Есть турецкая деревня Каякёй. Она расположена на краю руин гре-
ческого городка Левисси, покнутого греками в 1923 году.
В древности Левисси назывался Karmylassos. Этот Кармилассос
"филологически датируется 3000 годом до н. э., но ничего древнее
VI века в нём пока не обнаружено" (так написно на стенде).
Частично сохранившиеся постройки города Левисси были сооружены
во второй половине XIX века и в первой четверти XX века (так на
стенде). В действительности наверняка часть построек много стар-
ше: С ЧЕГО БЫ было городу радикально перестраиваться во второй
половине XIX века? Даже после сильного землетрясения тут бы мно-
го что уцелело.
Стенд:
"Имеются 14 часовен, 2 церкви (Taxiarhis и Panagia Pirgiotis-
sa), 2 школьных здания и 1 здание таможни помимо жилых домов.
Дома не согласованы между собой ландшафтно и по дневному свету
["do not interfere whith each other in terms of landscape and
daylight" -- а как это перевести?!] и по преимуществу имеют пло-
щадь около 50 кв. м."
В Каякёй ходят каждый час долмуши из Фетхие, но с напрягающими
нюансами по-турецки. Садиться можно на остановке, которая на пе-
ресечении бульваров Аднана Мендеса и Инёню. Там как бы филиаль-
чик долмушной станции, и даже дежурит "менеджер" с карманным
радиопередатчиком (walkie-talkie), заменяющий расписание и пиха-
ющий пассажиров в нужные долмуши. На этой остановке даже висит
какое-то расписание для некоторых маршрутов, но оно обрело исто-
рическую ценность. По-моему, лучше садиться не на этой останов-
ке, а на одной из тех, которые долмуш проезжает чуть раньше по
бульвару Инёню: тогда выше вероятность того, что вы именно сяде-
те, а не будете вынуждены ехать стоя.
(По бульвару Инёню идут долмуши разных маршрутов. На автовок-
зал они не заезжают. Возле автовокзала, рядом с автозаправочной
станцией, есть остановка долмушей. На неё вы скорее всего устре-
митесь, когда приедете в Фетхие автобусом.
Все остановки долмушей и городских автобусиков в Фетхие поме-
чены квадратной синей табличкой с буквой "D" ("durak"), а неко-
торые даже навесиком, под которым скамейка.)
Долмуш, направляющийся в Каякёй, проезжает через "верхний" Олю-
дениз. В Каякой он имеет НЕСКОЛЬКО остановок, и важно выйти на
правильной, иначе придётся долговато [маршировать] исследовать
турецкую сельскую жизнь. Первая остановка -- вроде, недалеко от
какого-то кладбища (упоминали "мезарлык"). Может быть, кладбище
греческое (куда было без него?). Я в Каякёй болтался всего лишь
часа четыре, а этого не достаточно, чтобы своим ходом разобрать-
ся, где тут у них что.
* * *
Руины Левисси значительно превзошли мои ожидания. Нет худа без
добра (ну, и добра без худа). Если бы турки не выселили из Левис-
си греков, тут было бы уже напорчено нашей жутчающей современнос-
тью с использованием новейших материалов. Бетона тут мало: почти
всё -- камни.
От греческого городка остался, можно сказать, чистенький ске-
лет.
Вход в имеющиеся тут две церкви закрыт из-за их аварийного со-
стояния. Входить можно в церквушки (часовни), но внутри них нет
ни фресочки, ни хоть какого-нибудь крестика. Стоп, вру: в одной
из церквушек свисают с потолка два обрывка цепей, на которых кре-
пились светильники.
Остатки домов расположены в основном на склонах гор. Снизу тер-
ритория огорожена, и с посетителей взымают плату -- 3 евро (можно
платить турецкими лирами).
При многих домах просматриваются каменные цилиндрические апохо-
ритырьо (= нужники). В некоторых пристроечках угадываются цистер-
ны. К цистернам ведут жёлобы, местами сохранившиеся на стенах.
Видимо, по этим жёлобам вода с крыш стекала в цистерны.
Имел ли место какой-то смыв из многочисленных местных апохори-
тырьо, я не рассмотрел. Скорее всего, смыва не было, иначе на
улицах стоял бы в своё время тот ещё запашок. Лично я бы действо-
вал в здешних условиях так: раз в пару лет закрывал апохоритырьо
на пару лет, и за это время "материал", может, превращался бы во
что-то, легко вывозимое на поля. Говночерпии с вёдрами, как было
у нас в степном ударном радиотехническом батальоне, -- тоже вари-
ант, но очень уж неэстетичный. Но в качестве наказания провинив-
шихся (как у нас в батальоне) -- почему бы и нет? Это куда гуман-
нее, чем отрубать человеку что-нибудь или чем избивать его до
потери пульса.
Во многих домах хорошо видны остатки угловых печек с конически-
ми дымоприёмниками сверху. Такие печки отапливали в значительной
степени не жилища, а окружающее пространство.
Один из местных must-ов -- часовня на верхушке горы. Дорога ту-
да прекрасна -- если не думать о том, с какими чувствами несчаст-
ные греки покидали эти места. Впрочем, почти любые руины связаны
с человеческими страданиями. Но люди страдают и в современных го-
родах. А в руинах некоторые мизантропы, наоборот, отдыхают от
шумной и абсурдной современности
Стенд с картой деревни отсутствует. Будочка "Tourist imformati-
on" стоит забитая каким-то хламом и явно встала на путь превраще-
ния в тоже руины (позавидовала, да?). Странно, что самолёты ком-
пании "Turkish Airlines" вполне себе летают, тьфу-тьфу.
Местность тут в целом очень приятная: скально-лесистая, нелюд-
ная. Застрять тут на пару дней -- не катастрофа, а радость. По-
размышлять о цивилизациях, Средиземноморье, греках, турках. Прав-
да, сюда всё же таскается не совсем мало англичан и русских. Но
хватает и турок. Но почти все они топчутся на главных тропах, а
чуть шагнёшь в сторону -- и ты один-одинёшенек: поломаешь себе
ноги на камнях -- не докричишься помощи. М-да, людишки иногда
требуются.
* * *
Вполне обитаемая деревня Каякёй заточена под туристов: есть за-
бегаловки, гостиницы.
Уезжать из Каякёй общественным транспортом в Фетхие так же на-
пряжно, как и приезжать сюда. Правда, крытые остановки долмушей в
деревне имеются -- и распознаются в качестве таковых. Но при них
нет расписания. О времени прихода долумуша можно немножко судить
по количеству ожидающих аборигенов на этих остановках.
Чтобы спокойно уехать отсюда, надо правильно приехать сюда:
смотреть и запоминать маршрут долмуша в пределах Каякёй. Хорошая
память на такое -- условие успешного путешествия. Но у меня есть
только моя удачливость и элементарное знание турецкого языка. И,
может, внушающая некоторое доверие внешность неистового обожателя
Турции.
Яркая жизнь в деревне Каякёй. "Kuyu" - колодец, шахта, "баш" - голова.
Турецкая деревня Каякёй. Сравните с вашей.
В деревне Каякёй имеется вот даже гостиница. Это к тому, что тут можно
и задержаться на несколько дней. Природа тут замечательная, море недалеко.
Карета прошлого.
Да тут просто идиллия.
У мизантропов мир не чёрно-белый, а со множеством прекрасных
оттенков серого. Не успеваешь наслаждаться ими.
Средиземноморскость высокого класса. Во всех своих потрясающих детальках.
В каждой колючечке, в каждом камешке, в каждой букашке. На таком
замечательном фоне очень хочется отчебучить что-то великое, на уровне
Аристотеля и Александра Македонского [но как?!].
Типичное для домов в Левисси - такой вот угловой камин
- красивый, но обогревающий наружные стены дома. Напомним себе,
что русская печь нигде с наружными стенами не контактирует -
и обогревает исключительно внутреннее пространство избы. Да и
не совсем русская печь в России никогда к наружной стене не
примыкает, даже во дворцах.
Часовня на вершине горы.
Вид на море из окна часовни, которая на вершине горы. Это к тому,
что море тут есть, только не совсем рядом. И без пляжа.
Ущелье, в котором я обедал и отдыхал. Через это ущелье, догадываюсь,
левиссийцы сообщались с берегом моря. Оно открывается на подходе к часовне,
которая на горе.
Типичный округлый левиссийский апохоритырьо (= нужник).
Церковь Taksiyarhis, XIX век.
Левисси сегодня. Прекрасен, как скелет динозавра. Хорошо видно, что у домов есть
безоконные подвальные помещения, компенсирующие наклонность оснований.
Я таскал с собой коврик, опасаясь сложностей с возвращением
в Фетхие. После обеда коврик таки немного пригодился.
Сооружение наверху выглядит, как цитадель, но это всего лишь школа.
Надо полагать, Левисси на самом деле назывался Lebessos, и дома в нём
выглядели приблизительно так, как вот этот ресторан. "Кахвалтыджы Махмут" -
"кофейщик Махмут". Обожаю турецкий язык. Но хочется и греческого. И хочется
мира и многообразия. Чтобы народы благоденстовали и не мешали друг дружке
быть самими собой.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Каякёй как Скальная деревня и бывший греческий город Левисси