Предположительно в Хиераполисе принял мученическую смерть
Святой Филипп -- один из 12 апостолов Иисуса Христа.
Опять же классический вопрос: куда всё отсюда подевалось? Ка-
менных фрагментов от разрушенными землетрясениями построек должно
быть значительно больше. Значит, построек не было. Или они были
не каменные. Или камни были растащены на новые постройки либо
прибраны в процессе приготовления руин к массовым посещениям их
туристами.
Есть впечатление, что горячей воды тут стало значительно мень-
ше, чем в древние времена, и на то, чтобы смачивать весь массив
травертина, её уже не хватает. Воду сегодня направляют (по канав-
кам со шлюзами) только на малую часть белого склона горы.
Местный травертин (мнемоника -- трансвестин) не шибко впечатля-
ет. Зрелищный каскад есть только в одном месте, но его неоткуда
обозревать пристально, если вы не летаете. Остальное же -- как
будто побелку пролили на холм, только и всего. У нас на стройках
такое бывает.
Если использовать всякие фотографические трюки, то таки можно
представить Памуккале как потрясающий объект вселенной, но если
без трюков, то Хиераполис впечатляет много больше: театр, ворота
с примыкающей к ним колоннадой, гробницы. Мир, который мы почему-
то почти целиком потеряли.
Частично сохрнились мини-акведуки для отвода горячей воды
куда-то подальше: скальные (или бетонные?) длинные выступы с
канавками сверху, высота меньше метра.
В Хиераполисе немножко ещё просматриваются канализационные
каналы, прикрытые каменными плитами.
Так называемый бассейн Клеопатры имеет глубину в основном
около метра, и лишь приблизительно 15% площади бассейна оказыва-
ются глубже 1.7 м. На дне -- всякие обломки древних сооружений,
поэтому перемещаться в воде тут довольно дискомфортно и опасно.
Плата за доступ в бассейн -- 100 лир. Есть раздевалки, "сейфы",
туалеты. Даже в пандемию COVID-19 в мае 2021 года тут было много-
вато народа.
От бассейна/раздевалок идти до травертина метров 250. Лучше
сначала разведать путь, чтобы потом не метаться в купальных
трусах, оставив прочее в "сейфе". Кстати, в полуголом виде поко-
рять эту дистанцию не обязательно -- если есть кому посторожить
одежду.
На травертине люди плюхаются в бассейнчиках, расположенных
незрелищным каскадом. Чувство потрясённости у меня от всего этого
не сформировалось. Я бы, может, какие-то мостки добавил, чтобы
можно было спокойно пройтись перед фронтом травестина и спокойно
пофотографировать его без обилия почти голых тел, далеко не все
из которых симпатичны.
На спокойный осмотр руин Хиераполиса требуются часа 3. Доступ в
местный музей, расположенный в бывших римских банях, не требует
отдельной платы.
В Хиераполисе есть не один, а даже ДВА античных театра: один за
стенами города, другой в стенах. Театр, который в стенах, был
построен в III веке, в правление императора Септимия Севера по-
верх более старого театра, относимого предположительно к эпохе
императора Флавия. Зона cavea театра (ну, сидения для зрителей)
делится 8 лестницами на 9 kerkides. В центре зоны ima cavea (ниж-
них сидений) есть большая мраморная exedra (ложа), для персон с
высоким статусом. Задник сцены имел три яруса ("ордера") один над
другим, украшенных статуями Аполлона и Артемиды (ныне установлены
две безголовые копии, а оригиналы -- в местном музее). Восстанов-
лен (в 2009-2013 гг., не без помощи итальянцев) только один ярус
задника. Конструкция теперь поддерживается сзади стальными арками,
чтобы больше не разваливалась при землетрясениях. (Взято со стенда
при театре.)
Кое-какие защитные стены вокруг Хиераполиса таки имелись --
построенные при императоре Феодосии в конце IV века.
* * *
Групповая экскурсия в Памуккале -- это обычная морока с собира-
нием группы по отелям, с предварительным завозом на текстильный
шоппинг по смешным ценам, завышенным раза в 2-3. Шоппинг съел
минут 40 времени, которого потом остро не хватало в Хиераполисе и
на травертине. На обратном пути был ещё заезд на "дегустацию"
(вин, лукума и пр. -- в миниатюрных дозах) с предложением купить
по ценам, тоже завышенным в несколько раз. На 250 мл масла чёрного
тмина за 20$ я почти соблазнился, но остановило опасение подвоха
типа завышенного срока годности, вдобавок, может, уже обновлённого
несколько раз. Плюс возможное добавление какого-то другого масла
типа рапсового. Поездка в Памуккале из Антальи на такси обходится
в 1000 лир. Если разложить на команду из 4 человек, это будет не
дороже, чем ехать от турфирмы.
Где было что в Хиераполисе.
Хиераполис сегодня. На среднем плане посередине - театр.
На переднем плане - как бы мини-акведук для горячего водоснабжения,
с ответвлением в правый нижний угол.
Новые Афродиты блаженствуют в так называемом бассейне Клеопатры.
Тощий Аполлон несколько портит пйзаж, ну да ладно.
Сцена театра.
Вот так предположительно выглядела сцена,
когда всё тут было на своих местах.
Нюансик в cavea - маленькая exedra для тех,
кому нехорошо совсем уж мешаться с populus.
Считаем ряды сидений для зрителей. Выше cavea,
вроде, была ещё галерея.
Мартирион Святого Филиппа. Остатки церкви на месте,
где тот принял мученическую смерть. Мартирион был построен
в начале V века. Здание было восьмиугольное,
с деревянным куполом.
Некрополь.
Травертин издалека. Вид от мартириона Святого Филиппа.
Водосток, прикрытый каменными плитами.
Фрагмент древней канализационной системы Хиераполиса.
На подходе к воротам Фронтиния со стороны города.
Ворота Фронтиния, вид из города. От этих ворот начинается улица
(plateya), пересекающая весь город и заканчивающаяся у других ворот.
Материал постройки -- травертин, только почему-то не белый. С обеих
сторон ворот есть надпись, относимая к 84 году и посвященная
проконсулу Малой Азии, которого звали Sextus Julius Frontinus.
Это был известный писатель, автор трактата об акведуках.
Ворота Фронтиния, вид извне города.
Гробница возле ворот Фронтиния. Конец I века. Над входом -
надпись на мраморном блоке, повествующая, что тут покоился купец
Flavius Zeusi, обогнувший пелопонесский мыс Malea 72 раза на пути
в Италию. В гробнице есть подземная камера, высеченная в скале.
Гробница в Северном некрополе. Скорее, уже даже мавзолей.
Есть подземная камера, частично высеченная в скале.
Бани, позже ставшие базиликой. На схеме Хиераполиса они -
под номером 2.
Некоторые гробницы уже впаялись в травертин.
Вот здесь немножко каскады есть.
Народ на памуккалейском травертине.
Бани, ставшие [музеями] музеем. Музейная часть -
под крышей, видной справа вверху.
Южные византийские ворота. Сооружены из остатков каких-то других
построек, фланкированы двумя прямоугольными башнями.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Памуккале и руины Хиераполиса