Руины античного города Фаселиса (Phaselis) расположены в
провинции Анталья, в 16 км южнее Кемера.
Из инструкции к Фаселису, представленной там на стенде:
"По преданию, город Фаселис был основан в 7-м веке до н. э.
колонистами с о. Родос."
"Город имеет важное географическое положение и три гавани:
одна находится на севере полуострова, другая на северо-востоке,
а третья на юго-западе. Римский географ Страбон повествует, что
срединной гаванью было небольшое озеро, которое сегодня преврати-
лось в болото с камышами."
"В городе господствовали по очереди: в 5 в. до н. э. -- персы,
в 4 в. до н. э глава области Кария Мавсол и правитель соседнего
города Лимира Периклес."
(Напомним себе, что из-за упомянутого Мавсола появилось слово
"мавзолей".)
"В 333 г до н. э. город встретил Александра Македонского, вручив
ему золотой венец."
"После Александра Великого город несколько раз переходил из рук
в руки, а в 167 г. до н. э. стал членом Ликийской Лиги и чеканил
монеты по образцу монет этого союза."
"...иногда переживал трудные дни из-за нападений диких ос."
"В 5 и 6 в., во времена господства Византии, Фаселис был одним
из городов, принявших условия Халкедонского собора (451 г.)."
"После нашествий арабов в 7 в. в истории города начинается но-
вый период процветания (8 в.). Руины городских стен и сооружений
принадлежат этому периоду."
"В 1158 году последовала осада сельджуков. Затем землетрясения,
а также рост торговой активности в портах Антальи и Аланьи приве-
ли к тому, что Фаселис к 13 в. потерял своё значение и был прак-
тически покинут жителями."
"Большинство сохранившихся руин относятся к римскому и визан-
тийскому периодам и расположены на главной улице, соединяющей
северную и юженую гавани."
"Построенный на склоне акрополя театр Фаселиса сравнительно
небольшой..."
"Дошедшие до нас руины свидетельствуют о том, что сцена театра
была построена римлянами, а в поздневизантийский период использо-
валась как часть городской стены."
"Из знаменитых горожан можно назвать философа Теодектоса."
По масштабам Ликии и Памфилии город Фаселис был не из самых
крупных.
Фаселис -- место, где хорошо изучаются транзитность глории
мунди и вечное мементо море. Хотя бы потому что здесь есть боль-
шой некрополь (к северу от города), пополнявшийся, может быть,
лет 1500, а теперь частично размытый морем, так что местами
саркофаги -- вскрывшиеся или вскрытые -- зависают над прекрасным
обрывом.
Руины в Фаселисе не так чтобы обильные, но остатки театра,
агор, акведука и бани имеются налицо. Плюс по лесу разбросано ещё
много чего с более туманной функциональной идентификацией. Цвет
руин -- серый.
Чётко выраженных гродских стен, ворот, башен я тут не видел.
Может, потому что этот сравнительно небольшой город предпочитал
сдаваться завоевателям. Слегка поторговавшись с ними, конечно.
Считается, что акрополь Фаселиса недораскопан. Хорошо, если это
так и есть: верю, что потомки будут копать толковее.
Крупноразмерная растительность в Фаселисе -- по преимуществу
сосны.
Пляжи в Фаселисе немножко жестковатые: галька, камни.
Можно обратить внимание на то, что саркофаги фаселисского не-
крополя не валяются просто так, а несут на себе учётные пометки.
Наверное, тут даже инвентаризация проводится время от времени.
* * *
Ясное дело, что лучше сохраняются постройки с более толстыми
стенами, из более прочного материала. Это, как правило, постройки
общественные: храмы, бани, театры и т. п., а главное -- укрепле-
ния. На них не жалели сил и средств. Поэтому в не совсем исчез-
нувших античных городах бывшей Ликии, бывшей Памфилии и т. п.
основные сколько-нибудь зрелищные руины группируются вокруг агор,
в районе которых и сооружались ведь основные общественные здания.
Ещё причина: растаск материала потомками начинался с ОКРАИН горо-
дов -- чтоб сокращать пути увоза -- поэтому до центров добирались
далеко не сразу, а то и не успевали добраться (с самими растаски-
вателями и с их жилищами что-то случалось, и те тоже, в свою оче-
редь, для кого-то становились источниками материала).
* * *
Давно меня напрягает такой вопрос: а куда всё-таки деваются
кости из вскрытых/разбитых саркофагов? Предметы растаскиваются,
ладно. Но жалкие останки покойников? Вот я ведь ни разу не видел,
чтобы где-то хоть кто-то ещё как-то лежал. Варианты:
- их милостиво перезахоранивают просто в земле неподалёку;
- их помечают и складируют в археологических институтах и
музеях;
- их как-то используют: в чёрной магии и т. п.;
- их тоже растаскивают: дети, туристы, звери и пр.;
- они постепенно рассыпаются в прах из-за действия света,
кислорода и пр.
* * *
Про обустройство мёртвых у грекоримлян. В передовых богатеньких
городах оно было довольно архитектуристым, если судить по остат-
кам. С мавзолеями, мавзолейчиками, гробницами. Сегодняшнее Первое
кладбище в Афинах, правда, тоже выглядит очень эффектно. Наверняка
даже эффектнее, чем любое кладбище в древности. Но в греческих
городках и деревнях хоронят уже много проще: с белым мрамором, но
без мавзолеев и гробниц. Между тем, Фаселис не был крупным горо-
дом, а мавзолеи и гробницы в его некрополе имелись -- и в немалом
количестве.
Кстати, современные турки оформляют свои кладбища почти так же,
как современные греки: белый мрамор, прямоугольное мраморное воз-
вышение, вертикальная могильная плита. Так сказать, восточносреди-
земноморский стиль.
А как надо? А, может быть, так. Если общее количество населения
не растёт, а только сокращается (это великая цель современности,
иначе -- глобальная катастрофа), то не растёт и количество семей.
Каждой семье -- мавзолейчик и ничего более. Ну, или вместительная
гробница. Если семья вымерла полностью, это владение переходит
родственникам. Но не уничтожается, потому что сделано аккуратно,
архитектуристо и являет собой культурную ценность. Бесхозное
попадает под опеку государства. МОЖЕТ БЫТЬ, передаётся иммигран-
там, но с условием незатирания следов предшественников. Лет 100-
150 такая схема вполне может работать и без кремации, а с крема-
цией -- и 1000.
Испания и Португалия УЖЕ тяготеют к этой схеме довольно сильно,
другие европейские страны тяготеют к ней меньше. В принципе она
им не чужда и являет собой скорее что-то вроде дороговатого идеа-
ла, чем отклонения от нормы.
* * *
Может, из-за того, что я в Фаселисе сфотографировал внутрен-
ность саркофага, у меня потом в Турции...
- потерялись ключи от квартиры;
- пропал холодильниковый "магнитик" из Памуккале;
- куда-то сплыли 100 лир (= 10 евро), причём таксист, вроде,
не умыкнул их в качестве бакшиша.
В общем, мистика. У меня худо-бедно материалистическое мировоз-
зрение, но, будучи скептиком, я на всякий случай бдю и осторожни-
чаю. С некоторыми вещами разумные люди, по-моему, почти не шутят:
мало ли что.
Что рубашка пошла пятнами, я мистикой не считаю: у меня все
походные рубашки для жарких стран идут желтоватыми пятнами после
3-5 поездок. Может, пот у меня неправильный. А может, специфика
питания как-то сказывается. Вот, к примеру, апельсиновый сок
почему-то растворяет чёрную типографскую краску, какой газеты
печатаются. А у меня, значится, пот растворяет красители для
одежды. Не сильно, но всё-таки. Эй, а вдруг в этом как-то прояв-
ляется моя мизантропская "высшесть"?! (см. "Основы научного
мизантропизма") По правде говоря, она тут мне в тягость: хорошую
рубашку, сделанную в моём защитном стиле, купить нынче трудно:
99% той рубашечной продукции, какая продаётся, нацелено на элоев
и педерастов. Педикам и элоям в наше время хорошо, но мне их
счастья не надо.
* * *
С какого рожна мне не допускать, что "высшие" (в мизантропском
смысле) отличаются от "низших" (в нём же) биохимическим составом
и физиологическими процессами? Это ведь вполне может обусловли-
ваться не только врождёнными особенностями организма, но и обра-
зом жизни, характером питания. "Высшие" ведь не курят, не употре-
бляют алкоголя и тем более наркотиков, не принимают лекарств, не
едят много мяса, не пьют кофе, не страдают нарушениями обмена
веществ и т. д. Если анализ мочи, крови и всяких там мазков по-
зволяет определять болезни, то почему он не может позволять опре-
делять "высшесть"? Надо всего лишь детальнее разобраться, что она
собой представляет не только в таких аспектах, как мыслительная
парадигма, мировоззрение, спектр инстинктов, наклонности, но и в
аспекте физиологии. Может, "высшие" -- всего лишь здоровые люди,
а может, у них имеются какие-то одинаковые для них всех особенно-
сти -- в кислотности, засоленности, микрофлоре [, наборе глистов]
и т. п. Не исключаю даже, что можно натаскать собак для обнаруже-
ния "высших" по запаху прямо на улице.
* * *
Почему, когда прёшься на руины, лучше одеваться под цвет этих
руин? Да хотя бы потому, что в этом случае меньше портятся другим
людям фотографии, ребята. Издалека ты будешь почти незаметен на
фоне камней, а не вмажешься очень некстати каким-нибудь синим или
оранжевым пятном.
Опять же, если будет очень надо отлить (хотя на жаре такое
случается редко), ты сможешь спокойнее это сделать в не совсем
укромном месте: издали примут тебя за очередной остаток чего-то
там, если что (но если за статую, то, наоборот, потянутся фот-
кать, это да).
Моя фобия -- придурок в красной T-shirt, вылезающий непонятно
откуда как раз там, где я собираюсь сделать эпохальные фотосним-
ки. Да вдобавок не спешащий убраться подальше, за какой-нибудь
угол, а задумчиво замирающий на самом знаковом месте и что-то
оттуда высматривающий, руки в боки. Ну какие у него могут быть
мысли, bla?!
На каждой археологической площадке и в каждой туристической
группе почти всегда есть хотя бы один придурок в красной T-shirt:
можете сами это проверить.
Ты стремишься его опередить, чтобы запечатлевать объекты в их
БЕЗЛЮДНОМ состоянии, -- он преследует тебя по пятам, норовя вы-
рваться вперёд. Ты задерживаешься -- он тоже тормозит. А если не
тормозит, то тебя сзади настигает ещё один придурок в красной
T-shirt, коротких штанах, с обгоревшей мордой (тоже красной), и
кривыми волосатыми ногами, ай, ой. В комплекте у него ещё может
быть благоверная "мочалка" и 2-3 крикучих чада, тоже настырно
лезущих в твой кадр, причём когда одно чучело исчезает, то другое
сразу же появляется -- и так до твоего белого каления.
* * *
И хвала автотрассе D400: эта дорога, можно сказать, нанизала на
себя всю провинцию Анталья и обеспечила ей разные блага, а турис-
там -- лёгкий доступ почти ко всем интересным местам. D400 дорого
далась в этой горной местности, но результат получился колоссаль-
ный по значению. Прежде перемещались тут между городами по пре-
имуществу морем. Впрочем, Александр Македонский ведь как-то допёр
до Фаселиса. А может, на самом деле как раз и не допёр, а только
своего представителя туда послал. И даже не именно туда, а вообще
в Ликию. Надо же было спешить завоевать мир. А [фаселяне] фасели-
оты потом сочинили, как он однажды утром постучал в их ворота и
они выходили к нему радостные -- с песнопениями и золотым венцом.
Как же, знаем мы цену историческим росказням: верим каждому слову
Геродота и Страбона.
Фаселис встречает [международных бродяг] остатками акведука.
Фаселис сегодня - это не в последнюю очередь очень неплохой парк.
Слева на заднем плане - некрополь. На переднем плане - дерево, тоже
приказавшее нам долго жить. Жизнь, смерть, вечность, Фаселис.
То, что ствол не прибран, говорит о высоком эстетическом вкусе
турок. Хватает здесь людей, с которыми можно делать прекрасным
садом значительную часть планеты для тех, кто не считают, что
"мы всё равно все умрём".
Театр в Фаселисе. Не испорчен реконструктивными вставками.
Только слегка законсервирован, чтобы не разваливался дальше.
Античность лучше изучается в Турции, а не в Греции.
Фаселис, вид на агору с холма, при котором театр.
Человечков я не прогонял: далеко было кричать. Ладно,
пофигурировали для масштаба ("человек - мера всех вещей").
Фаселисская главная улица. Как бы в низинке, со ступенями с двух сторон.
Интересное планировочное решение, результат подлаживания под рельеф.
Когда-то это был фасад, выходивший на главную улицу Фаселиса.
Если судить по кладке, этот фасад, наверное, был оштукатурен,
хотя по мне он и такой смотрится живенько.
Однозначно остатки бани: на таких столбиках обычно держался "тёплый пол",
который обогревался воздухом, поступавшим под него от особой печи.
Проверка соответствия цвету руин. Я сам пока ещё
не руина, но на верном пути к тому. Но всегда есть
шанс свернуть с этого пути. Может, свернётся вдруг
само - если много лазать по кручам в Турции и т. д.
А рубашке уже таки конец: пошла пятнами после 3-4
стирок в этой поездке. Наверное, такое - результат
совместного действия пота, солнца и кислорода.
Подножная живность. Возможное начало небольшого местного зоопарка
- в дополнение к пляжу, соснам и пр. Движущиеся организмы всегда радуют -
если не набрасываются, не орут, не лезут в твою тарелку и не какают
на тебя сверху, как будто они уже твои начальники.
Вход в некрополь Фаселиса. До того был мёртвый город, а дальше -
город мёртвых. Античное обустройство мёртвых мне нравится больше,
чем теперешнее. И не такое уж оно было накладное.
Чья-то gloria mundi закончилась на берегу моря, на краю некрополя.
Некрополь, размываемый морем. Сооружение за саркофагом
не было мавзолеем Мавсола (Мавсол упокоился в Галикарнасе,
который теперь Бодрум, и мавзолей у него там был значительно
больший, простоял 1500 лет как чудо света, но не выдержал
очередного землетрясения и потом был растащен на другие постройки).
Раскопы некрополя, сделанные морем. Внутренность того саркофага, что справа,
мной зафотографирована, sorry.
В саркофаге сегодня. Немножко не прибрано.
Ещё один сохранившийся остаток фаселисского акведука
(не гробами же завершать тему).
Как выглядят главная гора провинции Анталья и автотрасса D400,
проходящая через всю провинцию более-менее вдоль берега моря
и кое-где по тоннелям. На вершине горы чуть виднеется (и чуть портит
картинку природного величия) какой-то рукотворный ОБЪЕКТ
(непременно надо было всунуться, да?).
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Фаселис как руины, парк и пляж в одной прекрасной упаковке