Насколько я могу судить, самые сельджукистые города [на свете]
-- это Конья и Кайсери (они между собой по этой части как бы со-
ревнуются). За ними идёт Аксарай, за Аксараем -- наш дорогой Ниг-
де. А всё, что помимо них, -- уже мелочи.
Конью освятил собой великий Мевляна, зато в Кайсери много вся-
ких кюмбетов, сохранилась крепость и есть Музей сельджукской ци-
вилизации. В Аксарае жил Сомунджу Баба, и есть культурный центр
по его поводу, но Сомунджу не так отличился, как Мевляна.
Бедненький Нигде по сравнению с ними -- историческая дырюшка, в
неё даже Ататюрк, похоже, не заезжал (не отыскал, да? если бы за-
езжал тут наверняка был бы его дом-музей, али как?). Но в путево-
дителе по Турции моей любимой серии DK ("Дорлинг Киндерсли") этот
Нигде значится как достойный визита, и для путешественников моего
типа оно так и есть, тем более что отсюда легко выбираться в
Гюмюшлер, Бахчели, Кемерхисар и Бор. В аспекте историчности город
Нигде -- крепкий середнячок по турецкой шкале.
Город Нигде был бы даже блистательным, если бы не его "обнови-
тели", поуничтожавшие старую застройку в районе крепости, ни дна
им ни покрышки.
* * *
Из английской Википедии:
"Кюмбет Худавенд-Хатун расположен в городе Нигде. Он был по-
строен в 1312 году по заказу Худавенд Хатун, дочери сельджукского
султана Кылыч Арслана IV, и был восстановлен Главным управлением
религиозных пожертвований (Вакифлар Генел Мюдюрлюгю) в 1962 году.
Гробница сделана из желтого граненого камня и покрыта куполом,
увенчанным снаружи восьмигранной пирамидальной короной."
"Белый мрамор использовался в перемычках, арках, табличках с
надписями и карнизе купола. Гробница наиболее известна своей
сложной растительной и зооморфной резьбой."
Заметим, что в самом Нигде эта Худавенд-Хатун фигурирует как
Хюдавент Хатун, и я думаю, что туркам виднее.
* * *
Либерастов нынче в Турции немеряно. Бывает трудновато сделать
фото на улице так, чтобы какой-нибудь мохнорылый свободолюб в
обтягивающих штанишках не подпортил мне кадра. Я таки стараюсь,
чтобы ни она волосатая мразь мне в снимках собой не гадила, но
эти чучела в Турции уже на каждом шагу, так что за всеми не
уследишь.
Фоткал я раз город Нигде на перекрёстке, чуть выйдя на переход
в момент, когда автомобили уже стали, а пешеходы ещё не ломанули,
так какой-то либерастяра стал мне возмущённо бибикать и показы-
вать, что лично его мне якобы фоткать нельзя, как будто я именно
в этот в пуп земли специально целился. Да если бы и целился, гов-
но, так ведь в научных целях. Радуйся, тварь, что я тебя и вовсе
не заспиртовал в стеклянной банке, для своей будущей Кунсткамеры.
Я глянул на него как бы в бинокль, чтоб показать ничтожность
этого существа в сравнении с великими целями, преследуемыми мною
в Нигде. Педерастолюб правильно понял мой жест, и, когда я стал
переходить улицу на зелёный свет, дёрнул свою колымагу вперёд,
как будто решил меня задавить. А вот за такое надо уже [живьём
закапывать на газоне] тут же показательно выволакивать из колы-
маги и забивать ногами до потери пульса на виду у всей улицы. Я,
разумеется, знаю глубину ненависти либерастнутых к [лучшим людям
эпохи] "милитаристам": чуют ведь, недоделки, свою [верную смерть]
полную несовместность со сверхчеловечьим светлым будущим.
Что в Нигде крушат старую застройку в районе вокруг крепости,
местной либерасти наверняка до фонаря. Ещё, быть может, и радуют-
ся, ничтожества, что западоидский дегенератский псевдопрогресс
неудержимо наступает на подлинную турецкость.
Кстати, именно в Нигде я видел на одной из главных улиц парочку
краснокурточных элоистых пидорасов, нагло прогуливающихся под
ручку. Я даже зафоткал их сзади, только снимок в вечерних сумерках
не очень получился, так что по нему любой теперь может сказать,
что это вовсе не педики, а просто два сливающихся красных пятна и
что мне всюду мерещатся педики даже в Турции.
* * *
Если бы в Нигде правильно подошли к обустройству старья в райо-
не крепости, город стал бы одним из самых интересных в Турции. Но
старьё там не то чтобы неправильно обустраивают, а и вовсе сносят
подчистую. Моя первая реакция -- недоумение: НЕ ВЕРИТСЯ, что та-
кой вандализм возможен в наше просвещённое время, да ещё не где-
нибудь, а в Турции -- [высококультурной] спокойной бережливой
эстетко-сибаритской стране, стремящейся зарабатывать на туристах.
Но вот же как раз в наше время один деятель и вовсе войну начал,
причём войну, грозящую перерасти в мировую и ядерную.
Те, кто ломают старый Нигде, -- враги этого города, враги Тур-
ции, враги культуры, мои личные враги. Вот точно так же они гро-
бят и планету в целом.
И что, это творится с попустительства бабамиза Эрдогана?! Или
даже его железной воли не хватает, чтобы противодействовать либе-
растам на всех участках, где это требуется позарез?
* * *
Показательно: в старых районах Нигде (Кайсери, Таласа) хватает
аккуратных жестяных табличек с тиснёными (!) названиями улиц, а
вот в НОВЫХ районах (с застройкой не ранее 1980-х) таких табличек
практически нет. То же с номерами домов. В турецком градохозяйст-
венном менталитете случился какой-то надлом. И виноватые дряни
наверняка ж отмазываются тем, что у всех теперь так или иначе
есть "навигаторы" в мобильных телефонах. Вот это стремление "за-
вязаться" на хайтек, вперить себя в техническую зависимость я счи-
таю одним из главных пороков либерастизма.
* * *
В Нигде заметно присутствуют цыгане. Как и в других городах
Каппадокии, мной посещённых. Я не имел с цыганами общих эксцес-
сов, но я и не создавал предпосылок для оных: одевался милитарис-
тично, держался уверенно, но не вызывающе, фотографировал только
издалека, а главное -- вовремя [улепётывал] менял свои маршруты.
У меня сложилось впечатление, что цыгане в Каппадокии основатель-
но приструнены полицией и добывают на пропитание в основном чест-
ным трудом по мусорной части. Этим они, кстати, схожи с цыганами
в Албании.
Да, у меня есть опасение. И когда речь идёт о собственной без-
опасности, мне чихать на приличия: лучше я буду "неправильным",
зато наверняка целым и невредимым.
* * *
В Нигде я в первый раз столкнулся со следующим таксистским трю-
ком: таксист выключил счётчик до того, как я расплатился, и на-
звал требуемую сумму. Она была чуть больше того что я ожидал (в
процессе поездки я на счётчик таки посматривал). Если таксист
что-то таким образом выгадал, то самую мелочь. Но некоторых ведь
греет уже одна лишь мысль о том, что малость удалось урвать. Ой,
может я так или иначе не потребовал бы сдачи (иногда я не беру
её). Буду рад, если я ошибся.
* * *
Отель Nahita, в котором я жил при посещении города Нигде, -- из
моих наироднейших 1970-х. Здесь даже надо ещё сдавать на reception
ключ, когда уходишь осваивать местность. Мой номер был 406, если
что. Крайний на предпоследнем этаже. Милости прошу, конечно, но
лучше пробуйте селиться в номер, выходящий окном на противополож-
ную сторону здания.
Мой номер был с окном на шумную улицу. А номера на противопо-
ложную улице сторону, в пристройке, мне не дали даже после двух
просьб (оправдавшись тем, что там жутко холодно). На подобные
особо крайние случаи у меня есть следующий приём: постелиться на
полу в ванной комнате. Это если и затычки в уши, и шумозащитные
наушники действуют недостаточно. Полторы ночи я так и проспал,
расстелившись под душем (выключенным). Но было коротковато и
жестковато (на этот раз я путешествовал без надувного матраса).
Но всё же много лучше, чем просто на улице или в тюремной камере
на 20 человек (это я себя так успокаивал, чтобы заснуть).
Вот не понимаю этой манеры -- строить отели с окнами номеров
(нет бы коридора!) на главную улицу, да ещё без тройных (а лучше
четверных) стёкол в окнах. А забронировать отель где-нибудь в
закоулке у меня не получилось: для города Нигде был не такой уж
большой выбор на сайте booking.com.
А потом я среди ночи проверил одну вещь: лёжа правильным обра-
зом на кровати, прикрыл ухо второй подушкой. По опыту я знаю, что
от подушек мало шумозащитного толку, но в этом отеле подушки ока-
зались особенные: тяжеловатые, из довольно плотного материала и
соответственно -- о, чудо! -- весьма защищающие от шума. Оставши-
еся три с половиной ночи, я отлично спал на кровати и в тишине.
Если шумозащитность подушек в отеле Nahita -- это случайный по-
бочный эффект, значит, честь изобретения шумозащитной подушки --
за мной. Тут важен не только материал: важна и форма, чтобы поду-
шка плотно прилегала к уху и не норовила сползти с головы; и ва-
жен вес подушки. Теперь я такие подушки понемногу высматриваю в
продаже, но пока тщетно. Проверяю просто: прижимаю к своим ушам
по одной подушке и прошу кого-нибудь что-нибудь сказать.
* * *
В Нигде на старом автовокзале (обслуживающем местные маршруты)
я встретил турка, который немного выучил русский язык, потому что
пять лет работал в Новгороде. А в Кайсери я встретил турка --
мойщика окон -- который немного говорил по-русски, потому что
работал сколько-то там лет на стройках в Калуге. Точнее, он сам
захотел перекинуться со мной парой слов.
А из Нигде в Аксарай я ехал в микроавтобусе с водителем, которо-
го звали Фетих и с которым я говорил по-немецки, потому что он
сколько-то там лет работал в Германии. Фетих усадил меня рядом с
собой, и мы дружески общались больше часа. Фетих высадил меня на-
против моей гостиницы "Ahsaray" (он сам так предложил), и мы рас-
стались, как братья.
Мне было очень неловко перед Фетихом за то, что моя гостиница
4-звёздочная (он таки удивился, чего я сорю деньгами), но я горя-
чо оправдывался тем, что других подходящих гостиниц на сайте
booking.com не было (это правда), а мне хотелось посетить фетихов
родной Аксарай позарез (это правда тоже: удобный маршрут иначе не
складывался, да и очень хотелось мне числить за собой ВЕСЬ список
прежних столиц Великой Сельджукии).
В Аксарае, кстати, попадалось потом на глаза немало отелей, но
иностранцы, видать, наведываются в этот город не очень обильно,
поэтому booking.com тут пока не привился.
* * *
В городе Нигде вещевой рыночек возле старого автовокзала и Дво-
рца правосудия, похоже, работает только по понедельникам. Я там
купил пару турецких складных ножей -- бычаков. Они без фиксации
лезвия, а непорезание себе пальцев обеспечивается в них тем, что
лезвие проворачивается в рукоятке довольно туго.
* * *
Археологический музей города Нигде небольшой, но крепенький.
Гвоздём экспозиции там являются мумии из долины lhara, что как-то
мрачненько и зловеще. Одна мумия женщины и несколько детских му-
мий. Детские я даже не рассматривал и не фотографировал от греха
подальше. Женскую я тоже особо не рассматривал: скептики суевер-
ны, о, да, Это же ВЫ точно знаете, как устроен мир, а мы почти не
знаем -- и только местами строим осторожные предположения.
Для меня эти мумии слишком "свежие": всего лишь эпоха раннего
христианства. Древнеегипетские мумии всё-таки как-то поближе к
неживой природе, к безобидным минералам всяким.
Ещё один гвоздь в этом музее, уже не мрачненький, -- копия боль-
шой хеттской надписи иероглифами на камне, выставленная перед вхо-
дом в здание. Оригинал остался где-то в горах неподалёку.
Из необычной керамики там есть, к примеру, кувшин с длинным
двойным носиком. Я вот не понял, разделён ли этот кувшин перего-
родкой внутри и зачем его вообще таким сделали.
Римская керамика почти не отличается от хеттской, которая на
1000 лет древнее: всякие там миски почти не были затронуты про-
грессом.
Отчётливо видно стремление древних пользоваться, среди проче-
го, и очень маленькими ёмкостями, на несколько миллилитров, и
очень большими, литров на 100-500. И уже во времена хеттов посуда
была очень дифференцированная, приспособленная для РАЗНЫХ целей:
люди не обходились какой-то универсальной формой миски, чаши,
кувшина, горшка. Не то, что у древних славян: один горшок со сва-
стикой на все возможные цели. Техническая мысль в малоазиатских
местах таки работала: изобретатели изобретали. Кстати, было бы
неплохо ввести (если ещё не введено) измерение МНОГООБРАЗИЯ как
характеристики той или иной археологической культуры: подсчиты-
вать количества типов и подтипов изделий, замерять степень свое-
образия каждого типа/подтипа, определять пропорции между типами/
подтипами, гадать о родственных связях типов/подтипов, выявлять
распространённость и миграции разных типов/подтипов. Кто много-
образнее, тот, значится, цивилизованнее.
Вот таким позиционирует себя Нигде. Заметим, что всё это действительно есть,
только разбросанное по городу и провинции. Фото картинки на автовокзале.
Кюмбет Хюдавент Хатун (1312) - дочери сельджукского правителя Рюкнеттина Кылычаслана IV.
Насыщенный декорум кюмбета Хюдавент Хатун.
Конный Ататюрк в варианте с фуражкой.
Захоронение шехитов (героев) на краю кладбища.
Архитектурный старичок в переулке сопротивляется давлению времени.
Мечеть Алааддина в крепости. 1223 год постройки. Сельджукистее только сам сельджукизм.
Сельджукский декорум портала мечети Алааддина.
Сдержанный архаичный интерьер мечети Алааддина. Мирхаб и минабар.
Часовая башня крепости.
Пушка в крепости. Догадываюсь, что пушке позволили "врасти в землю" не потому,
что опасались кражи её, а из милой турецкой южной лени, благодаря которой
в Турции много чего из старины более-менее сохранилось. Может, и пушка эта
тут потому лишь, что её не удосужились убрать (шучу, разумеется: на самом
деле тут, может, какой-то патриот хотел сделать военный музей под открытым
небом, но общественность не поддержала).
Остатки крепостной стены. Заплата на заплате (ну, что поделать: осады,
землетрясения, "вандалы"). Жёлтенькое на заднем плане - мечеть Алааддина.
Во что либерастские вандалы превратили район вокруг крепости. Это они
так борются с османскостью, тюркизмом, консерватизмом, туризмом,
патриотизмом, экономией бюджета, здравым смыслом и красотой.
Уничтожаемое в Нигде. Не могу представить себе, как вертится мышленьице
у человечков, крушащих старину.
На мосту через неухоженную речушку.
Абылай Хан (1711-1781). Казахи зачем-то пристроили тут своего.
Как бы заякорились.
Завтрак в отеле Nahita. Оливки и брынза - обязательные
компоненты завтрака по-турецки. И от "мерджимек чорба"
(чечевичного супчика) я никогда не отказывался даже в Нигде.
Фрагмент хеттской надписи на глыбе перед входом в музей. Насколько я понял,
глыба - копия. А настоящая надпись - на скале , 1520 м над уровнем моря,
возле деревень Alihoca и Maden. В надписи вассальный правитель Tarhunazas
короля Warpalawas из Tuwana (Tyana в римскую эпоху) многословно благодарит
того за подарок - какую-то гору Muti - и сыплет заранее проклятия на тех,
кто надумают уничтожить эту надпись.
Находки на холме Кёшк (5200-4800 гг. до н. э.): две нормальные
и одна загадочная. Такая парность, может быть, значила что-то существенное,
а не являла собой лишь оригинальничание.
Якобы просто сосуд с хёюка (= холма) Тепебаглан.
Доставка мебели по-турецки. Прямо в окно.
Машинка специалиста по мусору. Я это к тому, что на такое нужное дело
лучше бы, может создать какое-то специализированное транспортное срество
- продуманное, чтобы люди не импровизировали кто во что горазд.
Тюрбэ Esen Bey (XV век), ещё не испорченное реставрацией.
Окрестности Нигде.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Слишком уж обновляющийся Нигде