Александр Бурьяк

Мераб Мамардашвили как отравитель
русскоязычных мозгов в подрывных целях

bouriac@yahoo.com Другие портреты На главную страницу
Мамардашвили
Мераб Мамардашвили (1930-1990) -- абсурднутый охмуритель-пу- тальщик, обильно плодивший словесную муть и на этом основании выдававший себя за философа. Философом он таки и считается -- у интеллектуально покалеченных интеллигентов-абсурдистов, подсевших на его охмурню. * * * В Википедии статья о Мамардашвили на грузинском языке в три ра- за короче статьи о нём на русском языке, но это может быть от то- го, что грузины не любят пользоваться интернетом и/или вообще народ ленивый и не особо культурный, а не от того, что им хватает здравого смысла не забивать свои мозги и своё интернет-пространс- тво ерундой. Ещё одно возможное объяснение: у грузин всяких там умничающих -- как собак нерезаных, так что подробно кропать про каждого производителя зауми -- работа немеряная. * * * Если сравнить объём англоязычных, немецкоязычных, франкоязычных и т. п. статей о Мерабе Мамардашвили с таковыми, к примеру, о Карле Марксе, Фридрихе Ницше, Карле Поппере, Конраде Лоренце, то напрашивается подозрение, что Мамардашвили -- инструмент подрыв- ного внутрироссийского применения, а в западном культурном прост- ранстве он на фиг особо не нужен и поддерживается там чуть-чуть на плаву в основном для того, чтобы русскоязычные искатели супер- мудрости не просекали, на какую чушь их "разводят" аки лохов. Кстати, об указанных выше авторах (Карл Маркс и др.) хотя бы можно сказать, что бывает в основном понятно, о чём они пишут. Но для мамардашвильнутых это, наверное, означает что в философичес- ком отношении упомянутые писатели против Мамардашвили -- как мальчики против мужчины. * * * Мамардашвили -- земляк Сталина (родился в Гори), но в этом нет состава преступления. Водился в основном с евреями: Эрнестом Неизвестным, Александром Пятигорским, Григорием Щедровицким и пр. Сам был, скорее всего, без еврейской примеси, а только имел еврейский склад мозгов. В 1954-1957 гг., учась в аспирантуре МГУ, участвовал в работе логико-методологического семинара, которым руководил Александр Зиновьев. В 1957 г. устроился редактором-консультантом в журнал "Вопросы философии" и начал публиковать в этом журнале свои статьи. В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию "К критике гегелевс- кого учения о формах познания" и вступил КПСС. В 1961 г. Международным отделом ЦК КПСС (!) был послан в Прагу на работу в журнале "Проблемы мира и социализма" на должности завотделом критики и библиографии. Ездил с какими-то заданиями в Италию, ФРГ, ГДР и на Кипр. В 1966-1969 гг. трудился завотделом в Институте международного рабочего движения АН СССР. В 1968-1974 гг. стал заместителем главного редактора журнала "Вопросы философии". В 1970 г. защитил докторскую диссертацию "Формы и содержание мышления". В 1970-1971 гг. читал лекции для иностранных студентов Инсти- тута общественных наук при ЦК КПСС. В 1980 переехал в Тбилиси и стал "работать" в должности главно- го научного сотрудника В Институте философии АН Грузинской ССР. С 1987 г. снова стал ездить за границу (Италия, Франция, США, Великобритания) для чтения лекций и участия в конференциях. Помер в аэропорту Внуково от сердечного приступа. * * * Забавно то, что мутегон Мамардашвили в молодости ошивался в ЛОГИЧЕСКОМ кружке аж самого Александра Зиновьева. Ну, может, у Зиновьева в то время была не совсем правильная логика: не класси- ческая, а какая-нибудь многомерно вывернутая на манер ленты Мёбиуса. Зиновьев потом прочухался от неё, а Мамардашвили так и застрял в вывертах. * * * Самое пикантное: Мамардашвили почти не оставил письменного на- следия. Якобы из подражания Сократу и потому что в СССР его всё равно не публиковали (якобы по идеологическим соображениям), а только разрешали читать лекции, в том числе в институте, который при ЦК КПСС. Зато Мамардашвили много трепался перед микрофонами и видеокамерами. Думается, что мамардашвилевы работы не печатались в СССР не потому, что не вписывались в марксизм или проповедовали какую-то альтернативную идеологию, а потому что кому-то хватало соображе- ния оценивать их как совсем уж муть, рядом с которой даже марк- сизм-ленинизм смотрелся образцом корректной мысли, работающей на благо общества. * * * Вроде, удалось, наконец, выяснить, в каком роде войск служил отец Мераба и до какого звания дослужился: "Его отец Константин Николаевич Мамардашвили (1902-1970) был кадровым военным. После окончания Военно-политической академии в Ленинграде в конце 30-х годов он был направлен на Украину, внача- ле в Киев, а затем в Винницу, где его сын пошел в школу. (В годы войны он был комиссаром стрелковой дивизии и вышел в отставку в звании полковника.)" (сайт http://ariom.ru) Короче, партработник чутьвышесредней руки. Прежде у меня имелось подозрение, что этот отец был коллегой отца Джермена Гвишиани или близко к тому: за просто так в номен- клатуру ЦК КПСС обычно не попадала даже очень способная молодёжь, потому что к 1950-м привилегированный слой в СССР уже худо-бедно сложился и слежался -- и даже начал местами загнивать. А команди- ровка Мераба на 5 лет в Прагу говорит о том, что он был очень даже в номенклатуре. (Правда, похоже, его потом оттуда комиссова- ли -- по состоянию головного мозга... Но на завод к станку ведь не отправили, а пристроили к другой кормушке.) Например, я могу позволить себе спокойно признаться, что мой отец служил 3 года в зенитной артиллерии и дослужился от рядового только до младшего лейтенанта, чем сильно меня подвёл, а Мераб Мамардашвили что-то подозрительно скромничал. Можно ли назвать замполитского полковничьего сына, предавшего Советскую власть, ещё одним обожравшимся элитным выкормышем -- или для этого надо, чтобы папочка был не меньше, чем генералом? Не знаю, случай спорный, пограничный. * * * Ясное дело, что западоиды стали обхаживать и вывозить за грани- цу всяких там мамардашвили в конце 1980-х, чтобы сделать их аген- тами влияния и как таковым набить цену ("международное признание" и всё такое) в глазах невыездного советского плебса, извёвшегося от тоски по недоступным забугорным далям и благоговейно восприни- мавшего печать западной благодати на всяком, кто даже не то, что пришёлся на Западе ко двору, а хотя бы просто съездил туда. Но данный конкретный Мамардашвили, скорее всего, был больше оценён не как возможный пропагандист западных ценностей, а как путаль- щик, способный связывать своей мутью и соответственно нейтрализо- вывать интеллигентские мозги, чтобы доверчивые и политически неопытные советские человеки не допёрли, чем могут закончиться горбачёвские инновации и ельцинские обещания. Впрочем, имелись у Мамардашвили и вполне антикоммунистические высеры поливы, которые тоже были в струю и окупали вывоз сабджекта за бугор: "Суть коммунизма -- быть бесчеловечным." "Коммунизму неотъемлемо присуще варварство, это царство жесто- кости и кровожадности, где дети доносят на родителей и брат душит брата. Пытаться придать коммунизму человеческое лицо -- это мошенничество, еще одна ложь, надувательство, которое поглотит всех неизлечимых дебилов." * * * Не исключено, что Мамардашвили был не благонамеренным мегапу- таником и не больным на голову человеком, а хитрозачёсанным шарлатаном типа Гегеля, эмпирически нащупавшим хорошо продаваемое bla-bla-bla и постепенно втянувшимся в роль суперсветоча, которого не напрасно ждали десятилетиями отечественные прибабахнутые абсурдисты. Это предположение напрашивается при чтении всяких мамардашвилевых хохм, вроде следующих: "Ни один эмпирический, жизненный акт не является полным, не завершает смыслов жизни. В самой жизни никакие смыслы не завер- шаются. Вообще во времени ничего не кончается и не выполняется." "Можно сказать так: рефлексия над сознанием находится в каком- то состоянии, которое не является содержанием самой этой рефлек- сии, а является постоянной неустранимой добавкой к любому такому содержанию, не входя в него. То есть в каждый данный момент ре- флексия находится в таком состоянии, которое само ею не ухватыва- ется, и то, что оно не ухватывается, есть состояние сознания." "Нам необходимо понять состояние сознания как формальное поня- тие не в смысле противоположности содержанию, а в смысле незави- симости от любого мыслимого содержания." "Если рассуждать, что можно быть моральным ради пользы, то это не моральное суждение. В нем будет отсутствовать феномен морали, который можно только видеть (или не видеть). Причем в состоянии, как я уже говорил, ясной отрешенности, когда у нас появляется шанс увидеть, что мораль вообще, в принципе не имеет эмпирических оснований, она по определению бескорыстна. Если мы вносим какие-то причинные определения, то неизбежно разрушаем феномен морали, так как вносим эти определения актом, не являющимся актом мышления. Тогда мы не мыслим." Я полагаю, что не так уж трудно создать компьютерную программу, которая будет генерировать квазифилософские высказывания вроде приведенных выше. * * * У любителей охмуряться как бы философией тексты от этого Мамар- дашвили -- наверное, аналог высококачественного коньяка у тех, кто такое потребляют (я не из их числа, но вообразить таки могу): хватанул дозу побольше -- и лежишь несколько часов в счастливой отключке от нашей трудной реальности. * * * Мамардашвили много работал над пониманием феномена философии: "определял" её и так, и этак. Сложность, догадываюсь, состояла в том, что надо было хорошо смотреться относительно определения самому, то есть, выглядеть не безответственным никчемным треплом, а суперинтеллектуалом, спецом по тончайшим нюансам мысли и жития-бытия. * * * Собственные показания сабджекта ("Мой опыт нетипичен"): "Я предпочитал зарабатывать хлеб работой в журналах, а не свои- ми философскими статьями или взглядами. Я считал, что мое дело -- философия, я не могу, чтобы мой труд кем-то планировался или кто- то о нем судил с позиций, где есть какие-то критерии, внешние тому, что я могу подумать или придумать, если повезет. В филосо- фии -- я имею в виду. Я философское животное, и так было всю жизнь. Но при этом у меня не было, повторяю, никаких реформаторс- ких претензий к обществу. Я не собирался ни марксизм улучшить, ни общество." "Я никогда не разделял идеологию дела. Не строил никаких социа- листических и социальных проектов." То есть, ему всего лишь нравилось облегчаться своей никчемной заумью на интеллигентские мозжишки, тем более что находилось немало желающих подставиться. На самом деле даже очень сложные и очень отвлечённые рассужде- ния должны в конечном счёте работать на жизнеобеспечивающий прак- тический результат, иначе они -- пустые извращенческие развлече- ния в часы досуга: что-то на уровне игры в домино. * * * Сергей Кара-Мурза о Мамардашвили ("Русский путь. Вектор, про- грамма, враги"): "А. А. Зиновьев рассказывает, как в юности готовил покушение на Сталина, а теперь, после гибели СССР, считает советский строй высшим достижением человечества. Он, как философ, все время ста- рался 'изменить мир'. М. К. Мамардашвили, напротив, представляет себя снобом и аристократом, который и не собирается что-то 'улучшать'. Он якобы всегда считал СССР 'черной дырой' и явился на землю как 'шпион' – наблюдать, как копошатся человечки в Евразии, и думать о вечном. Как философ, он вступил в КПСС и не удосужился из нее выйти в 1989 г., потому что это – суета, на которую не следует тратить мысли и дела ('Партийность была чем-то вроде социального страхования. Поэтому я и вступил в партию')." "Мераб Константинович - человек действительно выдающийся. Я работал с ним в одном институте в течение шести лет, встречались на собраниях, семинарах, совещаниях, в секторе. От него нельзя было услышать никаких критических высказываний в адрес 'системы', которыми все вокруг кипело в болтовне сотрудников. Иногда надо было готовить важные записки 'наверх', директор звал трех-четырех человек обсудить тему. Один раз мы были вместе: 'сверху' спроси- ли, в каком направлении надо изменять социальные формы науки, чтобы они лучше соответствовали внутренней логике научной дея- тельности. Это близко к теме лекций М. К. Мамардашвили по филосо- фии познания. Ждем от него слова, умный человек, много об этом думал. Ничего не сказал, трубкой попыхивал. Не желал участвовать! Это вызвало у всех собравшихся очень тяжелое чувство, даже трудно объяснить - как-то все поникли. Потом в интервью 'Жизнь шпиона' он так объяснил: грузин и фило- соф, с юности я нахожусь во внутренней эмиграции. Я хорошо пони- маю, что такое быть шпионом, необходимое условие успешной шпионс- кой деятельности, а нередко и творчества - схожесть с окружающи- ми... Надо оставаться незаметным, не теряя свободы'." По-моему, у "умного человека" Мамардашвили выдающесть его ума проявилась только в блистательности имитации сложной умственной деятельности, а больше ни в чём: самолично написанных текстов ведь почти не было, поди ещё проверь. Ну, может, он ещё раздавал умненейшие советы в устной форме, когда был уверен в отсутствии подслушивающих и звукозаписывающих устройств рядом. Устность советов обеспечивала этому Мамардошвили неуязвимость от КГБ. Почему этого Мамардашвили терпели в "научно-исследовательском" институте, работавшем на аппарат ЦК КПСС, объяснение у меня толь- ко такое: другие сотрудники этого института тоже были в основном имитаторами и путальщиками, а то и сознательными подрывниками, так что Мамардашвили был для них не "белой вороной", а наоборот, своим в доску, только выбравшим несколько необычный способ пара- зитирования на советском народе. Кстати, если наш ныне праведничающий Кара-Мурза не раскусил Мамардашвили ещё в советское время, не говорит ли это о том, что и сам Кара-Мурза был тогда немножко с рыльцем в пушку? * * * Мамардашвилиева ахинея плохо воспринимается даже при медленном чтении, поэтому не представляю себе, как можно было хватать такое налету -- на слух. Подозреваю, что большинство восторженных слу- шателей Мамардашвили упивалось своим интеллектуальным превосход- ством, если понимало хотя бы приблизительную тему высказываний. * * * Когда в 2001 г. Мамардашвили ставили памятник в Тбилиси, случи- лись какие-то уличные столкновения, на идеологической почве. Чем там были недовольны горячие грузины в данном случае, я ещё не выяснил. * * * В страшное советское время можно было делать много чего филосо- фического и нужного обществу, не вступая в явный конфликт (или вообще не вступая в него) с марксизмом-ленинизмом: творить "фило- софию техники", "философию архитектуры", "философию здоровья" и т. п. "Идеологическими цепями" оправдывались бездари, а некоторые из них вдобавок специально нарывались, потому что, будучи недоста- точно способными для самоутверждения и зарабатывания на жизнь через полезный креатив, они стремились достигать того же самого через антисоветизм. Чтобы соблюсти советский политес, было достаточно вставить в предисловие или введение более-менее подходящие 3-4 цитаты из Маркса, Энгельса и/или Ленина (со ссылками на собрания их сочине- ний), а дальше пиши почти как хочешь. Тем более что на 3-4 цитаты удаётся, как правило, отыскать толковое даже у указанных товари- щей, чего уж там: халтурщиками или бездарностями они в общем-то не были. * * * Борьба с инакомыслием и борьба с деструктивностью -- это немно- го разные вещи. Инакомыслящие бывают следующих видов: - ушедшие вперёд от основной массы; - отстающие от основной массы; - уточняльщики, лезущие в нюансы, которыми большинство пренебрегает; - пренебрегающие нюансами, на которые обращает внимание большинство; - смотрящие более широко, чем основная масса; - смотрящие более узко, чем основная масса; - иначе, чем большинство, расставляющие акценты и/или иначе, чем большинство, определяющие порядок расположения либо следования чего-нибудь; - предлагающие альтернативу, которая, возможно, не менее эффек- тивна, чем то, что принято большинством; - благонамеренные путальщики, которые сначала запутались сами, но не поняли этого и путают других -- с благими намерениями; - имитаторы (они же шарлатаны), желающие выглядеть особо особо продвинувшимися в умственном развитии и постижении жития и бытия и что-то на этом заработать; - сознательные деструкторы, имеющие целью нейтрализацию общест- венного интеллекта и разрушение существующего общественного порядка. Возможные причины инакомыслия: - умственное недоразвитии; - умственное переразвитие; - образование ниже среднего; - особо хорошее образование; - моральное уродство; - моральная тонкость; - психическая болезнь; - нарушенность мышления; - заграничное влияние. Разные инакомыслящие заслуживают разного отношения. Сказать о человеке, что он инакомыслящий, -- значит не сказать о нём почти ничего. Инакомыслия хватает в любом обществе. Чаще всего людям нет до него дела -- по той простой причине, что оно им не мешает и что нет времени выяснять, есть ли оно и какое. Не шибко размашистое конструктивное инакомыслие худо-бедно це- ится даже в консервативном обществе, потому что всё время появля- ютмя какие-то проблемы и их надо решать, а для этого нужны чутьвышесредние мозги и свежие идеи. С инакомыслием борются, когда от него исходит угроза положению дел, считающемуся приемлемым, либо помеха желательным изменениям и/или когда есть недоудовлетворённая естественная потребность кого-то погрызть всё равно по какому поводу. * * * Мераб Мамардашвили как инакомыслящий сначала относился, скорее всего, к разряду благонамеренных путальщиков и/или имитаторов, а когда в конце 1980-х стал таскаться за бугор на деньги принимаю- щей стороны, то вдобавок к типу сознательных деструкторов. Уточ- няльщиком его можно было бы назвать, если бы он аккуратнее подхо- дил к представлению материала. При том же подходе, который имел место, люди после их обработки мамардашвилизмами покидали сеансы духовной связи с "гением" не усиленные знанием важных деталей, а охмурённые потоком зауми. После регулярного охмурения в течение длительного времени они уже были не в состоянии заниматься нор- мальным трудом типа инженерного, врачебного и т. п., зато получа- ли шанс сделать карьеру тоже-охмуряльщиков: "философов", "экспер- тов", авторов псевдоисследований в области какого-нибудь "струк- турализма" с бесструктурными со скрытоструктурными текстами на выходе. Особенность действительного думальщика: он хотя бы отдаёт себе отчёт, в том, на какие темы выражается. Своё понимание этих тем он запечатлевает в названиях текстов, их разделов и подразделов. Чем корректнее работа мышления, тем структурированнее текст на выходе: в нём есть не только разделы и подразделы, но также выде- ленные определения, списки, таблицы, а то и схемы. Теперь поищите что-нибудь этакое у Мамардашвили. О да, местами у него таки можно обнаружить структуру: лекция 1, лекция 2, лекция 3 и т. д. * * * У особо ценных, особо полезных идей, как правило, имеются две особенности, большинством культурных людей более-менее сознавае- мые: 1) эти идеи трудноваты для понимания, 2) они несколько рас- ходятся с тем, что уже есть в головах у "потребителей" (а не яв- ляются продолжением или, скажем, обобщением). Квазифилософы-ими- таторы, гонящие свою чепуху, обеспечивают наличие у неё этих особенностей: выражаются мутно и сыплют как бы парадоксами, из-за чего у образованцев возникает сильное впечатление, что эта чепуха -- самое то, чего им остро не хватало для понимания себя и мира и для счастья вообще. * * * Средства, благодаря которым квазифилософам-путальщикам удаётся впечатлять образованцев: 1. Наукообразная терминология на основе латинского, древнегречес- кого и английского. 2. Блистание псевдознанием ("эрудицией"), сыпание именами, о которых образованец ничего плохого вспомнить сходу не может. 3. Держание скопом, взаимное поддакивание (благодаря этому у обра- зованцев, начавших наблюдать квазиинтеллектуальное копошение со стороны, включается инстинкт стадности и появляется желание присоединиться). 4. Уверенные манеры, категоричность, апломб: никаких "может быть", "мне думается", "скорее всего" и т. п. 5. Витьеватость стиля, поглощающая интеллектуальный ресурс авто- ров и их читателей и заслоняющая бедность и кривость концепту- ального содержания текстов. 6. Изобилие неструктурированного текстового материала, делающее практически невозможным полный охват трудов "школы" и выход на главное, на "ядро". Какое бы утверждение ты ни взялся критиче- ски разбирать, тебе скажут, что это частность и что у других представителей подхода то же самое представлено иначе. 7. Риторичное затявкивание критиков и уклонение от ответов на вопрос, каким образом подход сработал "наружу": какую практи- ческую пользу принёс или какие толковые концепции помог вырабо- тать. ................................................................. .................................................................

Литература

С. Г. Кара-Мурза "Русский путь. Вектор, программа, враги". M. K. Мамардашвили, А. М. Пятигорский "Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке". M. K. Мамардашвили "Эстетика мышления". M. K. Мамардашвили "Мой опыт нетипичен" (беседа с Пилар Бонэт, 1988).

Возврат на главную страницу           Александр Бурьяк / Мераб Мамардашвили как отравитель русскоязычных мозгов в подрывных целях