Александр Бурьяк

Та самая Троя

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Единственное, что поражает в Трое, -- это её размеры. Маленькая она. Почти карманного формата. Ну нечего тут было ахейцам делать аж 10 лет. Вдобавок Шлиман частично срыл её по небрежности, когда торопился отыскать тут хоть что-нибудь блистательное. Правильная ли это Троя? Скорее всего, да. А причина её разбуха- ния в "Илиаде" -- устность народного творчества, недоразвитость письменности. Начиналось всё, наверное, со скромной баллады, сочинённой Гоме- ром -- коллегой Какофоникса -- по заказу сельского ухаря Ахиллеса со товарищи-мирмидонцы и слегка приукрасившей деяния оных. Балла- да пришлась по вкусу тогдашней общественности, пошла в народ, но каждый сказитель, перехватывавший эстафету, вносил совсем неболь- шие изменения и дополнения, а поскольку эстафета была длиной поч- ти в 1000 лет, то в конце концов получился потрясающий гигантский эпос, в котором вся Ахайя попёрлась к Трое огромным флотом ("Я список кораблей дочёл до половины...") из-за какой-то особо секс- апильной Елены, тщетно билась там 10 лет, совершая неимоверные кровавые подвиги, а троянцы всё не заканчивались, как и припасы у них. Вот каково было троянцам римского периода читать "Илиаду"? Им же не надо было вести раскопки: многое ещё оставалось на поверх- ности, торчало перед глазами. Было ясно, что Троя эпохи Гомера являлась крошечным городом (хорошо, если 1/100 от имперского Рима). Переться в Трою ради какой-то Елены Прекрасной, может, и имело смысл, но только не такой толпой, как у Гомера. Хватило бы тысячи воинов. Это народу всего лишь на 20 кораблей. Разумеется, у маленькой Трои имелись пригороды, но вот мощная крепостная стена этих пригородов представлена археологами не бы- ла. Наверное, потому, что её не существовало, а не потому что Гефест разрушил её до основания. Я бы определил Трою скорее как коллективный замок знати, а не как "город для всех". Это хотя бы объясняет, почему у Трои были такие мощные укрепления при такой малой площади. Осада Трои длилась, наверное, около года, но так обрыдла грекам, что воспринимали они её как затянувшуюся на десятилетие. Война с троянцами была для ахейцев не чем-то жизненно важным, а nice to have, поэтому отправились на неё только те, кто засиде- лись дома. Агамемнону пришлось наскребать удальцов по соседним "царствам", отсюда правдоподобная племенная пестрота состава его войска. Сознаёшь это, но перед "Илиадой" всё равно немножко благогове- ется. И перед развалинами Трои -- тоже. Ну, греки несколько пре- увеличили размах событий, ладно. Но ведь всего лишь раз в 10. А троянского коня-то греки хоть строили? Скорее всего, да: это слишком яркая, ключевая деталь, чтобы можно было её вдруг доба- вить для красного словца. Если бы вдруг придумали её и вставили, это был бы эволюционный скачок, а не постепенное наращивание признака. Впрочем, в историю с троянским конём мог ПОНЕМНОГУ превратиться какой-то другой эпизод той войны. Костяк "Илиады" наверняка доподлинный: война была, Троя -- вот она, имена основных персонажей, [включая богов,] скорее всего, достоверные. Разумеется, нельзя полностью исключать, к примеру, и такой версии: греки Трои на самом деле не взяли, но договорились, как будут красиво врать. За враки отвечал Гомер, а Одиссей его кон- сультировал. * * * Троя -- множество археологических наслоений, копившихся в тече- ние 3 000 лет. Эти наслоения приблизительно разбиваются на девять "Трой", нумеруемых римскими цифрами. В пределах некоторых "Трой" вдобавок выделяются подслои. "Трои" разграничиваются катастрофа- ми -- естественными или антропогенными. (Кстати, 9 слоёв -- это не рекорд. Насколько помнится, город Меггидо -- Армагеддон -- в Палестине насчитывает аж 26 слоёв.) Троя I. 2900-2500 гг. до н. э. Уничтожена какой-то катастрофой. Её археологический слой имеет толщину около 4 метров. Сохранились остатки крепостной стены из кирпича-сырца. "Диаметр" Первой Трои -- около 90 м. Глиняная посуда делалась ещё без применения гон- чарного круга. Троя II. 2500-2250 гг. до н. э. Площадь не более 9000 кв. м. Длина стены - около 330 м. У стены каменное основание и верхняя часть из кирпича-сырца. Имелся укреплённый пригород. Толщина археологического слоя - более 2 м. Для изготовления глиняной посуды стал применяться гончарный круг. Выделяются Троя IIa, Троя IIb, Троя IIc ... Троя IIh (всего 8 штук). Троя IIg -- "сожжённый город", Шлиманово "золото Приама" относится к нему. Троя III. 2250-2200 гг. до н. э. Ранний бронзовый век. Те же стены и фундаменты домов, что и у Трои II. Домов стало больше. Усложнился декорум посуды. Троя IV. 2200-1900 гг. до . н. э. Средний бронзовый век. Если в прежних трёх Троях обитали "народы моря", то в этой -- сильное влияние "народов суши". Троя V. 1900-1700 гг. до н. э. Поздний бронзовый век. Дома стали больше. Троя VI. 1700-1300 гг. до н. э. Была уничтожена предположительно землетрясением. Поздний бронзовый век. Длина городской стены со- ставляла около 550 м. Около 330 из них частично сохранились. Пло- щадь города -- раз в 10 больше, чем у Трои I. Город был разрушен землетрясением. Троя VII. 1300-950 гг. до н. э. В ней выделяются Троя VIIa (1300-1200 гг. до н. э.) и Троя VIIb (1200-900 гг. до н. э.). Обе были уничтожены предположительно пожарами в процессе их захвата. К периоду VIIa относят события, описанные в "Илиаде". Конец Трои VIIb -- захват её фригийцами. Для Трои наступили "тёмные века" (около 200 лет). Троя VIII (900-350 гг. до н. э.). Эллинистический период. Город восстановлен греками как Илион. Население якобы частично корми- лось с туристов -- обожателей "Илиады". Троя IX (350 г. до н. э. - 400 г. н. э.). Римский период. Город назывался ILIUM (от греческого "Илион"). Продолжал быть местом паломничества поклонников Гомера до XIII века, потом тихо угас. Разумеется, я дивлюсь способности археологов так тщательно под- считать все Трои. На это ушло большое количество сил у нескольких поколений исследователей: к чему ж, как не к Трое, было прилагать наибольшее изыскательское рвение? Даже я к этой теме очень нерав- нодушен, а у правильных археологов Средиземноморья, наверное, от проникновенно сказанного слова "Троя" и вовсе начинает кружиться голова. Подозреваю, что признанный набор слоёв Трои -- это не истина в предпоследней инстанции, а лишь то, о чём удалось более-менее до- говриться. * * * Троя расположена на возвышении, которое с двух сторон крутое и с двух -- пологое. Берег моря находится в нескольких километрах, но прежде он располагался значительно ближе. Возможно, когда-то здесь была и речка. Я думаю, основная причина того, что после очередной катастрофы Троя заселялась вновь, заключалась в обилии строительного материала, остававшегося от предыдущего варианта города. Сначала в дело шли обломки, и только тогда, когда они за- канчивались, имело смысл добавлять в оборот что-то новое. * * * Тройский Одеон (маленький театр для музыкальных представлений), относящийся к Трое номер IX, был сооружён предположительно в честь императора Адриана (AD 117-138), посетившего Трою в 124 г. Тогда же была перестроена находившаяся недалеко гробница Аякса. Каким образом историки и археологи докапываются до таких деталей, не имею понятия. * * * Музей Трои -- большой и отвратительный. Он... - расположен в удалении от археологической площадки (около 1 километра) и к тому же в стороне от дороги; чтобы попасть в него, надо чесать пешедралом по жаре мимо каких-то пусты- рей (на них есть большие планы, да?); - "просторный": много воздуха, мало экспонатов; - оформлен по-западоидски: с обилием всяких интерьерных выкрунтасов; - заточен под инвалидов, из-за чего нормальным людям прихо- дится долго вышагивать по пологим рампам, чтобы подняться с этажа на этаж; - позволяет выходить на крышу, но она не особо приспособлена для ведения с неё наблюдений: защиты от солнца нет, скамеек -- тоже; - не обеспечен путеводителями на распространённых европейс- ких языках (а в датском и норвежском я не очень силён пока что). * * * Эффектный саркофаг, выставленный в музее Трои, был обнаружен в 1994 г. возле какого-то Кызёлдюна в районе Гюмюшчай к востоку от долины Granicus. Это самый древний из обнаруженных в Анатолии саркофагов с изображением сцен. К Трое он имеет косвенное отно- шение: на одной из его длинных стенок изображена сцена принесе- ния в жертву Поликсены (это младшая дочь царя Приама и царицы Гекубы). На короткой стенке Гекуба, сидя под безлистным деревом, тоскует по дочери. На двух других стенках показано праздненство, на котором женщина, сидящая на троне, принимает подарки в компа- нии музыкантов и танцоров. Хотя большинство изображений на сар- кофаге -- женские, в нём лежал мужчина в возрасте около 40 лет. Извращенец, наверное. А может, его похоронили в чужом саркофаге. И может, даже живьём. * * * Боевые действия, имевшие место в районе Дарданелл в 1915 г. и значащиеся у турок как сражения при Чанаккале, существенно повлия- ли на современную историю Турции и дали тему для литературы, кино, песен -- аналогично тому, как в своё время Троянская война отрази- лась на древнегреческом эпосе. В 1915 г. "союзники", десантировавшиеся на полуострове Галипо- ли, сравнивали себя с ахейцами, а турки у них были за троянцев, которых надо было разбить. На месте Трои реально была позиция ту- рецкого подразделения, но до её штурма дело, хвала Аллаху, не до- шло. * * * Посёлок Tevfikiye старается выжать максимум из своего соседства с Троей: некоторые его постройки оформлены в "троянском" стиле, тор- говля "магнитиками" налажена. Немного пожить тут в спокойном режиме было бы интересно. Поработать над книжками, скажем. Море -- в пешей доступности. * * * Генрих Шлиман (на самом деле Johann Ludwig Heinrich Julius Schliemann, 1822-1890) -- немецкий предприниматель и археолог, первооткрыватель Микенской культуры. Имел способность к языкам (овладел не менее, чем пятнадцатью). Написал несколько книг, посвящённых путешествиям и раскопкам. В 1847 году принял рос- сийское подданство, до 1864 года преимущественно жил в России (из мазохистских соображений?). Сколотил состояние частью на Крымской войне. В 1864—1865 годах совершил кругосветное путешест- вие. В 1869 г. стал гражданином США [вот это -- другое дело], развёлся с русской женой, женился на греческой, с именем София, и поселился в Афинах. С 1871 по 1890 г. (с перерывами) проводил раскопки в Трое. В 1876 г. заодно откопал царские гробницы в Микенах. Шлиманн был низкорослый (156 см), с короткими ногами. Имел дур- ной, деспотичный характер. Много рисовался, врал о себе, чудил, грекоманил. Сына от Софии назвал Агамемноном, дочь -- Андромахой (в 1914 году Агамемнон был назначен послом Греции в США, а помер во Франции в 1954 г. на должности греческого посланника). Шлиман тратил много денег на рекламу своих достижений, но они у него реально имелись. Как археолог он был "пионером" в ряде толковых приёмов работы. Но некоторый вред своими скоростными раскопками Трои он таки причинил. Гиперактивный психопат, позёр, лжец, но и титан XIX века. Прав- да, во времена Шлимана была тьма чего недораскопанного. И раска- пывать -- это всё-таки не придумывать, не конструировать. Вторая жена Шлимана, София Энгастромену (1852-1932), была на 30 лет моложе супруга. Происходила из образованной, но бедной семьи. Была погребена вместе со Шлиманом в мавзолее на самом высоком ме- сте Первого городского кладбища Афин. В этом мавзолее также поко- ятся: дочь Андромаха, её муж и трое их сыновей -- внуков Шлимана. Греческая ветвь потомков Шлимана пресеклась. * * * Многослойность Трои навеяла следующие соображения. Археологические раскопки -- это зачастую УНИЧТОЖЕНИЕ материаль- ного наследия, спокойно лежавшего в земле много лет. Если архео- логический слой один, то раскопки -- всего лишь вскрытие его, ладно. Но если слоёв несколько, то доступ к нижележащим слоям возможен только через уничтожение вышележащих слоёв. В отношении всяких черепков, бус и ручных рубил это не катастрофично, но если говорить о постройках, то разрушение их остатков почти неизбежно. Перенести вышележащие остатки постройки на свободное место не по- лучается, потому что они, как правило, не только опираются на нижележащие, но даже более-менее слиты с ними. Зафотографировать их перед разрушением можно, сохранить же -- не перекрыв себе доступа к нижележащим слоям -- почти нет. А ведь зачастую чем слой глубже, тем он интереснее. Как поступают в таких трудных случаях: от разных слоёв сохраня- ют какие-то остатки построек обнажёнными, но не повреждёнными. И роются не сплошь везде, а местами оставляют "слоёный пирог" неко- панным (вдруг потомки придумают что-то более толковое). Археоло- гическая площадка по завершении на ней раскопочных работ и обус- тройства её для публики оказывается как бы ступенчатой: разные ступени её относятся к разным археологическим слоям. Как ни крути, но ко всем остаткам построек, относящимся к убранным археологическим слоям, совершается акт вандализма. Чтобы минимизировать вандализм, надо в каждом по преимуществу убираемом слое сохранять хотя бы наиболее информативное. Но ведь тогда не узнаешь точно, не лежит ли под сохранённым что-то ещё более ин- формативное. Ну, надо гадать, предсказывать, делать осторожные пробы. Про информативность остатков. Просто стена, просто ряд камней из основания какой-то постройки не смотрятся на фотографиях, не идентифицируются, не узнаются, не сообщают. Для информативности требуются какие-то отклонения от однообразного: выступы, ступень- ки, ниши, канавки, входные и оконные проёмы, следы отделки, остатки декорума и т. п. Впрочем, если кладка просто стены сама по себе не простая, она всё-таки может быть информативной.
Троя
Восточная стена Трои VI (1700-1250 г. до н. э.). Материал - песчаник. Высота стены - около 6 м, толщина - 4.5-5 м.
Троя
Раскопанная Шлиманом рампа, слева от которой в 1873 г. обнаружилось "золото Приама". Рампа относится к Трое II. Рампа вела к "воротам FM". Троя II несколько раз расширялась, и здесь виден последний вариант стен (толщиной 4 м, кстати).
Троя
Продолжение предыдущей картинки влево.
Троя
Какая-то там по счёту Троя. Скорее всего, Троя II.
Троя
Слева - "дом VIM" (его южная стена длиной 27 метров). Этот дом был частью дворцового комплекса Трои VI. Просматриваются четыре специфических уступа на поверхности стены. Такие уступы якобы имеются и у некоторых других троянских построек того же периода. Если выбирать СИМВОЛ Трои, её узнаваемый специфический landmark, это, наверное, будет показанная тут стена с 4 уступами. Справа - южная городская стена Трои VI.
Троя
Это - нижний город Трои VI, расположенный вне цитадели, к западу от неё.
Троя
Одеон (маленький театр для музыкальных представлений). Относится к Трое номер IX. За ним проходит стена Трои номер VI.
Троя
Вот здесь археологами просматриваются южные ворота города Троя VI и VII. По середине улицы проходил дренажный канал, прикрытый каменными плитами.
Троя
Вот этот дренажный канал крупным планом (см. в центре, слева от кустика).
Троя
Мегарон (дом с портиком) времён Трои II/III из кирпича-сырца, помещённый под навес. Раскопан в 1998-1999 гг.
Троя
Фрагменты укреплений ранней и средней Трои I (!!!) из кирпича-сырца, помещённые под навес. Стены имели лёгкий наклон внутрь крепости. "Поперечник" первой Трои составлял всего лишь около 90 м.
Троя
Булевтерий (Boulevterion), относящийся к Трое VIII-IX. Навес слева - над остатками стены Трои I из необожжённого кирпича.
Троя
Троя IV-V, как её видят из нашего времени. С картинки на подходе к музею Трои.
Троя
Троя, фото с раскопок Дёрпфельда, 1893-1894. На местности я такого не наблюдал. Не только узкоколейки, но и этих высоких стен. Со стенда в музее Трои.
Троя
Троя VI. Северо-восточный бастион. Слева в верху - восточная стена. Длинной лестницы (справа внизу) я не припоминаю, потому что с обзорной площадки она не видна. Со стенда в музее Трои.
Троя
"Саркофаг Поликсены" в музее Трои. Найден в 1994 г. далековато от Трои. Датируется 500-490 гг. до н. э.
Троя
Трёхножный сосуд. Удобен для варки и подогрева малых порций. 3000-2500 гг. до н. э., Троя. Музей Трои.
Троя
Якобы фляжка. 3000-1200 гг. до н. э., Троя. Любопытно, на каком гончарном круге её такую слепили. Музей Трои.
Троя
Статуя императора Адриана в музее Трои.
Троя
Посёлок Tevfikiye возле древней Трои. Подкармливающийся с неё, а когда-то и наверняка таскавший с неё стройматериалы. Вид с крыши музея Трои. Кстати, не исключено, что в этом посёлке живут и потомки троянцев. Есть шанс встретить здесь ген Гектора [и получить от его носителя по голове].
Троя
Местный отель для тех, кто не в силах быстро расстаться с Троей. Расширяющиеся кверху колонны - скорее всего аллюзия на Кносский дворец, который на Крите.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Та самая Троя