Гелиболу было основан греками в V веке до н. э. и назывался
Callipolis (Каллиполь).
В 443 г. в Каллиполь наведался с войском Аттила, после чего
Юстиниан I на случай новых нашествий распорядился обнести, нако-
нец, Каллиполь стеной.
В 1304 г. Каллиполь стал базой "Каталонской компании Востока"
-- вольного объединения наёмников во главе с Рожером де Флором,
существовавшего в 1303—1311 гг. Это объединение было создано по
просьбе византийского императора Андроника II Палеолога для борь-
бы с турками. Компания сначала успешно действовала против турок,
но потом переключилась на ограбление греков и взяла курс на со-
здание своего государства в Малой Азии. Каталонцы, среди прочего,
захватили Афинское герцогство у Готье V де Бриенна и потом прави-
ли этим герцогством до 1390 года (оно стало вассальной территори-
ей королевства Арагон).
В 1354 г. Каллиполь был захвачен турками -- благодаря тому, что
его стены пострадали от землетрясения. Это был первый город
Европы, который они прибрали к рукам. 1366 году Каллиполь был
взят крестоносцами Амадея VI Зелёного, графа Савойского, но в
1376 году император Андроник IV предпочёл уступить его султану.
Каллиполь стал турецким плацдармом для завоевания Балкан.
К концу XIX века большинство населения города составляли греки.
По Севрскому мирному договору 1920 года город Гелиболу отходил
к Греции. В 1920-1923 гг. здесь располагалась часть французского
экспедиционного корпуса (500 человек) и 1 Армейского корпуса Рус-
ской армии генерала Врангеля (25 000 человек). Фактически городом
в 1921 году заправляли русские (см. "Галиполийское сидение" в
1920-1923 гг., всего в Галлиполи прибыло 26.590 человек). Русски-
ми даже была построена узкоколейная железная дорога из Гелиболу в
долину реки Бюик-Дере, где располагались русские части. По Лозан-
нским соглашениям 1923 года, Греция была вынуждена передать Вос-
точную Фракию, включая Галлиполи, Турецкой республике.
В Гелиболу имелось французское военное кладбище с захоронениями
периода Крымской и Первой Мировой войн. Сохранилось ли оно -- не
знаю.
Русское военное кладбища располагалось на северо-западной окра-
ине Гелиболу, но в настоящее время оно застроено домами.
В башне (остатке византийских укреплений), которая возле порта
и в которой теперь музей Пири Рейса, в 1921 г. располагалась одна
из трёх гауптвахт армии Врангеля.
С середины XVII века до начала XX века в городе имелась доволь-
но большаяобщина сефардов.
В 1854 г. англичане и французы подновили укрепления 1357 года
на случай русской атаки.
В общем, Гелиболу -- город очень историчный, не раз оказывав-
шийся на видной роли в ключевых событиях региона.
И в Гелиболу всего лишь 30 00 населения.
* * *
У Гелиболу есть все составляющие блистательного города по моему
надёжному рецепту:
- уцелевшая старина;
- современная застройка в утончённом вкусе;
- захватывающий миф;
- спокойное тёплое чистое море;
- скалистые выступы рельефа;
- обильная многообразная зелень;
- чистота, ухоженность, вылизанность деталей;
- средиземноморскость: пальмы, судёнышки в порту;
- турки (одна из лучших наций на свете: я обожаю их язык,
манеры, менталитет, внешний вид, эстетику, кухню,
ширпотреб).
Вот где как поведётся. В Гелиболу повелось хорошо: была заяко-
рена правильная манера градоустройства, люди привыкли к ней, вжи-
лись в неё, стали её поддерживать.
В художественном оформлении Гелиболу отсутствуют...
- дешёвенькое (вроде чего-нибудь из автомобильных покрышек);
- паскудство в стиле "наивной живописи" и "наивной
скульптуры";
- мерзкое "современное искусство" (во всяком случае, не
попалось на глаза).
Я не сказал бы, что Гелиболу "заточен" под туристов: он просто
"заточен". Турками. Под самих себя. Потому что так приятнее. А
туристы как-то всё больше в Стамбуле и на купальных курортах. В
Гелиболу из них попадают только самые упёртые - принципиальные
бродяги по чужим чарующим странам.
Если искать в Турции место, чтобы пожить некоторое время по-ту-
рецки, но чтобы особо не слонялись вокруг китайцы, западоиды и
русские, то Гелиболу -- в числе кандидатов.
* * *
Пири Рейс (1470-1553) -- культовая фигура в Турции, особенно в
районе Дарданелл и тем более -- в Гелиболу, поскольку в Гелиболу
он жил некоторое время. Моряк, картограф, географ. Настоящее имя,
пардон, Muhyiddin Piri Bey, а ещё Ahmet ibn-i el-Hac Mehmet El
Karamani. Reis означает "адмирал". Благодаря помощи своего дяди
Kemal Reis, известного моряка, устроился на оттоманский флот. В
1522 г. участвовал в захвате Родоса.
Пири два раза рисовал карту мира: в 1513 и 1528 гг. На обеих
уже было чуть-чуть Америки.
Среди прочего, Пири Рейс командовал флотом Османской империи
на... Индийском океане (флот базировался в Суэце). На этой долж-
ности он успешно воевал против португальцев, захватил остров
Ормуз в Ормузском проливе, остров Бахрейн и полуостров Катар.
В 1528 г. Пири Рейс написал "Kitab-i Bahriye" -- "Книгу морей":
атлас, содержащий 130 описаний и навигационных схем побережий и
портов Средиземного моря.
Имя Пири Рейса носили несколько кораблей и подводных лодок
турецкого флота.
Маленькая бухта Гелиболу. В ней швартуются только малоразмерные суда.
Башня на заднем плане - остаток византийских укреплений. В ней теперь
музей Пири Рейса.
Вторая маленькая бухта Гелиболу. Тоже для плавучей мелочи.
Всё та же башня с музеем Пири Рейса внутри.
Пири Рейс (1470-1553) - культовая фигура в районе Дарданелл.
Этот монумент был установлен в 2013 г. в честь 500-летия
первой карты, рисованной Пири Рейсом.
Набережная Гелиболу. Современная добротная архитектурка, велосипедная дорожка
имеется, автомобили не шастают, чистенько, купаться можно.
Европейское качество в лучшем смысле этих слов. На заднем плане Азия-с,
но у турок она тоже обустроена.
Вот в таких условиях несут срочную военную службу турки.
Поэтому с ними лучше не конфликтовать: порвут.
Эстетизация и пропаганда в турецких вооружённых силах
- очень на высоте.
Интересная разновидность трёхколёсного автотранспорта,
которая в Турции встречается, а у нас - нет.
Инсталляция на главной площади Гелиболу, в двух шагах
от памятника Ататюрку. Греческий саркофаг и армянская
надгробная плита. Это суровый намёк или, наоборот,
выражение того, что турки бережно относятся к чужим
историческим объектам?
Ататюрк с нами.
Прямо по курсу - отличный супермаркет"Migros".
Я в нём товарился, о, боги!!!
Каждому "Жуку" я говорю "Привет!": мы ж с ним товарищи
по "Фольксвагену", на который я работал 3 года. Маловато
нас осталось... "Жук" (VW1303) не побитый, аккуратненький.
Вообще, в Гелиболу - какие-то особо правильные турки.
Гелиболуйский пейзаж.
Отходящая турецкость. В Стамбуле такое уже редко
попадается на глаза. Станок чистильщика обуви.
Просто пешеходная улица в Гелиболу.
Ещё пешеходная улица в Гелиболу.
Афродита с собачкой. Если бы не мерзкий расплодившийся недобриток,
подло съехавший с велосипедной дорожки, была бы полная идиллия
с Мраморным морем на горизонте.
К сожалению, обстоятельства не позволили остаться в Гелиболу навсегда.
В этот счастливый день надо было ещё успеть посмотреть Лапсеки.
Кстати, видно, что паромы так и шастают.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Гелиболу как город отличного настроения