Александр Бурьяк

Разлучённый с морем Милет

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Де факто существует братство людей, таскающихся с рюкзачками по античным и т. п. руинам. Надёжные дополнительные признаки членов братства -- хорошо защищающий от солнца "головной убор" и адекватная обувь, конечно. Без рюкзачков, "головных уборов" и уместной обуви -- это так, обыватели, заглянувшие, чтобы отмети- ться, сфоткаться на фоне гробниц, расставив руки, и бросить пус- тую бутылку под ноги. А с рюкзачками и пр. -- это упорные: будут лезть на кручи и в подземелья, приходить рано, уходить поздно. Перемещаются в одиночку или парами, больше трёх собираются редко. Эти не оставят мусора, не сломают ветки, не будут выцарапывать на древних камнях своё имя. Даже громко разговаривать станут вряд ли. Они понимают меня с полуслова, они всегда приходят мне на помощь, а я охотно помогаю им (отдам предпоследнее; это -- святое; я же сказал: братство). Это могут быть и китайцы, и русские, и немцы -- всё равно. Корейцы и турки тоже бывают. Вообще, всякие. Они -- лучшие. Любители вечности, бесконечности и незатоптанной природы. Общность людей культуры. Без членских билетов, устава, съездов, протоколов. Только иногда с отчётами в интернете. Трудно сказать, ЧТО ими движет и зачем это движение. Я думаю, это -- от стремления к подлинности и к глядению в корень: исклю- чить посредников-исказителей, чуть больше разобраться в том, что это за хрень такая -- общество. Наложить на себя [руки] знак выс- шести. Обрести хоть не надолго чувство просветлённости -- пусть и ложное, но всё равно приятное. Немножко отдохнуть от суетливой современности и её героев. Присовокупиться к славной когорте меж- дународных бродяг, а если убиться вдруг (скажем, споткнувшись о камень), то хотя бы в прекрасном историчном месте. За себя ска- жу: ещё б раскрыть какие-то важные тайны цивилизации, мимо кото- рых торопливо проходили спецы. Не кто где кого изподтишка ухандо- хал и т. д., а почему там-то имело место бурное блистательное развитие, а там-то, наоборот, всё шло наперекосяк и чахло на гла- зах (как в теперешней Р...): дежурные ответы меня не устраивают, представляются мне недостаточными, и мне мои сомнения дороже ваших уверенностей. Руинные рюкзачники -- как правило, люди в возрасте за сорок. На- верняка за тридцать, по крайней мере. Уже задумавшиеся о том, куда всё идёт и зачем живут они сами. Уже несколько утомившиеся от чело- веческого стада. Утолившие первый жизненный голод и ставшие приве- редливыми. Видящие вдалеке конец своего тоннеля. * * * Георг Зиммель (1858-1918) "Руина": "...очарование руины заключается в том, что в ней произведение человека воспринимается в конечном счете как продукт природы. Те же силы, которые посредством выветривания, размывания, обвалов, прорастания растений создают конфигурацию горы, здесь проявили свое действие на каменных стенах. Уже очарование альпийских форм, большей частью грубых, случайных, художественно непривлекатель- ных, основано на ощущаемом противоречии между двумя космическими направленностями: вулканические силы или постепенные наслоения поднимают гору вверх, дождь и снег, выветривание и обвалы, хими- ческий распад и действие постепенно внедряющейся растительности образовали зубцы, впадины на вершине и выдолбили верхний край, низринули то, что было поднято вверх, и таким образом придали очертаниям горы их форму. В этой форме мы чувствуем жизненность этих направленностей различных энергий и, отвлекаясь от всего формально-эстетического, инстинктивно ощущая эти противоположнос- ти также в себе, чувствуем значение образа в покоящемся единстве, в котором они встретились. В руине эти противоположности распре- делены между еще более отдаленными сторонами бытия. Воля человека подняла строение ввысь, теперешний его вид дала ему механическая, тянущая вниз, дробящая и разрушающая власть природы. Однако до тех пор, пока еще можно говорить о руине, а не о куче камней, природа не низводит творение человека до бесформенной материи; возникает новая форма, с точки зрения природы вполне осмысленная, понятная и дифференцированная. Природа превратила произведение искусства в материал для своего формирования, подобно тому как раньше искусство использовало природу в качестве своего материала." И т. д. Этот Зиммель -- скорее мутегон, чем аналитик. Он -- производи- тель заумного охмуряльного продукта, пользующегося некоторым спросом у интеллигенции. Но Зиммель хотя бы не имитатор: его муть -- не нарочитая, не поддельная, а доподлинный продукт своеобраз- ного мыслительного процесса. Зиммели в состоянии что-то подсказы- вать, но не в состоянии порождать толковые, работающие подходы. * * * Почему руины вошли в XVIII веке в моду -- вопрос хороший. Культ руин -- это, может, лёгкий вариант культа смерти. Культ смерти -- это культ учёта ее неизбежности и вездесущности, а не подталкивание к ней.
Милет
Театр.
Милет
В коридорах времени. Они - под рядами театральных сидений.
Милет
На заднем плане - влепленный византийцами замок.
Милет
В мае здесь много маков. Византийский замок на заднем плане.
Милет
Отметиться при этих камнях - святое ритуальное дело, от которого на душе легчает. Камни остаются чистыми, поэтому упрёки не принимаются. На заднем плане - кладка византийского замка.
Милет
Ещё мне очень нравятся вот такие местные растения. Вообще, для эстетов тут раздолье как по части развалин, так и по части зелени.
Милет
Картинки древней жизни.
Милет
Схема местности. Почти всё, что надо посмотреть в Милете. Но держитесь крепче: север тут почему-то внизу.
Милет
Бани Фаустины. Вид с запада.
Милет
В банях Фаустины.
Милет
Мечеть Ильяс-бея. Она же Большая мечеть и Пятничная мечеть. Недалеко располагаются медресе и баня. Начало строительства - 1404 год. Ильяс-бей - местный правитель, возвращённый на трон эмиром Тимуром после победы над Османами под Анкарой в 1402 году.
Милет
Статуя Нептуна из бань Фаустины, в Музее Милета. В банях сейчас находится жалкая копия.
Милет
Схема Милета во II-III вв. н. э. Цветовые обозначения: серый - эллинистический период; жёлтый - ранняя Римская Империя (I век); болотный - период Траяна (98-117 гг.); зелёный - период Адриана (117-138 гг.); синий - период Антонина (138-192 гг.); сиреневый - период Севера (193-263 гг.); красный - готская стена (238 г.)
Милет
Руины ионической Стои - колоннады длиной 99 м. Колоннада, среди прочего, образовывала главный вход в бани Capito. Gnaeus Vergilius Capito - городской магистрат, инициировавший строительство Стои и бань в середине I века.
Милет
Бани Capito.
Милет
Руины Нимфеума - монументального фонтана, построенного при императоре Тите (79-81 гг.) в конце акведука, снабжавшего город водой с возвышенностей на юге. Остатки акведука находятся за Нимфеумом. Обломки мраморного фасада Нимфеума валяются на переднем плане.
Милет
Скромная мечеть, выстроенная из античных обломков. Не хватало помещений?
Милет
Остатки большого монумента в бухте (круглый ступенчатый постамент). Монумент был воздвигнут в честь победы то ли Гнея Помпея над пиратами (67 г. до н. э.), то ли Октавиана Августа над Марком Антонием и Клеопатрой (31 г. до н. э.). Мой вариант: и того, и другого, чтобы два раза не непрягаться с увековечением.
Милет
Остатки большого монумента в бухте. На заднем плане - развалины византийского замка Балат над театром.
Милет
Эллинистический хероон I. Около 100 г. до н. э. Размеры 34 на 29 м (целый квартал древнего Милета). В центре хероона - погребальная камера с пятью нишами.
Милет
В центральной погребальной камере хероона I. Обещанные пять ниш для погребения.
Милет
Таинственные изображения во дворе Музея Милета.
Милет
Есть во дворе Музея Милета и кое-что для любителей почитать на древнегреческом в подлиннике. Но если "Илиада" была записана в такой вот манере, то я бы, честно говоря, хотел не читать её, а слушать - в исполнении народного сказителя. А Плутарх ведь пишет, что Александр Македонский читал таки сам, причём на ночь глядя.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Разлучённый с морем Милет