Деринкую -- это провинция провинции. Провинциальный центр тут
Невшехир. Добираться из него до Деринкую надо автобусом. Расстоя-
ние -- 29 км.
Как и про много какие места в Турции, про Деринкую можно уве-
ренно сказать, что потенциал эстетизма и историчной зрелищности
тут существенно не дораскрыт. Правда, тут нет ни реки, ни гор. Но
всё равно: чуть причесать -- и будет чудо. И туристы попрутся сю-
да косяками, и повезут сюда свои тугрики. Я вот приехал ещё даже
до причёса, причём в унылую зимнюю пору, -- и не был сильно раз-
очарован, хотя всегда грущу об упускаемых аборигенами возможнос-
тях красивой обустроенной жизни. Большинство белорусских городов
о таком потенциале не может даже мечтать (а каким мечтать не на-
до, те его тоже профукивают).
Деринкую -- городок, который надо расшифровывать. Потому что он
какой-то непонятный, с многочисленными остатками мощного чего-то
там. Хотелось бы просто почитать уже готовую блистательную рас-
шифровку от выдающихся турецких научных работников, но таковая
что-то пока не попадалась. Наверняка им столько всего приходится
расшифровывать в этой многослойной стране, что хоть разорвись.
Ясное дело, что здесь в начале XX века обитали многочисленные
греки. Основные монументальные развалюхи -- от них. Турко-греко-
армянский симбиоз был развален европейцами и русичами, возжелав-
шими разрушить и поделить Османскую империю.
"Деринкую ералты шехри" -- "подземный город Деринкую" -- основ-
ная местная достопримечательность. Я думаю, она -- греческого
происхождения.
* * *
Не понимаю, как можно скрываться от противника в подземном го-
роде, вентиляционные шахты которого (по совместительству колодцы)
вполне обозримы на поверхности земли. В эти шахты-колодцы ведь
можно нагадить. А можно накидать хвороста, пока он не окажется
выше уровня воды, а потом поджечь.
От проходящего военного отряда можно укрыться в подземном горо-
де вполне. Тем более, если рядом нету ни лесов, ни скалистых гор.
А вот сколько-нибудь длительной осады он не выдержит. Повыкури-
вать всех можно, наверное, дня за 2-3. Правда, нет большого смыс-
ла делать это в отношении обитателей бедного городка, прячущихся
по норам в случае чего. Отобрать у них запасы еды, а самих увести
в рабство? Я думаю, для кочевников -- любителей простора -- вое-
вание таких людей было скорее делом забавным, чем прибыльным.
* * *
Когда я полез в подземный Деринкую, клаустрофобии не было: сра-
батывало наличие других полезших. Нехорошее чувство зашевелилось
только в одной узкой норе, и там вдобавок, как мне показалось, не
хватало свежего воздуха. Грунт тут понадёжнее, чем у тоннельчиков
Киево-печёрской лавры, а толпы -- зимой -- пореже. И люди не па-
лят свечек. И нету покойников -- "экспонатов". Я частью двигался
в группе с экскурсоводом, в компании индусов и пр. Кстати, при
турецких достопримечательностях индийские туристы встречаются
очень часто. Чуть ли не более часто, чем китайские.
* * *
Как повозникали многочисленные подземные города в Каппадокии?
Наверное, следующим образом. Леса тут были повырублены ещё в глу-
бокой древности, так что приходилось сооружать дома и хозяйствен-
ные постройки из камня. Или выковыривать пещерки. Камень для по-
стрек добывался в местах выхода скальных пород (а таких мест в
Каппадокии преогромнейшее множество), поэтому пещерки получались
тут так или иначе. Вдобавок местные скальные породы нередко были
очень подходящие для указанных занятий: не расслаивающиеся, не
слишком твёрдые, не слишком мягкие.
Началось с подземных сарайчиков, кошар и клетушек. Дальше --
глубже. Потом повелось в подземельях ПРЯТАТЬСЯ. От летней жары
в том числе.
В немецкой Википедии написано, что в районе Деринкую имеется
предположительно более 50 подземных городов, только 36 из них
уже обнаружены, и лишь в некоторые разрешён вход.
* * *
В Деринкую турки, по-видимому, уже стали немножко понимать, что
туристы завлекаются крупной многообразной стариной и что на одном
лишь подземном городе -- пыльноватых тёмных пещерках -- здесь
туристическую экономику не построить.

В пещерном городе. Как называется улица, я не выяснил.

Другая улица в пещерном городе. Их там много. Все они тускло освещённые,
фотографировать их трудно.

Якобы миссионерская школа в подземном городе Деринкую. Во всяком случае,
что-то особенное в совокупности подземелий.

Спарва - похоже, квартирка в подземном городе.

Церковь. Если судить по куполам, она - греческая, а не армянская.
Не простенькая.

Во дворе церкви. Деринкую до нехороших событий явно был
добротным привинциальным культурным центриком.

Джумхуриет джамии - "Республиканская мечеть". Была церковью, стала мечетью в 1946 г.

В "Республиканской мечети" (есть ли в Деринкую "Демократическая мечеть",
я не успел выяснить). Бывший иконостас.

Остатки православного декорума "Республиканской мечети".

Мечеть недавней постройки, с ориентацией на синанову классику.

Драгоценная старина. Лет на 500 вполне тянет, а ей ведь, может, и вся 1000.
"SU" - вода.

Осколок чего-то. Слева было что-то арочное, но сплыло по реке времени.

Люди явно пытались сделать тут что-то красивое. По-моему, голубой цвет
- не для Деринкую: тут должны быть цвета осени.

И вот что здесь было в какое-то прежнее время?

А к какой эпохе отнести эти подстилающие руины - остатки чего-то
очень крупного и добротного? К римской, византийской или всего лишь сельджукской?
А то и вовсе к XIX веку? В Деринкую подобных развалин хватает. В этом углу надо бы
мини-садик устроить, с розовыми кустами, а руинки чуть увить плющем или виноградом.

Местный Ататюрк. Значит, это концептуальный центр Деринкую.
Слева - отель "Kaya" ("Скала"). Я бы в таком не поселился: шумно,
потому что с трёх сторон улица.

Микрошедеврики местной архитектурки. "Kasap" - "Мясник".
"Yeni eczane" - "Новая аптека".

Тут старались сделать красивый бульвар.

Обратим внимание на скамейки.

Мои друзья в Деринкую. Вот такие ребята [делают нам дёнеры в Германии]
спасали Турцию в битве при Чанаккале, ложились костями на полуострове Галиполи.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Недорасшифрованный Деринкую