Александр Бурьяк

Мира как город Святого Николая

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Ликийско-греческо-римско-византийский город Мира располагался на месте, где теперь город Демре. Есть мнение, что ситуация с древней Мирой не такая уж плохая: город всего лишь погребён под слоем аллювиальной породы толщиной 4-9 метров. А широко рыться не получится, потому что поверх этого слоя уже выстроен современный город, в лучшем случае размещены частные огороды. Мира была выстроена на реке Мирос. В XII веке в результате землетрясения (а чего ещё?) то ли вре- менно изменилось русло реки Мирос, то ли случились селевые пото- ки, в результате чего северная часть города оказалась сокрыта грунтом. На верняка ситуация тут была не такая "хорошая", как в Помпеях: сель -- не пепел. Порт Миры назывался Андриаке (он был как Пирей при Афинах). На- ходился в устье реки Андриакос. Во времена императорского Рима порт Андриаке имел большое значение. На месте Андриаке тоже есть раскопанные руины: амбара, бани, пяти византийских церквей, тор- говой улицы, рыночной площади, акведука, цистерны, даже синагоги. Размашистость руин в Андриаке средняя. Особо впечатляет размерами и сохранностью только цистерна. В отреставрированном амбаре теперь музей. Сегодня Андриаке -- курортное место при городе Демре. * * * Скальные гробницы датируются в основном IV веком до н. э. На 23 гробницах присутствуют надписи, из них 13 -- на ликийском языке, 10 -- на древнегреческом. В 10 гробницах имеются 23 барельефа. На "Гробнице с изображениями" имеются 11 человеческих фигур, на них -- остатки красок (красной, жёлтой, синей). (Информация взята со стенда с ужасным русским языком, похоже, output-ом ранней версии какого-нибудь Google-translator. Вот именно такие вещи, как текст этого стенда, подрывают веру в могущество турецкого коллективного интеллекта. Говорю это с грустью, потому что я ж уже наметил турок на роль спасителей Европы от её самой.) * * * Кроме тех гробниц, которые на скале, присутствующией на рекламных фотографиях Миры, других скальных гробниц тут нету. Гробницы располагаются рядом с театром., К этому комплексу прмыкает площадка, на которой уложены зрелищные обломки, а за этой площадкой уже находятся сплошь теплицы теперешних местных жителей. Театр -- римский, выстроенный поверх меньшего греческого. Вмес- тимость -- около 10 000 зрителей. 29 рядов скамеек ниже кругового прохода, 9 рядов -- выше этого прохода. "Кавеа была разделена на 12 керкид." (Взято со стенда.). Принято считать, что вместимость театра составляла около 10% численности населения города. Театр указывает на то, что в Мире жило около 100 000 человек. По тогдашним меркам это был очень большой город. Театр не был растащен поблочно наверняка только по двум причи- нам: 1) блоки тут крупноразмерные, 2) было что растаскивать и помимо театра. Церковь Святого Николая относится в общем-то к древней Мире, но находится в удалении от гробниц и театра и отделена от них современной застройкой. В Малой Азии насохранялось античных театров, потому что эти сооружения конструктивно значительно менее уязвимы от землетрясе- ний, чем храмы, термы, акведуки, булевтерии и т. п. Сценическая часть театров теперь, как правило, таки довольно разваленная, а часть с сидениями для зрителей страдала больше от эрозии, чем от подземных толчков. Амфитеатры были более уязвимы, чем театры, потому что, в отличие от театров, не опирались на склон холма. * * * Церковь Святого Николая в Мире построена в 529 г. по повелению императора Юстиниана I (527-565) на месте церкви, разрушенной землетрясением. Потом, в VIII веке, эта новая церковь была раз- рушена то ли землетрясением, то ли ещё чем-то, снова восстанов- лена, потом неоднократно подвергалась ремонтам и достраиваниям. Сохранившаяся роспись относится к XI-XII векам. В церкви имеется надпись о том, что здание было отреставрировано императором Конс- тантином Мономахом (1042-1055) и его супругой к 1 сентября 1042 года. Самое древнее в церкви Святого Николая -- это её полы. Осталь- ное более-менее подновлялось. Уровень полов этой церкви находится метра на три-четыре ниже уровня почвы окружающей территории. Цер- ковь располагается теперь как бы в яме. Бросаю смелое предположе- ние, что это вокруг церкви накопился такой культурный слой, точ- нее, натащили песка, пыли и мусора. То есть, это тут не речные наносы, продукт наводнений. В церкви сохранились аж два саркофага Святого Николая: один из них -- настоящий. В настоящем разбита передняя стенка, в ненасто- ящем -- крышка. Настоящий был взломан итальянцами, явившимися захватить мощи Святого Николая. Десант такой был осуществлён. Теперь эти мощи находятся частью в Бари, частью в Венеции, но что-то попало и в Анкару. Настоящий саркофаг Святого Николая отделён от публики [пулене- пробиваемым] стеклом, но водном месте удаётся слегка просунуть под стекло руку и подержаться кончиками пальцев за саркофаг, что многие и делают. Я тоже чуть подержался на всякий случай -- без фанатизма, без больших надежд на светлое будущее. На крышке саркофага Святого Николая -- какая-то расплывчатая фигура. Мерзкая древняя манера разбивать саркофаги определялась, навер- ное, тем, что таскать с собой молот или лом было подручее, чем мастерить подъёмное приспособление для снятия крышки. Может, она не сдвигалась ломом. Или хорошо закреплялась цементом. Вдобавок взломать саркофаг можно было и в одиночку, а для культурного вскрытия требовалось, может быть, групповое усилие. Окружающая территория церкви Святого Николая "заточена" под массовое паломничество, ноя благодаря пандемии COVID-19 осмотрел эту церковь спокойно. Снаружи церковь Святого Николая не смотрится -- из-за различных покрывно-подпорочных приспособлений. Даже обойти её снаружи не получается -- из-за всяких оградок. Два раза в год в этой церкви проводится служба, а в остальное время церковь работает как насос для выкачивания денег из турис- тов. * * * Святитель Николай-чудотворец особо почитаем у греческих и рус- ских православных, но и у католиков тоже (с особой силой -- в немецком городе Фрайбурге, в итальянских городах Бари и Неаполе, а ещё на Сицилии). Считается покровителем моряков. День Святого Николая -- 6 декабря. Николай родился в конце III или начале IV века в ликийском портовом городе Патара и жил там, пока не стал архиепископом в Мире.
Мира, ликийские гробницы
Вот это почти всё, что осталось от античной Миры. Слева ликийские гробницы, справа римский театр.
Мира, ликийские гробницы
Нижние гробницы.
Мира, ликийские гробницы
Можно видеть, что характерный декорум - прямоугольное ступенчатое углубление. Число ступеней - две-три.
Мира, ликийские гробницы
Лучшие гробницы крупным планом.
Мира, ликийские гробницы
Вид на гробницы с галёрки театра. Слева - эти ужасные теплицы впритык. Они - не потому, что я тоже люблю поесть, а потому что население неимоверно размножилось.
Мира, ликийские гробницы
Ещё гробницы. По центру виден остаток лестницы, вырубленной в скале. Наверное, когда-то ко всем гробницам имелся сносный проход.
Мира, театр
Общий вид театра с галёрки. Одно мерильце всех вещей так и не убралось прочь, сколько я ни стрелял в него мысленно.
Мира, театр
Театр, фрагмент декорума.
Мира, театр
Сценическая часть театра, вид снаружи.
Мира, театр
Каменные кресла для избранных, размешённые в как бы партере.
Мира
Верхние ряды, гробница над ними.
Мира, церковь Святого Николая
Церковь Святого Николая снаружи. Вся в инвалидных приспособлениях.
Мира, церковь Святого Николая
"Ложный" саркофаг Святого Николая.
Мира, церковь Святого Николая
Роспись купола в боковом помещении.
Мира
Своды церкви Святого Николая.
Мира, церковь Святого Николая
Роспись в церкви Святого Николая.
Мира
Главный зал церкви Святого Николая.
Мира
Самое древнее в церкви Святого Николая - это её пол.
Мира
Двор церкви Святого Николая.
Мира
Народ тянется к саркофагу Святого Николая, разбитому и опустошённому итальянцами.
Мира
План церкви Святого Николая.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Мира как город Святого Николая