Руины античного городка со специфическим звучным названием
Pedasa (а по-турецки даже Pidasa, но это наверняка случайность)
располагаются в переделах таксийной досягаемости от центра Бод-
рума, а для удалённого городского района Конаджик они и вовсе
почти на окраине.
Лелегский мир камней. У лелегов была манера строить из камней,
не скрепляемых между собой ни цементом, ни хоть как-нибудь. Про
это я вычитал. К вычитанному я бы добавил, что лелеги не шибко
заморачивались и предварительной обработкой камней. Лелеги (во
всяком случае педасские) были мастера складывать стены и даже
своды из таких глыб, какие рожает мать-природа. У этого народа,
наверное, развилось мощное комбинаторное мышление, и когда типич-
ный лелег смотрел на кучу угловатых обломков, его мозг сразу же
намечал возможные их комбинации. Возможно, лелеги даже презирали
народы, которым для скрепления камней требовались какие-то мате-
риалы. Лелегам хватало трения и расчёта.
В античном мире лелеги, наверное, воспринимались как отставшие
в развитии и вызывали жалость. А может, наоборот, их считали за-
клинателями камней и побаивались: тронешь лелега -- он наколдует,
и прилетит камень тебе на голову.
Подозреваю, что лелеги и вымерли (ладно, ушли с исторической
арены) отчасти из-за того, что их каменные постройки [сделанные
без единого гвоздя] частовато на них обрушались. А может, и не
частовато.
При землетрясениях камни лелегских построек, по-видимому, не
очень смещались один относительно другого, потому что сцеплялись
между собой своими выступами и впадинами. Более того, при земле-
трясениях лелегские стены, быть может, УТРЯСАЛИСЬ и от этого ста-
новились только прочнее. То есть из-за небольших смещений микро-
выступы находили более плотное расположение относительно микро-
впадин.
Мир лелегов -- это мир камней (я определил бы его так).
* * *
Со стендов:
"Педаса располагается в юго-западной Анатолии, где встречаются
эгейская и средиземноморская культуры."
"Согласно Гомеру, лелеги, бывшие союзниками троянцам и карий-
цам, в период Троянской войны обитали в городе Педаса к югу от
Трои."
"ВЕРХНИЙ ГОРОД (Акрополь). Педаса не раз упоминалась в антич-
ных источниках как один из лелегских городов.
Акрополь окружён внутренним кольцом стен, имеющих длину 200 м,
и двумя внешними кольцами стен, укреплёнными башнями на менее
наклонной южной стороне." "Мегарон (административное здание)
располагается в центре Верхнего города, а хорошо куреплённая
монументальная наблюдательная башня, с которой можно наблюдать
полуостров во всех направлениях, располагается в восточной час-
ти."
"Имеющийся археологический материал показывает, что первый этап
строительства акрополя приходится на геометрический период. Имеет
место плавный переход культуры в эллинистический и римский перио-
ды. Сохранившаяся планировка жилого квартала относится к среднему
византийскому периоду."
Турецкие тексты на английском, демонстрируемые на стендах при
археологических площадках, бывает очень трудно гладко переводить
на русский: по-моему, турецкая мысль в них слишком уж свободно
скачет и не очень заморачивается по поводу точности деталей.
Поэтому перескажу кое-что своими словами.
После Троянской войны лелеги передвинулись ближе к югу и осели
в районе Галикарнаса (Halikarnassos), который нынче Бодрум. Это
была страна Кария, но они там основали восемь городов.
Что данные руины относятся к Педасе, подтверждается надписью,
обнаруженной в руинах храма Афины в 2008 году.
Материалы раскопок относятся к промежутку времени с конца вто-
рого тысячелетия до н. э. и до среднего византийского периода.
* * *
Стильная брусчатая дорога от окраины Конаджика к Педасе идёт
через красивое, но очень заросшее ущелье. Брусчатка новая (ну, не
двухтысячелетняя уж точно). В начале дороги -- пост охраны, чтобы
лишь бы кто в нашу Педасу не таскался.
На входе в собственно Педасу -- "засадка": налево пойдёшь --
[кроссовки потеряешь] попадёшь на лелегскую тропу (leleg yolu),
руины быстро закончатся; к акрополю надо идти направо (ну, или
прямо: уж кто как станет в раздумье).
Лелегская тропа -- это одна из нескольких великих исторических
троп в современной Турции, проложенных для особо дотошных турис-
тов сообразно моде. Ещё тропы: фиргийская, карийская (я был на
них всех, но проходил их не целиком: не до того было).
В свой день Педасы я сначала попал, конечно же, на лелегскую
тропу: сказалась привычка [ходить налево] читать и строчить слева
направо. Черед полчаса поиска на этой тропе акрополя, я начал
смутно подозревать, в чём дело.
Лелегская тропа красивая, но шибко каменистая и соответственно
местами едва заметная, а вдобавок она сначала почти всё время
идёт в гору. Куда двигаться -- помечено на некоторых камнях цве-
тами польского флага (красная и белая полосочки). Где нет поме-
ток, там иногда приходится напрягать соображалку.
Награда ошибающимся на мой манер -- две полуразвалившиеся ле-
легские гробницы, сложенные из плоских камней -- опять же без
применения скрепителей.
Часа через полтора горного перехода, в течение которого я не
встретил ни единой души, начался крутой спуск к какому-то примор-
скому селению, но на тропе оказалась группа из трёх животных с
большими страшными рогами, и смекалка мне подсказала, что вот он
-- самый подходящий момент для поворота назад.
На обратном пути я наконец-то встретил людей: отряд из двух
турчанок и двух турок, все немножко в возрасте. Они тоже искали
акрополь. Они все немного говорили по-французски, а одна дама --
вдобавок по-английски, так что я был в состоянии коммуницировать
с ними не только посредством скудного запаса своих турецких слов.
Поводырь встреченного отряда уверял меня, что живёт много лет в
Бодруме и разок уже восходил к педасскому акрополю и что надо всё
же идти туда, откуда я пришёл. Я отправился с ними туда, откуда
только что пришёл (мало ли что), но постепенно убедил поводыря,
что впереди только тропа. Он с кем-то созвонился (я слышал упоми-
нание leleg yolu) и, наконец, повернул вспять: признал ошибку.
Поперемещавшись немного с ними и показав им издали предположи-
тельный акрополь, я ушёл в отрыв. На акрополе я их потом не
встретил: надо думать, они махнули на него в тот день рукой, из-
нурившись на лелегской тропе.
На педасском акрополе нет ни одной арки и ни одной колонны. Ду-
маю, арки поразваливались без скрепляющего материала, а колоннами
лелеги не увлекались. Тщательно обрабатывать камни -- это, навер-
ное, было не по-лелегски: уничтожало природную красоту [булыжни-
ков] глыб.
Короче, Педаса -- это бесколонно-безарочный вариант античности.
Был, получается, и такой.
Театр, стадион, булевтерион, одеон и т. п. тут не выявлены.
Акведук не обнаружен тоже. Но значится какой-то мегарон, "распо-
ложенный в центре акрополя и имеющий размеры 7 на 13 метров":
"дом местного бея" ("local bey house").
Полагаю, из-за манеры лелегов применять в постройках необрабо-
танные и нескрепляемые камни лелегские "паззлы" плоховато склады-
ваются: лелегские руины -- это, как правило, просто груды камней.
В нелелегских руинах их обустройщики хотя бы кладут несколько ка-
менных блоков один на другой, и остатки стен становятся крупнее,
зрелищнее.
И нет в Педасе ни одного камня с высеченной надписью хоть на
каком-нибудь древнем языке: похоже, у лелегов был [напряг] свой
подход не только в отношении скрепителей камней, но и в отношении
письменности.
На руинах Педасы.
Остаток башни времён строительства Мавзолея.
Ну, в общем-то руины.
Гробница, вид снаружи.
Гробница, вид внутри.
Ещё одна гробница, вид внутри.
Непонятно что среди леса, на лелегской тропе.
Внизу - городок Тюркбюкю.
Вот из-за этих страшных животных я повернул назад.
На горной тропе я бы с ними не разминулся: или они, или я.
Скорее всего они: это их тропа, их мир. Эти рогатые партизаны
столкнули бы меня с крутого склона, только и всего.
Стены акрополя Педасы.
Вход на акрополь Педасы - довольно узкая щель между стенами.
Наблюдательная башня на акрополе Педасы.
Остатки застройки Акрополя Педасы. Как тут различают, где мегарон,
а где не мегарон, мне не понятно.
Что-то в нижнем городе. Уж точно не мегарон. Наверное, гробницы.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Лелегская Педаса