Александр Бурьяк

Эзани, или Заснеженная античность

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Скажите, зачем вам зализанный Парфенон с его толпами счастливых недоумков и дорогими входными билетами? Подлинная незатоптанная античность -- она ведь здесь, в таких вот недораскопанных местах, как этот Эзани. * * * Храм Зевса начали строить при при императоре Домициане (81-96 годы н. э.), а завершили при императоре Адриане (117-138 гг. н. э.). В устройстве храма имеются pronaos, naos и opistodomos. И есть огромное подземелье со сводом, освещаемое через окна (ныне закрытые сетками, чтобы туристы не падали с большой высоты). Колонны храма относятся к ионическому ордеру. Их было по 8 штук с узкой стороны здания, по 15 с широкой. Размеры подиума -- 53 на 35 м. Раскопки в районе храма привели к обнаружению керамики, относя- щейся к раннему бронзовому веку (2 800 - 2 500 лет до н. э.). * * * Эзанийский стадионотеатр (объединение театра и стадиона в один комплекс) уникален в античном мире. Строился с I по III век н. э. Считается не вполне законченным объектом в рамках большого плана развития города. План относят к эпохе Домициана (81-96 годы н. э.). По этому плану сооружали и храм Зевса. Архитектурный декорум театра считается происходящим из эпохи Адриана (117-138 гг. н. э.). Внепроектные достройки датируются концом II века. Как спецы отличают в руинах когдатошние проектные достройки от внепроектных, я не знаю, но так написано на стенде при стадионотеарте. Сцена театра была отделана мрамором, но всё пообрушалось из-за землетрясений. Вместимость театра -- 20 000 зрителей, вместимость стадиона -- 13 500 зрителей. Предреставрационные работы в театре были начаты в 2013 г.
Эзани, храм Зевса
Самое-самое в Эзани - храм Зевса с уцелевшим подземельем. На преднем плане - якобы сам Зевс. Почему-то ещё безбородый. Может, молодой ещё. И тут вам не Парфенон: можно подходить и трогать, но - чистыми сухими руками.
Эзани, храм Зевса
Эзанийский храм Зевса с другого ракурса. Отсюда он ещё эффектнее. Это я наслаждаюсь.
Эзани, храм Зевса
Прекрасное небо Греции Турции. Всё тот же храм Зевса. Вид снизу вверх.
Эзани, Александр Бурьяк
Автопортрет со свастиками (ну какая античность без них?!). На фоне храма Зевса.
Эзани, храм Зевса
В подвале храма Зевса. Небольшая выставка надгробий с местного некрополя.
Эзани, храм Зевса
Ещё ракурс. По-моему, на переднем плане - остатки ещё одного Зевса.
Эзани
Остатки банно-гимнастического комплекса. Вторая половина II века. Поскольку имеются вдобавок руины театростадиона, подозреваю что гиганты местной градостроительной мысли увлекались совмещениями.
Эзани, стадион
Остатки стадиона.
Эзани
Обломки потрясающего декорума стадиона. А может, театра.
Эзани, стадион
Вот так стадионная часть эзанийского стадионотеатра стыкуется с его же театральной частью: стадионные трибуны упираются в тыльник сцены. Зрители театральной галёрки могли обозревать стадион.
Эзани, театр
Театр в Эзани. Немножко не прибрано.
Эзани
А вот тот же театр на фото из турецкой Википедии. Состояние до небольшой реставрации. Паззл ещё не начали складывать. Это к вопросу, насколько аутентичны руины, которые мы, как правило, видим и которым умиляемся.
Эзани
Мацеллум (организованный рынок). А может, античная биржа.
Эзани
Улица с колоннадами. Была перпендикулярна набережной и вела к ней.
Эзани
Баня. Здание на заднем плане прикрывает уцелевшие мозаичные полы.
Эзани
Римский мост через реку Квай. Всё ещё действующий. По берегам видны остатки набережных, наверняка когда-то прекрасных: со всякими статуями, свастиками и т. п.
Эзани
Эзанийская агора в процессе раскапывания и сборки паззла. Вдалеке - храм Зевса. На среднем плане - турецкая крестьянская старина, которой жертвуют ради реконструкции античного слоя.
Эзани
Мой эскорт-пёс на фоне театральных обломков. Ходил со мной часа два от нечего делать. Типичнейшая турецкая овчарка. Вполне камуфляжный окрас на фоне местных камней.
Эзани
Античное надгробие во фригийском стиле. Символическая дверь в загробный мир, разделённая на 4 части. В верхней левой четверти - цветок с четырьмя лепестками. Что он символизирует, не известно. Правее - замочна скважина. В двух нижних четвертях - дверные колотушки. Это типичные символы на местных надгробиях. Есть и другие типичные символы.
Эзани
Ещё один римский мост через ту же речку. Он немножко на лечении.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Эзани, или Заснеженная античность