Александр Бурьяк

Фаселис как руины, парк и пляж в одной прекрасной упаковке

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Руины античного города Фаселиса (Phaselis) расположены в провинции Анталья, в 16 км южнее Кемера. Из инструкции к Фаселису, представленной там на стенде: "По преданию, город Фаселис был основан в 7-м веке до н. э. колонистами с о. Родос." "Город имеет важное географическое положение и три гавани: одна находится на севере полуострова, другая на северо-востоке, а третья на юго-западе. Римский географ Страбон повествует, что срединной гаванью было небольшое озеро, которое сегодня преврати- лось в болото с камышами." "В городе господствовали по очереди: в 5 в. до н. э. -- персы, в 4 в. до н. э глава области Кария Мавсол и правитель соседнего города Лимира Периклес." (Напомним себе, что из-за упомянутого Мавсола появилось слово "мавзолей".) "В 333 г до н. э. город встретил Александра Македонского, вручив ему золотой венец." "После Александра Великого город несколько раз переходил из рук в руки, а в 167 г. до н. э. стал членом Ликийской Лиги и чеканил монеты по образцу монет этого союза." "...иногда переживал трудные дни из-за нападений диких ос." "В 5 и 6 в., во времена господства Византии, Фаселис был одним из городов, принявших условия Халкедонского собора (451 г.)." "После нашествий арабов в 7 в. в истории города начинается но- вый период процветания (8 в.). Руины городских стен и сооружений принадлежат этому периоду." "В 1158 году последовала осада сельджуков. Затем землетрясения, а также рост торговой активности в портах Антальи и Аланьи приве- ли к тому, что Фаселис к 13 в. потерял своё значение и был прак- тически покинут жителями." "Большинство сохранившихся руин относятся к римскому и визан- тийскому периодам и расположены на главной улице, соединяющей северную и юженую гавани." "Построенный на склоне акрополя театр Фаселиса сравнительно небольшой..." "Дошедшие до нас руины свидетельствуют о том, что сцена театра была построена римлянами, а в поздневизантийский период использо- валась как часть городской стены." "Из знаменитых горожан можно назвать философа Теодектоса." По масштабам Ликии и Памфилии город Фаселис был не из самых крупных. Фаселис -- место, где хорошо изучаются транзитность глории мунди и вечное мементо море. Хотя бы потому что здесь есть боль- шой некрополь (к северу от города), пополнявшийся, может быть, лет 1500, а теперь частично размытый морем, так что местами саркофаги -- вскрывшиеся или вскрытые -- зависают над прекрасным обрывом. Руины в Фаселисе не так чтобы обильные, но остатки театра, агор, акведука и бани имеются налицо. Плюс по лесу разбросано ещё много чего с более туманной функциональной идентификацией. Цвет руин -- серый. Чётко выраженных гродских стен, ворот, башен я тут не видел. Может, потому что этот сравнительно небольшой город предпочитал сдаваться завоевателям. Слегка поторговавшись с ними, конечно. Считается, что акрополь Фаселиса недораскопан. Хорошо, если это так и есть: верю, что потомки будут копать толковее. Крупноразмерная растительность в Фаселисе -- по преимуществу сосны. Пляжи в Фаселисе немножко жестковатые: галька, камни. Можно обратить внимание на то, что саркофаги фаселисского не- крополя не валяются просто так, а несут на себе учётные пометки. Наверное, тут даже инвентаризация проводится время от времени. * * * Ясное дело, что лучше сохраняются постройки с более толстыми стенами, из более прочного материала. Это, как правило, постройки общественные: храмы, бани, театры и т. п., а главное -- укрепле- ния. На них не жалели сил и средств. Поэтому в не совсем исчез- нувших античных городах бывшей Ликии, бывшей Памфилии и т. п. основные сколько-нибудь зрелищные руины группируются вокруг агор, в районе которых и сооружались ведь основные общественные здания. Ещё причина: растаск материала потомками начинался с ОКРАИН горо- дов -- чтоб сокращать пути увоза -- поэтому до центров добирались далеко не сразу, а то и не успевали добраться (с самими растаски- вателями и с их жилищами что-то случалось, и те тоже, в свою оче- редь, для кого-то становились источниками материала). * * * Давно меня напрягает такой вопрос: а куда всё-таки деваются кости из вскрытых/разбитых саркофагов? Предметы растаскиваются, ладно. Но жалкие останки покойников? Вот я ведь ни разу не видел, чтобы где-то хоть кто-то ещё как-то лежал. Варианты: - их милостиво перезахоранивают просто в земле неподалёку; - их помечают и складируют в археологических институтах и музеях; - их как-то используют: в чёрной магии и т. п.; - их тоже растаскивают: дети, туристы, звери и пр.; - они постепенно рассыпаются в прах из-за действия света, кислорода и пр. * * * Про обустройство мёртвых у грекоримлян. В передовых богатеньких городах оно было довольно архитектуристым, если судить по остат- кам. С мавзолеями, мавзолейчиками, гробницами. Сегодняшнее Первое кладбище в Афинах, правда, тоже выглядит очень эффектно. Наверняка даже эффектнее, чем любое кладбище в древности. Но в греческих городках и деревнях хоронят уже много проще: с белым мрамором, но без мавзолеев и гробниц. Между тем, Фаселис не был крупным горо- дом, а мавзолеи и гробницы в его некрополе имелись -- и в немалом количестве. Кстати, современные турки оформляют свои кладбища почти так же, как современные греки: белый мрамор, прямоугольное мраморное воз- вышение, вертикальная могильная плита. Так сказать, восточносреди- земноморский стиль. А как надо? А, может быть, так. Если общее количество населения не растёт, а только сокращается (это великая цель современности, иначе -- глобальная катастрофа), то не растёт и количество семей. Каждой семье -- мавзолейчик и ничего более. Ну, или вместительная гробница. Если семья вымерла полностью, это владение переходит родственникам. Но не уничтожается, потому что сделано аккуратно, архитектуристо и являет собой культурную ценность. Бесхозное попадает под опеку государства. МОЖЕТ БЫТЬ, передаётся иммигран- там, но с условием незатирания следов предшественников. Лет 100- 150 такая схема вполне может работать и без кремации, а с крема- цией -- и 1000. Испания и Португалия УЖЕ тяготеют к этой схеме довольно сильно, другие европейские страны тяготеют к ней меньше. В принципе она им не чужда и являет собой скорее что-то вроде дороговатого идеа- ла, чем отклонения от нормы. * * * Может, из-за того, что я в Фаселисе сфотографировал внутрен- ность саркофага, у меня потом в Турции... - потерялись ключи от квартиры; - пропал холодильниковый "магнитик" из Памуккале; - куда-то сплыли 100 лир (= 10 евро), причём таксист, вроде, не умыкнул их в качестве бакшиша. В общем, мистика. У меня худо-бедно материалистическое мировоз- зрение, но, будучи скептиком, я на всякий случай бдю и осторожни- чаю. С некоторыми вещами разумные люди, по-моему, почти не шутят: мало ли что. Что рубашка пошла пятнами, я мистикой не считаю: у меня все походные рубашки для жарких стран идут желтоватыми пятнами после 3-5 поездок. Может, пот у меня неправильный. А может, специфика питания как-то сказывается. Вот, к примеру, апельсиновый сок почему-то растворяет чёрную типографскую краску, какой газеты печатаются. А у меня, значится, пот растворяет красители для одежды. Не сильно, но всё-таки. Эй, а вдруг в этом как-то прояв- ляется моя мизантропская "высшесть"?! (см. "Основы научного мизантропизма") По правде говоря, она тут мне в тягость: хорошую рубашку, сделанную в моём защитном стиле, купить нынче трудно: 99% той рубашечной продукции, какая продаётся, нацелено на элоев и педерастов. Педикам и элоям в наше время хорошо, но мне их счастья не надо. * * * С какого рожна мне не допускать, что "высшие" (в мизантропском смысле) отличаются от "низших" (в нём же) биохимическим составом и физиологическими процессами? Это ведь вполне может обусловли- ваться не только врождёнными особенностями организма, но и обра- зом жизни, характером питания. "Высшие" ведь не курят, не употре- бляют алкоголя и тем более наркотиков, не принимают лекарств, не едят много мяса, не пьют кофе, не страдают нарушениями обмена веществ и т. д. Если анализ мочи, крови и всяких там мазков по- зволяет определять болезни, то почему он не может позволять опре- делять "высшесть"? Надо всего лишь детальнее разобраться, что она собой представляет не только в таких аспектах, как мыслительная парадигма, мировоззрение, спектр инстинктов, наклонности, но и в аспекте физиологии. Может, "высшие" -- всего лишь здоровые люди, а может, у них имеются какие-то одинаковые для них всех особенно- сти -- в кислотности, засоленности, микрофлоре [, наборе глистов] и т. п. Не исключаю даже, что можно натаскать собак для обнаруже- ния "высших" по запаху прямо на улице. * * * Почему, когда прёшься на руины, лучше одеваться под цвет этих руин? Да хотя бы потому, что в этом случае меньше портятся другим людям фотографии, ребята. Издалека ты будешь почти незаметен на фоне камней, а не вмажешься очень некстати каким-нибудь синим или оранжевым пятном. Опять же, если будет очень надо отлить (хотя на жаре такое случается редко), ты сможешь спокойнее это сделать в не совсем укромном месте: издали примут тебя за очередной остаток чего-то там, если что (но если за статую, то, наоборот, потянутся фот- кать, это да). Моя фобия -- придурок в красной T-shirt, вылезающий непонятно откуда как раз там, где я собираюсь сделать эпохальные фотосним- ки. Да вдобавок не спешащий убраться подальше, за какой-нибудь угол, а задумчиво замирающий на самом знаковом месте и что-то оттуда высматривающий, руки в боки. Ну какие у него могут быть мысли, bla?! На каждой археологической площадке и в каждой туристической группе почти всегда есть хотя бы один придурок в красной T-shirt: можете сами это проверить. Ты стремишься его опередить, чтобы запечатлевать объекты в их БЕЗЛЮДНОМ состоянии, -- он преследует тебя по пятам, норовя вы- рваться вперёд. Ты задерживаешься -- он тоже тормозит. А если не тормозит, то тебя сзади настигает ещё один придурок в красной T-shirt, коротких штанах, с обгоревшей мордой (тоже красной), и кривыми волосатыми ногами, ай, ой. В комплекте у него ещё может быть благоверная "мочалка" и 2-3 крикучих чада, тоже настырно лезущих в твой кадр, причём когда одно чучело исчезает, то другое сразу же появляется -- и так до твоего белого каления. * * * И хвала автотрассе D400: эта дорога, можно сказать, нанизала на себя всю провинцию Анталья и обеспечила ей разные блага, а турис- там -- лёгкий доступ почти ко всем интересным местам. D400 дорого далась в этой горной местности, но результат получился колоссаль- ный по значению. Прежде перемещались тут между городами по пре- имуществу морем. Впрочем, Александр Македонский ведь как-то допёр до Фаселиса. А может, на самом деле как раз и не допёр, а только своего представителя туда послал. И даже не именно туда, а вообще в Ликию. Надо же было спешить завоевать мир. А [фаселяне] фасели- оты потом сочинили, как он однажды утром постучал в их ворота и они выходили к нему радостные -- с песнопениями и золотым венцом. Как же, знаем мы цену историческим росказням: верим каждому слову Геродота и Страбона.
Фаселис, акведук
Фаселис встречает [международных бродяг] остатками акведука.
Фаселис
Фаселис сегодня - это не в последнюю очередь очень неплохой парк. Слева на заднем плане - некрополь. На переднем плане - дерево, тоже приказавшее нам долго жить. Жизнь, смерть, вечность, Фаселис. То, что ствол не прибран, говорит о высоком эстетическом вкусе турок. Хватает здесь людей, с которыми можно делать прекрасным садом значительную часть планеты для тех, кто не считают, что "мы всё равно все умрём".
Фаселис, театр
Театр в Фаселисе. Не испорчен реконструктивными вставками. Только слегка законсервирован, чтобы не разваливался дальше. Античность лучше изучается в Турции, а не в Греции.
Фаселис
Фаселис, вид на агору с холма, при котором театр. Человечков я не прогонял: далеко было кричать. Ладно, пофигурировали для масштаба ("человек - мера всех вещей").
Фаселис
Фаселисская главная улица. Как бы в низинке, со ступенями с двух сторон. Интересное планировочное решение, результат подлаживания под рельеф.
Фаселис
Когда-то это был фасад, выходивший на главную улицу Фаселиса. Если судить по кладке, этот фасад, наверное, был оштукатурен, хотя по мне он и такой смотрится живенько.
Фаселис
Однозначно остатки бани: на таких столбиках обычно держался "тёплый пол", который обогревался воздухом, поступавшим под него от особой печи.
Фаселис, Александр Бурьяк
Проверка соответствия цвету руин. Я сам пока ещё не руина, но на верном пути к тому. Но всегда есть шанс свернуть с этого пути. Может, свернётся вдруг само - если много лазать по кручам в Турции и т. д. А рубашке уже таки конец: пошла пятнами после 3-4 стирок в этой поездке. Наверное, такое - результат совместного действия пота, солнца и кислорода.
Фаселис
Подножная живность. Возможное начало небольшого местного зоопарка - в дополнение к пляжу, соснам и пр. Движущиеся организмы всегда радуют - если не набрасываются, не орут, не лезут в твою тарелку и не какают на тебя сверху, как будто они уже твои начальники.
Фаселис, некрополь
Вход в некрополь Фаселиса. До того был мёртвый город, а дальше - город мёртвых. Античное обустройство мёртвых мне нравится больше, чем теперешнее. И не такое уж оно было накладное.
Фаселис, некрополь
Чья-то gloria mundi закончилась на берегу моря, на краю некрополя.
Фаселис, некрополь
Некрополь, размываемый морем. Сооружение за саркофагом не было мавзолеем Мавсола (Мавсол упокоился в Галикарнасе, который теперь Бодрум, и мавзолей у него там был значительно больший, простоял 1500 лет как чудо света, но не выдержал очередного землетрясения и потом был растащен на другие постройки).
Фаселис, некрополь
Раскопы некрополя, сделанные морем. Внутренность того саркофага, что справа, мной зафотографирована, sorry.
Фаселис, некрополь
В саркофаге сегодня. Немножко не прибрано.
Фаселис, акведук
Ещё один сохранившийся остаток фаселисского акведука (не гробами же завершать тему).
Фаселис, D400
Как выглядят главная гора провинции Анталья и автотрасса D400, проходящая через всю провинцию более-менее вдоль берега моря и кое-где по тоннелям. На вершине горы чуть виднеется (и чуть портит картинку природного величия) какой-то рукотворный ОБЪЕКТ (непременно надо было всунуться, да?).

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Фаселис как руины, парк и пляж в одной прекрасной упаковке