Александр Бурьяк

Многообразный, но скромный Измит

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Мои города -- это мои другие, дополнительные жизни. Одна из них (правда, коротковатая: надо бы дольше) -- Измит, он же Коджаэли. С Измитом есть та сложность, что помимо него -- и не очень далеко от него -- ещё имеются Изник и Измир, поэтому приходится чётко артикулировать и тщательно контролировать свою речь, иначе можно ввести людей в заблуждение. Измит более-менее зрелищен и по ландшафтной части, и по старо- архитектурной, и по новоархитектурной, и по музейной. Не привле- кает он только потому, что почти рядом -- Стамбул, глыбища миро- вого масштаба. Измит расположен в конце длинного узкого залива Мраморного мо- ря, в основном на северной стороне этого залива, в узких низинах и на склонах гор, а кое-где и на вершинах. Всё это обеспечивает неплохие виды, а местами и потрясающие: море плюс горы -- это почти всегда верняк. Самый конец залива -- какие-то болотистые камышовые заросли. Насколько я понял, под прогулки они не заточены, а надо бы. Ясное дело, что Стамбул оттягивал на себя градостроительную мысль и вообще активных людей, но кое-что всё же оставалось в Измите. Наслаждаться средиземноморскостью и турецкостью в Измите мож- но вполне. Если вам это дано, конечно (= если вы из сибаритов, гедонистов, бонвиванов, эстетов и непритязательных международных бродяг одновременно). А то, что он малотуристичный, имеет свои плюсы. Вот они, драгоценные: - шопиться тут чуть дешевле, чем в Стамбуле, если вас это ещё интересует; - не раздражают русскоязычные на каждом шагу; - возле достопримечательностей не путаются под ногами туристы; - во всяких забегаловках и т. п. относятся к путешественникам бережнее и честнее. * * * Измитский музей археологии и этнографии сделан качественно, но мог бы быть и побольше. Главный экспонат там -- безголовая статуя Геркулеса, встречающая посетителей на входе. Лучшее было вывезено в музей, который в Стамбуле, это понятно. * * * В Измите якобы имеются остатки агоры и храма Августа, но я до них не добрался: не так уж это там просто. На глаза мне не попал- ся ни один стенд с картой местности и помеченными достопримеча- тельностями. Измитяне как будто не верят, что к ним кто-то будет таскаться для осмотра всякого такого. Стамбул виноват... * * * Ппассажирские поезда через Измит ходят, как и ходили. Только редко. В двух шагах от небольшого старого вокзала, ныне Музея археологии и этнографии, построен небольшой новый вокзал. Пасса- жирское железнодорожное сообщение в Турции высококачественное (скоростные немецкие поезда, немецкий порядок), но оттеснённое автобусным транспортом. Железных дорог тут мало. * * * Через Измитский залив переброшен длиннющий мост (аналог моста через Босфор), но он невидим из города, а видим (мельком) только из окна автобуса по дороге из Измита в Стамбул. * * * Большое озеро восточнее Измита было видимо мной только из окна автобуса, и оно меня не впечатлило: горы от него далековато, бе- рега многовато застроены лишь бы чем. * * * BITHYNIA (Вифиния) -- так в древности называлась часть северо- западной Анатолии, в которой располагался город NIKOMEDIA, впо- следствии ставший Измитом и Коджаэли. В 1200-700 гг. до н. э. В Вифинии обитали фракийцы. В VI веке до н. э. Вифинию прибрали к рукам персы. Согласно древним историкам -- Геродоту, Ксенофонту, Страбону -- фракийцы были кочевниками. Те из них, которые перебрались в Малую Азию, стали именоваться вифинянами. * * * Никомедия имела акрополь на горе. Основная часть города распола- галась на склоне горы между акрополем и морем. * * * Если добираетесь из Измита в Стамбул автобусом, то лучше перед покупкой билета уточнить маршрут. У меня получилось так: автобус не поехал через тоннель под Босфором, а остановился на небольшой автостанции на азиатском берегу напротив Топкапы, недалеко от паромного причала Харем. А я ж пробирался на европейский берег. Мне бы следовало завершить автобусную часть маршрута и пересесть на паром, идущий на морской вокзал Еникапы (в районе этого Еника- пы как раз располагался мой отель), но мне пообещали, что завезут на другой берег по суше. Пассажиров, которым требовалось в Евро- пу, пересадили в микроавтобус, наставили в него ящиков с мандари- нами (какие-то старички везли деревенские гостинцы, как-будто в Стамбуле неправильные мандарины) и двинулись... в обратную сторо- ну. Я надеялся, что это делалось для того, чтобы попасть в тоннель (по пути я видел въезд в него, там даже была надпись Avrupa"), но оказалось далеко не так. Сначала доставили старичков куда-то к чёрту на кулички в азиатской части Стамбула (покатался я по ней в тот день ещё как), потом взяли курс на мост через Босфор. Крюк был тот ещё. Ну, проехался я, наконец, по этому мосту через Босфор. Ничего толком зафотографировать не успел, да и свет был неблагоприятный, а окна микроавтобуса -- грязные. И я не сказал бы, что было зрелищно. Ну, я хотя бы заметил, что не посещённая ещё мной Румели хисары ("Румельская крепость") располагается аккурат южнее Босфорского моста (и напомним себе, что Румелией турки называют европейскую часть своей дивной страны). В итоге на дорогу ушло несколько лишних часов, да ещё пришлось вылезать из микроавтобуса, не доезжая до автовокзала в европейс- кой части, и брать такси. Счётчик в такси не работал. Почему так -- не с моим турецким разбираться. Но догадаться можно. Кстати, в Анкаре, Конье, Афьоне, Кютахье, Измите я расплачивался с таксис- тами исключительно по счётчику (плюс иногда небольшой бакшиш). А вот в провинции Анталья, припоминаю, счётчики у таксистов тоже не функционировали, и приходилось вступать в неприятные переговоры. Полагаю, сложность со счётчиками (точнее, с таксистами) существу- ет только в туристических городах (из-за чего мне больше нравится таскаться по турецкой глубинке). Такси мне обошлось в 140 лир, а по счётчику была бы максимум сотня, полагаю. Наглый стамбульский таксист вдобавок выгрузил меня не перед отелем, а в начале пешеходной улицы возле ворот в крепостной стене и заявил, что дальше переть всего лишь метров сто, и я справлюсь на раз-два. В итоге я угробил ещё полчаса на поиски отеля, поскольку названия местных улиц -- нередко загадка даже для аборигенов, а навигатор для смартфона наверняка делали волосатые пирсингованно-татуированные дрыщи с мерзкими бородён- ками. Вот как бывает с теми, кто считают, что общественный транспорт в Турции ездит исключительно по простым, кратчайшим, напрашиваю- щимся маршрутам. Кстати, догадываюсь, что движение по тоннелю под Босфором -- платное, тогда как по мосту через Босфор мы проехали на халяву.
Измит, старая гравюра
Измит, который мы потеряли. Французская гравюра 1882 года. Grande rue de Nicomedie. Художник Charles Felix Marie Texier.
Измит, Часовая башня
Измитская Часовая башня (Izmit Saat Kulesi), символ города. Построена в 1901 г. в ознаменование 25-й годовщины восхождения трон султана Абдулхамида II.
Измит, Морской музей
Корабли в Морском музее Измита, располагающемся недалеко от Часовой башни.
Измит, музей археологии и этнографии
Измитский музей археологии и этнографии в бывшем здании железнодорожного вокзала.
Измит, охотничий замок султана Абдулазиза
Ав Кёшкю, охотничий замок султана Абдулазиза.
Измит, дом Ататюрка
Дом Ататюрка в Измите.
Измит, Измитский залив
Вид на Измитский залив в сторону Мраморного моря.
Измит, Измитский залив
Вот так заканчивается Измитский залив. Какими-то болотистыми зарослями. Дожидаться хорошего солнца в конце декабря, пардон, было некогда.
Измит
Сильно зареставрированный под туристов район старого города, на склоне горы между местом, где была цитадель, и морем.
Измит, измитяне
Добрые измитяне провожают меня приветливыми взглядами.
Измит, боза
Боза - густая сладковатая жижа на основе муки. Есть в этой жиже и алкоголь (результат брожения), но он не ощущается.
Измит
У турок нередко попадаются на глаза вот такие трёхразмерные кучкуемые столики. На превый взгляд интересное решение для компактных жилищ, только зачем они там?
Измит, грузовой велосипед
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом, передним расположением кузова и зеркалом заднего вида.
Измит, грузовой велосипед
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом и задним расположением кузова.
Измит
Турецкий пассажирский мини-транспорт с прибамбасом от дождя, ветра и солнца.
Измит
Турецкий пассажирский электрический супер-мини-транспорт со вторым сиденьем сзади и багажником спереди.
Измит
Моторизованный мини-ларёк для торговли сдобой.
Измит
Подпёртый остаток цитадели на горе.
Измит, золотой автомобиль
Золотой автомобиль. На заднем плане - Измитский залив.
Измит
Мой район в Измите. Турецкая многоформенность и пестрота. Турецкий порядок и верность традициям.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Многообразный, но скромный Измит