Александр Бурьяк

Многообразный, но скромный Измит

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Мои города -- это мои другие, дополнительные жизни. Одна из них (правда, коротковатая: надо бы дольше) -- Измит, он же Коджаэли. При случае с удовольствием застряну в нём ещё, хотя бы на неделю. Если снова повезёт с погодой, эти дни наверняка будут из лучших, какие я видел. С Измитом есть та сложность, что помимо него -- и не очень далеко от него -- ещё имеются Изник и Измир, поэтому приходится чётко артикулировать и тщательно контролировать свою речь, иначе можно ввести людей в заблуждение. Измит более-менее зрелищен и по ландшафтной части, и по старо- архитектурной, и по новоархитектурной, и по музейной. Не привле- кает он только потому, что почти рядом -- Стамбул, глыбища миро- вого масштаба. Измит расположен в конце длинного узкого залива Мраморного мо- ря, в основном на северной стороне этого залива, в узких низинах и на склонах гор, а кое-где и на вершинах. Всё это обеспечивает неплохие виды, а местами и потрясающие: море плюс горы -- это почти всегда верняк. Самый конец залива -- какие-то болотистые камышовые заросли. Насколько я понял, под прогулки они не заточены, а надо бы. Ясное дело, что Стамбул оттягивал на себя градостроительную мысль и вообще активных людей, но кое-что всё же оставалось в Измите. Наслаждаться средиземноморскостью и турецкостью в Измите мож- но вполне. Если вам это дано, конечно (= если вы из сибаритов, гедонистов, бонвиванов, эстетов и непритязательных международных бродяг одновременно). А то, что он малотуристичный, имеет свои плюсы. Вот они, драгоценные: - шопиться тут чуть дешевле, чем в Стамбуле, если вас это ещё интересует; - не раздражают русскоязычные на каждом шагу; - возле достопримечательностей не путаются под ногами туристы; - во всяких забегаловках и т. п. относятся к путешественникам бережнее и честнее. * * * Измитский музей археологии и этнографии сделан качественно, но мог бы быть и побольше. Главный экспонат там -- безголовая статуя Геркулеса, встречающая посетителей на входе. Лучшее было вывезено в музей, который в Стамбуле, это понятно. * * * В Измите якобы имеются остатки агоры и храма Августа, но я до них не добрался: не так уж это там просто. На глаза мне не попал- ся ни один стенд с картой местности и помеченными достопримеча- тельностями. Измитяне как будто не верят, что к ним кто-то будет таскаться для осмотра всякого такого. Стамбул виноват... * * * Пассажирские поезда через Измит ходят, как и ходили. Только редко. В двух шагах от небольшого старого вокзала, ныне Музея археологии и этнографии, построен небольшой новый вокзал. Пасса- жирское железнодорожное сообщение в Турции высококачественное (скоростные немецкие поезда, немецкий порядок), но оттеснённое автобусным транспортом. Железных дорог тут мало. * * * Через Измитский залив переброшен длиннющий мост (аналог моста через Босфор), но он невидим из города, а видим (мельком) только из окна автобуса по дороге из Измита в Стамбул. * * * Большое озеро восточнее Измита было видимо мной только из окна автобуса, и оно меня не впечатлило: горы от него далековато, бе- рега многовато застроены лишь бы чем. * * * BITHYNIA (Вифиния) -- так в древности называлась часть северо- западной Анатолии, в которой располагался город NIKOMEDIA, впо- следствии ставший Измитом и Коджаэли. В 1200-700 гг. до н. э. В Вифинии обитали фракийцы. В VI веке до н. э. Вифинию прибрали к рукам персы. Согласно древним историкам -- Геродоту, Ксенофонту, Страбону -- фракийцы были кочевниками. Те из них, которые перебрались в Малую Азию, стали именоваться вифинянами. * * * Никомедия имела акрополь на горе. Основная часть города распола- галась на склоне горы между акрополем и морем. * * * Если добираетесь из Измита в Стамбул автобусом, то лучше перед покупкой билета уточнить маршрут. У меня получилось так: автобус не поехал через тоннель под Босфором, а остановился на небольшой автостанции на азиатском берегу напротив Топкапы, недалеко от паромного причала Харем. А я ж пробирался на европейский берег. Мне бы следовало завершить автобусную часть маршрута и пересесть на паром, идущий на морской вокзал Еникапы (в районе этого Еника- пы как раз располагался мой отель), но мне пообещали, что завезут на другой берег по суше. Пассажиров, которым требовалось в Евро- пу, пересадили в микроавтобус, наставили в него ящиков с мандари- нами (какие-то старички везли деревенские гостинцы, как-будто в Стамбуле неправильные мандарины) и двинулись... в обратную сторо- ну. Я надеялся, что это делалось для того, чтобы попасть в тоннель (по пути я видел въезд в него, там даже была надпись Avrupa"), но оказалось далеко не так. Сначала доставили старичков куда-то к чёрту на кулички в азиатской части Стамбула (покатался я по ней в тот день ещё как), потом взяли курс на мост через Босфор. Крюк был тот ещё. Ну, проехался я, наконец, по этому мосту через Босфор. Ничего толком зафотографировать не успел, да и свет был неблагоприятный, а окна микроавтобуса -- грязные. И я не сказал бы, что было зрелищно. Ну, я хотя бы заметил, что не посещённая ещё мной Румели хисары ("Румельская крепость") располагается аккурат южнее Босфорского моста (и напомним себе, что Румелией турки называют европейскую часть своей дивной страны). В итоге на дорогу было потрачено несколько лишних часов, да ещё пришлось вылезать из микроавтобуса, не доезжая до автовокзала в европейской части (чтобы хоть чуть-чуть сберечь остаток времени), и брать такси. Счётчик в такси не работал. Почему так случилось -- не с моим турецким разбираться. Но догадаться можно. Кстати, в Анкаре, Конье, Афьоне, Кютахье, Измите я расплачивался с таксис- тами исключительно по счётчику (плюс иногда небольшой бакшиш -- от моей широкой душищи и из любви к Турции). А вот в провинции Анталья, припоминаю, счётчики у таксистов тоже не функционирова- ли, и приходилось вступать в неприятные переговоры (ненавижу тор- говаться). Полагаю, сложность со счётчиками (точнее, с таксиста- ми) существует только в туристических городах (из-за чего мне больше нравится таскаться по турецкой глубинке). Такси мне обошлось в 140 лир, а по счётчику была бы максимум сотня, полагаю. Наглый стамбульский таксист вдобавок выгрузил меня не перед отелем, а в начале пешеходной улицы возле ворот в крепостной стене и заявил, что дальше переть всего лишь метров сто, и я справлюсь на раз-два. В итоге я угробил ещё полчаса на поиски отеля, поскольку названия местных улиц -- нередко загадка даже для аборигенов, а навигатор для смартфона наверняка делали волосатые пирсингованно-татуированные дрыщи с мерзкими бородён- ками. Вот как бывает с теми, кто считают, что общественный транспорт в Турции ездит исключительно по простым, кратчайшим, напрашиваю- щимся маршрутам. Кстати, догадываюсь, что движение по тоннелю под Босфором -- платное, тогда как по мосту через Босфор мы проехали на халяву.
Измит, старая гравюра
Измит, который мы потеряли. Французская гравюра 1882 года. Grande rue de Nicomedie. Художник Charles Felix Marie Texier. И обратим внимание на дугообразность подпорок: в наше время мне попадались на глаза только прямые (ну, они, если честно, надёжнее).
Измит, Часовая башня
Измитская Часовая башня (Izmit Saat Kulesi), символ города. Построена в 1901 г. в ознаменование 25-й годовщины восхождения трон султана Абдулхамида II.
Измит, Морской музей
Корабли в Морском музее Измита, располагающемся недалеко от Часовой башни. Я на них не попал из-за ковидной истерии (не моей).
Измит, музей археологии и этнографии
Измитский музей археологии и этнографии в бывшем здании железнодорожного вокзала.
Измит, охотничий замок султана Абдулазиза
Ав Кёшкю, охотничий замок султана Абдулазиза.
Измит, дом Ататюрка
Дом Ататюрка в Измите.
Измит, Измитский залив
Вид на Измитский залив в сторону Мраморного моря.
Измит, Измитский залив
Вот так заканчивается Измитский залив. Какими-то болотистыми зарослями. Дожидаться хорошего солнца в конце декабря, пардон, было некогда.
Измит
Сильно зареставрированный под туристов район старого города, на склоне горы между местом, где была цитадель, и морем.
Измит, измитяне
Добрые измитяне провожают меня приветливыми взглядами.
Измит, боза
Боза - густая сладковатая жижа на основе муки. Есть в этой жиже и алкоголь (результат брожения), но он не ощущается.
Измит
У турок нередко попадаются на глаза вот такие трёхразмерные кучкуемые столики. На первый взгляд интересное решение для компактных жилищ, только зачем столько столиков там?
Измит, грузовой велосипед
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом, передним расположением кузова и зеркалом заднего вида.
Измит, грузовой велосипед
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом и задним расположением кузова.
Измит
Турецкий пассажирский мини-транспорт с прибамбасом от дождя, ветра и солнца.
Измит
Турецкий пассажирский электрический супер-мини-транспорт со вторым сиденьем сзади и багажником спереди.
Измит
Моторизованный мини-ларёк для торговли сдобой.
Измит
Подпёртый остаток цитадели на горе.
Измит, золотой автомобиль
Золотой автомобиль. На заднем плане - Измитский залив.
Измит
Мой район в Измите. Турецкая многоформенность и пестрота. Турецкий порядок и верность традициям.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Многообразный, но скромный Измит