Ликийско-греческо-римско-византийский город Мира располагался
на месте, где теперь город Демре.
Есть мнение, что ситуация с древней Мирой не такая уж плохая:
город всего лишь погребён под слоем аллювиальной породы толщиной
4-9 метров. А широко рыться не получится, потому что поверх этого
слоя уже выстроен современный город, в лучшем случае размещены
частные огороды.
Мира была выстроена на реке Мирос.
В XII веке в результате землетрясения (а чего ещё?) то ли вре-
менно изменилось русло реки Мирос, то ли случились селевые пото-
ки, в результате чего северная часть города оказалась сокрыта
грунтом. На верняка ситуация тут была не такая "хорошая", как в
Помпеях: сель -- не пепел.
Порт Миры назывался Андриаке (он был как Пирей при Афинах). На-
ходился в устье реки Андриакос. Во времена императорского Рима
порт Андриаке имел большое значение. На месте Андриаке тоже есть
раскопанные руины: амбара, бани, пяти византийских церквей, тор-
говой улицы, рыночной площади, акведука, цистерны, даже синагоги.
Размашистость руин в Андриаке средняя. Особо впечатляет размерами
и сохранностью только цистерна. В отреставрированном амбаре
теперь музей.
Сегодня Андриаке -- курортное место при городе Демре.
* * *
Скальные гробницы датируются в основном IV веком до н. э. На 23
гробницах присутствуют надписи, из них 13 -- на ликийском языке,
10 -- на древнегреческом. В 10 гробницах имеются 23 барельефа. На
"Гробнице с изображениями" имеются 11 человеческих фигур, на них
-- остатки красок (красной, жёлтой, синей). (Информация взята со
стенда с ужасным русским языком, похоже, output-ом ранней версии
какого-нибудь Google-translator. Вот именно такие вещи, как текст
этого стенда, подрывают веру в могущество турецкого коллективного
интеллекта. Говорю это с грустью, потому что я ж уже наметил турок
на роль спасителей Европы от её самой.)
* * *
Кроме тех гробниц, которые на скале, присутствующией на
рекламных фотографиях Миры, других скальных гробниц тут нету.
Гробницы располагаются рядом с театром., К этому комплексу
прмыкает площадка, на которой уложены зрелищные обломки, а за
этой площадкой уже находятся сплошь теплицы теперешних местных
жителей.
Театр -- римский, выстроенный поверх меньшего греческого. Вмес-
тимость -- около 10 000 зрителей. 29 рядов скамеек ниже кругового
прохода, 9 рядов -- выше этого прохода. "Кавеа была разделена на
12 керкид." (Взято со стенда.).
Принято считать, что вместимость театра составляла около 10%
численности населения города. Театр указывает на то, что в Мире
жило около 100 000 человек. По тогдашним меркам это был очень
большой город.
Театр не был растащен поблочно наверняка только по двум причи-
нам: 1) блоки тут крупноразмерные, 2) было что растаскивать и
помимо театра.
Церковь Святого Николая относится в общем-то к древней Мире,
но находится в удалении от гробниц и театра и отделена от них
современной застройкой.
В Малой Азии насохранялось античных театров, потому что эти
сооружения конструктивно значительно менее уязвимы от землетрясе-
ний, чем храмы, термы, акведуки, булевтерии и т. п. Сценическая
часть театров теперь, как правило, таки довольно разваленная, а
часть с сидениями для зрителей страдала больше от эрозии, чем от
подземных толчков. Амфитеатры были более уязвимы, чем театры,
потому что, в отличие от театров, не опирались на склон холма.
* * *
Церковь Святого Николая в Мире построена в 529 г. по повелению
императора Юстиниана I (527-565) на месте церкви, разрушенной
землетрясением. Потом, в VIII веке, эта новая церковь была раз-
рушена то ли землетрясением, то ли ещё чем-то, снова восстанов-
лена, потом неоднократно подвергалась ремонтам и достраиваниям.
Сохранившаяся роспись относится к XI-XII векам. В церкви имеется
надпись о том, что здание было отреставрировано императором Конс-
тантином Мономахом (1042-1055) и его супругой к 1 сентября 1042
года.
Самое древнее в церкви Святого Николая -- это её полы. Осталь-
ное более-менее подновлялось. Уровень полов этой церкви находится
метра на три-четыре ниже уровня почвы окружающей территории. Цер-
ковь располагается теперь как бы в яме. Бросаю смелое предположе-
ние, что это вокруг церкви накопился такой культурный слой, точ-
нее, натащили песка, пыли и мусора. То есть, это тут не речные
наносы, продукт наводнений.
В церкви сохранились аж два саркофага Святого Николая: один из
них -- настоящий. В настоящем разбита передняя стенка, в ненасто-
ящем -- крышка. Настоящий был взломан итальянцами, явившимися
захватить мощи Святого Николая. Десант такой был осуществлён.
Теперь эти мощи находятся частью в Бари, частью в Венеции, но
что-то попало и в Анкару.
Настоящий саркофаг Святого Николая отделён от публики [пулене-
пробиваемым] стеклом, но водном месте удаётся слегка просунуть
под стекло руку и подержаться кончиками пальцев за саркофаг, что
многие и делают. Я тоже чуть подержался на всякий случай -- без
фанатизма, без больших надежд на светлое будущее.
На крышке саркофага Святого Николая -- какая-то расплывчатая
фигура.
Мерзкая древняя манера разбивать саркофаги определялась, навер-
ное, тем, что таскать с собой молот или лом было подручее, чем
мастерить подъёмное приспособление для снятия крышки. Может, она
не сдвигалась ломом. Или хорошо закреплялась цементом. Вдобавок
взломать саркофаг можно было и в одиночку, а для культурного
вскрытия требовалось, может быть, групповое усилие.
Окружающая территория церкви Святого Николая "заточена" под
массовое паломничество, ноя благодаря пандемии COVID-19 осмотрел
эту церковь спокойно.
Снаружи церковь Святого Николая не смотрится -- из-за различных
покрывно-подпорочных приспособлений. Даже обойти её снаружи не
получается -- из-за всяких оградок.
Два раза в год в этой церкви проводится служба, а в остальное
время церковь работает как насос для выкачивания денег из турис-
тов.
* * *
Святитель Николай-чудотворец особо почитаем у греческих и рус-
ских православных, но и у католиков тоже (с особой силой -- в
немецком городе Фрайбурге, в итальянских городах Бари и Неаполе,
а ещё на Сицилии). Считается покровителем моряков. День Святого
Николая -- 6 декабря. Николай родился в конце III или начале IV
века в ликийском портовом городе Патара и жил там, пока не стал
архиепископом в Мире.
Вот это почти всё, что осталось от античной Миры. Слева ликийские гробницы,
справа римский театр.
Нижние гробницы.
Можно видеть, что характерный декорум - прямоугольное ступенчатое углубление.
Число ступеней - две-три.
Лучшие гробницы крупным планом.
Вид на гробницы с галёрки театра. Слева - эти ужасные
теплицы впритык. Они - не потому, что я тоже люблю поесть,
а потому что население неимоверно размножилось.
Ещё гробницы. По центру виден остаток лестницы,
вырубленной в скале. Наверное, когда-то ко всем гробницам
имелся сносный проход.
Общий вид театра с галёрки. Одно мерильце всех вещей
так и не убралось прочь, сколько я ни стрелял в него мысленно.
Театр, фрагмент декорума.
Сценическая часть театра, вид снаружи.
Каменные кресла для избранных, размешённые в как бы партере.
Верхние ряды, гробница над ними.
Церковь Святого Николая снаружи. Вся в инвалидных приспособлениях.
"Ложный" саркофаг Святого Николая.
Роспись купола в боковом помещении.
Своды церкви Святого Николая.
Роспись в церкви Святого Николая.
Главный зал церкви Святого Николая.
Самое древнее в церкви Святого Николая - это её пол.
Двор церкви Святого Николая.
Народ тянется к саркофагу Святого Николая,
разбитому и опустошённому итальянцами.
План церкви Святого Николая.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Мира как город Святого Николая