руины, которые мы, как правило, видим и которым умиляемся. Но мне это дорого всё равно. Это - МОЁ: мой Рим, моя древняя цивилизация, моя Турция и т. п.
Эзани
Мацеллум (организованный рынок). А может, античная биржа.
Эзани
Улица с колоннадами. Была перпендикулярна набережной и вела к ней.
Эзани
Баня. Здание на заднем плане прикрывает уцелевшие мозаичные полы.
Эзани
Римский мост через реку Квай. Всё ещё действующий. По берегам видны остатки набережных, наверняка когда-то прекрасных: со всякими статуями, свастиками и т. п.
Эзани
Эзанийская агора в процессе раскапывания и сборки паззла. Вдалеке - храм Зевса. На среднем плане - турецкая крестьянская старина, которой жертвуют ради реконструкции античного слоя.
Эзани
Мой эскорт-пёс на фоне театральных обломков. Ходил со мной часа два от нечего делать. Типичнейшая турецкая овчарка. Вполне камуфляжный окрас на фоне местных камней.
Эзани
Античное надгробие во фригийском стиле. Символическая дверь в загробный мир, разделённая на 4 части. В верхней левой четверти - цветок с четырьмя лепестками. Что он символизирует, не известно. Правее - замочная скважина. В двух нижних четвертях - дверные колотушки. Это типичные символы на местных надгробиях. Есть и другие типичные символы.
Эзани
Ещё один римский мост через ту же речку. Он немножко на лечении.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Эзани, или Заснеженная античность