Силле -- супер-деревня в 8 километрах к западу от Коньи. Ввиду
картинности здешних построек и здешнего пейзажа эту деревню сде-
лали туристическим местом -- и очень правильно. До того деревня
была некоторое время в почти заброшенном состоянии: не выдержива-
ла "прогреса".
Когда-то в Силле обитали не только турки, но и греки, однако в
1920-х их выселили отсюда в Грецию.
Из Коньи в деревню Силле ходит автобус №46 и какой-то долмуш.
И до Силле даже проложили велосипедную дорожку. Но лично я обза-
вестись карточкой для оплаты проездов в автобусах не сумел, дол-
муша не вычислил, велосипеда не купил и поэтому добирался до Сил-
ле на такси. Обратно же попытка уехать всё же в автобусе привела
к тому, что водитель пустил меня в него бесплатно: не взял денег,
которые я ему совал. Надеюсь, такие действия были санкционированы
администрацией города Конья, чтобы заграничные туристы не черты-
хались, а вовсю Конью нахваливали. Ну вот, я и нахваливаю -- и
Конью, и Силле.
Что смотрится в Силле:
- пещеры на склонах гор, с правой стороны ручья;
- узкий пешеходный сельджукский мост через сухое русло
(виден от Музея времени);
- музей Силле -- маленький, но заслуживающий внимания; на-
сколько помнится, бесплатный;
- Музей времени -- в бывшей церкви на горке, на которой
старое мусульманское кладбище; музей бесплатный, но с рядом
интересных экспонатов;
- церковь Святой Елены.
В музее Силле мной обнаружен новый для меня тип изделий, прежде
на глаза как-то не попадавшийся: хамамы чанталар (банные сумки)
из металла (латуни?).
Некоторые старинные мостики в Силле сделаны горбатыми, как в
Венеции, наверное, для того, чтобы [не препятствовать судоходст-
ву] они лучше выдерживали землетрясения.
В Силле есть два больших мусульманских кладбища (одно подрев-
нее, другое поновее), а православного, греческого кладбища я не
видел. Так вот, я подозреваю, что большая, разровненная бульдозе-
рами площадка возле церкви Святой Елены -- это и есть место, где
находилось православное кладбище.
Размашистость мусульманских кладбищ в Силле как бы должна пока-
зывать, что деревня эта даже до выселения из неё греков была бо-
лее-менее турецкой.
Согласно плакатику в деревенском музее, в 1950-х в Силле рабо-
тало в 16 мастерских около 150 горшечников (pottery masters), и
Силле был одним из ведущих центров производства горшков, керамики
и кирпича в Центральной Анатолии. Ну, потом пришло время пласт-
массы и бетона.
Филолог Thanassis Kostakis в 1968 г. опубликовал книгу об ана-
толийском диалекте греческого языка, в которой утверждал, что у
греков Силле был какой-то особенный диалект.
Прекрасный Силле 12 декабря 2021 года, в 11 часов. Здание справа - музей.
Небольшой, но интересные экспонаты там имеются.
Силльские [бараны] баранцы и просто силляне. "Барана - социальная общность,
аналогичная 'культуре ярэна', и практикуемая среди мужчин
в сельской Анатолии. Группа складывается из 15-20 человек
одного возраста. Солидарность, дисциплина, уважение,
конфиденциальность и совместнсть действий обязательны."
По-моему, у них там сабли. Турецкий народный опыт борьбы за выживание.
Со стенда в музее Силле.
Фесковаляльное приспособление.
По-турецки феска - просто fes.
В музее Силле.
Часы позднесултанской эпохи. Каталоги часов, XIX век.
Часы сторожа/часового, начало XX века.
В музее Силле.
Это называется "банная сумка" ("хамамы чанта") и берётся
(ну, бралось) соответственно в баню. XIX век.
В музее Силле.
Таков наш прекрасный маленький Силле. Чайная мечеть. Кстати, горбатые мостики типа венецианских -
таки старинные: об этом можно судить по фотографиям в музее.
Чайная мечеть с другой стороны. Построена в XIX веке как базарная мечеть,
но базар потом перенесли, а мечеть осталась и перепрофилировалась в районную.
Вот доказательство, что расцветка прикида соответствовала
ландшафту. Ведь спокойнее, когда сливаешься с фоном.
Характерное местное горное растение. По виду и наощупь -
как будто поролоновое.
Местная горная фауна. А где овечки, там и собачки (надёжная примета).
Пришлось "альпийскому стрелку" ретироваться очень ускоренным шагом.
Ничего, Кутузов тоже отступал.
Силле, вид с горы.
Пещеры.
Ещё пещеры.
В пещерах.
Церковь Святой Елены (Aya Elenia kilisesi).
Наддверная роспись в церкви Святой Елены.
Алтарь в церкви Святой Елены.
Доподлинный, старинный, но не из этой церкви.
Календарь османского периода, использовавшийся в присутственных
местах и показывавший дни, когда эти места должны были работать.
Можно сказать, тут целое календарное устройство из всего лишь бумаги.
Ну, я в возможности бумаги как конструктивного материала верил ещё
с детского сада. Люди когда-то обходились без смартфонов и интернета
не чрезвычайным напряжением воли, а такими вот простыми гениальными
приспособлениями.
В музее времени.
Календарь Турецкой Воздушной Ассоциации. Представлял географическую,
экономическую и статистическую информацию в разрезе провинций.
В музее времени.
Слева - будильник с термометром, справа - часы с календарём.
Всё - османский период.
В музее времени.
Бронзовая астролябия. Копия.
В музее времени.
Сельджукский мост.
Сельджукский мост с другого ракурса.
Играю в альпийского стрелка. Учения "Горный [козёл] щит",
декабрь 2021 г.
Ak hamam, Белая баня. 1884 г. В Силле можно заодно и помытся-попариться.
Либерасты и в Силле достают бедных турок раздельным сбором мусора. Напомним себе,
что правильный путь развития - делать так, чтобы мусора - и потребления - было меньше.
Шкаф для ненужных книг. Мне в нём, правда, ничего не приглянулось.
На заднем плане - школа.
На местном базарчике. Насколько можно догадаться,
прямо по курсу - сыр, зашитый в шкуры (кочевое прошлое, таки да).
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Редкостно информативный Силле