Мои города -- это мои другие, дополнительные жизни. Одна из них
(правда, коротковатая: надо бы дольше) -- Измит, он же Коджаэли.
При случае с удовольствием застряну в нём ещё, хотя бы на неделю.
Если снова повезёт с погодой, эти дни наверняка будут из лучших,
какие я видел.
С Измитом есть та сложность, что помимо него -- и не очень
далеко от него -- ещё имеются Изник и Измир, поэтому приходится
чётко артикулировать и тщательно контролировать свою речь, иначе
можно ввести людей в заблуждение.
Измит более-менее зрелищен и по ландшафтной части, и по старо-
архитектурной, и по новоархитектурной, и по музейной. Не привле-
кает он только потому, что почти рядом -- Стамбул, глыбища миро-
вого масштаба.
Измит расположен в конце длинного узкого залива Мраморного мо-
ря, в основном на северной стороне этого залива, в узких низинах
и на склонах гор, а кое-где и на вершинах. Всё это обеспечивает
неплохие виды, а местами и потрясающие: море плюс горы -- это
почти всегда верняк.
Самый конец залива -- какие-то болотистые камышовые заросли.
Насколько я понял, под прогулки они не заточены, а надо бы.
Ясное дело, что Стамбул оттягивал на себя градостроительную
мысль и вообще активных людей, но кое-что всё же оставалось в
Измите.
Наслаждаться средиземноморскостью и турецкостью в Измите мож-
но вполне. Если вам это дано, конечно (= если вы из сибаритов,
гедонистов, бонвиванов, эстетов и непритязательных международных
бродяг одновременно). А то, что он малотуристичный, имеет свои
плюсы. Вот они, драгоценные:
- шопиться тут чуть дешевле, чем в Стамбуле, если вас это ещё
интересует;
- не раздражают русскоязычные на каждом шагу;
- возле достопримечательностей не путаются под ногами туристы;
- во всяких забегаловках и т. п. относятся к путешественникам
бережнее и честнее.
* * *
Измитский музей археологии и этнографии сделан качественно, но
мог бы быть и побольше. Главный экспонат там -- безголовая статуя
Геркулеса, встречающая посетителей на входе. Лучшее было вывезено
в музей, который в Стамбуле, это понятно.
* * *
В Измите якобы имеются остатки агоры и храма Августа, но я до
них не добрался: не так уж это там просто. На глаза мне не попал-
ся ни один стенд с картой местности и помеченными достопримеча-
тельностями. Измитяне как будто не верят, что к ним кто-то будет
таскаться для осмотра всякого такого. Стамбул виноват...
* * *
Пассажирские поезда через Измит ходят, как и ходили. Только
редко. В двух шагах от небольшого старого вокзала, ныне Музея
археологии и этнографии, построен небольшой новый вокзал. Пасса-
жирское железнодорожное сообщение в Турции высококачественное
(скоростные немецкие поезда, немецкий порядок), но оттеснённое
автобусным транспортом. Железных дорог тут мало.
* * *
Через Измитский залив переброшен длиннющий мост (аналог моста
через Босфор), но он невидим из города, а видим (мельком) только
из окна автобуса по дороге из Измита в Стамбул.
* * *
Большое озеро восточнее Измита было видимо мной только из окна
автобуса, и оно меня не впечатлило: горы от него далековато, бе-
рега многовато застроены лишь бы чем.
* * *
BITHYNIA (Вифиния) -- так в древности называлась часть северо-
западной Анатолии, в которой располагался город NIKOMEDIA, впо-
следствии ставший Измитом и Коджаэли.
В 1200-700 гг. до н. э. В Вифинии обитали фракийцы. В VI веке
до н. э. Вифинию прибрали к рукам персы.
Согласно древним историкам -- Геродоту, Ксенофонту, Страбону --
фракийцы были кочевниками. Те из них, которые перебрались в Малую
Азию, стали именоваться вифинянами.
* * *
Никомедия имела акрополь на горе. Основная часть города распола-
галась на склоне горы между акрополем и морем.
* * *
Если добираетесь из Измита в Стамбул автобусом, то лучше перед
покупкой билета уточнить маршрут. У меня получилось так: автобус
не поехал через тоннель под Босфором, а остановился на небольшой
автостанции на азиатском берегу напротив Топкапы, недалеко от
паромного причала Харем. А я ж пробирался на европейский берег.
Мне бы следовало завершить автобусную часть маршрута и пересесть
на паром, идущий на морской вокзал Еникапы (в районе этого Еника-
пы как раз располагался мой отель), но мне пообещали, что завезут
на другой берег по суше. Пассажиров, которым требовалось в Евро-
пу, пересадили в микроавтобус, наставили в него ящиков с мандари-
нами (какие-то старички везли деревенские гостинцы, как-будто в
Стамбуле неправильные мандарины) и двинулись... в обратную сторо-
ну.
Я надеялся, что это делалось для того, чтобы попасть в тоннель
(по пути я видел въезд в него, там даже была надпись Avrupa"),
но оказалось далеко не так. Сначала доставили старичков куда-то
к чёрту на кулички в азиатской части Стамбула (покатался я по
ней в тот день ещё как), потом взяли курс на мост через Босфор.
Крюк был тот ещё. Ну, проехался я, наконец, по этому мосту через
Босфор. Ничего толком зафотографировать не успел, да и свет был
неблагоприятный, а окна микроавтобуса -- грязные. И я не сказал
бы, что было зрелищно. Ну, я хотя бы заметил, что не посещённая
ещё мной Румели хисары ("Румельская крепость") располагается
аккурат южнее Босфорского моста (и напомним себе, что Румелией
турки называют европейскую часть своей дивной страны).
В итоге на дорогу было потрачено несколько лишних часов, да ещё
пришлось вылезать из микроавтобуса, не доезжая до автовокзала в
европейской части (чтобы хоть чуть-чуть сберечь остаток времени),
и брать такси. Счётчик в такси не работал. Почему так случилось
-- не с моим турецким разбираться. Но догадаться можно. Кстати, в
Анкаре, Конье, Афьоне, Кютахье, Измите я расплачивался с таксис-
тами исключительно по счётчику (плюс иногда небольшой бакшиш --
от моей широкой душищи и из любви к Турции). А вот в провинции
Анталья, припоминаю, счётчики у таксистов тоже не функционирова-
ли, и приходилось вступать в неприятные переговоры (ненавижу тор-
говаться). Полагаю, сложность со счётчиками (точнее, с таксиста-
ми) существует только в туристических городах (из-за чего мне
больше нравится таскаться по турецкой глубинке).
Такси мне обошлось в 140 лир, а по счётчику была бы максимум
сотня, полагаю.
Наглый стамбульский таксист вдобавок выгрузил меня не перед
отелем, а в начале пешеходной улицы возле ворот в крепостной
стене и заявил, что дальше переть всего лишь метров сто, и я
справлюсь на раз-два. В итоге я угробил ещё полчаса на поиски
отеля, поскольку названия местных улиц -- нередко загадка даже
для аборигенов, а навигатор для смартфона наверняка делали
волосатые пирсингованно-татуированные дрыщи с мерзкими бородён-
ками.
Вот как бывает с теми, кто считают, что общественный транспорт
в Турции ездит исключительно по простым, кратчайшим, напрашиваю-
щимся маршрутам.
Кстати, догадываюсь, что движение по тоннелю под Босфором --
платное, тогда как по мосту через Босфор мы проехали на халяву.
Измит, который мы потеряли. Французская гравюра 1882 года.
Grande rue de Nicomedie. Художник Charles Felix Marie Texier.
И обратим внимание на дугообразность подпорок: в наше время мне
попадались на глаза только прямые (ну, они, если честно, надёжнее).
Измитская Часовая башня (Izmit Saat Kulesi), символ города.
Построена в 1901 г. в ознаменование 25-й годовщины восхождения
трон султана Абдулхамида II.
Корабли в Морском музее Измита, располагающемся недалеко от Часовой башни.
Я на них не попал из-за ковидной истерии (не моей).
Измитский музей археологии и этнографии в бывшем здании железнодорожного вокзала.
Ав Кёшкю, охотничий замок султана Абдулазиза.
Дом Ататюрка в Измите.
Вид на Измитский залив в сторону Мраморного моря.
Вот так заканчивается Измитский залив. Какими-то болотистыми зарослями.
Дожидаться хорошего солнца в конце декабря, пардон, было некогда.
Сильно зареставрированный под туристов район старого города,
на склоне горы между местом, где была цитадель, и морем.
Добрые измитяне провожают меня приветливыми взглядами.
Боза - густая сладковатая жижа на основе муки.
Есть в этой жиже и алкоголь (результат брожения), но он не ощущается.
У турок нередко попадаются на глаза вот такие трёхразмерные
кучкуемые столики. На первый взгляд интересное решение
для компактных жилищ, только зачем столько столиков там?
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом,
передним расположением кузова и зеркалом заднего вида.
Турецкий грузовой мини-транспорт с педальным приводом и
задним расположением кузова.
Турецкий пассажирский мини-транспорт с прибамбасом от дождя,
ветра и солнца.
Турецкий пассажирский электрический супер-мини-транспорт
со вторым сиденьем сзади и багажником спереди.
Моторизованный мини-ларёк для торговли сдобой.
Подпёртый остаток цитадели на горе.
Золотой автомобиль. На заднем плане - Измитский залив.
Мой район в Измите. Турецкая многоформенность и пестрота.
Турецкий порядок и верность традициям.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Многообразный, но скромный Измит