Ну что поделать, если контрасты в Стамбуле действительно есть
-- да ещё какие?! И лучше ведь контрасты, чем педерасты. Контрас-
ты в Стамбуле очень даже интересные, склоняющие ко всяким размыш-
лениям. Контрасты Стамбула нисколько не портят его, нисколько ему
не мешают. Более того, именно из них происходит половина его
чарующей способности. Стамбул ЕСТЕСТВЕНЕН: это город без грима и
без ужимок; город открытых людей и искреннего добродушия.
Нет тут ни капюшонистых "антифа", ни гремучих "скейтбордистов",
виляющих задницами. Мужчины здесь выглядят мужчинами, женщины --
женщинами. Изредка попадаются оевропеившиеся волосатики, зато нет
педерасистых бритоголовых с серьгами в ушах. Китайцы и негры -- и
те тут немногочисленны и в основном ошиваются в качестве турис-
тов. Вокруг по большей части родные европеоидные турецкие лица
(во Франции, Великобритании, Германии и т. п. о такой "чистоте
крови", как в Турции, уже можно только мечтать). Правда, в Стам-
буле раздражающе много русских (точнее, русскоязычных), но это
всё-таки меньшее зло: расово близкое и малоразмножающееся.
Стамбул -- город мечты, город надежды. Город, в котором есть и
многочисленные следы великой европейской истории, и явные призна-
ки жизненной силы, дающей шанс на великое европейское будущее.
Стамбул в 1969 г.
Старое фото.
Жилище какого-то нищего
через улицу от дворцового комплекса Топкапы.
Соседи из особнячков, наверное,
с этим человеком здороваются.
* * *
Знакомство с Турцией лучше начинать с авиакомпании "Turkish
Airlines", о которой можно сказать только хорошее. Моложёжи в
Турции с избытком, так что есть из кого выбирать лучших. На борту
турецких самолётов начинается и знакомство с добротной турецкой
кухней.
* * *
В Стамбуле в первый же вечер, едва выбравшись из такси возле
гостиницы, я чуть было не свалился в неограждённый ступенчатый
спуск, ведущий в подвальный магазин. Похожих спусков в торговом
районе Aksaray много, так что есть надёжный шанс, засмотревшись
на обильную экзотику, поломать себе не только ноги, но и позво-
ночник. Инша'алла -- на всё воля Аллаха -- как говорят в здешних
местах.
* * *
В Стамбуле куда ни посмотри, -- достопримечательности: визан-
тийские и османские древности, шедевры архитектуры или хотя бы
просто местные колориты. Бесплатно и без большой опасности для
жизни.
Стамбул не бомбили ни в Первую, ни во Вторую Мировую войну. Его
не перекраивали Hausmann-ы и не уродовали Le Corbusier-ы. И ему
хронически не хватает денег на разрушительные реставрации. Поэто-
му в нём так много роскошных натуральных развалин, частично
покрытых растительностью.
Летом в Стамбуле жара, зимой дожди. Весной и осенью он прекра-
сен. По зрелищности он превосходит лучшее из лучшего -- Рим и
Париж (там ведь нет моря). Всякие великие люди наезжали в него
толпами. Особенно частил Иван Бунин (1870-1953), посетивший
Стамбул не менее 13 раз.
* * *
Голубая мечеть -- изящный исламский вызов христианской Европе.
Внешне она гораздо сложнее и эффектнее собора Святого Петра в
Риме. Эту мечеть не просто так построили напротив храма Святой
Софии, а чтобы показать себе и другим, что османы -- не худшие
строители, чем покорённые ими византийские греки.
* * *
В Стамбуле отнюдь не всё подряд вызывает восторг и уважение.
Скажем, паскудно работают обменники валюты в стамбульском аэро-
порту: курс не вывешен, а предлагается лишь по просьбе клиента
(наверное, чтобы труднее было разведывать ситуацию).
Ну, ни в одной стране не обходится без дерьмовостей, иначе бы
её запрудили собой иммигранты (получается, у дерьмовостей -- за-
щитная функция; а вы ж думали, что они -- просто так, да?). Слож-
ность -- не собственно в дерьмовостях, а том, чтобы заранее выяс-
нить, каковы они, поискать способы минимизации своих потерь или
хотя бы настроиться на получение удара под дых.
Голубая мечеть в Стамбуле.
Чудо света, вход свободный, только надо снимать обувь.
Собор Святой Софии в Стамбуле -- крупнейший из древнейших,
древнейший из крупнейших. В общем, наверное, самый замечательный
христианский собор на свете.
Собор Святой Софии в Стамбуле.
Чудо света, вход платный, снимать обувь не обязательно.
Мечеть Святой Софии и фонтан Ахмеда III в Стамбуле.
Старое фото.
Мудрый Ататюрк не стал возвращать храм Святой Софии христианам
в процессе европеизации Турции, а превратил его в музей.
* * *
Отношение к Турции и её достопримечательностям у многих евро-
пейцев довольно пренебрежительное, но это только демонстрирует
европейскую узость мышления. У турок обшарпанные дома, у евро-
пейцев -- обшарпанные души. Турецкая обшарпанность картинна. И
лучше ведь натуральная обшарпанность, чем псевдостарина. Когда
старое сияет свежими красками, оно смотрится, как подделка.
Уголок улицы Янычар - одной из главных в городе.
Всё утилитарно, и мусор под ногами не валяется.
И нет граффити - болезни Европы.
* * *
На свете есть только три города, которые я люблю почти до
промокания глаз, -- это Стамбул, Вена и Прага. Может быть, где-то
существуют ещё населённые пункты, которые подошли бы мне своими
старыми камнями, но мне хватает и этих. И на первом месте в
указанной троице -- необъятный Стамбул.
Продавец чая в Стамбуле. Жизнь прошла на улице.
Она хуже жизни, прошедшей в офисе?
Трёхколёсный агрегат с подогревом. Просто, чисто, архаично.
Таковы же и покупатели чая.
* * *
В историческом центре Стамбула (обычно возле мечетей, но места-
ми и "просто так") есть множество небольших старых кладбищ, кото-
рые вовсе не воспринимаются турками как места скорби. Это только
символы уважения к предкам. Индивидуальная жизнь и индивидуальная
смерть -- это для турок мало что. Стамбульские кладбища аккуратны,
ухожены и в архитектурном отношении великолепны. Надгробия неред-
ко стоят прямо под окнами жилых домов.
Кладбищенский дворик жилого дома.
Сюда выходят посидеть с прадедушкой.
* * *
Американский президент Джон Кеннеди почему-то очень популярен в
Европе. Почти так же популярен, как Франклин Рузвельт, хотя на
второе место надо бы по справедливости ставить Джорджа Вашингтона
и Авраама Линкольна. Чем Кеннеди так потряс европейцев, сказать
трудно. Наверное, не тем, что эффектно пугал Хрущёва ядерной
войной. По-видимому, он всего лишь оказался подходящим для
сотворения газетного культика: гладкая запоминающаяся физиономия,
жена-красавица, картинная загадочная смерть. Короче, в Стамбуле
тоже есть улица Кеннеди: она опоясывает по берегу Мраморного
моря, Босфора, бухты Золотой Рог весь Старый город и проходит по
насыпному грунту, точнее, по навалам камней. Эту лицу пришлось
строить, потому что в автомобилизировавшемся Стамбуле иначе было
бы просто невозможно разъехаться. Вообще говоря, это набережная,
но турки такими тонкостями пренебрегают и называют её "джадде",
как и другие широкие улицы, которые не типа "сок" ("сок" у них --
улица поуже, но не обязательно совсем уж переулок).
* * *
Улица (широкая) -- по-турецки "джадде". Но "улица Истикляль"
(Независимости) -- "Istiklal caddesi". Тут "si" -- безударный
привесок, означающий, что при слове "cadde" есть слово "Istik-
lal". Аналогично sok (переулок) превращается в sokak (привесок
"ak"), если говорят "переулок такой-то". Вариаций такого при-
веска, указывающего на наличие определящего слова, у турок
множество.
Участок византийской крепостной стены.
Раньше он выходил прямо на берег моря, теперь -
на улицу Кеннеди. Смешанная собачье-кошачья стая.
На людей она не нападает. Для Стамбула это типично:
здесь вполне уживается очень разное.
Стамбул, берег Босфора.
* * *
Ататюрк в Турции -- на КАЖДОМ денежном знаке, включая монетку в
1 куруш. Такое не случалось даже с Лениным: тот фигурировал толь-
ко на десятке и на юбилейном металлическом рубле.
Мустафа Кемаль (1881-1938) получил получил фамилию "Ататюрк" от
Великого Национального Собрания Турции в 1934 году. До того
времени у турок фамилий не было. "Кемаль" -- прозвище, означающее
"зрелый", "совершенный" (кстати, наверняка пришло из татарского
языка белорусское слово "кемлiвы" -- "сметливый"). Мустафа Кемаль
-- боевой генерал, дважды спасший Турцию. Став президентом Турец-
кой республики, он, чтобы выглядеть демократичнее, военной формы
не носил. Можно сравнить его с "воякой" Муссолини, героем того же
времени, уклонявшимся в годы Первой Мировой войны от военной слу-
жбы, зато потом не вылезавшим из мундира. А ещё Мустафа Кемаль
сбрил усы -- чтобы придать себе более европейский вид.
В стамбульском общественном транспорте портретов Ататюрка не
видно, тем не менее, значение этого человека для современной Тур-
ции гигантское. По большому счёту, до Ататюрка никакой турецкой
нации не было: была деморализованная масса частично туркоговоря-
щего населения разгромленной и растаскиваемой наднациональной
Османской империи. Под руководством именно Ататюрка (Мустафы
Кемаля) турки решили стать турками, определили и с боями отстояли
свои границы, оформили государство, частью вырезали, частью
запугали тех, кто неуместно лезли с собственными мнениями.
Ататюрк жил и умер в султанском дворце Долмабахче. Его неболь-
шая комната сегодня демонстрируется посетителям в том самом виде,
какой она имела, когда Ататюрк ею пользовался. При всём уважении
к Ататюрку, нельзя не заметить, что, к примеру, трудно предста-
вить себе Ленина и Сталина поселившимися в Зимнем дворце или Мао
Цзе-дуна -- в Запретном городе. Далее, если Сталина и называли
"отцом народов" (или кем-то ещё в таком же стиле), то лишь неофи-
циально. И Отценародовым он не стал: как жил, так и помер всего
лишь Сталиным. Но вполне возможно, что турецкое массовое сознание
того времени лучше воспринимало Ататюрка как лидера именно в
долмабахчинском варианте.
По-видимому, культ атеиста и воина Ататюрка в современной
Турции -- мера необходимая. Слой широко мыслящих людей в любой
стране довольно тонок, и его в любой момент могут потеснить люди
менее сложно соображающие, но опирающиеся на духовно близкую им
массу.
К Ататюрку привыкаешь и по отъезде из Турции чувствуешь, что
тебе его не хватает. Как не хватает пения муэддинов с минаретов.
Кстати, Ататюрк был русоволосым и голубоглазым. Русские антисе-
миты утверждают, что он был ещё и евреем. Не слишком ли много для
одного человека? Не слишком ли много для евреев? Далее, евреи
всё-таки считаются РАЗРУШИТЕЛЯМИ, а тут защитник и СТРОИТЕЛЬ.
Турецкое семейство возле памятника Ататюрку
в парке Топкапы. Охранники только следят за тем,
чтобы никто не забирался на отцовские колени.
С Лениным или Сталиным так кто-нибудь фотографировался?
* * *
Кемалисты создавали Турцию очень кровавыми методами: несоглас-
ных резали, вешали, расстреливали, уничтожали в боях. В те време-
на в Турции лучше было быть турком-кемалистом или вообще не быть.
Являлись ли эти методы необходимым условием создания турецкого
государства и "меньшим злом", сказать трудно. Наверное, Ататюрку
было виднее. Люди, прошедшие окопы Первой Мировой войны, были
вполне готовы пролить довольно большую чужую кровь, чтобы турец-
кой нации не выпали снова такие окопы. Во-всяком случае, потеряв
империю, турки впоследствии не теряли уже ничего -- в отличие,
например, от сербов, потерявших Косово, и от русских, потерявших
все "союзные республики".
Памятуя о значительной роли еврейства в младотурецкой революции
1908 г., кемалисты разобрались в 1920-х годах и с евреями. Не так
сурово, как с курдами, армянами и греками, но тоже очень
решительно. Из википедии:
"Была начата кампания по насаждению турецкого языка в быту
национальных меньшинств, под лозунгом: 'гражданин, говори
по-турецки!'; от евреев, например, настойчиво требовали, чтобы
они отказались от родного языка джудесмо (ладино) и перешли на
турецкий, что рассматривалось как свидетельство лояльности госу-
дарству. Одновременно печать призывала религиозные меньшинства
'стать настоящими турками' и в подтверждение этого добровольно
отказаться от прав, гарантированных им в Лозанне. В отношении
евреев, это было достигнуто тем, что в феврале 1926 г. газеты
опубликовали соответствующую телеграмму, якобы посланную 300
турецкими евреями в Испанию (при этом ни авторы, ни адресаты
телеграммы так никогда и не были названы). Хотя телеграмма была
откровенно фальшивой, евреи не посмели ее опровергнуть. В резуль-
тате была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции; ее
еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в
значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго
запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других
странах или участвовать в работе международных еврейских объеди-
нений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-
религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и
истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для
чтения молитв. Евреев не принимали на службу в государственные
учреждения, а тех, кто работал в них ранее, при Ататюрке уволили;
в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия --
военную повинность они отбывали в трудовых батальонах."
Эмиграции "меньшинств" из Турции кемалисты наверняка не препят-
ствовали. Всем, кроме курдов и евреев, было куда податься: в
национальные государства. В конце концов, после всех делёжей
по окончании Первой Мировой что-то должно было остаться под
солнцем и для турок.
Но с курдами Ататюрку было лучше всё-таки договориться. Помочь
с созданием курдского государства. В неразберихе 1920-х, когда
новые государства росли, как грибы после дождя, это бы вполне
прошло, и Ататюрк был бы теперь у курдов национальным героем.
Вместо этого сегодня Турция в состоянии бесконечной вялотекущей
войны с курдами. Это чувствуется даже в турецком туристическом
рае -- Стамбуле: стамбульская полиция мощна и бдительна (хотя
по-европейски вежлива) и, к примеру, на входе в метро может
проверить у пассажира сумку.
С другой стороны, разве, к примеру, Ленин стал национальным
героем Финляндии? Хуже того, получившие от большевиков независи-
мость финны вторглись в 1921 г. на территорию СССР, в течение
1920-х переправляли через границу СССР шпионов и диверсантов, в
1939 г. проявили несговорчивость (в вопросе о переносе границы),
окончившуюся Зимней войной 1939-1940 гг., в 1941-1944 гг. участ-
вовали в немецком вторжении. Не исключено, что подобное вытворяли
бы и курды против Турции. Сколько территории народу ни выдели, у
него найдутся поводы потребовать ещё.
* * *
О том, что предшествовало смирнской резне 1922 года -- одному
из самых неприглядных событий европейской истории XX века. Греки,
снабжавшиеся англичанами, решились пойти на освобождение своих
исконных земель, потерянных 500-1000 лет назад, и дошли почти до
Анкары, где их всё же остановил Мустафа Кемаль, будуший Ататюрк,
на реке Сакария в сентябре 1921 года.
* * *
Турки и курды. Мой консультант в тюркских делах, скрывающийся
от спецслужб под псевдонимом Bozkurt:
"Когда Кемаль воевал, курды были на его стороне, потому что ар-
мяне резали курдов не хуже турок. И Кемаль ведь ввел гражданскую
систему, при которой ВСЕ ГРАЖДАНЕ Республики были равноправны.
Т. е. никакого угнетенияй курдов в Турции не было. Но, конечно,
права на автономию ни Ататюрк, ни любой из последующих турецких
правителей им не дал и не даст, потому что, хотя бы, что кёйлер
турецкие и курдские в Урумге, Восточной Анатолии, идут вперемеш-
ку. И потому, что БОЛЬШИНСТВО курдов вполне лояльны турецкому
правительству. Есть меньшинство, которое мутит воду, и поддержи-
вается это меньшинство из-за границы, русскими и американцами
(они разные группировки поддерживают, но действующие в одном
направлении). Что касается Абдуллы Оджалана, то это был просто
ультралевый террорист и разбойник."
* * *
В Стамбуле есть три вида священных животных: кошки, собаки,
иностранные туристы. Последние -- вроде индийских священных
коров, только дойные. Для них здесь даже создана специальная
туристическая полиция. Турки любят туристов и умеют с ними
работать.
За неделю в Стамбуле мне только два раза испортили настроение
-- и два раза это были русские (во всяком случае русскоязычные:
их тут, кстати, больше, чем собак, но меньше, чем кошек). Зато
турки несколько сами вызывались помочь мне с ориентированием,
когда видели моё лёгкое затруднение. А в самолёте, когда я
пробовал общаться с представителями экипажа на своём кошмарном
турецком, они доброжелательно поправляли меня.
Один раз, в районе виадука Валента, прохожий турок увидел, что
я и моя дочь опасаемся двух больших собак, слишком уж резвящихся
невдалеке, и крикнул хозяину, чтобы тот придержал их. И хозяин
прикрикнул на своих собак, и те его даже послушались. В сраном
Европейском Союзе мне видеть такое не доводилось, зато доводилось
отбиваться от собак кулаками и ножом. Я знаком дал понять первому
турку, что оценил его любезность, а он знаком показал мне, что
ему самому было приятно.
А однажды чистильщик обуви, проходя мимо, потерял щётку, и я
окликнул его. После этого он настойчиво предлагал почистить мои
сильно запылившиеся туфли бесплатно -- "как джентльмен джентль-
мену". Я, разумеется, высоко оценил любезность джентльмена с
сапожной щёткой, но от услуги отказался: просто так дать ему денег
было жалко, да и боялся оскорбить благородного человека, а позво-
лять кому-то чистить мою обувь мешает "демократический" предрас-
судок. Впрочем, поскольку через пару дней ЕЩЁ ОДИН чистильщик
обронил на моих глазах щётку, я подозреваю, что это у них просто
такой приём. А может, и не приём, но я уже сильно испорчен нашим
(точнее, вашим) обществом и замечаю даже то, чего нет.
А то ещё в Стамбуле я со следующим трюком столкнулся. Купил у
уличного торговца часы. Он протянул мне вдобавок ручёнку на
пожатие. Я пожал слегка (вроде, была не совсем уж грязная). Он
начал корчиться и кричать, что я ему повредил едва зажившую
кисть. Покорчился немного, пока я в растерянности размышлял на
тему "фиг же я тебе платить буду". Какой-нибудь немец уже успел
бы за это время отслюнявить инвалиду евров сто, но мы ж не такие!
Видя, что я не реагирую, больной пришёл в норму и сказал, что ему
уже ОК.
* * *
Я не люблю русских (русскоязычных) за границей: мне представля-
ется, что они по большей части либо богатые сволочи, либо искатели
лёгкой жизни, не способные просто работать, либо хорошо пристроив-
шаяся мразь.
Русскоязычных в Стамбуле немеряно: целый день то здесь, то там
слышишь русскую речь. Зазывалы у лавочек зачастую обращаются
по-русски, а это тоже кое-что значит (иногда это турки, пожившие
в России, иногда -- азербайжанцы, узбеки и пр., пожившие в СССР,
иногда -- русские женщины, недостаточно молодые для более пикант-
ного бизнеса).
* * *
Турки очень чистоплотны: по утрам они моют тротуары перед
своими магазинами. Такое поведение обычно приписывают немцам, но
в массовом порядке его можно наблюдать скорее в Стамбуле. И здесь
каждое утро моются дворы и ступени мечетей. А в туристических
местах уборщики снуют со щётками и совками, высматривая соринки.
Султанский дворец Топкапы я бы назвал Дворцом Тысячи Умывальни-
ков. Может быть, их там и чуть меньше, но всё равно очень много.
А ещё перед тем, как войти в мечеть, верующие турки омывают себе
не только руки и лицо, но также ноги -- возле специальных
умывальников во дворах мечетей. А ещё перед входом в мечети они
снимают обувь (но это уже делают все, включая меня).
Стамбульский дворик в районе торговой улицы.
Диапазон антуража от византийской постройки
до спутниковой антенны. Обшарпанно, но аккуратно,
хотя туристы сюда не ходят.
* * *
Граффити в Стамбуле почти нет. И хипповатых волосатиков тоже
почти нет. И сопляки не лапают на улицах своих "тёлок". И тротуа-
ры не в белых пятнах от жвачки. Довелось, правда, видеть людей,
плюющих шелуху чего-то там на асфальт, но это наверняка из-за
дурного влияния заезжих "хохлов".
Редкое зрелище: турецкое граффити.
Район Топкапы.
* * *
Турки -- большие патриоты. Турецких флагов в Стамбуле много. Их
можно увидеть, бывает, даже на рыбацких лодочках. Всякие таблички
в общественных местах сделаны зачастую только на турецком языке.
Непонятно -- учи. Или проваливай.
Турецкий национализм -- своеобразный. Скорее, это патриотизм
или партийная принадлежность: если ты говоришь по-турецки, тяго-
теешь к исламской культуре, уважаешь Ататюрка и считаешь, что ты
турок, то ты турок и есть -- независимо от крови (правда, чёрных
и жёлтых турок на улицах Стамбула не видно). В этом -- отголосок
наднациональности Османской империи. В Малой Азии с её генетичес-
ким винегретом иначе бы, наверное, и не получилось. Вообще,
полноценный национализм есть разве что у евреев: у них даже если
ты будешь говорить без запинки на иврите и читать наизусть Тору,
худо-бедным евреем тебя посчитают лишь при условии, что в тебе
есть хотя бы капля еврейской крови (для верности лучше по
материнской линии).
* * *
В Турции -- не номинальная, а реальная "демократия". Об этом
можно судить хотя бы по накалу конкурентной политической агитации
перед выборами: если бы не было шанса что-то изменить голосовани-
ем, так бы не старались.
Это не праздник: это выборы. Разгул демократии,
какого давно уже не встретить в "христианской" Европе.
На переднем плане - агитационный автомобиль.
Флажки на верёвках - тоже агитационные.
Район Галатского моста.
* * *
В области архитектуры Стамбул всегда шёл почти в ногу с Запад-
ной Европой, но несколько по-своему: без голых женщин на фасадах
и т. п.
Ларёк "Гюльханэ бюфе" (что-то вроде "розового буфета").
Образец турецкой архитектуры малых форм.
Пламенеющее турецкое барокко.
Район дворца Топкапы.
* * *
Турки знают толк в удовольствиях. Турецкая кухня считается
примерно такой же многообразной и изысканной, как французская и
китайская. Правда, дёнер кебап лучше даётся туркам в Германии, а
не в Стамбуле.
* * *
Византийское наследство в Константинополе попало не в худшие
руки, чем римское -- в Риме. Кстати, турки даже названия города
не поменяли: слово "Istanbul" -- искажённое "Константинополь".
А ведь вроде бы что им этот Константин?
* * *
Основатель стамбульского археологического музея -- Osman Hamdi
Bey (1845-1910), художник и археолог, великий турок. Картины его
популярны и эпизодически попадаются на глаза в разных местах
Стамбула, особенно его загадочный "Дрессировщик черепах".
|
|
Автопортрет. Художник Осман Хамди Бей. |
"Дрессировщик черепах". Художник Осман Хамди Бей, 1906. |
Стамбульский археологический музей -- один из самых значитель-
ных в мире. Строительство основного здания музея было начато в
1881 году. Экспонатов в этом музее так много, что часть их выста-
влена просто под открытым небом.
* * *
Стамбульский Морской музей ("Дениз мюзеси") впечатляет своим
качеством: в этом музее есть немало доподлинных вещей, отражающих
гордую славу турецкого флота.
В книге "Великите битки и борби на българите" нашлось следующее:
"Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. турецкий флот --
четвёртый по мощи в мире, но в последующие годы сила его снижает-
ся. В начале XX века наличные корабли не модернизированы, за
исключением броненосца 'Месудие'. В 1903 г. Турция заказывает в
американских и английских верфях крейсеры 'Меджидие' и 'Хамидие',
а в 1908 г. три минных крейсера. После 1909 г. младотурецкое пра-
вительство ещё более усиливает военый флот посредством закупки у
Германии двух броненосцев и восьми линкоров, с которыми он пре-
вращается в первостепенную силу." (стр. 43)
* * *
Что важно: турки ХОДЯТ в свои музеи. И даже школьников своих
туда водят целыми классами.
* * *
Важнейшие османские достопримечательности Стамбула -- это
дворцовый комплекс Топкапы, дворец Долмабахче, Голубая мечеть
и Большой базар.
Султанский дворцовый комплекс Топкапы отличается средневековой
мощностью укреплений и барочной пышностью того, что внутри. В
переводе с турецкого "Топкапы" -- это "пушечные ворота".
Из википедии:
"В 1453 году, после завоевания турками Константинополя,
оттоманский султан Мехмед Завоеватель приказал (1475-1478 гг.)
соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый
дворец -- дворец Топкапы. В последующие века (до 1854 года) дворец
достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец
оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили
25 султанов). В 1854 султан Абдул-Меджид I переехал в новою
резиденцию -- Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением
республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу
Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем."