Составление этого репортажа о Ханое являло собой муки адовы,
потому что мне хотелось втиснуть в статью фотографий, как мини-
мум, 300, а они туда не влезали, поскольку это всё же не книга.
А оставлять какое-нибудь любимое фото невтиснутым -- это как бро-
сать друга на произвол судьбы. Страдания такого рода -- обычное
дело после поездки в очень правильное место, но в ханойском слу-
чае они были особенно мучительными, хоть не путешествуй больше
совсем.
Ханой -- РЕДКОСТНО фотогеничный, простой, добродушный город, ко-
торый я оставлял чуть ли не с рыданиями, но так было надо.
* * *
Едва выйдя в Ханое в первый раз из отеля в заурядном (по ханой-
ским меркам), но очень вьетнамистом районе, я понял, что [жизнь
удалась] мой приезд во Вьетнам -- это большое захватывающее лич-
ное достижение за кучу долларов. Состояние эйфории сформировалось
быстро и держалось потом часа два, а дальше у меня пошло уже по-
немногу привыкание к обретённой радости.
* * *
За свой первый день в Ханое я, проболтавшись часов 6 по улицам,
увидел только одного кота (да и тот был на верёвочке: привязанный
к прилавку уличной "торговой точки") и штук семь собак, причём
две их них были "стационарные" (= на привязи), а одна -- уже даже
разделанная и, вроде, зажаренная или закопченная, в мясном ряду
на базаре.
* * *
Нельзя сказать, что Ханой весь в драконах (есть тут и тигры),
но всё же драконов в Ханое много. За драконами и тиграми идут
черепахи, потом слоны. А вот обезьян, лошадей и крокодилов тут
практически нету. Ну, в качестве декорума. Но и в живом виде
тоже.
* * *
Для меня храм -- это одно здание. Если зданий более одного, это
не храм, а храмовый комплекс. То же с дворцами: если имеется не-
сколько зданий, это не дворец, а дворцовый комплекс. Небольшие
вспомогательные постройки не превращают храма в храмовый комплекс,
дворца -- в дворцовый. Может быть, я не прав.
В Южной и Юго-Восточной Азии преобладают комплексы. Полагаю,
частично это было вызвано опасением пожаров.
И для меня пагода -- это многоэтажная башня [так повелось с
детства], а тут у некоторых "пагода" -- это любой буддистский
храм, даже "безбашенный".
Непорядок в терминах мне не нравится: я тревожусь из-за своего
возможного превратного понимания.
* * *
Династии правителей на территориях, составляющих нынешний Вьетнам:
Ly: 1010-1225
Tran: 1226-1400
Le, она же "ранняя Le": 1428-1788
thoi Le (восстановленная Le), она же Le-Trinh: 1533-1788
Mac: 1527-1677 (с 1592 -- только в провинции Каобанг)
Nguyen: 1802-1945
В 1077 г. предки вьетнамцев отразили попытку вторжения неких Song.
В 1257-1258, 1284-1285 и 1287-1288 гг. предки вьетнамцев отражали
монгольские вторжения.
* * *
Цитадель Thang Long даёт материала аж на книгу. Да что цита-
дель: тут почти любой храмовый комплекс настолько богат на раз-
ное, что тянет если не на [диссертацию] книгу, то на книжечку
уж точно. Правда, книжечки по разным храмам будут в некоторых
подтемах довольно схожими.
* * *
Так называемый Старый район (Old quarter) в Ханое неимоверно
затурищен с соответствующими последствиями для цен, между тем МОЙ
район (станция метро Dai Hoc Quoc Gia) имеет похожую застройку и
отличный базар, зато почти избавлен от западоидских элойских фи-
зиономий (моя -- хочется думать -- не такая).
В центре Ханоя ЦЕЛЫЕ КВАРТАЛЫ заняты военным ведомством (ну,
или местным КГБ: я ж по виду не различаю): окружены оградами, на
воротах -- часовые в парадной униформе. Лучшие здания (ну, с ар-
хитектурной точки зрения) в центре Ханоя используются если не во-
енными, то полицией, прокуратурой и т. п. Фотографировать их не-
льзя, а смотреть на них почему-то можно, хотя по здравому смыслу
надо бы тогда уж и за это повязывать и штрафовать. Впрочем, по
более глубокому здравому смыслу получается не так-то просто. Это
ведь как с людьми: даже самых красивых и фотогеничных из них слу-
чается запечатлеть так, что они потом мечут молнии от ярости.
Можно ведь подловить человека в момент чихания или ещё чего-ни-
будь этакого, на неблагоприятном фоне (скажем, что-то там как бы
упирается симпатяшке в зад или торчит у него из головы) и т. д. А
на мне как фотографе ведь не написано, что я такой снимок всене-
пременно поскорее затру, а не пущу гулять по интернету. А госу-
дарству, между прочим, не желательно даже, а и вовсе НЕОБХОДИМО
хотя бы выглядеть хорошо (иначе возрастает возможность не нужных
ему войн и массовых беспорядков, граждане борзеют, дерзят, растёт
преступность, падают доходы от туризма).
Я так понимаю, что "силовики" во Вьетнаме тянут на себя одеяло
крепенько. Впрочем, а где они не тянут?
* * *
Признаюсь честно, что от ханойских красот мне иногда "сносит
крышу". Они, конечно, располагаются там не подряд, но если попа-
дается роскошное место, то выдержка иногда оставляет меня. Это же
портясь, потрясь, потрясь. Я начинаю бросаться с фотокамерой на
каждого дракона, на каждое микродерево, обсасывать каждый блиста-
тельный ракурс. Я ведь конченный человек: эстетически зависимый,
подсаженный на великолепие. В Ханое есть несколько убийственно
прекрасных райончиков, без которых потом всё равно уже не жизнь
(частично спасают только фотографии). Вьетнамцы смотрели на меня,
наверное, с любопытством и состраданием.
Сказать, что Ханой мне понравился, -- это не сказать почти ни-
чего. На самом деле я был Ханоем рздавлен, перелопачен и собран
по-новому. Степень моей поражённости была близкой к зашкаливаю-
щей. Я стал, может, другим человеком: на этот раз наполовину
вьетнамцем (ну, внутри).
К ханойскому уличному траффику привыкаешь-приспосабливаешься
элементарно, и он перестаёт сильно напрягать тебя. Он где-то даже
забавляет, держит тебя в хорошей форме. А через некоторое время
тебе начинает и вовсе не хватать его. Главное ведь -- быть хоро-
шим человеком, и тогда в следующей жизни ты родишься, может быть,
даже ханойцем [и будешь протискиваться на мотоцикле по этим ули-
цам сам].
* * *
Мотоциклисты в Ханое очень любят объезжать дорожные пробки по
тротуарам. В час пик таких объезжающих набирается столько, что
они образуют на тротуарах уже собственные пробки.
Где у вьетнамцев заканчивается мопед и начинается маломощный
мотоцикл или мотороллер, я не знаю. У советских мопедов, помнит-
ся, были педали, и их даже можно было крутить: перемещаться в
велосипедном режиме. Мощных ревучих мотоциклов я в Ханое почти не
видел, да они тут и бесполезны, потому что тогда, когда транс-
портное седство тебе особенно нужно, -- утром и вечером -- на них
ты всё равно не разгонишься (и вдобавок по голове, наверное, мо-
жешь получить за лишний рёв и вонь), а протискиваться легче на
чём-то поменьше размерами: в здешней толчее даже десяток санти-
метров значим.
Мотоциклы тут -- в основном среднее между классическими мото-
циклами (с бензобаком спереди) и мотороллерами. На месте бензо-
бака тут зачастую располагается малолетний ребятёнок.
Если в Минске тротуары существуют для того, чтобы по ним носи-
лись велосипедеры и самокатчики, то в Ханое -- для того, чтобы
мотоциклисты парковали на них свои тарахтелки.
В Ханое вдоль широких главных улиц -- почти сплошные платные
мотоциклетные автостояночки, занимающие от 40 до 95% ширины тро-
туаров, и сидят соответствующие охранники, зачастую в униформе.
Среди них бывают аккуратисты: выравнивают стерегомые мотоциклы,
как под линейку.
Наверное, угон мотоцикла -- распространённое преступление во
Вьетнаме.
В плотном потоке мотоциклистов смотрятся жалкими рудиментами
изредка попадающиеся на глаза велосипедеры, напряжённо крутящие
педали, чтобы держать общую среднюю скорость [и не получать по
шее за создание заторов].
В Ханое ездить на велосипеде очень неудобно: тротуары заставле-
ны мотоциклами, а на проезжей части, если не час пик, поспевать
за мотоциклистами трудно. От велосипедеров -- и самокатчиков --
тут можно было бы отдыхать, если бы не трескучие вонючие мотоцик-
листы.
И в Ханое много мотоциклетных такси. В основном они представля-
ют три фирмы.
В отличие от Турции, во Вьетнаме маловато грузового микротранс-
порта -- мотоциклов с кузовком сзади и т. п. Зато вьетнамцы умеют
неимоверно загружать свои мотоциклики.
* * *
Я полагаю, вьетнамцы не увлекаются приобретением легковых авто-
мобилей по следующим причинам:
- из-за бедноватости;
- в районах прекрасной старой застройки автомобилям не
втиснуться, не разъехаться;
- климат не предполагает потребность прятаться в салоне
автомобиля от холода;
- на автомобиле по тротуарам не наездишься;
- парковать мотоцикл много легче, чем автомобиль.
* * *
Маршрутные автобусы в Ханое тоже имеются. Вне утренних и вечер-
них транспортных кошмаров они передвигаются приемлемо быстро, и
я на своём маршруте №32 даже ездил в основном сидя. В каждом
автобусе имеется глазастый кондуктор, продающий билетики, так что
можно сразу же плюхаться на сиденье и отдаваться наблюдениям и
соображениям.
* * *
Метро в Ханое не подземное, а смешанное. Я в 2024 году застал
в готовом, работающем состоянии только надземный участок. Оно,
по-моему, несколько подпортило улицы, над которыми проходит: фо-
тографировать здания на этих улицах стало несколько затруднитель-
но.
* * *
Ханой прекрасен, пока тебе не приспичивает куда-то в нём про-
браться в час пик. Лучше не пробовать, иначе восторженная оценка
Ханоя как места обитания существенно снизится до уровня, прибли-
женного к адекватному.
Чего я не знаю о транспортной ситуации в Ханое, то, может, и
знать не обязательно: в час пик я был вынужден переться пешком от
железнодорожного вокзала аж почти до университета (на конечном
этапе всё же проехал 2 перегона на метро: надо ведь было и его
попробовать; я с радостью проехал бы и больше, но линия была
недостроенная).
Дорога заняла чуть больше 2-х часов. Я шёл по навигатору, све-
ряясь с местными объектами, которые успел запомнить, когда ехал
на вокзал в автобусе.
Так вот, на своём маршруте я с 17:30 до 18:30 НЕ ВИДЕЛ НИ ОДНО-
ГО АВТОБУСА. После 18:30 редкие автобусы стали появляться, но мо-
его, 32-го, конечно же, не было.
Где тротуары в Ханое не заняты мотоциклами, там они заняты ав-
томобилями, в крайнем случае -- товарами торговцев или столиками
забегаловок. Между столиками хоть бывает можно проскользнуть, а
вот между товарами -- нет, так что надо обходить такие тротуары
по проезжей части, а на ней в час пик сплошной поток, в основном
из мотоциклов. Где случаются ничем не занятые отрезки тротуаров,
там... носятся мотоциклисты.
Попадаются, разумеется, и вполне проходимые участки тротуаров,
особенно в районе правительственных учреждений и посольств.
Не очень редкая картинка в Ханое: все мотоциклы движутся В ОДНУ
сторону, а по краю проезжей части какой-нибудь мотоциклист тис-
нется в противоположную (тротуар ведь занят мотостоянками и пр.).
Это значит, что пешему человеку при выходе на проезжую часть с
целью пересечения её [в произвольном месте] надо смотреть не
только влево, но и вправо.
* * *
Дворов при вьетнамских городских домах, как правило, нету: есть
только узкие проходы, по которым ездят или в которых стоят мото-
циклы и т. п. Детишки тут играют в бадминтон и т. п. на проезжей
части (тротуарв ведь тоже отсутствуют). Поэтому вьетнамцы так
охотно ломят в свои парки, зачастую устроенные тут вокруг озерец.
В ханойскх парках людно и... некрасиво: цветы и кусты отсутству-
ют, озерца обрамлены не эффектно.
* * *
Вьетнамские хрущобы появились наверняка под влиянием СССР. И
стоят они тут неплотно -- как и в СССР. Но скажем, в Беларуси у
них хоть вид нередко аккуратненький, во всяком случае после капи-
тального ремонта. Вьетнамцы же свои хрущобы не ремонтируют, а
только самодеятельно расширяют навесными пристроечками. В пост-
СССР я наблюдал такие пристроечки в Закавказье и немножко в При-
днестровье.
* * *
Когда мне понадобилось выбросить обёртку мороженого, я упёрся в
следующее печальное обстоятельство: муниципальных уличных мусор-
ниц-то в Ханое почти нету. Возникло подозрение, что эти мусорницы
[уничтожаются] куда-то деваются уличными же уборщиками: те таким
способом борются против сокращения своих штатов (безработица во
Вьетнаме значительная).
* * *
В Ханое я не видел уличных попрошаек. Возможно, это так получа-
лось случайно, но они там уж точно не сидят на каждом углу.
* * *
Гостиница "Hai Muoi Hotel & Apartment" в районе станции метро
"Национальный университет" -- может, не потрясающая, но вполне
годная. Отношение к клиентам заботливое. Ночью тут относительно
тихо (улица по ханойским меркам нешумная), особенно если попро-
сить себе этаж повыше. Расположение, по-моему, превосходное: во-
первых, в самом районе есть что посмотреть (и купить: рядом ры-
нок, причём для местных); во-вторых, это не центр города, соот-
ветственно все цены тут ниже, народ душевнее, иностранные турис-
ты не мозолят глаз; в-третьих, можно легко добираться до центра
на 32 автобусе с остановки, которая возле станции метро (главное
-- вовремя возвращаться: до наступления часа пик). На этот район
я не пожалел 3-х дней, причём третий день был потрачен в основном
на Этнографический музей (он тут в минутах 30 ходьбы -- ну, если
ни на что не отвлекаться, а впечатляющие отвлечения тут на каж-
дом шагу). Если вы не скоростной турист, а дотошный путешествен-
ник, ищущий погружения в аутентичные реалии, эта гостиница -- в
самый раз. И это теперь МОЙ район. Я его патриот, если что.
* * *
Конусовидную плетёную шляпу теперь можно увидеть на ханойцах
только очень редко -- и только на женщинах. Значит, мне в этой
шляпе уже не ходить. Национальный головной убор современных
вьетнамцев -- лёгкий мотоциклетный шлем (подумываю купить себе
такой же).
* * *
Девицы тут фотосесськаются стаями. Схема почти у всех одна и та
же: длинное традиционное платье (чаще бледно-розового цвета), бу-
кетик на согнутой левой руке и ангельский взглядик в пространст-
во. Они либо запечатлевают одна другую по-очереди, либо нанимают
молодых людей с огромными фотоаппаратами (догадываюсь: чем круп-
нее фотоаппарат, тем большим профессионалом выглядит фотограф).
Из-за эти девиц бывает не пробиться к интересным для меня объек-
там. Тогда либо ждёшь, когда девицы управятся, либо фотографиру-
ешь объекты вместе с девицами: они всё же не вороны какие-нибудь,
да и позируют старательно, а не лишь бы скорее.
* * *
Ханойский оперный театр в мой визит был прекрасен, но не при-
годен для фотографирования: его фасад загородили временным либе-
растским сооружением -- каркасом из труб, под какое-то шоу. Вооб-
ще, Вьетнам либерастится. Несколько раз довелось тут видеть даже
элойчиков женоподобного педерастического вида -- искусственных
вьетнамских блондинов. Чего я ещё не видел, хвала Аллаху, ни разу
(по состоянию на 08.01.2025): местных придурков с волоснёй, завя-
занной на темечке загнутым пучёчком. Эта зараза Вьетнам пока ми-
нует -- может, потому что ассоциируется с неправильными японцами.
Вообще, увидеть волосатого вьетнамца -- это редкость, а увидеть
щетинистого -- практически невозможно.
* * *
От канала в Ханое действительно воняет: вода в нём стоячая,
затхлая, инфекционистая, немножко не для купания. Длинная откры-
тая клоака в центре города. Обустраивать окрестности канала нет
смысла, пока не решена проблема вони.
* * *
У меня была хорошая возможность сравнить Ханой с Тунисом, кото-
рый я посетил двумя месяцами ранее. Сравнение -- не в пользу по-
следнего, пардон.
Плюсы Туниса-города:
- до него легко добираться из Европы;
- распространён французский язык;
- недалеко -- руины великого финикийско-римского Карфагена.
Плюсы Ханоя:
- улицы чище;
- цены ниже;
- экзотика экзотичнее;
- вьетнамцы ведут себя спокойнее, деликатнее; не агрессивни-
чают;
- письменность -- на основе латиницы, пусть и со множеством
диакритических нюансов;
- нет тьмы тьмущей голодных кошек, которых, что ни говори,
жалко;
- на вещевых базарах зачастую видны ценники;
- вьетнамцы в целом не избалованы европейскими туристами; к
приезжим европейцам относятся внимательнее, чем тунисцы: мы
тут всё ещё немножко достопримечательность, а не "надоели
уже" (но, говорят, в приморскх "пляжных" городах мы уже
таки надоели).
Сходства между Тунисом-страной и Вьетнамом:
- обе страны -- бывшие французские колонии;
- в обеих немало уцелевшей старины;
- в обеих мало собак.
* * *
В Ханое немножко живут сизые голуби. От наших голубей они по
виду не отличаются. Надо думать, их завезли сюда французы. Вообще
же птицы тут попадаются на глаза редко, хотя кошек в Ханое прак-
тически нет. Наверное, птиц давят мотоциклисты. А ведь, скажем, в
Ташкенте сороки и майны так и шныряли. А у нас в Минске, с наши-
ми-то зимами, есть уйма ворон, воронов, грачей, сорок и галок.
Имеются даже утк, чайки и бакланы -- и это не говоря уже о голу-
бях и воробьях.
* * *
"Kom kai" -- вроде, означает "без специй", то есть без перца,
раздражающего слизистую оболочку моего желудка. Правда, вьетнамцы
почему-то ухмыляются, когда я произношу эту фразу. Но они хотя бы
не падают от смеха. Возможно, там есть какой-то нюанс в тональнос-
ти, превращающий "без специй" во что-то потешное. Ну, нам тоже
есть над чем поухохатываться в их речи.
Кефира, ряженки и т. п. я в Ханое не видел. Для спасения желуд-
ка приходилось пить здешнее молоко (хотя в принципе я ненавижу
молоко с детства). Оно мне показалось очень вкусным, вроде чуть
разбавленного сливочного мороженого. Потом я сподобился почитать
его состав: 3.5% сахара плюс искусственные ароматизаторы. Ну и
чёрт с ними, с ароматизаторами этими: главное, что это молоко
таки избавляет/предохраняет от изжоги, которую вызывает у меня
местная стряпня.
В районе собора Святого Иосифа съел я странное блюдо в одной
особо вьетнамистой забегаловке. Мне с ним подали в плошечке очень
специфический коричневый соус, и я макал в него кусочки ням-няма
(предположительно соевого сыра), подсмотрев, как это делают вьет-
намки за соседним столиком.
У древних римлян был в фаворе какой-то странный соус [на букву
"г"] "гарум" из тухлых рыбьих кишок, выдержанных в особых больших
ямах. Подозреваю, что упомянутый вьетнамский коричневый соус про-
изводился приблизительно по такой же технологии. Я ел его и думал
о величии Рима и своего путешественничества. Позже я обнаруживал
такой соус в пакетиках с лапшой быстрого приготовления и посте-
пенно даже слегка подсел на него. В самом деле, а что тут такого?
Соевый соус в первый раз тоже воспринимается как гадость, а потом
бывает трудно борсить привычку [капать] лить в рис эту солёную
отраву, способствующую гипертонии.
Помнится, в Индии (2018 год) я переносил жирно-перчено-жареное
ещё нормально: есть было трудно, глаза лезли на лоб, но я старал-
ся. Наверное, там я желудок себе и сжёг. Теперь я эпизодические
порции южной кормёжки более-менее выдерживаю, но подряд несколько
дней нездорового питания уже выбивают меня из колеи.
* * *
Если судить по количеству медицинских масок на вьетнамцах, то
Вьетнам всё ещё находится в большой концептуальной зависимости от
Китая. Тут, может, даже прививались от COVID-а все подряд. Впро-
чем, мотоциклисты защищаются масками от [дорожных видеокамер] до-
рожной пыли.
* * *
В ханойском Историческом музее маловато "Предметных" экспона-
тов, многовато фотографий на стенах, но это фтографии более или
менее нечёткие, желание перефотографировать их не возникало. И
экспонаты типа "подарков Хо Ши Мину" мне не интересны. И удивило
отсутствие военной техники во дворе музея или хоть где-нибудь. А
ведь могли её выставить хотя бы в качестве завлекаловки. (Скажем,
в Варшаве Военный музей дополнен снаружи превосходной экспозици-
ей танков, самолётов и т. п., так что там можно довольно-таки
насытиться даже в случае, если в музей ты не попал. Вот это --
правильный подход, на благо народа, на радость детям.)
Часть экспозиции не удобна для фотографирования: мешает либо
витринное стекло либо собственная тень фотографа.
Кстати, всяке музейные экспозиции должны офрмляться/оценивать-
ся не в последнюю очередь в аспекте удобства их для фотографиро-
вания. Sic!

Прекрасная улица Duong Cau Giay - одна из самых интересных в Ханое.
Мой район! Эстакада - это метро. Оно тут воздушно-наземно-подземное
(где как).

Не настолько уж необычно я выглядел, чтобы вот так на меня пялиться.
Кошки в Ханое очень немногочисленны, кстати. За день хождения
по улицам можно не встретить ни одной. Эта - на привязи, если
присмотреться. Ну, чтобы не набрасывалась радостно на прохожих,
может быть.

Мой первый дракон в Ханое. Экий лапочка. Потом их будет
огромное множество, один лучше другого.

Hai Muoi - мой отель в Ханое. На улице Pho Tran Quoc Vuong,
очень вьетнамистой, хоть больше никуда не ходи. Расположение -
по-моему, блистательное. Впрочем, каждому ведь своё.

На территории Ханойского университета. Тут тебе сразу же открывается
с полной ясностью, что эстеты во Вьетнаме ЕСТЬ, да ещё какие.
Могучая старая школа. Правда, её влияния хватает далеко не на всё:
много где вольно прёт "слишком человеческое".

Вьетнамская хрущёвка. Отчётливо видать [благотворное] влияние СССР.

Вьетнамские забегаловки - гигантская тема. Многие из них изящны.
В данном случае показательны фотообои под Италию. Я считаю,
что по оформлению стен в забегаловках [нужно] можно судить
о сокровенном в подсознании трудящихся масс. О том, о чём
не признаются даже при анонимных статистическх опросах.

Стильная забегаловка с орхидеями. К сожалению, не удалось
порадовать хозяйку своим аппетитом: я был уже сыт [по горло].

Моя первая уличная еда во Вьетнаме. Это как первое причастие.

Вот моя первая уличная кормёжная во Вьетнаме. Мой робкий первый шаг, так сказать.
С последующим прислушиванием к процессам в организме, конечно.

Вольные куры на улице Duong Cau Giay. Вот тут на решётке они, может,
и ночуют (а где им ещё?). Вольных кошек и собак в Ханое ведь очень мало.

Ворота парка. Парк немножко на ремонте, но я спокойно прошёл в него,
и никто на меня не гавкал: вьетнамцы - не такие.

Чудище на воротах парка. Оно загадочно и прекрасно. [И в этом весь Вьетнам.]

Ворота другого парка. Но в данном случае моё внимание привлекла
настенная живопись: сельская идиллия по-вьетнамски. Хорошо ведь
всё-таки, когда никто не угрожает авианалётами и никакой Джон Рэмбо
не подкрадывается джунглями, с огромным ножом наперевес.

Насколько я понял [жизнь], это - особнячок, оставшийся с французских времён.
Подобных построек в Ханое множество, и они обеспечивают ему
значительную долю его очарования.

Ворота буддистского храмового комплекса Chua Quan Su ("Посольская пагода").

Буддистские спевки в храмовом комплексе Chua Quan Su.

Буддистская идиллия. Во дворе храмового комплекса Chua Quan Su.

Якобы неоготический Собор Святого Иосифа (Nha Tho Lon).
Лично я считаю, что это смесь готики и модерна - подходящая
для фильма лёгких ужасов типа "Эльвиры - повелительницы тьмы".

Смесь готики и модерна с тыльной стороны. В этом "что-то есть".

По таким вот местам проходил мой "анабасис" 26 декабря 2026 года,
когда я не успел убраться в свой район до наступления вечернего "часа пик".
С 17:30 до 18:30 я не видел ни одного автобуса. Местами не только тротуар
был ПОЛНОСТЬЮ занят торговцами, но они вдобавок чуть повылезали и на проезжую
часть, запихивая меня под колёса мотоциклов и автомобилей (спасибо, было очень
интересно).

Аккуратное метро в Ханое. Моя станция, называется Dai hoc Quoc Gia
("National university"). Насколько я [уже] понимаю вьетнамский язык,
слово dai означает "большой" и заимствовано из китайского. Кстати,
в японском оно тоже имеется - и тоже заимствованное.

Вполне культурная картинка из вагона ханойского метрополитена.

Самая забавная улица Ханоя, Train street ("Поездовая улица"), во всю свою ширь.
Не хватает только поезда (они тут ходят не часто). Центр туристической
жизни в Ханое - наверняка здесь. Кто не бродил по Train street, тот
неправильно был [на планете Земля] во Вьетнаме и имеет столько
замечательного впереди.

Очаровашки на Train street.

Юный железнодорожник, абориген Train street. Впереди насыщенная жизнь
на самой яркой и самой популярной улице Ханоя.

Мне тоже бывает трудновато разобраться во вьетнамском меню.

Ради такого изящества можно было немножко потерпеть присутствие [жабоедов] французов.

Это Ханойская башня, символ Ханоя. Подходы к символу
перекрыты.

Южные ворота (Doan Mon) Ханойской цитадели (Thang Long), заслонённые с фронта
либерастской конструкцией.

Тщательно изучаю цитадель. Мало ли что.

"Французский флот взял контроль над цитаделью Ханоя 25 апреля 1882."
Перефотографировано со стенда в цитадели.

"Наши солдаты прибыли, чтобы занять главный железнодорожный вокзал."
Заметим: не захватить. Французы уходили мирно, культурненько. Ничего
не уничтожали напоследок.
Перефотографировано со стенда в цитадели.

В цитадели. Под балконом здания - вход в бомбоубежище, в котором
работал Главный штаб Народной армии ДРВ.

Офис генерала Vo Nguyen Giap в бомбоубежище Главного штаба.
Этот генерал был Министром обороны и Верховным Главнокомандующим.

Концептуально-насыщенная башня Tinh Bac в цитадели. В башне - святилище и музейчик.

Один из цитадельных драконов. Обрамляет лестницу [а не лежит просто так].

Западные ворота цитадели, вид снаружи крепости.

Тюрьма Hoa Lo (будущий "Ханой Хилтон" пленных американских лётчиков),
как она выглядела при французах. Впоследствии её территорию урезали,
чтобы освободить место для жилых домов.

Вход в тюрьму Hoa Lo, ныне являющуюся музеем.

Настоящая, серийно изготовленная французская гильотина
в тюрьме Hoa Lo. Гвоздь экспозиции, я считаю.

Шедевральное здание комиссариата полиции на берегу Озера Возвращённого Меча (Ho Hoal Kiem).

Шедевральная пагода Thap Rua (Тюап Жуа, Черепашья Башня)
на островке посреди Озера Возвращённого Меча.

Фотосессия над Озером Возвращённого Меча.

Дракон на входе в храмовый комплекс Ngoc Son на островке
на Озере Возвращённого Меча.

Единственные сохранившиеся городские ворота Ханоя.

Святой Пётр (по ключу узнаём его!) возле римской католической церкви Cua Bac.

Ханойский Этнографический музей весьма информативен
и в некоторых аспектах прекрасен.

Полуостровной храмовый комплекс Ding Ngoc Ha. Одно из множества мест
в Ханое, где хотелось бы остаться насовсем, но как?!

Декорум старинного, особо значимого храма Quan Thanh, расположенного чуть южнее Западного озера (Ho Tay).

Ho Truc Bach (Чук Бак), Озеро Белого Шёлка, отделённое дамбой от Западного озера.

Эту рыбку поймали при мне на удочку в Озере Белого Шёлка. Рыбку,
конечно же, жалко, но ведь съест её ханойский вьетнамец, а не лишь бы кто.

Сикхи фотографируются на фоне пагоды а храмовом комплексе Tran Quoc(Чан Куок)
на Западном озере.

Ханойский Амстердам на Западном озере.

Северные ворота ханойской цитадели Trang Long. Построены в 1805 году.
Единственные уцелевшие из пяти внешних ворот цитадели времён династии Nguyen.
На воротах есть две щербины от попадания французских артиллерийских снарядов,
выпущенных с кораблей со стороны Красной реки.

Во дворе ханойского Исторического музея. На переднем плане справа -
львообразные копии оснований колонн, XI-XIII вв. Оригиналы,
надеюсь, пребывают на своих исконных местах, а не в Лувре.

Велорикши в Ханое уже немножко не нарасхват.

Уже жалею, что не взял хотя бы горсти опилок. Сейчас бы нюхал их и плакал.

Выпускники ханойских школ имеют обыкновение делать
групповые фото в конфуцианском Храме Литературы, являвшем собой
по сути первый вьетнамский университет.

Одноколонная пагода (Chua Mot Cot) на старом фото в Храме Литературы.
Построена в XI веке.

Одноколонная пагода (Chua Mot Cot) сегодня. Возможно,
что-то сохранилось в ней аж с XI века.

Храм Chin dien рядом с Одноколоной пагодой.

Музей Хо Ши Мина. Справа - вход в храмовый комплекс Chin dien.

Мавзолей Хо Ши Мина. Всё бы было хорошо, но портят вид
дурацкие подпорки при деревьях.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Драконистый Ханой