Александр Бурьяк

Конья как бывшая столица сельджуков

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Конья -- это море разлеванное доподлинной турецкости высшего качества. Чуть-чуть превосходят в этом Конью только Стамбул, Анкара и Бурса. "Исконный" -- значит "из Коньи". По крайней мере, в Турции. * * * Важное, если вы добираетесь в Конью поездом из Анкары. В Конье имеются аж два железнодорожных вокзала: 1) старый маленький в центре города, фигурирующий как станция "Конья"; 2) новый большой, именуемый "Сельчуклу" и расположенный в север- ном районе города, носящем такое же название. Если вы намерились поселиться в районе Сельчуклу (а почему нет?), то лучше выйти из поезда на станции "Селчуклу", конечно. * * * Сельчуклу -- район, в котором я жил в отеле Gherdan. Это "Сель- чуклу" можно перевести как "Сельджукский". Район застроен очень качественно, почти образцово -- ну, в рамках современного расхо- жего стиля, конечно, а не в рамках концепции компактного города. Среди прочего, есть там крупные, архитектурно очень качественные мечети. Одна из крупнейших достопримечательностей района Сельчуклу -- парковый комплекс "Крепость", расположенный приблизительно через дорогу от отеля Gherdan. Этим комплексом сельчукяне, как я пони- маю, компенсировали отсутствие исторических достопримечательнос- тей в их районе. Данный комплекс -- весьма яркий образчик турец- кого эстетизма, вызывающий уважение к туркам. Ой, не простые они. Очень не простые. * * * Археологический музей в Конье маловатый площадью, зато экспози- цией мощный. Саркофаги в нём сделали бы честь и Лувру, и Ватика- ну. Гвоздь экспозиции -- терракотовая "сидячая" ванна с терракото- вой же скамеечкой внутри. Датируется эпохой ассирийской оккупа- ции/колонизации. В нижней части этой ванны имеются мелкие нечас- тые круглые отверстия диаметром миллиметров 8, так что технология мытья в ней загадочна. Возможно, в ванну направлялся непрерывный поток воды. Ещё в этом музее имеется коллекция терракотовых сосудов весьма необычной конструкции. Хотелось бы понять, зачем так изощрялась древняя творческая мысль и не скрывается за этим странными форма- ми что-то удивительное, блистательное, великое или страшное. * * * В историческом центре Коньи имеется арабский квартал. Он распо- лагается севернее археологического музея, вплотную к нему. Узнать этот квартал можно по надписям арабской вязью на дверях магази- нов. Раз он в центре, значит, он там давно. * * * Восемь сельджукских султанов поместилось в одном скромном мав- золейчике При мечети Алаэддина, впритык друг к другу. Зато пре- словутый Мевляна лежит очень свободно, в большом саркофаге, в ярко отделанном углу огромного помещения. * * * Отель Gherdan в районе Сельчуклу в Конье -- скажем так, немнож- ко не ОК. Во-первых, он расположен на северном конце города, и добираться оттуда до центра общественным транспортом -- та ещё проблема: на автобусных остановках -- никаких схем и расписаний, долмуши ходят и останавливаются непонятно где (и надо высматривать их и ловить, размахивая руками -- для верности), номеров маршрутов на себе они не имеют, списки остановок в них -- мелкими буквами и ничего вня- тного мне, приезжему, не сообщают. Мой изначальный расчёт был на скоростной трамвай, но на него, как оказалось невозможно купить билет или хоть жетон какой: в Конье псевдопрогресс, расплачивать- ся за трамвай надо особой пластиковой картой, а чтобы её приобес- ти, должна быть на руках местная банковская карта -- и это не считая ковидного HES-кода. Во-вторых, номера в этом отеле Gherdan отличаются массивными гремучими дверями с "возвратными механизмами" (снова псевдопро- гресс, куда бы от него скрыться), из-за чего в коридорах отеля день и ночь стоит грохот захлопывающихся дверей. Чтобы закрыть дверь тихо, требуется особое усилие воли, а на такое способны только закалённые мизантропы, да и то лишь при условии, что бу- дут вовремя вспоминать об указанной "засаде". В-третьих, отель Gherdan развёрнут фасадом на улицу с 8-полос- ным движением, а его там хватает (всё тот же псевдопрогресс, да), то есть шум и вонь прекращаются только глубокой ночью. Вообще, вся часть города, в которой расположен отель, "заточена" под лег- ковой автотранспорт, так что достают "просторы", по которым при- ходится телепаться на двух натуральных нижних конечностях по не самому свежему воздуху. В-четвёртых, всякий номер в отеле Gherdan начинается с кори- дорчика, идущего рядом с туалетной комнатой, но нет чтобы поста- вить дополнительную дверь между этим коридорчиком и собственно комнатой, чтобы меньше шума доносилось из коридора. Зато часть номера, которая возле окна, отделена стеклянной пе- регородкой со стеклянной же дверью -- чтобы курильщики могли курить, не покидая номера. Эта стеклянная перегородка несколько защищает от шума с улицы, а иначе был бы и вовсе ужас. В-пятых, в номерах полутьма. Я-то езжу с собственным мини-све- тильником и собственным электрическим удлинителем на подобные мерзкие случаи, но сложность в том, что светильник у меня -- на большой прищепке, а прищепить эту прищепку в номере не к чему, разве что к краю подушки, что я и делал, о, Аллах! Кстати, из-за этой полутьмы я однажды так ляснулся головой в стеклянную дверь перегородки, что чуть пломбы из зубов не повыле- тали. Соль в том, что псевдопрогрессная стеклянная дверь там -- тоже с доводкой, причём в два положения: открытое и закрытое. Так вот, она в тот раз довелась в закрытое положение (я ж всегда от- крываю двери скромненько, не во всю ширь), а я краем сознания решил, что в открытое, и -- бабах! Не просто же так я ваш псевдо- прогресс ненавижу всё больше. В мою первую ночь в этом отеле гуляла -- с громкими разговорами в коридоре и грохотом дверей -- некая компашка. Часа в два ночи я пошёл, наконец, успокаивать дамочек, трепавшихся в коридоре, а это оказались три явно представительницы древнего сервиса, на вид вполне себе эффектные (по крайней мере на мой эстетско-сибаритс- кий вкус). Тоже мне Конья -- город святош: на самом деле-то обна- ружилось, что по части отклонений от исламских правильностей это вполне себе обычный гадючник, и надо всего лишь знать, где тут что и по каким телефонам звонить. В общем, номера в этом отеле приспособлены к тому, чтобы в них курить, а чтобы спать, читать, питаться, -- нет, не приспособле- ны. А ещё рано утром в номер проникал запах жареной картошки, хотя от едальни меня отделяли два этажа и два коридора общей протяжён- ностью метров пятьдесят. Как достигался такой эффект, мне не ве- домо. Возможно, система вентиляции там гоняет воздух по кругу: подышал -- дай подышать другим. И вдобавок картина в номере висела кривовато. Вообще, эта мане- ра неровно вешать картины -- с отклонением в 1-2 градуса -- на- блюдалась мной в Турции неоднократно, даже в музее псевдоживопи- си, который я посещал в Анкаре. Если это у турок -- менталитет- ное, а значит, ещё и, к примеру, работа поездов с самолётами обеспечивается на таком же уровне качества, уже есть о чём тре- вожно задумываться. В самом деле, с какого рожна мне считать, что самолётами и поездами занимаются какие-то другие, особые турки -- не такие, какие развешивают картины? Через пару дней уже знакомая мне дама из службы древнего серви- са разбудила меня в 5 часов утра настойчивым стуком в чью-то дверь. Эта дама то ли ударно заканчивала ночную смену, то ли рано начинала рабочий день и явно была настроена выпонить свои трудо- вые обязанности во что бы то ни стало, но клиент, может, умер или был мертвецки пьян, то есть, и без неё уже счастлив. Меня такое ответственное отношение к работе, конечно же, умилило (к примеру, мне оно не свойственно). Можно было сказать ей, что она перепута- ла дверь, но в 5 часов утра, после внезапного насильственного пробуждения, мои мыслищи идут только в одном направлении: удастся ли доспать ещё хотя бы час. Несомненные плюсы отеля Gherdan: - хорошая кормёжка; - интересный внутренний дизайн; - расположенность в одном комплексе с магазинами, предприятия- ми общепита и т. п.; - наличие впечатляющего парка "Крепость" поблизости; - автовокзал на той же улице. Кстати, по поводу ночных бдений под чужими дверями/окнами. Я вдруг отчётливо поймал себя на том, что стал иначе воспринимать песню, в которой "только слышно: по улице где-то одинокая бродит гармонь". Убивать надо такие гармони. Тем более что ночью очень мала вероятность нарваться на случайных свидетелей, да и не рас- смотрят они тебя. И ещё вот идея имеется: добавить дверные звонки в обязательные атрибуты номеров хотя бы 3-звёздочных отелей: чтобы люди не тара- банили в двери и не беспокоили этим постояльцев.
Конья
Роскошная турецкость Коньи встречает вас сразу возле железнодорожного вокзала, шарахает резко по психике, и вы начинаете смутно подозревать, что не так уж вы и неудачливы, если всё же добрались, наконец, и до таких вот тонких красот.
Конья
Продолжение конийского изящества. Победитель моего конкурса на самое изящное здание Коньи. В Стамбуле и Анкаре похожее не попадалось.
Конья
"Конья - город Мевляны." Священная история Мевляны представлена в Конье на таких вот стендах. Данный стенд рассказывает о знаменательной первой встрече великого Мевляны с великим Шамаэддином Мухаммедом Тебризи в 1244 году. Мевляна возвращался домой из школы. Мевлянские дервиши почитали место встречи ("место, где встретились два моря") и даже выстроили возле него памятное здание, которое потом, правда, развалилось.
Конья
Я вроде как вписался расцветкой в городской пейзаж. Я здесь свой, притёршийся, со мной собаки здороваются. На заднем плане - барочная мечеть Азизие. Построена в 1671-1676 гг., обновлена в 1874 г., после пожара.
Конья
Та же барочная мечеть Азизие внутри. Чистота, порядок, совершенство. Правда, я бы вдобавок упрятал пылесос под минабар.
Конья
Слева направо: главный мевлянарий, зачем-то всунутый чёрный шатёр общепита (кочевое прошлое, да?), мечеть, старинная библиотека.
Конья
Надгробие Мевляны.
Конья
Дервишские реликвии. Сохранившиеся шапочки Мевляны. Сельджукия, XIII век.
Конья
Вход в semahane - зал, в котором исполняется танец sema - верчение дервишей.
Конья
Semahane - зал, в котором вертятся как бы дервиши в своём экстазирующем танце sema.
Конья
Модель главного мевлянария Турции во дворе мевлянского комплекса. В этом дворе - коллекция моделей мевлянариев из разных мест бывшей Османской империи. Музей панорамы Коньи.
Конья
Танцующий Мевляна. Самый популярный фрагмент панорамы, один из символов Коньи. Музей панорамы Коньи.
Конья
Выезд султана из конийской цитадели на просмотр танца Мевляны. На заднем плане - мечеть Алаэддина, а за ней - конус мавзолея (тюрбэ) сельджукских султанов. То и другое всё ещё на месте. Музей панорамы Коньи.
Конья
Потрясающие саркофаги в небольшом, но весьма богатом необычными экспонатами Археологическом музее Коньи.
Конья
Саркофаг в Археологическом музее Коньи. Из тех вещей, ради смотрения которых надо бы устремляться в Конью даже с противоположной стороны Земного шарика. Археологический музей Коньи.
Конья
А ещё такие вот саркофаги бывают. Догадываюсь, что их изготавливали на гончарном круге. Археологический музей Коньи.
Конья
Древняя ванна. Археологический музей Коньи.
Конья
Приспособление то ли для мытья, то ли для процеживания. Археологический музей Коньи.
Конья
В Археологическом музее Коньи большая коллекция странных сосудов.
Конья
Католический храм Святого Павла (Aziz Pavlos) в Конье. Правда, почти всё время закрытый. Год постройки - 1910.
Конья
В шибко зареставрированной мечети Алаэддина.
Конья
Сооружение под синей конусообразной крышей - скромный мавзолей сельджукских султанов, один на всех. Фигурирует как тюрбэ Кылычарслан ("меч-лев" или, может, "лев с мечом"), поскольку был построен в 1180-1190 гг. при султане Кылычарслане II (1155-1192). На заднем плане - мечеть Алаэддина.
Конья
Перечень сельджукских султанов, погребённых в тюрбэ возле мечети Алаэддина в Конье.
Конья
Мой район - Сельчуклу (= Сельджукский). На заднем плане справа - здание районной администрации.
Конья
Торговая улица в как бы крепости. Район Сельчуклу.
Конья
Водно-архитектурно-культурно-торгово-парковый комплекс "Крепость" в Сельчуклу.
Конья
Мой дорогой Сельчуклу на закате. Справа на среднем плане - кусочек "крепости" в изысканном комплексе "Крепость".
Конья
Сумеречный подсвеченный Сельчуклу рядом с автовокзалом.
Конья
На базаре. Kefen - саван, cenaze - покойник, похороны, sicak kahve - горячий кофе. В Турции всякое такое бывает очень даже рядом. Ну да, такова ведь наша жизнь по сути: едва успеваешь родиться и хоть немного попить кофе, как уже, глядишь, и помирать надо. И пить твой кофе будут уже другие.
Конья
Этот дедушка продал мне со своего антисанитарного грузового мотоцикла вкуснейшие мандарины.
Конья
Герб Коньи - вообще-то аж двухглавый орёл. Рекламный стендик "Конийская кухня".
Конья
Переносные жаровни и турецкие самовары. И обратим внимание на тротуар. Да и на прочее тоже. Это Турция - прекрасная даже в мелочах.
Конья, свастика
Наша исконная свастика. Или она мне уже мерещится?!
Конья
Так подают в благодатной арабской забегаловке недалеко от Археологического музея. Предупреждаю: перец особо жгуч. В Конье есть арабский район, его можно узнать по шильдам на арабском языке.
Конья
"Конья - город сердец" ("Конья гёнюллерин шехри"). Стенд на среднем плане: "Конья Мевляны".

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Конья как бывшая столица сельджуков