Бахчели -- засобаченная деревня с историческими достопримеча-
тельностями и скромной современностью километрах в 10 от города
Нигде (не шучу: город так по-турецки и называется, а располага-
ется он на самом деле в Центральной Анатолии). Ехать в деревню
надо автобусиком со старого автовокзала (eski otogar) в упомяну-
том Нигде. Отправление -- в начале каждого часа (турки вообще
любят отправлять транспорт в начале часа; думаю, это чтобы памяти
своей не перегружать -- ну, и моей, значит, тоже).
  Автобусик идёт петелькой (а не туда-сюда): после Бахчели -- в 
Кемерхисар, потом в Бор, потом обратно в Нигде. Кстати, и Бор, и 
Кемерхисар заслуживают путешественнического внимания. За один 
длинный световой день в принципе можно туристически освоить все 
три указанных населённых пункта. Из Бахчели в Кемерхисар можно 
пройти пешком.
  Бахчели -- значит ["Сукино"] "Садовая". В собственно деревне 
имеется и турецкое старьё в упадочном состоянии, и симпатичное
новьё.
  Как, похоже, и про многие другие турецкие историчные деревни,
да и городки, чего уж там, про Бахчели можно сказать, что её эс-
тетический, прогулочный и, так сказать, музейный потенциал сущес-
твенно недораскрыт. Я думаю, по таким делам должен быть создан 
какой-то воодушевляющий учебник, чтобы люди "на местах" не напря-
гали лишний раз своих умищ, а пользовались готовыми проверенными 
рецептами и имели возможность посматривать на блистательные 
образцы. Вдобавок должно бурно функционировать специальное госу-
дарственное учреждение по обустройству. Качественная среда обита-
ния способствует порождению качественных граждан, а те в свою 
очередь, делают среду ещё более качественной. Получается саморас-
кручивающийся процесс, способный вознести государство на неимвер-
ную высоту, если либерасты не подгадят своим навязыванием тупого 
стадного элойства и разрушительного потреблятства. Но этот про-
цесс надо же как-то запустить...
                            *  *  *
  Бродячих собак наверняка хватает в много каких турецких дерев-
нях, но не во всех деревнях эти твари перекрывают подходы к мону-
ментальным римским бассейнам.
  Римский бассейн расположен чуть за краем деревни Бахчели -- 
противоположном тому, на котором начинается римский акведук. Бас-
сейн имеет размеры приблизительно 10 на 40 метров. Он беломрамор-
ный, в нём по-прежнему есть вода (она туда всё ещё льётся сама 
собой из какой-то трубы), и в ней плавают большие белые птички, 
предположительно утки (собаки так занимали моё внимание, что я 
даже птичек не рассмотрел; но моя ненадёжная память подсказывает, 
что они крякали).
  У меня могла случиться небольшая идиллия тихим тёплым (+15)
полусолнечным декабрьским днём возле блистательного римского бас-
сейна. Я бы поразмышлял о величии Рима, поворотах истории и т. 
п., но это сорвали гавкучие мрази. Причём они возбудились, когда 
между ними и мной было ещё метров 50. Истосковались по обгавкива-
нию, да?
  По-моему, эти сучьи дети СПЕЦИАЛЬНО норовят устроиться там, где
можно кого-нибудь обгавкать. Какую еду они там жрут, возле бас-
сейна, мне не ведомо. Вряд ли уток (терпение турок закончилось 
бы раньше, чем утки). Но что-то ведь жрут. Одного путешественника 
в неделю, быть может.
  Когда я по склону горы обходил возбудившуюся против меня соба-
чью стаю, я напоролся на... другую собачью стаю, но эта уже лежа-
ла тихо. Я так понял, что она -- конкурирующая, и я у неё оказал-
ся как бы в естественных союзниках.
  У меня с собой были аж ТРИ ножа (один дешёвый "бычак" -- типа 
кухонного, чтобы не жалко было терять, и два "чакы" -- складные, 
прикупленные на подобные случаи на рынке возле автовокзала в Ниг-
де как раз перед поездкой в указанную страшную деревню) и один
электрошокер-фонарь, но чтобы идти на стаю турецких овчарок, тре-
буется как минимум японский меч. Разумеется, надлежаще заточен-
ный, а не лишь бы железяка.
  Полагаю, собачки в Турции множатся из-за либерастов. Турки 
вполне себе справились в своё время с греками и армянами (пардон,
конечно), так неужто не решили бы и "собачьего вопроса"? Ради
безопасности собственных детишек хотя бы -- если не ради туристов 
и тишины.
  Ещё мимо пары собачьих стаек поменьше мне пришлось пройти в 
процессе пересечения деревни из конца в конец. Но эти стайки уже
были на человеческой территории и лишь задумчиво провожали меня 
налитыми кровью глазищами.
  Спрашивается: какое их собачье дело, куда я иду?
  Можно сказать, это у меня был собачий день. Даже подумалось: на 
фиг мне сдалась такая Турция, на фиг мне сдались такие путешест-
вия вообще.
  Вдобавок деревья в этой местности всё попадались какие-то не-
правильные: не давали удобных палок (= длинных, ровных, увесис-
тых).
  И не говорите мне, что я не знаю турецкой провинции. Немножко
таки знаю: пешком я её исхаживал. Люди там -- душки: всегда объ-
яснят тебе подробно по-турецки, куда надо идти. А вот с провинци-
альными собачками я бы предпочёл общаться посредством пистолета.
  Не знаю, что написал про деревню Бахчели великий Эвлия Челеби,
а я про неё скажу так: она засобачена до ужаса.
  Я со стыдом признаюсь, что когда в этой деревне ко мне бросился
ласкаться один кот, я из мелочных гигиенических соображений от-
верг его щедрое предложение тесной искренней дружбы. Лишь позже я
понял, ЧТО он имел в виду: он вовсю сигналил мне, бестолковому,
"ЗАБЕРИ МЕНЯ ОТСЮДА!!!".
  Кстати, у Эвлии Челеби в его путешествиях наверняка не было
проблем, не только с визами, но и с собаками: не потому, что они
в него безмерно влюблялись с первого взгляда и бросались на него,
только чтобы облизывать, а потому что в те рациональные времена
было принято путешествовать с оружием, из-за чего слишком смелые 
бродячие шавки быстро заканчивались.
  Полагаю, слова "собака" и "сука" не просто так ругательные в
прекрасном русском народе. Заметим, никто ведь по-русски не обзы-
вает другого котом или кошкой. А слово "кошечка" по отношению к
женщине -- тот ещё возбуждающий комплимент.
  Разумеется, бывают и приличные собаки, но типичный псяра (не 
только уличный) -- злобный, склочный, жадный ("собака на сене"),
хамски шумный, ПОДЛЫЙ (смело гавкать из-за забора или напасть
впятером на одного путешественника, а то даже на человеческого
ребёнка, -- это для него в самый раз).
  Свинья в сравнении с типичной собакой -- чуть ли не образец
поведения: спокойное, добродушное, непритязательное, всеядное и
не особо шумное животное. И в грязи оно, кстати, валяется не из-
за неряшливости, а ПО ДЕЛУ.
  И замечу, что не так уж ладится с турецкими уличными собаками
("сокак кёпеклер") даже у самих турок: видел я как-то в местных 
теленовостях передачку про покусанного мальчика на больничой кой-
ке, и голос за кадром долго трындел наверняка не о том, как слу-
чайно проходившая мимо группа бродячих собачек едва отбила ребё-
ночка от напавшей на него стаи педофилов. Из той телепередачи я 
как раз и дёрнул выражение "сокак кёпеклер": для меня оно важное.
                            *  *  *
  Что вообще напрягает в Турции:
    - бродячие собаки, едва потянешься к какой-нибудь достоприме-
      чательности на отшибе;
    - цыгане (пристают насчёт денег, устраивают цыганские посе-
      ления в районах самых фотогеничных развалюх и явно не одоб-
      ряют моих появлений там, а ещё ж вынуждают посматривать, не
      тащит ли уже кто мобильный телефон из моего кармана);
    - землетрясения;
    - зачастую отсутствие ценников (на рынке и в мелких магазин-
      чиках);
    - загадочность маршрутов и расписаний общественного транспор-
      та;
    - расчёт с помощью специальных карточек в трамваях и городс-
      ких автобусах (ну чего мне заморачиваться с вашими карточ-
      ками, если я в ваш город всего на несколько дней загля-
      нул?);
    - непускание с ножами в поезда и крупные торговые центры (я 
      так лишился одного классного "бычака" и одного отличного
      "чакы");
    - отсутствие табличек с названиями улиц и номерами домов в 
      районах новой застройки (а в старых районах же всё это 
      есть -- на развалюхах!);
    - мизер туристических указателей, недообеспеченность местных 
      бюро туристической информации вот этой самой информацией в 
      печатном виде и сколько-нибудь понимающими английский со-
      трудниками (а по-турецки эти сотрудники выражаются слишком 
      многословно).
  Кстати, о туристических указателях. Правильный туристический 
указатель -- это не просто название объекта и стрелка приблизи-
тельно в нужную сторону (хотя в Турции зачастую неимоверно раду-
ешься и этому). Правильный указатель должен также сообщать рас-
стояние до объекта, демонстрировать небольшую схемку расположения 
оного, сообщать год его постройки и теперешний статус (access 
denied и т. п.).
                            *  *  *
  Вторая после [собак] римского бассейна достопримечательность
Бахчели -- римский акведук (а неримских акведуков, наверное, и не
бывает: византийские -- починенные римские). Он сравнительно не-
плохо сохранился на протяжении нескольких сотен метров и попал в 
число знаковых объектов провинции Нигде. Начинается он в Бахчели 
совсем низеньким не поймёшь чем, но постепенно поднимается из зе-
мли и становится легко идентифицируемым замечательным древнеримс-
ким объектом. Не таким, что аж челюсть отвисает и надо её поправ-
лять, но добротным: полюбоваться Римом возможность есть. И потро-
гать его. Акведук тянулся в античный город Тиана (Tyana antik 
kenti). Если идти из деревни Бахчели вдоль акведука, то попадаешь 
в городок Кемерхисар, развившийся на месте Тианы. Где тут закан-
чивается деревня и начинается город, наверное, знают только те, 
кто живут на границе оных.
                            *  *  *
  Разумеется, я не уверен в том, что в одной из прошлых жизней я 
был турком (может, хоть в будущей стану), но мне с турками об-
щаться получается легко, особенно с шофёрами, строителями, убор-
щиками и непонятно кем, хотя я, по правде говоря, мизантроп и 
много воображаю о своём интеллектище. Наверняка дело тут скорее 
не во мне, а в турках: в их позитивном менталитете и спокойной 
уверенности в себе. Но немножко дело и во мне, полагаю: в том, 
как я одеваюсь, двигаюсь, "держусь", пытаюсь говорить по-турец-
ки, набрасываюсь с фотографирующими приспособлениями на турец-
кие достопримечательности и даже на всякие мелочи типа мусорниц 
или старых ворот. Я не люблю Турцию: я её обожаю. У человека 
есть потребность обожать, так вот свою указанную потребность я
удовлетворяю посредством Турции.
  Возможно, мой настрой в отношении этой страны определяется тем, 
что по Турции я шатаюсь преимущественно "в глубине территории", а 
не в "курортных зонах", где турки порчены контактами со всякой 
заезжей хамливой швалью. Смею думать, что НАСТОЯЩАЯ Турция -- та,
какую немножко знаю я.

Вот этот римский бассейн (roma havuzu), из-за которого у меня был сыр-бор с собачками.

А вот начало римского акведука. Он уходит вправо, к Кемерхисару
(бывшей Тиане - Tyana antik kenti), и постепенно становится всё выше, 
и выше, и выше.

Шедеврик старой бахчелийской застройки в истинно турецком стиле.
Если ничто не выступало над улицей, для турка домик не смотрелся.

А наличие вот этого, похожего домика, позволяет предполагать,
что существовал местный архитектурный стиль.

А здесь мне в первую очередь понравились цвета турецкого декабря.

А это - тёплый привет из 1970-х, как я понимаю.

Образчик бахчелийской застройки поновее (такого тут тоже хватает).

Главная улица в Бахчели.

Руины на главной улице. У турок такое может держаться десятилетиями. 
И это, по-моему, правильно. Только немножко законсервировать.

Мои бахчелийские друзья.
Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Собачистая деревня Бахчели