Единственное, что поражает в Трое, -- это её размеры. Маленькая
она. Почти карманного формата. Ну нечего тут было ахейцам делать
аж 10 лет. Вдобавок Шлиман частично срыл её по небрежности, когда
торопился отыскать тут хоть что-нибудь блистательное.
Правильная ли это Троя? Скорее всего, да. А причина её разбуха-
ния в "Илиаде" -- устность народного творчества, недоразвитость
письменности.
Начиналось всё, наверное, со скромной баллады, сочинённой Гоме-
ром -- коллегой Какофоникса -- по заказу сельского ухаря Ахиллеса
со товарищи-мирмидонцы и слегка приукрасившей деяния оных. Балла-
да пришлась по вкусу тогдашней общественности, пошла в народ, но
каждый сказитель, перехватывавший эстафету, вносил совсем неболь-
шие изменения и дополнения, а поскольку эстафета была длиной поч-
ти в 1000 лет, то в конце концов получился потрясающий гигантский
эпос, в котором вся Ахайя попёрлась к Трое огромным флотом ("Я
список кораблей дочёл до половины...") из-за какой-то особо секс-
апильной Елены, тщетно билась там 10 лет, совершая неимоверные
кровавые подвиги, а троянцы всё не заканчивались, как и припасы у
них.
Вот каково было троянцам римского периода читать "Илиаду"? Им
же не надо было вести раскопки: многое ещё оставалось на поверх-
ности, торчало перед глазами. Было ясно, что Троя эпохи Гомера
являлась крошечным городом (хорошо, если 1/100 от имперского
Рима). Переться в Трою ради какой-то Елены Прекрасной, может, и
имело смысл, но только не такой толпой, как у Гомера. Хватило бы
тысячи воинов. Это народу всего лишь на 20 кораблей.
Разумеется, у маленькой Трои имелись пригороды, но вот мощная
крепостная стена этих пригородов представлена археологами не бы-
ла. Наверное, потому, что её не существовало, а не потому что
Гефест разрушил её до основания.
Я бы определил Трою скорее как коллективный замок знати, а не
как "город для всех". Это хотя бы объясняет, почему у Трои были
такие мощные укрепления при такой малой площади.
Осада Трои длилась, наверное, около года, но так обрыдла
грекам, что воспринимали они её как затянувшуюся на десятилетие.
Война с троянцами была для ахейцев не чем-то жизненно важным,
а nice to have, поэтому отправились на неё только те, кто засиде-
лись дома. Агамемнону пришлось наскребать удальцов по соседним
"царствам", отсюда правдоподобная племенная пестрота состава его
войска.
Сознаёшь это, но перед "Илиадой" всё равно немножко благогове-
ется. И перед развалинами Трои -- тоже. Ну, греки несколько пре-
увеличили размах событий, ладно. Но ведь всего лишь раз в 10.
А троянского коня-то греки хоть строили? Скорее всего, да: это
слишком яркая, ключевая деталь, чтобы можно было её вдруг доба-
вить для красного словца. Если бы вдруг придумали её и вставили,
это был бы эволюционный скачок, а не постепенное наращивание
признака. Впрочем, в историю с троянским конём мог ПОНЕМНОГУ
превратиться какой-то другой эпизод той войны.
Костяк "Илиады" наверняка доподлинный: война была, Троя -- вот
она, имена основных персонажей, [включая богов,] скорее всего,
достоверные.
Разумеется, нельзя полностью исключать, к примеру, и такой
версии: греки Трои на самом деле не взяли, но договорились, как
будут красиво врать. За враки отвечал Гомер, а Одиссей его кон-
сультировал.
* * *
Троя -- множество археологических наслоений, копившихся в тече-
ние 3 000 лет. Эти наслоения приблизительно разбиваются на девять
"Трой", нумеруемых римскими цифрами. В пределах некоторых "Трой"
вдобавок выделяются подслои. "Трои" разграничиваются катастрофа-
ми -- естественными или антропогенными.
(Кстати, 9 слоёв -- это не рекорд. Насколько помнится, город
Меггидо -- Армагеддон -- в Палестине насчитывает аж 26 слоёв.)
Троя I. 2900-2500 гг. до н. э. Уничтожена какой-то катастрофой.
Её археологический слой имеет толщину около 4 метров. Сохранились
остатки крепостной стены из кирпича-сырца. "Диаметр" Первой Трои
-- около 90 м. Глиняная посуда делалась ещё без применения гон-
чарного круга.
Троя II. 2500-2250 гг. до н. э. Площадь не более 9000 кв. м.
Длина стены - около 330 м. У стены каменное основание и верхняя
часть из кирпича-сырца. Имелся укреплённый пригород. Толщина
археологического слоя - более 2 м. Для изготовления глиняной
посуды стал применяться гончарный круг. Выделяются Троя IIa, Троя
IIb, Троя IIc ... Троя IIh (всего 8 штук). Троя IIg -- "сожжённый
город", Шлиманово "золото Приама" относится к нему.
Троя III. 2250-2200 гг. до н. э. Ранний бронзовый век. Те же
стены и фундаменты домов, что и у Трои II. Домов стало больше.
Усложнился декорум посуды.
Троя IV. 2200-1900 гг. до . н. э. Средний бронзовый век. Если в
прежних трёх Троях обитали "народы моря", то в этой -- сильное
влияние "народов суши".
Троя V. 1900-1700 гг. до н. э. Поздний бронзовый век. Дома стали
больше.
Троя VI. 1700-1300 гг. до н. э. Была уничтожена предположительно
землетрясением. Поздний бронзовый век. Длина городской стены со-
ставляла около 550 м. Около 330 из них частично сохранились. Пло-
щадь города -- раз в 10 больше, чем у Трои I. Город был разрушен
землетрясением.
Троя VII. 1300-950 гг. до н. э. В ней выделяются Троя VIIa
(1300-1200 гг. до н. э.) и Троя VIIb (1200-900 гг. до н. э.). Обе
были уничтожены предположительно пожарами в процессе их захвата.
К периоду VIIa относят события, описанные в "Илиаде". Конец Трои
VIIb -- захват её фригийцами. Для Трои наступили "тёмные века"
(около 200 лет).
Троя VIII (900-350 гг. до н. э.). Эллинистический период. Город
восстановлен греками как Илион. Население якобы частично корми-
лось с туристов -- обожателей "Илиады".
Троя IX (350 г. до н. э. - 400 г. н. э.). Римский период. Город
назывался ILIUM (от греческого "Илион"). Продолжал быть местом
паломничества поклонников Гомера до XIII века, потом тихо угас.
Разумеется, я дивлюсь способности археологов так тщательно под-
считать все Трои. На это ушло большое количество сил у нескольких
поколений исследователей: к чему ж, как не к Трое, было прилагать
наибольшее изыскательское рвение? Даже я к этой теме очень нерав-
нодушен, а у правильных археологов Средиземноморья, наверное, от
проникновенно сказанного слова "Троя" и вовсе начинает кружиться
голова.
Подозреваю, что признанный набор слоёв Трои -- это не истина в
предпоследней инстанции, а лишь то, о чём удалось более-менее до-
говриться.
* * *
Троя расположена на возвышении, которое с двух сторон крутое и
с двух -- пологое. Берег моря находится в нескольких километрах,
но прежде он располагался значительно ближе. Возможно, когда-то
здесь была и речка. Я думаю, основная причина того, что после
очередной катастрофы Троя заселялась вновь, заключалась в обилии
строительного материала, остававшегося от предыдущего варианта
города. Сначала в дело шли обломки, и только тогда, когда они за-
канчивались, имело смысл добавлять в оборот что-то новое.
* * *
Тройский Одеон (маленький театр для музыкальных представлений),
относящийся к Трое номер IX, был сооружён предположительно в
честь императора Адриана (AD 117-138), посетившего Трою в 124 г.
Тогда же была перестроена находившаяся недалеко гробница Аякса.
Каким образом историки и археологи докапываются до таких деталей,
не имею понятия.
* * *
Музей Трои -- большой и отвратительный. Он...
- расположен в удалении от археологической площадки (около
1 километра) и к тому же в стороне от дороги; чтобы попасть
в него, надо чесать пешедралом по жаре мимо каких-то пусты-
рей (на них есть большие планы, да?);
- "просторный": много воздуха, мало экспонатов;
- оформлен по-западоидски: с обилием всяких интерьерных
выкрунтасов;
- заточен под инвалидов, из-за чего нормальным людям прихо-
дится долго вышагивать по пологим рампам, чтобы подняться
с этажа на этаж;
- позволяет выходить на крышу, но она не особо приспособлена
для ведения с неё наблюдений: защиты от солнца нет, скамеек
-- тоже;
- не обеспечен путеводителями на распространённых европейс-
ких языках (а в датском и норвежском я не очень силён пока
что).
* * *
Эффектный саркофаг, выставленный в музее Трои, был обнаружен в
1994 г. возле какого-то Кызёлдюна в районе Гюмюшчай к востоку от
долины Granicus. Это самый древний из обнаруженных в Анатолии
саркофагов с изображением сцен. К Трое он имеет косвенное отно-
шение: на одной из его длинных стенок изображена сцена принесе-
ния в жертву Поликсены (это младшая дочь царя Приама и царицы
Гекубы). На короткой стенке Гекуба, сидя под безлистным деревом,
тоскует по дочери. На двух других стенках показано праздненство,
на котором женщина, сидящая на троне, принимает подарки в компа-
нии музыкантов и танцоров. Хотя большинство изображений на сар-
кофаге -- женские, в нём лежал мужчина в возрасте около 40 лет.
Извращенец, наверное. А может, его похоронили в чужом саркофаге.
И может, даже живьём.
* * *
Боевые действия, имевшие место в районе Дарданелл в 1915 г. и
значащиеся у турок как сражения при Чанаккале, существенно повлия-
ли на современную историю Турции и дали тему для литературы, кино,
песен -- аналогично тому, как в своё время Троянская война отрази-
лась на древнегреческом эпосе.
В 1915 г. "союзники", десантировавшиеся на полуострове Галипо-
ли, сравнивали себя с ахейцами, а турки у них были за троянцев,
которых надо было разбить. На месте Трои реально была позиция ту-
рецкого подразделения, но до её штурма дело, хвала Аллаху, не до-
шло.
* * *
Посёлок Tevfikiye старается выжать максимум из своего соседства с
Троей: некоторые его постройки оформлены в "троянском" стиле, тор-
говля "магнитиками" налажена. Немного пожить тут в спокойном режиме
было бы интересно. Поработать над книжками, скажем. Море -- в пешей
доступности.
* * *
Генрих Шлиман (на самом деле Johann Ludwig Heinrich Julius
Schliemann, 1822-1890) -- немецкий предприниматель и археолог,
первооткрыватель Микенской культуры. Имел способность к языкам
(овладел не менее, чем пятнадцатью). Написал несколько книг,
посвящённых путешествиям и раскопкам. В 1847 году принял рос-
сийское подданство, до 1864 года преимущественно жил в России
(из мазохистских соображений?). Сколотил состояние частью на
Крымской войне. В 1864—1865 годах совершил кругосветное путешест-
вие. В 1869 г. стал гражданином США [вот это -- другое дело],
развёлся с русской женой, женился на греческой, с именем София, и
поселился в Афинах.
С 1871 по 1890 г. (с перерывами) проводил раскопки в Трое. В
1876 г. заодно откопал царские гробницы в Микенах.
Шлиманн был низкорослый (156 см), с короткими ногами. Имел дур-
ной, деспотичный характер. Много рисовался, врал о себе, чудил,
грекоманил. Сына от Софии назвал Агамемноном, дочь -- Андромахой
(в 1914 году Агамемнон был назначен послом Греции в США, а помер
во Франции в 1954 г. на должности греческого посланника).
Шлиман тратил много денег на рекламу своих достижений, но они
у него реально имелись. Как археолог он был "пионером" в ряде
толковых приёмов работы. Но некоторый вред своими скоростными
раскопками Трои он таки причинил.
Гиперактивный психопат, позёр, лжец, но и титан XIX века. Прав-
да, во времена Шлимана была тьма чего недораскопанного. И раска-
пывать -- это всё-таки не придумывать, не конструировать.
Вторая жена Шлимана, София Энгастромену (1852-1932), была на 30
лет моложе супруга. Происходила из образованной, но бедной семьи.
Была погребена вместе со Шлиманом в мавзолее на самом высоком ме-
сте Первого городского кладбища Афин. В этом мавзолее также поко-
ятся: дочь Андромаха, её муж и трое их сыновей -- внуков Шлимана.
Греческая ветвь потомков Шлимана пресеклась.
* * *
Многослойность Трои навеяла следующие соображения.
Археологические раскопки -- это зачастую УНИЧТОЖЕНИЕ материаль-
ного наследия, спокойно лежавшего в земле много лет. Если архео-
логический слой один, то раскопки -- всего лишь вскрытие его,
ладно. Но если слоёв несколько, то доступ к нижележащим слоям
возможен только через уничтожение вышележащих слоёв. В отношении
всяких черепков, бус и ручных рубил это не катастрофично, но если
говорить о постройках, то разрушение их остатков почти неизбежно.
Перенести вышележащие остатки постройки на свободное место не по-
лучается, потому что они, как правило, не только опираются на
нижележащие, но даже более-менее слиты с ними. Зафотографировать
их перед разрушением можно, сохранить же -- не перекрыв себе
доступа к нижележащим слоям -- почти нет. А ведь зачастую чем
слой глубже, тем он интереснее.
Как поступают в таких трудных случаях: от разных слоёв сохраня-
ют какие-то остатки построек обнажёнными, но не повреждёнными. И
роются не сплошь везде, а местами оставляют "слоёный пирог" неко-
панным (вдруг потомки придумают что-то более толковое). Археоло-
гическая площадка по завершении на ней раскопочных работ и обус-
тройства её для публики оказывается как бы ступенчатой: разные
ступени её относятся к разным археологическим слоям.
Как ни крути, но ко всем остаткам построек, относящимся к
убранным археологическим слоям, совершается акт вандализма. Чтобы
минимизировать вандализм, надо в каждом по преимуществу убираемом
слое сохранять хотя бы наиболее информативное. Но ведь тогда не
узнаешь точно, не лежит ли под сохранённым что-то ещё более ин-
формативное. Ну, надо гадать, предсказывать, делать осторожные
пробы.
Про информативность остатков. Просто стена, просто ряд камней
из основания какой-то постройки не смотрятся на фотографиях, не
идентифицируются, не узнаются, не сообщают. Для информативности
требуются какие-то отклонения от однообразного: выступы, ступень-
ки, ниши, канавки, входные и оконные проёмы, следы отделки,
остатки декорума и т. п. Впрочем, если кладка просто стены сама
по себе не простая, она всё-таки может быть информативной.
Восточная стена Трои VI (1700-1250 г. до н. э.). Материал - песчаник.
Высота стены - около 6 м, толщина - 4.5-5 м.
Раскопанная Шлиманом рампа, слева от которой в 1873 г.
обнаружилось "золото Приама". Рампа относится к Трое II.
Рампа вела к "воротам FM". Троя II несколько раз расширялась,
и здесь виден последний вариант стен (толщиной 4 м, кстати).
Продолжение предыдущей картинки влево.
Какая-то там по счёту Троя. Скорее всего, Троя II.
Слева - "дом VIM" (его южная стена длиной 27 метров).
Этот дом был частью дворцового комплекса Трои VI. Просматриваются
четыре специфических уступа на поверхности стены.
Такие уступы якобы имеются и у некоторых других
троянских построек того же периода. Если выбирать СИМВОЛ
Трои, её узнаваемый специфический landmark, это,
наверное, будет показанная тут стена с 4 уступами.
Справа - южная городская стена Трои VI.
Это - нижний город Трои VI, расположенный вне цитадели,
к западу от неё.
Одеон (маленький театр для музыкальных представлений).
Относится к Трое номер IX. За ним проходит стена Трои номер VI.
Вот здесь археологами просматриваются южные ворота города Троя VI и VII.
По середине улицы проходил дренажный канал, прикрытый каменными плитами.
Вот этот дренажный канал крупным планом
(см. в центре, слева от кустика).
Мегарон (дом с портиком) времён Трои II/III из кирпича-сырца,
помещённый под навес. Раскопан в 1998-1999 гг.
Фрагменты укреплений ранней и средней Трои I (!!!) из кирпича-сырца,
помещённые под навес. Стены имели лёгкий наклон внутрь крепости.
"Поперечник" первой Трои составлял всего лишь около 90 м.
Булевтерий (Boulevterion), относящийся к Трое VIII-IX. Навес слева -
над остатками стены Трои I из необожжённого кирпича.
Троя IV-V, как её видят из нашего времени.
С картинки на подходе к музею Трои.
Троя, фото с раскопок Дёрпфельда, 1893-1894. На местности я такого
не наблюдал. Не только узкоколейки, но и этих высоких стен.
Со стенда в музее Трои.
Троя VI. Северо-восточный бастион. Слева в верху -
восточная стена. Длинной лестницы (справа внизу) я не припоминаю,
потому что с обзорной площадки она не видна.
Со стенда в музее Трои.
"Саркофаг Поликсены" в музее Трои. Найден в 1994 г.
далековато от Трои. Датируется 500-490 гг. до н. э.
Трёхножный сосуд. Удобен для варки
и подогрева малых порций.
3000-2500 гг. до н. э., Троя.
Музей Трои.
Якобы фляжка. 3000-1200 гг. до н. э., Троя.
Любопытно, на каком гончарном круге
её такую слепили.
Музей Трои.
Статуя императора Адриана в музее Трои.
Посёлок Tevfikiye возле древней Трои. Подкармливающийся с неё, а когда-то
и наверняка таскавший с неё стройматериалы. Вид с крыши музея Трои.
Кстати, не исключено, что в этом посёлке живут и потомки троянцев.
Есть шанс встретить здесь ген Гектора [и получить от его носителя по голове].
Местный отель для тех, кто не в силах быстро расстаться с Троей.
Расширяющиеся кверху колонны - скорее всего аллюзия
на Кносский дворец, который на Крите.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Та самая Троя